Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Русское Зарубежье / Латинская Америка / Панама / ПАНАМА И РОССИЯ / Тайна двух океанов. Кадетское воспитание помогло потомку русских эмигрантов пройти все перипетии жизни. Андрей Суворов.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Тайна двух океанов

ТАЙНА ДВУХ ОКЕАНОВ

Кадетское воспитание помогло потомку русских
эмигрантов пройти все перипетии жизни

"Я ветвь меньшая от ствола России…"
Арсений Тарковский


     В живописном местечке Эль-Валье, в 130 км от столицы Панамы, над молодым сосновым бором, на вершине горы, с которой видны два океана (Атлантический и Тихий), возвышается православная часовня. История Павла Владимировича Ульянцева, создавшего на краю земли это чудо, уникальна, но источник его духовной энергии типичен для русских эмигрантов первой волны.

     Род Ульянцевых - древний. Мать Павла Владимировича - Ольга Антоновна Кульчицкая происходила из богатой дворянской семьи (в Крыму семья Кульчицких владела семью имениями), давшей России многих видных государственных деятелей. Среди ее предков - почитаемый Русской Православной Церковью как святой знаменитый русский миссионер-святитель Иннокентий Иркутский, служивший еще при Петре Великом на флоте военным священником.
 
     Отец - Владимир Емельянович Ульянцев-Пржевальский родился в Москве в семье единственной дочери знаменитого исследователя и географа генерала Н.М. Пржевальского - Анны. До сих пор Павел Ульянцев хранит в своих архивах пришедший из семьи Пржевальских Павловский крест - один из двадцати орденов, изготовленных по указанию императора Павла и вручавшихся в исключительных случаях как награды самого государя.
 
     Во время гражданской войны юная Ольга Кульчицкая выбрала единственно возможный для нее путь - стала сестрой милосердия в добровольческой армии барона Врангеля и до последних дней помогала больным и раненым в осажденном большевиками Севастополе. Потом она вынуждена была покинуть родной город на одном из последних пароходов. Судьба распорядилась так, что на том же пароходе оказался ее будущий супруг Владимир Ульянцев. Они полюбили друг друга и приняли решение ехать вместе в Югославию. Там были сосредоточены остатки русского корпуса под командованием генерала Адамовича.

СЕРБИЯ
     В Югославии Владимир Ульянцев познакомился с главой Русской зарубежной церкви Яном Шаховским, и эта встреча полностью изменила его судьбу. Он встал на путь священнослужителя. Павел Владимирович Ульянцев родился 11 июля 1928 года. В семье было еще двое сыновей (Борис и Николай) и дочь Мария. Мать вспоминала, как при крещении младенца Ян Шаховский сказал: "Назовем мальчика Павлом, и он будет священником". Священником он не стал, но впоследствии Павел получил от Святейшего Патриархата России звание Генерала Русской Православной Церкви ("самое почетное звание, которое я смог заработать за всю жизнь"), а также лично от Митрополита Российского - орден Святого Владимира.
 
     В первые послереволюционные годы при поддержке югославского короля Александра Первого (бывшего кадета Пажеского корпуса России, женатого на русской принцессе Марии из семьи Романовых) был создан Первый русский кадетский корпус имени великого князя Константина. "Югославы нас принимали, как братьев, давали работу, хлеб, жизнь, - рассказывает Павел Ульянцев. - Король Александр был душа-парень для всех русских офицеров, он им разрешил служить на равных в югославской армии. И все югославы отдавали нам, юным русским кадетам, честь". Именем Александра Первого, как считает Павел Ульянцев, следовало бы назвать один из сегодняшних кадетских корпусов в России. Лозунг кадетского корпуса и всех его выпускников, куда бы их ни забрасывала судьба, был такой: "Белый, синий, красный - русский флаг прекрасный".
 
     В кадетском корпусе Сербии, куда он был принят в 1937 году в возрасте 9 лет вслед за старшими братьями, учились русские и сербы "из хороших семей". Образование, помимо военной и спортивной подготовки, было обширным. Любимым предметом Павла была география - его все время влекло к изучению других стран. Видимо, это также определило избранный им жизненный путь. По его словам, именно кадетское воспитание помогло ему пройти все перипетии жизни: "Я бы не сделал ни одного шага назад, если бы мне пришлось еще раз выбирать жизненный путь. Важно, чтобы нынешние воспитанники кадетских корпусов России всегда помнили о том, что, несмотря ни на что, дух русскости позволил нам выстоять".

ВТОРАЯ МИРОВАЯ
     Военные действия, захлестнувшие Сербию в начале 40-х годов, круто изменили судьбу Ульянцевых. С одним из последних немецких поездов в 1943 году он, мать и сестра покинули Сербию. Как кадета юного Павла Ульянцева сразу же призвали в немецкую армию, он попал в люфтваффе и два года службы провел на хозяйственных должностях. Тем не менее ему удалось освоить летное дело, что пригодилось ему в дальнейшей жизни. Когда война уже подходила к концу, Павел Ульянцев прорывается в американскую зону Германии - там он искал разбросанных войной родственников. "Ульянцевы всегда держались вместе, для нас главное - единое семейное начало". После непродолжительной проверки со стороны американцев он был зачислен в звании лейтенанта на службу в армию генерала Паттона. Помог, как говорится, его curriculum vitae: кадетское воспитание плюс знание целого ряда иностранных языков. В конце 1946 года Павел Ульянцев через Красный Крест сумел найти всех своих родных в Мюнхене. Семья вновь воссоединилась, и на семейном совете было принято решение попытаться выехать в Испанию и затем в Латинскую Америку, находившуюся вдалеке от военных дорог и катаклизмов. Взяв отпуск, он вывез семью в Мадрид и уволился из своей части, вскоре передислоцированной для отправки в Корею.

АМЕРИКА
     В Испании они пробыли недолго. Выезд в Латинскую Америку оказался непростым делом, но посол Чили в Мадриде, симпатизировавший этой русской семье, помог ей в 1947 году по нансеновскому паспорту выехать через Аргентину в Чили. "Все мы осели в Чили и молили Бога, чтобы это счастье спокойствия продлилось надолго".
 
     Постепенно, привыкая к местным условиям, семья обросла связями, вжилась в весьма непростой для русских людей духовный мир Южной Америки. В тот период русских было не так много - около 40 человек. Павел Ульянцев с любовью вспоминает князя Куракина и генерала Вешнякова, основоположников диаспоры в Чили, которые помогали всем прибывающим сюда русским: работой, деньгами, кровом. "Они были всегда и везде, основали нашу церковь, первый в Чили русский библиотечный клуб, собирали русские книги... Помогли устроить и судьбу трех русских кадетов из моей семьи".
 
     Отец Павла Ульянцева служил в приходе Русской церкви в Сантьяго, а младший Ульянцев решил заняться бизнесом - тогда в Чили для этого было много возможностей.
 
     На первом этапе с помощью друзей он получил банковский кредит на покупку нескольких грузовиков для подвоза стройматериалов на возводившиеся около Сантьяго дамбы. Затем пришла идея использовать свой автотранспорт для перевозки на набиравшие популярность в 1959-1962 гг. чилийские горнолыжные курорты туристов из США и Европы. Была создана фирма "Турсервис".
     В 1963 году Павел Ульянцев заключил соглашение с компанией "Мерседес-Бенц" о поставке автобусов для перевозки туристов. Но банк кредита не давал, ссылаясь на необходимость более тщательной проверки контракта. И тут Павлу Ульянцеву повезло. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Он совершал пробный рейс на одном из таких автобусов с группой американских туристов, и вдруг на горной дороге автобус встал. Пассажиры стали нервничать. В конце концов Павел сам исправил сложную неполадку. Одним из пассажиров оказался Дик Олдридж из семьи Рокфеллеров - совладелец компании "Анаконда Коппер Ко". Он был так потрясен тем, как Ульянцев решил все проблемы, что предложил ему всяческое содействие. Павел не преминул воспользоваться предложением и получил от Олдриджа кредит на сумму 140 тысяч долларов.
 
     Туристический бизнес шел хорошо, появились свободные деньги. Павел Ульянцев вдруг увидел уникальную возможность "претворить в жизнь детскую мечту - узнать в деталях географию страны, где он нашел вторую Родину, а затем освоить и весь континент". Он начал прорабатывать возможность приобретения нескольких судов для перевозки грузов и туристов. Стал владельцем судна "Эксплорадор", занимавшегося исследованиями морских ресурсов Чили и морского шельфа. Затем купил судно "Гуд Хоуп" и еще пару небольших грузоперевозчиков. Была основана новая компания, и Павел Ульянцев "перешел с суши на море" и занялся перевозкой с островов (в том числе, кстати, и с острова Робинзона Крузо) на континент мерлузы, бакалао и других морских продуктов.
 
     В 1971 году он начал работать с правительством Сальвадора Альенде, подвозя на своих судах материалы для строительства оградительных систем в заливе Сантьяго. В тот период Павел Ульянцев носил форму офицера ВМС Чили (см. фото), поскольку по законам этой страны все капитаны судов были в военном резерве. Но и здесь, в новых для него условиях, Павел Ульянцев сохранил дух русского кадета - все его суда официально ходили в Чили под Андреевским флагом.
     11 сентября 1973 года самолеты генерала Пиночета разбомбили президентский дворец Ла Монеда. Павла Ульянцева, который поддерживал тесные личные контакты с Сальвадором Альенде и членами его правительства, чилийские спецслужбы занесли в черный список.
 
     Надо было спасать себя и корабли - новые чилийские власти готовились их реквизировать. Согласно международным морским правилам без разрешения капитана никто не имеет права подняться на борт, а равно спустить капитана с борта судна. Павел Ульянцев сумел пробраться через полицейские кордоны на борт "Эксплорадора" и стойко держался с командой около 4 месяцев. Остальные суда также удалось спасти и перегнать на север Чили в свободную зону. Когда политическая ситуация несколько разрядилась, Ульянцев сумел уйти в Боливию, продал там свои суда и в 1975 году перебрался в Панаму.

РУССКАЯ ПАНАМА
     Панамский период жизни Павла Ульянцева также весьма интересен. Он почти сразу приобрел здесь мотель с рестораном в местечке Плайа Корона, в 100 км от Панама Сити, на берегу Тихого океана. Совсем немного времени понадобилось ему для того, чтобы это место стало популярным. Все привлекало людей к новому пристанищу Павла Ульянцева: живописный уголок на берегу океана, удобные номера мотеля, потрясающие, по единодушным оценкам гурманов, блюда из свежих морских продуктов по чилийским рецептам и заставляющая с изумлением вслушиваться и всматриваться в этот райский уголок русская музыка.
 
     Руководство американских баз в зоне Панамского канала узнало об участии Павла Ульянцева в боевых действиях в армии генерала Паттона, и поэтому его мотель в местечке Плайа Корона стал постоянным местом отдыха американских офицеров. Практически все приезжающие в эту страну из России творческие коллективы, деловые делегации, индивидуальные туристы считали необходимым посетить русский уголок на тихоокеанском побережье Панамы. Побывали здесь и ансамбль "Березка", и российские цирковые коллективы, и делегации АвтоВАЗа, КамАЗа, и делегации Русской Православной Церкви. Павел Ульянцев давал кров и хлеб россиянам, украинцам и другим бывшим гражданам СНГ, волею судеб оказывавшимся в этих широтах и нуждавшимся в приюте.
 
     В 1996 году у него в отеле жили члены экипажей русских кораблей "Святой Петр" и "Святой Павел", которые в составе экспедиции по прообразу первопроходцев вышли из Охотска и сумели добраться до Панамы. "Святой Петр" нашел в Панаме свое последнее пристанище - прилив выбросил его на берег и разметал по побережью весь корабль. А "Святой Павел", отремонтированный и снаряженный Павлом Ульянцевым, продолжил свой поход вдоль американского континента.
 
     Матушка Павла Владимировича скончалась в 1979 году в США (там в одном из православных храмов служил отец), в госпитале американского города с тем же названием, что и русский город, в котором она родилась, - Севастополь. В 1981 году отец Павла Владимировича переехал к сыну в Панаму. Когда-то, еще в Чили, он сказал: "Как бы я хотел быть похороненным на горе, с которой видно два океана". В 1984 году он скончался. Отца отпевали в греческой церкви и похоронили на местном кладбище. У Павла Владимировича родилась идея найти такое место, где видно два океана, и построить там русскую часовню. "Это - любовь сына к отцу. Я не мог оставить его лежать на чужом кладбище". Он нашел такое место в Эль-Валье, купил 40 гектаров земли, посадил 46 тысяч канадских (так похожих на русские) сосен и в сосновом бору построил храм.
 
     Сегодня Павел Ульянцев отошел от дел. Всем занимаются его дети от второго брака - Ольга и Владимир.
     Сын думает поступить в русский кадетский корпус. Сам Павел Владимирович так никогда и не был в России, несмотря на неоднократные приглашения со стороны церковных и деловых кругов. "Была какая-то неуверенность, что я не увижу там то, что мне грезилось. Теперь, наверное, старость мешает. Сын Владимир продолжит мое дело".
 
     Отец и сын стремятся к сохранению уголка русской земли, духа русскости. Часовня Ульянцевых стала местом паломничества русских, постоянно проживающих в Панаме, российских туристов и панамцев, учившихся в России. Освящать эту часовню в 1991 году приезжала по благословению Святейшего Патриарха делегация Русской Православной Церкви. Недавно Павел Емельянович отправил на имя Митрополита Кирилла в Москву письмо с просьбой рассмотреть предложение об организации церковной общины в Эль-Валье. Очень хочется, чтобы это начинание патриота земли русской не осталось без внимания со стороны его соотечественников.

Панама
Андрей Суворов

 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com