Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Русское Зарубежье / Япония / ЯПОНИЯ И РОССИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ НИТИ / Педагогика Толстого в Японии. О. Марина

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
ПЕДАГОГИКА ТОЛСТОГО В ЯПОНИИ
 
Лев Николаевич Толстой прославился не только своим литературным творчеством. Он известен также как педагог-теоретик и учитель. Ему принадлежит разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания.

Стержнем его теории гуманистического воспитания является учение о непрерывном нравственном самосовершенствовании человека в течение всей его жизни. Своеобразное преломление в педагогической концепции Толстого нашли близкие ему по духу идеи французского мыслителя Руссо. Естественное, свободное развитие природных сил ребенка, уважение и любовь к нему, самоценность детства в жизни человека легли в основу духовно-нравственной установки Толстого на цели обучения. Однако понимание свободы ребенка в педагогической концепции Толстого отлично от точки зрения Руссо, который усматривает свободу ребенка в том, что «тот делает, что хочет, а хочет того, чего хочет воспитатель». Толстой считал, что «для того, чтобы в школе приобреталось наибольшее число знаний, пусть отношение учеников к школе, к учителю, к книге будет так же свободно, как и отношение этих учеников к природе и ко всем жизненным явлениям». От учителя требуется «любовь к детям, широта кругозора, независимость взглядов, отступления от трафарета».

Сам процесс обучения начинается с того, что учитель пытается понять ребенка, определить, что ему дала природа. Затем, опираясь на его духовное начало и собственный опыт ученика, «разворачивает» заложенный природой потенциал саморазвития. Содержание образования максимально исходит из реальной жизни и реальных потребностей учащегося. Предмет, как и вся школа в целом, - лишь средство направить ребенка в его движении к идеалу добра, которое требует непрерывного нравственного совершенствования. Ведь главное в Толстовской школе - развить в ребенке «духовное, чтобы он понял, что есть идеал и есть реальная жизнь».

Первое знакомство японцев с творчеством Толстого и лично писателем можно отнести к 90-м годам XIX века. В 1893 году профессор Грот познакомил Толстого с кандидатом Киевской духовной академии и членом Московского психологического общества, японцем Масутаро Кониси. По просьбе Толстого и при его сотрудничестве Кониси перевел на русский язык «Великую науку» Конфуция и «Тао-Те-Кинг» Лао-Цзы. Сын Кониси позднее стал последователем идей великого русского писателя, на практике воплотив идеал простой жизни и любви к ближнему.

В 1906 году Толстого в Ясной Поляне посетил японский писатель Токутоми Рока, которого позднее назвали «первым толстовцем Японии». Вернувшись из России, Токутоми Рока поселился в деревне, крестьянствовал и писал романы. Христианские идеалы русского писателя оказались созвучными идеалам синто - религии, определявшей основные ценности в жизни японцев.

Реставрация, или, как ее иногда называют, буржуазная революция, Мэйдзи (1868 г.) коренным образом изменила структуру японского общества, лишив существовавшую систему образования идеологической основы. Реформаторы эпохи Мэйдзи обратились к педагогическим идеям зарубежных стран в попытке выработать собственную концепцию образования. Преимущественный интерес вызывали образовательные модели США, оказавшие на японскую теорию развития ребенка самое большое влияние. Однако у либерально мыслящих реформаторов возник интерес и к педагогическим взглядам Толстого. Существовала близость некоторых взглядов на вопросы образования идейного лидера либерального направления Юкити Фукудзава и Льва Толстого. Как и Толстой, Фукудзава выдвигал тезисы просвещения для всех, равенства всех и воспитания личной независимости и свободной индивидуальности. Однако, принимая систему морального совершенствования, он, в отличие от Толстого, считал ее не ведущей, а сопутствующей при передаче конкретных предметных знаний.

Такое положение не удовлетворяло некоторых японских либералов-гуманистов. К тому же подобное мнение шло вразрез с традицией преимущественного морального воспитания, опирающегося на положения конфуцианской педагогики. Обратившись к Толстому как философу и педагогу, японцы нашли недостающее звено для создания истинно гуманистической школы в их понимании и попытались воплотить свои идеи на практике.

Примером усилий по созданию Толстовской школы в Японии может служить поныне действующее учебное заведение, основанное в 1920 году. Это учебный комплекс Сёва дзёси (детский сад - школа - университет). Его основателем стал Энкити Хитоми - поэт и литературный критик, а идейным вдохновителем проекта явилась Мидори Хитоми, супруга Энкити, проявлявшая глубокий интерес к философии образования. Первоначально это учебное заведение состояло из пяти преподавателей и восьми студенток. Созданное учебное заведение было предназначено только для девочек. Позднее к колледжу последовательно были присоединены школа и детский сад. В настоящее время в этом учебном заведении работают более 300 преподавателей и обучаются около 7 тыс. учащихся.

Свое понимание идей Толстого и мотивы создания школы Энкити Хитоми выразил в стихотворной форме следующим образом (дано в подстрочном переводе
Т. Корчагиной).

Вернувшись из армии в Ясную Поляну,
Лев Толстой создал школу.
Он известный граф,
Крупный землевладелец и блестящий военный.
К тому же он исповедовал
Высокое учение - «непротивление злу насилием»,
Которое гласит:
«Кто ударит тебя в правую щеку -
Подставь ему и левую.
Кто захочет судиться с тобою
И отобрать у тебя верхнюю одежду -
Отдай ему и рубашку».
Во время японско-русской войны
Он призывал к миру.
До обеда ученики изучали необходимые для жизни предметы,
А после обеда искали дома, где нуждаются в помощи:
Бедные дома, где живут больные.
Дома, где много детей и стариков,
Искали безработных, людей, которые не хотят работать,
Помогали им в стряпне, в уходе за больными, в стирке и уборке
И во всех других делах.
Соседи радовались,
Благодарили, хвалили их, поэтому
Ученики тоже радовались,
Хоть и трудна была работа.
Идеи Льва Толстого живут и сейчас
И нас воодушевляют,
Но школа Льва Толстого исчезла из мира,
Не оставив ни тени, ни следа.
Как же так?
 

Однако создатель школы Сёва дзёси был знаком с педагогическими принципами Толстого лишь понаслышке. Как признавал его сын Кусуо Хитоми, возглавивший Сёва дзёси после смерти отца, педагогическая концепция Толстого стала более понятна лишь во второй половине 1990-х годов, когда у японских учителей появилась возможность приезжать в Россию и посещать Ясную Поляну. Речь не шла о воссоздании в Японии Ясно-Полянской школы, на вооружение брались лишь некоторые основополагающие принципы. Содержание обучения определялось его полезностью для повседневной жизни учащихся и близостью к природе и окружающему миру, главной целью обучения являлось пробуждение интереса к учению. Важным считалось и развитие способности к самоанализу.

Объяснение того, что при создании школы предпочтение было отдано девочкам, можно найти в еще одном стихотворении, написанном Томом Гриффитом, преподавателем американского филиала Сёва. Хитоми решил, как объясняет Том Гриффит, создать школу по правилам Толстого, но:

Но может ли не быть насилия
В стране самураев?
И найдутся ли те, кто выберет мирный путь,
Пойдя против пути воина Бусидо?
Нет, мужчины слишком воинственные,
Мы можем возлагать надежды только на женщин,
Пойдем против мужской агрессивности,
Освободим женщин от долгого угнетения.
Ум женщины и сердце, полное любви,
Принесут мир людям.

Основными задачами работы школы является развитие интеллектуальных, духовных и физических задатков учащегося. Толстовский подход к развитию интеллектуальных способностей проявляется в максимальном приближении содержания обучения к жизни, прагматичности целей обучения иногда за счет упрощения общего содержания учебных предметов. Многие предметы изучаются в условиях практического применения знаний: на экскурсиях, в лабораториях, в условиях проектной работы.

Духовное развитие видится в стремлении развить у учащихся такие качества, как доброта, способность к сотрудничеству. Цель школы, заявленная в программной брошюре: «...не только получить знания, но и внести вклад в развитие общества».

Принцип свободного обучения в Сёва дзёси реализуется в соединении всех этапов обучения - от начальной школы до университета - в единую систему, не требующую сдачи экзаменов при переходе на следующую ступень обучения. Сюда же можно отнести и возможность для учащихся средней школы 2-й ступени уже в выпускном классе посещать университетские курсы по предметам, в которых они демонстрируют особые успехи. В остальном дисциплина не намного более свободная, чем в обычной японской школе. Однако при посещении школы поражает доброжелательность и открытость в общении учениц с преподавателями и гостями.

Поле деятельности учебного комплекса Сёва расширяется. Уже 10 лет существует отделение университета Сёва в Бостоне, куда направляются учащиеся из Японии для прохождения языковой практики. Налажены контакты педагогических кругов Японии и особенно педагогического состава Сёва с музеями Толстого и потомками Льва Николаевича. За последние годы издательство этого учебного заведения выпустило несколько книг, рассказывающих о жизни и идеях Толстого.

В заключение можно сказать, что учебный комплекс Сёва не является Толстовской школой в полном понимании этого. Он представляет собой попытку модификации и применения некоторых принципов концепции Толстого в национальных условиях при сохранении основной установки на «любовь, понимание и гармонию».

О. Марина
 
Источник Япония сегодня

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com