|
||||||||||||||||||||||||
Главная / О нас / Наш духовный отец - протоиерей Василий Ермаков / Воспоминания и беседы с протоиерем Василием Ермаковым / "Всегда жду Святейшего на чай". Протоиерей Василий Ермаков вспоминает о дружбе с патриархом, начавшейся в годы Великой Отечественной войны. Андрей Полынский |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
"Всегда жду Святейшего на чай"
Протоиерей Василий Ермаков вспоминает о дружбе с патриархом, начавшейся
в годы Великой Отечественной войны
Храм, где отец Василий служит настоятелем, находится на окраине Питера. От метро "Черная Речка" - минут двадцать пешком до Серафимовского кладбища, затем прямо по аллее до кладбищенской церкви Преподобного Серафима Саровского. Василия в народе называют старцем. Но на старца он совсем не похож, ну разве что возрастом: лет около восьмидесяти, глаза молодые, небольшая бородка, бодрый, энергичный голос.
- Здравствуйте, детки мои милые: Ну что, Саня, как здоровьишко-то? - На поправку, батюшка, вашими молитвами: - Значит, еще лучше будет! Ну а ты, раба Божия? - Все хорошо, батюшка, благословите на поездку: - Погоди, не спеши: Батюшка идет вдоль стоящих в два ряда духовных чад, дожидающихся его в домике причта, и по дороге успевает давать советы и благословения, одному сует в карман плитку шоколада, другому дарит просфорку. Кого то из толпы подзывает к себе. Через секунду до сознания доходит: меня. На приходе отец Василий доступен всем, приходящим к нему. Среди прихожан Серафимовского храма известна такая история. Приехали некие петербуржцы в Псково-Печерский монастырь, к старцу Иоанну Крестьянкину. А отец Иоанн их и спрашивает: "А чего вы приехали ко мне в такую даль? У вас в Петербурге есть свой старец - отец Василий с Серафимовского кладбища". Об удивительном даре батюшки прихожане рассказывают истории одна необычнее другой. Вот некоторые из них. "Вот случай, который произошел на моих глазах. У прихожанки заболела мама. Болела она долго, но теперь врачи рекомендовали положить ее в больницу. Положили. Здоровье не улучшалось, и дочь поехала в Шуваловскую церковь, которую ее мама посещала много лет. И попросила тамошнего батюшку отслужить молебен о здравии матери. Отслужили молебен. Потом прихожанка эта приехала к своему духовному отцу в Серафимовский храм, к отцу Василию, и подробно рассказала ему о состоянии матери, спросила, надо ли переводить ее в другую, лучшую больницу. Батюшка ответил: "Не о том думать надо, готовь смертное: платье, чулки:" - "Что, надежды нет? Может, все-таки перевести ее в другую больницу?" - "Переводи", - сказал и ушел, дав понять, что не следует вносить суету в таинство смерти. Мать умерла на двенадцатый день. Я была на панихиде по умершей". "У моей дочери есть подруга, Тася, тоже прихожанка Серафимовской церкви. Знаю ее лет пятнадцать уже. У Таси появилась опухоль на щеке - был затронут нерв языка. Врачи, к которым она обращалась, давали разные рекомендации. Одни говорили: "Надо удалять". Другие советовали не трогать. Тася пошла за советом к отцу Василию. "Не спеши", - сказал он. Опухоль продолжала расти. Осмотрев больную, профессор 1-го Медицинского института предложил операцию. Тася - снова к батюшке. Он: "Еще подожди". Через месяц дал благословение на операцию. - После операции, когда немного пришла в себя, оперировавший меня профессор сказал: "Ваш случай - самая удачная операция за всю мою практику! Почему, спросите вы. Потому что она очень своевременно сделана: все созрело, но тянуть дальше было нельзя: опухоль могла задушить", - рассказывала потом Тася и с удивлением в голосе продолжала: - Профессор сказал мне словами батюшки! Ведь отец Василий, давая благословение, сказал: "Сейчас - время!" Удивительно, правда?" Во время войны подростка из орловского городка Болхова Василия Ермакова вместе с сестрой угнали в концлагерь в город Таллин. Духовно окормлял заключенных этого лагеря таллинский священник Михаил Ридигер. Он совершал богослужения, утешал, исповедовал и причащал. Отец Михаил приезжал не один, а вместе с псаломщиком (ныне - митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий) и сыном Алешей, ныне - Патриархом Московским и всея Руси. Вот как об этом времени рассказывает сам Святейший Патриарх Алексий II: "В бараке нам выделяли комнату или просто отгораживали закуток. Там ставили переносной престол, на котором и совершались богослужения. Многие пленные просили их окрестить, никому из них не отказывали. Особенно жалко было детей - перепуганных, голодных. С одним из них, Василием Ермаковым, я познакомился ближе. Мальчик попал в концлагерь вместе с младшей сестренкой. Они были детьми священника Василия Веревкина, тоже оказавшегося в плену. Правда, детьми духовными. Но для администрации лагеря отец Василий эту деталь не уточнял, что в конечном итоге и спасло ребят. Родом все они были из Орловской области. В разгар битвы на Курской дуге попали в облаву и оказались в концлагере. Мой отец и другие таллинские священники, узнав о трагической судьбе собрата, начали хлопотать об освобождении его семьи, приписав к ней на свой страх и риск брата и сестру Ермаковых. Их освободили в праздник Покрова Пресвятой Богородицы:" - Я не знаю, как там отец Михаил хлопотал, к кому обращался, - вспоминает те дни отец Василий, - но твердо знаю, что только благодаря его усилиям я и мои сродники были освобождены из лагеря в сорок третьем году. С тех пор Василий, подружившийся с Алексеем, был желанным гостем в гостеприимном доме Ридигеров. Однако вскоре, получив известие, что его родители живы, засобирался домой. На таллинском вокзале Василия и его сестру провожали Алексей со своими родителями, которые снабдили отъезжающих продуктами в дорогу. - В минуту прощания на перроне я и подумать не мог, что ровно через год мы снова с Алешей встретимся, - рассказывает батюшка. - Он узнал, что в Ленинграде открывается духовная школа - семинария, академия, и послал мне телеграмму: "Вася, приезжай в семинарию. Алеша". Так он и сделал. Оба они поступили и стали учиться сначала в семинарии, потом в академии. Еще когда отец Василий был семинаристом, его вызывали в НКВД. Допрашивали, что делал в оккупации, как освободился из концлагеря? Выдали "волчий билет", по которому невозможно было оставаться в Ленинграде. И тогда он пошел в храм Духовной академии и помолился перед старинной иконой Божией Матери "Знамение" (по преданию, ее подарил царю Алексею Михайловичу Константинопольский Патриарх Афанасий). Через два часа стало известно, что отцу Василию позволили продолжить учебу в семинарии. Из всего выпуска Духовной академии 1953 года нынче в живых остались только двое: Предстоятель Русского Православия и скромный кладбищенский священник. Отец Василий не стал использовать свою дружбу со Святейшим ни в карьерном, ни в материальном плане. Детская дружба осталась искренней и бескорыстной. По окончании академии батюшка служил в знаменитом Никольском Морском соборе. В 1950-е годы за сочинение "Роль духовенства в Смутное время" на него ополчились деятели из Московского института религии и атеизма: почему не сказано о роли народа? В органах отца Василия считали "неблагонадежным", "нелояльным к власти". В это время на него в КГБ завели "дело", пытались склонить к сотрудничеству, уговаривали "смягчить" проповеди. Потом, поняв, что это занятие пустое, отправили подальше - на окраину города, на Серафимовское кладбище. А духовные чада - следом, через весь город добираются к любимому батюшке. Сегодня дружный батюшкин приход составляет несколько сот человек - это для небольшого-то храма! А за советом к батюшке едут со всей России - как когда-то к Кронштадтскому пастырю - и тоже на окраину Санкт-Петербурга! И, несмотря на то, что у батюшки большая собственная семья - жена, три дочери, внуки, - для каждого приходящего он находит слово утешения. И всегда ждет в гости из Первопрестольной своего великого друга и однокурсника: им есть о чем вспомнить и поговорить. 15 апреля 1950 года будущий Патриарх был рукоположен в свой первый священный сан - диаконский. Сегодня исполняется 55 лет служения Святейшего в церковном сане. Андрей Полынский "Трибуна" 15 апреля 2005 г. По материалам сайта "Интерфакс-религия"
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |