Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Русское Зарубежье / Австралия / АВСТРАЛИЯ И РОССИЯ / Русский Тарзан Австралии. Л. Ястребова

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Русский Тарзан в Австралии Русский Тарзан Австралии

     9-го июля 1996 года журналист Патрик Линдсей в телевизионной программе рассказывал об австралийцах, живущих, как он выразился, на окраинах общества. Он рассказывал о разных случаях, но самым необыкновенным и подлинно самобытным человеком, по его мнению, является первый и пока единственный австралийский Тарзан - русский эмигрант Михаил Фоменко.

     В связи с этим сообщением мне вспомнилось, что в декабре 1985 года в газете Сидней Морнинг Хералд появилась статья с крупными заголовками: Фоменко найден через 25 лет! Австралийский Тарзан находит свой мир в джунглях!

     В представлении нашего поколения Тарзан - это Джонни Вейсмюллер, такой, каким мы видели его в детстве на экранах кино. После него были, конечно, и другие Тарзаны, но они не запомнились. И вдруг - Тарзан в Австралии! И не в кино, а в жизни! Да еще русский! Жизнь русского Тарзана весьма необычна и хочется познакомить с ней читателей Австралиады.

     Родился Михаил Фоменко в 1930 году в Советском Союзе, где его отец был преподавателем литературы. Матерью его была княжна Елизавета Махабелли, в прошлом - русская аристократка.

     В Австралию семья Фоменко прибыла в 1941 году. Отец стал преподавателем в Sydney Church of England Shore School, в которой его сын Михаил учился и закончил свое образование. Талантливый атлет, но довольно посредственный ученик, Михаил одно время держал семь клубных рекордов в Northern Suburbs Athletic Club и занял третье место в австралийском десятиборье.

     Некоторое время он работал в Сиднейской Пароходной Компании и первый раз совершил путешествие на север Австралии в 1951 году. Он был так захвачен впечатлением от своей поездки, что повторил ее дважды. Вскоре он вообще исчез в джунглях северного Квинсленда в погоне за увлекательными приключениями. Там он выдалбливал туземные челноки из гигантских кедров и совершал одиночные, рискованные путешествия, опасные даже для современных катеров. Однажды он исчез так надолго, что его считали погибшим. Потом он обнаружился и его, больным и истощенным, привезли в Сидней.

     В газете 1960 года была напечатана фотография Михаила, заснятого во время трогательной встречи с отцом, к тому времени уже известным академиком. Для Петра Дмитриевича Фоменко эта встреча была счастливым завершением долгого одинокого ожидания на Thursday Island in Torres Strait. Он не терял надежды увидеть сына, несмотря на убеждение всех в гибели Михаила в море. П.Д. Фоменко умер вскоре после этой встречи. К счастью за год до смерти он, вместе с журналистом John Moses, написал статью в газету The Sun Herald о причинах ухода Михаила в джунгли. Эта статья и последующая серия, напечатанная со слов самого Михаила в этой же газете, являются единственным достоверным источником, объясняющим эксцентричность Михаила, а для некоторых даже оскорбительное отречение от цивилизованного мира.

     К тому времени, после нескольких лет исследования различных частей Австралии, сын учителя литературы, интересовался только природой и произведениями Гомера. Его отец рассказывал в 1960 году: Михаил как раньше, так и теперь увлекается Одиссеей и характером странника, воина и атлета Одиссея. Он знает большую часть0диссеи наизусть.

     Отец рассказывал о случае, когда Михаил, одетый в свой лучший костюм, вышел из дома в Northbridge (пригород Сиднея) на свидание с девушкой в центре города, и по дороге увидел пламя лесного пожара на отдаленном горном хребте. Без единого слова Михаил перемахнул через забор. Значительно позже он, усталый, с обожженными руками и в изодранном, обгоревшем костюме, вернулся домой и сказал огорченной матери: Не могла же ты ожидать, что я уехал бы в город и оставил эти прекрасные деревья гореть.

     Годы шли и Михаил возвращался из своих любимых лесов всё реже и реже. Он изредка заходил в редкие, граничащие с лесом, поселения, и рассказывал зачарованным лесным жителям истории из греческой мифологии и о красоте моря из темного вина в описании Гомера.

     - Когда я осознаю, какую смелость и выдержку требует его жизнь, - заметил старший Фоменко в 1959 году, - я не могу не восхищаться им.

     После смерти отца в 1960 году, полиция северного Квинсленда предприняла долгие изнурительные поиски дикого человека и прошло немало времени, прежде чем Михаил узнал о смерти отца - своего преданного друга.

     В 1964 году так называемый белый дикарь был арестован (после борьбы с полицией в лагуне) и обвинен в бродяжничестве и неприличном обнажении. Мало осведомленные газеты сообщали, с обычным в таких случаях рвением, что женщины и дети живут в страхе от белого дикаря, еле прикрытого разодранной набедренной повязкой, с ножом в руке. Он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, но после психиатрического исследования его доставили в Брисбен в специальном закрытом вагоне в конце товарного поезда и заключили в психиатрический госпиталь. Михаила держали там 18 месяцев, несмотря на непрекращающиеся просьбы его семьи - матери и трех сестер - отдать его на их попечение. В конце концов они все прилетели в Брисбен, и забрали Михаила буквально с угрозами. Некоторое время он провел в других психиатрических госпиталях, где лечили его заболевание, которое выражалось в антипатии к обществу. Лечение заключалось в проведении обычных процедур - успокоительных лекарств и электрошоков. Михаил вынес всё это и к 1969 году вернулся назад в джунгли долбить новый челнок. Кроме очень короткого визита в Сидней в середине семидесятых годов, он находился и находится до сих пор где-то в джунглях.

     Репортер Франк Робсон и фотограф Артур Мостэд долго искали Михаила по всему побережью восточной стороны полуострова Кейп Йорк, расспрашивая различных людей из пестрого состава поселенцев этого дикого края Австралии. Здесь были аборигены, папуасы, хиппи, горняки, шахтеры, рыбаки, золотоискатели, лесорубы - все они знали о Тарзане и считали себя его друзьями и защитниками от любопытства городских новопришельцев. Но как-то раз одна аборигенка указала Франку место на границе леса, где четыре грубых столба поддерживали ржавую крышу из оцинкованного железа, заявив: Тарзан там. Там он и был в окружении местных парней.

     Репортеры описывали 55-летнего Михаила, как человека атлетического телосложения, одетого в поношенные штаны и сандалии, с седеющими, падающими на лоб волосами, и необычными кисточками волос, выходящими из ушей и носа. Вероятно это - естественная защита природы от мошкары и насекомых в условиях джунглей. Кожа у него грубая с как-бы втертыми в нее крупинками земли, что, наверное, предохраняет от укусов комаров и жал насекомых. Интересно отметить, что кровососущих насекомых Михаил не шлепал, как сделал бы любой другой, а осторожно прикасался к ним пальцами, пока они сами не улетали.

     В беседе с репортерами он вспоминал прошлую сиднейскую жизнь, но не скучал о ней. Он увлекся приключениями в джунглях, даже несмотря на то, что ему пришлось невыносимо страдать от ран, нанесенных клыками дикого кабана, и в самозащите убивать охотничьим ножем крокодилов и акул. Его также увлекало плавание на пятнадцатифутовых челноках, и он с интересом рассказывал, как ему удалось доплыть на одном из них до Новой Гвинеи. Там он оставил челнок и прошел поперек суши до самого северного берега Новой Гвинеи. Он побывал в Merauke, где Михаил Рокфеллер, сын бывшего вице-президента США, бесследно пропал после аварии своего катамарана у берегов Новой Гвинеи. Он капитулировал! как выразился Михаил. Он предполагает, что Рокфеллера, хорошего пловца, захватили каннибалы на берегу или акулы в море. Тарзан закончил своё предположение словами: А я не капитулировал! Михаил вспоминал о своей матери и как он скучает по своим трем сестрам. А когда репортеры рассказывали, как изменился Сидней, то в ответ Михаил сообщил, что он не так давно думал приплыть в Сидней, но его челнок был или украден, или смыт волной в море. Подумав, он сказал, что может быть он еще и приедет. Франк Робсон попросил оповестить его, если Михаил когда-нибудь решит приехать в Сидней, чтобы иметь возможность встретить его, и получил это обещание.

     Еще он рассказывал о нескольких случаях, когда он чуть не погиб - как он однажды упал, поднимаясь по утесу, как он бился с акулами и крокодилами, как был ужален электрическим скатом и как выдержал борьбу с бурями и невыносимо страдал от жажды при переезде через Торресов Пролив на своем челноке.

     Робсон передает, что два часа разговора создали впечатление столкновения с чем-то очень редким, чем-то вне рамок нашего мира. Дикая сущность Михаила Фоменко проявлялась неожиданно - во взгляде, в движении или в звуке, и было трудно осознать в чем именно заключается эта дикая сущность...

     Его сестра Ренэ, когда ей было 17 лет, сказала: Михаил настоящий мужчина, а не запуганная мышь, как многие другие. Через много лет 45-летняя Миссис Ренэ Мари во время интервью с Франком Робсоном, вспоминая жизнь брата, отметила, что еще с юных лет в нем чувствовалось предпочтение природы человеческому обществу. Я не хочу сказать, - добавила она, - что я осуждаю его за это. Даже иногда, оглядываясь назад, является мысль: почему нет? Птицы, пчелы, джунгли, звери и рыбы: это и есть его реальность.

     И вот, в 1996 году - снова встреча, теперь уже с другим журналистом, Патриком Линдсей. Австралийскому Тарзану исполнилось 65 лет и, кроме того, прошло 40 лет с того времени, как он покинул цивилизацию и ушел в море и джунгли. Эти даты и навели на мысль телерепортеров отыскать Тарзана в Северном Квинсленде. С большими трудностями им удалось это сделать.

     Тарзан иногда заглядывает в села и городки этого района за солью и сахаром, и репортерам в конце концов удалось договориться о встрече с ним. Михаил Фоменко согласился, но при условии, что никто не будет знать о его местонахождении, не будут его фотографировать при ярком свете и не будут пытаться узнать его адреса - в шалашах и пещерах, в которых он обычно обитает.

     На вопросы Патрика Линдсей он рассказал, как его пытались вернуть в цивилизованный мир, о том как он попал в сумасшедший дом и как его были вынуждены выпустить по настоянию его родных. Сообщил, что добывает себе пропитание при помощи самодельного лука и стрел, но что его меню состоит в основном из морской пищи. Опасности? Да, конечно! Во время морских плаваний - акулы и крокодилы, а на суше - дикие кабаны. Про змей он не упомянул.

     На вопрос кем бы он стал, если бы вернулся к городской жизни, Михаил ответил, что предпочел бы быть доктором - врачи везде нужны. А на следующий вопрос, ходит ли он сам к врачам, Тарзан ответил: Зачем? и продемонстрировал свою могучую мускулатуру.

     На последний вопрос журналиста, почему он не женился, Михаил ответил, что с удовольствием бы женился, если бы встретил тарзанку, которая бы разделяла не только его взгляды, но и образ жизни.

     - Но всё еще впереди! - смеется Фоменко. - Я еще достаточно молод, мне на вид не дают больше сорока пяти! Так что всё может случиться!

     Найдется ли тарзанка, готовая разделить судьбу нашего героя и народить ему тарзанят, это еще вопрос. Но, как бы ни сложилась дальнейшая судьба Михаила Фоменко, мы можем гордиться, что самые известные австралийские Beauty and the Beast - Татьяна Верстак и Михаил Фоменко - русские!
 
Л. Ястребова
1.07.2002 

     Ястребова Л. Русский Тарзан Австралии Михаил Фоменко // Австралиада Русская летопись. Сидней. 1997. - 12. С. 44-46

 
По материалам сайта "Nature.web.ru Научная Сеть"

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com