|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Европа / Беларусь / МИР ПРАВОСЛАВИЯ / Святыни и места паломничества / Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь
Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь
Совершая папомничество по православным святыням Белой Руси, нельзя не посетить древний Полоцк. Некогда могущественный и именитый, занимавший одно из первых мест в иерархии древнерусских городов, Полоцк был славен своими храмами и обителями, самобытной школой зодчества, ремеслами. Уже в 992 году, всего через четыре года после Крещения Руси, в земле Полоцкой была учреждена епископская кафедра. А спустя несколько десятилетий, во время правления Всеслава Брячиславича, на высоком холме Полоцкого детинца был возведен величественный собор Святой Софии «о семи верхах», подобные которому имелись только в Царьграде, Киеве и Новгороде. XII столетие cтало «золотой порой» расцвета иноческой жизни на Полоцкой земле, в это Богом благословенное время здесь и просияла великая угодница Божия, преподобная Евфросиния, основавшая девичью обитель «у церкви Спаса» и прославившая Полоцк в веках.
Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предславы происходила из древнего княжеского рода, бравшего свое начало от святого равноапостольного князя Владимира и Рогнеды. Из жития Преподобной известно, что годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и житий святых, и что имела она такое прилежание к учению которому дивился даже ее отец. Достигнув совершеннолетия, каковым в Древней Руси считался возраст 12 лет, Предслава не захотела вступать в брак. Многие славные князья искали ее руки, но, желая избежать «печали мира сего», Предслава тайно покинула родительский дом и в одном из полоцких монастырей приняла иноческий постриг с именем Евфросинии.
По принятии пострига некоторое время преподобная Евфросиния подвизалась в маленькой келии, устроенной в стене Софийского собора, в котором находилась тогда одна из древнейших и богатейших библиотек в Европе. Здесь Преподобная своими руками переписывала книги Священного Писания, жития, патерики. Плату, получаемую за этот нелегкий труд, святая подвижница отдавала нуждающимся. Когда инокиня-княжна достигла «в меру возраста духовного», Господь чрез Ангела Своего призвал ее на особое служение, к которому готовил. Вот как, по свидетельству жития, было положено начало Спасской обители: «…увидела она видение взял ее Ангел и повел ее туда где была церковка Свяаго Спаса, метохия Святой Софии, что зовется народом Сельцо. И тут показал ей Ангел Господень, говоря: “Евфросиния, здесь тебе подобает быть”». Следуя велению Божию, Преподобная с одной из черноризиц вскоре пришла на Сельцо находившееся в двух верстах от Полоцка, где и поселилась при маленькой деревянной церкви Спаса. Произошло это около 1125 года. Святая желала трудиться иа месте, указанном ей Богом, оставаясь неведомой для мира, но Господь судил иначе. По прошествии некоторого времени стали приходить на Сельцо девицы, искавшие спасения души и желавшие уневестить себя Христу. Когда сестер стало много Преподобная захотела на месте старой деревянной церкви возвести каменную. На это благое дело и был призван Господом упоминаемый в житии зодчий Иоанн.
Спасо-Преображенский храм (XII век)
По молитвам святой игумении каменный храм Всемилостивого Спаса - вершина архитектурной мысли полоцкой школы зодчества - был воздвигнут всего за 30 недель. Его стены расписали лучшие полоцкие мастера того времени (уникальные фрески Спасской церкви, под слоями более поздней живописи, почти полностью сохранились до наших дней).
Внутреннее убранство Спасо-Преображенского храма
Чудом сохранившиеся фрески XII века В 1161 году в Спасский храм был принесен «на вечное хранение» напрестольный Крест-ковчег, изготовленный по заказу святой игумении мастером-ювелиром Лазар?м Богшей. Выполненный в древневизантийской технике перегородчатой эмали, Крест содержал в себе бесценные христианские святыни: частицу Животворящего Креста с каплей Крови Господней, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери и частицы мощей святых. Около 1155 года неподалеку от Спасской обители Преподобная воздвигла Богородичную церковь и устроила при ней мужской монастырь. Здесь она пожелала иметь чудотворный образ Одигитрии Эфесской, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. С этой целью блаженная Евфросиния отправила в Царьград к императору Мануилу Комнину «слугу» своего Михаила, который и привез в Полоцк древнюю святыню (уже позднее, в XIII веке, образ Пресвятой Богородицы Эфесской был дан в благословение на брак великому князю Александру Невскому с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной и перенесен в собор г Торопца, где совершалось венчание; ныне икона находится в фондах Русского Музея в Санкт-Петербурге). Еще при жизни преподобной Евфросинии Господь прославил основанные ею обители. Они стали центрами книжности и просвещения Полоцкой земли; при них были устроены скриптории, иконописные мастерские, библиотеки, школы. Святая же игумения, видевшая множество инокинь и иноков, собранных в ее монастырях во имя Господне, «радовалась им... как своему спасению» и прилагала неустанное попечение о вверенных ей душах. Достигнув преклонных лет и провидя близкую свою кончину, Преподобная возжелала посетить места, связанные с земной жизнью возлюбленного ею всем сердцем и всею душою Спасителя, чая завершить там свой земной путь. Зимой 1173 года блаженная Евфросиния и ее спутники - сестра Евпраксия и брат Давид - покинули Полоцк. Путешествие было пешим и потому - многотрудным, в конце апреля полоцкие паломники достигли Святой Земли. Во время своего пребывания в Иерусалиме Преподобная удостоилась трижды поклониться Живоносному Гробу Господню, однако, вскоре она занемогла и начала болеть. Около 24 дней пролежала святая на одре болезни. 23 мая 1173 года блаженная Евфросиния предала свою душу Господу и «вошла в покой небесный». Погребена она была в монастыре преподобного Феодосия Великого. Спустя 14 лет, в 1187 году, инокисоотечественники, как величайшую святыню, перевезли ее нетленные мощи в Киево-Печерскую Лавру.
По кончине Преподобной в течение нескольких столетий основанные ею обители процветали и благоустраивались, впоследствии же на их долю выпали суровые испытания по причине войн и неисчислимых бедствий, обрушившихся на Полоцкую землю в XVI-XVIII веках. Богородицкий монастырь не сохранился до наших дней. Для Спасского же после долгих лет упадка и забвения (с конца XVI в. по 1820 годы обитель находилась в ведении католического ордена иезуитов) новый период расцвета начал-ся в XIX веке. В 1833 году был произведен капитальный ремонт пришедшего к этому времени в запустение Спасского храма, переданного еще годом ранее православным. Ремонтировались и другие монастырские строения. Позднее был возведен новый сестринский корпус на берегу реки Полоты, к сожалению, не сохранившийся до наших дней. Уже в 40-х годах XIX столетия древняя обитель «у церкви Спаса» была причислена к разряду первоклассных. В эти же годы возобновило свою деятельность при монастыре Спасо-Евфросиниевское женское духовное училище, достигшее особого расцвета в конце XIX - начале XX веков.
Трапезная
С увеличением числа сестер монастырь стал нуждаться в более просторных и вместительных храмах. В 1847 году во время настоятельства игумении Клавдии (Щепановской) была возведена церковь в честь преподобной Евфросинии Полоцкой (ныне - трапезный храм). Спустя 50 лет, в 1897 году, при игумении Евгении (Говорович), над соборной монастырской площадью засияли кресты монументального пятиглавого Кресто-Воздвиженского собора, построенного по проекту архитектора В.Ф. Коршикова в византийском стиле.
Кресто-Воздвиженский собор Спасо-Евфросиниевского женского монастыря Накануне страшных событий, которыми так потрясло мир XX столетие, Полоцкая земля была утешена великой милостью от Господа. «Утром 22 апреля (1910г), после Божественной Литургии, во время молебна мощи преподобной Евфросинии были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из (Киевских) Пещер, 22 апреля они покинули Киев. Перевозились они (святые мощи) по Днепру при огромном стечении народа. Из Орши в Витебск, а затем - в Полоцк верующие благоговейно несли святыню на руках». Так, спустя более семи столетий после своей блаженной кончины, Преподобная вернулась в созданную ею обитель своими нетленными мощами, чтобы до конца времен предстательствовать за всех живущих в ней пред Господом.
При упоминании о том, что происходило в Спасской обители после революции 1917 года, не может не содрогнуться богобоязненное сердце. В 1921 - 1922 годах святые мощи были кощунственно вскрыты и отправлены на атеистическую выставку в Москву, откуда позднее они были перевезены в Витебский краеведческий музей. В начале 20-х годов были реквизированы многие монастырские ценности. В1928 году по распоряжению новых властей обитель закрыли. Однако, враги Церкви Божией не много успели в своих дерзких начинаниях, ибо «Бог поругаем не бывает». Уже к концу 1943 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре вновь возобновилась иноческая жизнь. 25 октября 1943 года из Витебока в Полоцкую обитель вернулись нетленные мощи ее святой основателыницы, с тех пор почивающие здесь и поныне.
В 1960 году, в период возобновившихся гонений, Спасский монастырь закрыли еще раз, но он пережил и зто скорбное время, дождавшись «дней благости Господней». 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. И всего за несколько лет обитель, трудами священноначалия, сестер и множества почитателей Преподобной, преобразилась.
В1997 году в канун праздника Воздвижения Креста Господня в Спасский монастырь был торжественно привезен воздвизальный Крест, воссозданный по образцу древнего Евфросиниевского Креста, утерянного в годы Великой Отечественной войны. А год спустя Преосвященным Феодосием, епископом Полоцким и Глубокским, была обретена еще одна монастырская святыня - вериги преподобной Евфросинии. Помещенные в гроб, в котором нетленные мощи святой перевозили из Киева в Полоцк, вериги находятся ныне в Кресто-Воздвиженском соборе. Колокольня Спасо-Евфросиньевского монастыря
В настоящее время Спасо-Евфросиниевским монастырем управляет монахиня Евдокия (Левшук), назначенная настоятельницей в августе 2004 года. В стенах обители под молитвенным покровом Преподобной ныне подвизается более 70 сестер.
Сестринский корпус
Святые отцы говорят, что пока существует монашество, будет существовать мир. И мы верим, что святые обители останутся на земле до конца времен как тихие пристани вечности для многих ищущих спасения душ.
«Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь». Научно-популярное издание. Полоцк, 2006 г.
Прислано П. И. Хорошко, г. Минск
14.07.2008 Цветные фото с сайта Саратовской епархии "Православие и современность" |
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |