|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Европа / Франция / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Святые / Мать Мария (Скобцова) (1891-1945) / Бодрствуйте, молитесь обо мне…Новая книга К.Кривошеиной о творчестве м. Марии (Скобцовой) вышла в Париже |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Бодрствуйте, молитесь обо мне…
Новая книга К.Кривошеиной о творчестве м. Марии (Скобцовой) вышла в Париже
«La beauté salvatrice Mère Marie (Skobtsov): peintures, dessins, broderies»: «Красота спасающая» живопись, рисунки, вышивки матери Марии (Скобцовой) 1891—1945. В известном католическом издательстве «CERF» в сентябре 2012 года вышла книга Ксении Кривошеиной о м. Марии (Скобцовой). Предисловие патриарха Кирилла Московского и всея Руси, послесловие проф. Жоржа Нива. (перевод священника Сергия Моделя)
Ксения Кривошеина рассказывает «Правмиру» о своей новой книге
Бодрствуйте, молитесь обо мне,
Все, держащие души моей осколок; Ныне час настал, и путь не долог; Все свершается, что видела во сне. «Сегодня о монахине Марии много написано, изданы ее стихи, эссе, богословские труды, и не стоит здесь повторять заново о фактах общеизвестных; наработанные клише затуманивают что-то… И именно в это „что-то“ до сих пор всматриваются и историки, и люди Церкви, и мы с вами, для которых жизнь и смерть есть тайна.
В одной биографической справке приводится любопытный случай, происшедший с Елизаветой Пиленко в детстве. Лиза была общительным ребенком, любила собирать вокруг себя детвору и увлеченно рассказывала разные истории. Однажды ее мать, случайно находившаяся по соседству, расслышала, как Лиза произнесла: „…и вот я умерла“. Слышала ли мать, о чем рассказывала ее дочь? Или это была финальная фраза повествования? Общеизвестно, что м. Мария и в лагере Равенсбрюк сочиняла стихи, писала иконы и готовилась к последнему обретению себя в смерти. Но ее жертвенная гибель на долгие годы затмила важную составляющую этой универсальной женщины: поиск самой себя.
Как не вспомнить, что мать Мария выросла во времена, когда каждая барышня из хорошей семьи знала французский или немецкий, рисовала и вышивала, пела, играла на пианино, танцевала и писала стихи в альбомы. Тогда эмансипация только начинала давать свои ростки, проявление многогранных талантов, стремление их реализовать было редкостью.
Сегодня в Бахметевском архиве хранятся рисунки матери Марии, в Русском музее (СПб) и Тверском музее — есть серия её акварелей 1915-17гг., несколько лет назад музей им. Анны Ахматовой приобрёл замечательную серию акварелей её дореволюционного, раннего периода.
В православных храмах Франции и Англии её иконы и вышивки — ценная редкость, а потому особенно чтимы. Время не пощадило её творения, но то что до нас дошло, есть свидетельство роста личности этой много одаренной женщины. Творчество для неё неразрывно было сопряжено с молитвой, в своих стихах и иконах — вся она, без прикрас.
Конечно, трагическая судьба матери Марии придала иную оценку и ее творческому наследию. Будет ошибкой рассматривать живопись матери Марии наряду с работами знаменитых мастеров, таких как о. Г. Круг, Д. Стелецкий, Л. Успенский… По художественному исполнению ее работы на порядок ниже. Монахиня Мария, художник и поэт — самоучка. Но в свои „несовершенные“ работы она, как и сестра Иоанна (Рейтлингер), вложила энергию своей жизни, поисков и чувств. Понимала ли она, что истинное „я“ ей предстоит обрести только в Равенсбрюке?
Эта книга может стать настоящим открытием для франкоязычного читателя. В ней рассказано о деятельном монашестве м. Марии (Скобцовой) и о её литературно-художественном творчестве. В книге много цветных воспроизведений её икон, акварелей, рисунков разного периода. Приведены её стихотворения, а также ранние акварели. Книга содержит „Летопись жизни“ и описание её художественной деятельности до эмиграции, как поэтессы и художника Серебряного века — Е. Ю. Кузьминой-Караваевой, а также анализ её творчества во Франции.
За последние десятилетия имя этой неутомимой монахини в миру, всё более высвечивается в России и за рубежом. Казалось, что время, которое нас отделяет от её гибели в 1945 году, должно было бы погрузить память о её деятельности в небытиё, уничтожить результаты её творческого Дара — стихи, поэмы, богословские труды, вышивки, иконы, рисунки… Но Бог наградивший эту незаурядную, неутомимую личность многогранными талантами, распорядился иначе. Господь велик: в прошлом году на доме, где родилась Лиза Пиленко (будущая монахиня) открылась мемориальная доска, а в этом году, во Франции, вышла эта новая книга, с предисловием Патриарха Кирилла:
Следуя этому выбору и призванию, где не было ни отдыха, ни передышки, мать Мария продолжала оставаться поэтом, религиозным мыслителем, автором стихов, поэм, мистерий и богословских статей.» У нее была страстная любовь к России и русскому народу — вспоминал о ней Н.Бердяев. Последний период ее жизни, период войны, был весь окрашен в цвет страстного патриотизма, который принимал крайние формы. Исключительная любовь к России к русской земле и русскому народу делали ее часто несправедливой к Западу и западным течениям. Ее мироощущение можно назвать революционным славянофильством».
Она была талантливым художником и в новой книге Ксении Кривошеиной можно увидеть не только акварели 1915—1919 гг., но и легкие, беглые рисунки, выполненные пером и тушью к собственным стихам изданных в 1937 г. в Берлине.
В книге есть и икона св. Марии Египетской, которую она написала к своему постригу, и уникальная вышивка головного платка, сделанная летом 1944 года в Равенсбрюке. На ней в стиле старинных нормандских вышивок символически изображена высадка союзников в Нормандии. Но вышивками, рисунками и акварелями не исчерпывается ее художественный дар и тому свидетельство это новое издание о творчестве м. Марии.
В послесловии к книге проф. Жорж Нива отмечает: «Лиза Пиленко, Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, мать Мария… Личность парадоксальная, многосложная, вызвавшая острые споры, но и цельная, дошедшая до конца, осуществившая себе в мере, редко кому дарованной… Она полностью принадлежит ХХ веку. Её гордая и смиренная, вечно алчущая душа искала свет в той «европейской ночи», о которой пел скептик и трагик Владислав Ходасевич. Она добровольно погрузилась в эту ночь тоталитаризма, пыток, холокоста, в её неминуемую тьму. Судьба м. Марии присоединилась к судьбам миллионов жертв. Она вписывается в мартиролог века и в мартиролог поэзии рядом с Целаном, Мандельштамом, Цветаевой, Ахматовой, Шаламовым и многими другими.
Затмился ли Бог в Освенциме, в Равенсбрюке, на Колыме, на Соловках, как утверждают многие богословы вслед за немецким философом Йонансом? Или, напротив, Он сиял в последних взглядах и последних вздохах мучеников? Этот вопрос трагически разделил мир, и на него нет ответа.
Ибо истина — не то, что ты знаешь, а то, что есть. Истину нельзя знать, в ней можно только быть или не быть. Нет свидетелей последних слов матери Марии, но её пророческое стихотворение «Зажгутся костры» Свидетельствует о её предчувствиях грядущей гибели и, что Бог для неё сверкал в умирающих душах. Она принадлежит безумному, страстному и блестящему «Серебряному веку». Она чаяла взрыва и катастрофы, «невиданных мятежей». И она воистину была дитя «страшных лет России» :
Я знаю, зажгутся костры
Спокойной рукою сестры, А братья пойдут за дровами, И даже добрейший из всех Про путь мой, который лишь грех, Недобрыми скажет словами. Не будет гореть мой костёр
Под песнопенье сестёр, Под сладостный звон колокольный, На месте на Лобном, в Кремле, Иль здесь, на чужой мне земле, Везде, где есть люд богомольный. От хвороста тянет дымок, Огонь показался у ног И громче напев погребальный. И мгла не мертва, не пуста, И в ней начертанье креста — Конец мой! Конец огнепальный! По материалам сайта "Правмир"
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |