Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Русское Зарубежье / Африка / Египет / ЕГИПЕТ И РОССИЯ / Царские консулы / Петров Александр Михайлович. Г. Горячкин

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Петров Александр Михайлович
 
Александр Михайлович родился 22 сентября (4 октября) 1876 года в Москве. Происходил из семьи столбовых дворян Тульской губернии. В 1894 году закончил классическую гимназию и начал обучение в Лазаревском институте иностранных языков (ЛИВЯ) в городе Москве, которую завершил в 1897 году. В аттестате об окончании ЛИВЯ, подписанном его директором, Всеволодом Миллером, говорится, что Петров Александр Михайлович «за оказанные им отличные успехи в науках - арабская словесность, персидская словесность, турецко-татарский язык, история Востока, русская словесность, и практике по турецкому языку, персидскому языку, восточной каллиграфии и французскому языку, - при отличном поведении удостоен права на чин Х класса, в каком и утверждается при поступлении на государственную службу».
 
В том же 1897 году поступил на Учебное отделение при Азиатском департаменте МИД, которое закончил через год. Азиатский департамент был создан в 1818 году. Он ведал отношениями России со странами Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Средней Азии и Балканского полуострова. В 1823 году при нем было создано специализированное Учебное отделение для подготовки дипломатов, хорошо знающих языки, историю и культуру стран Востока. Поначалу срок обучения составлял два года. Отделение считалось элитным учебным заведением, так как подготовило почти за столетнюю историю своего существования всего лишь 250 «штучных» дипломатов – востоковедов. Элитным – в смысле качества обучения и задач, стоявших перед его выпускниками, и т.д., а не в плане отбора студентов из «сливок» общества – выходцев из верхних эшелонов власти. Наоборот, большинство выпускников не были отпрысками аристократов, которые могли при желании без особого труда проложить себе дорогу в дипломатические представительства России в европейских странах. Петров А.М. и ему подобные представляли собой средние слои российского общества; они были людьми, получившими неплохое воспитание и добротное образование, умеющими ценить труд, привыкшими в той или иной мере к жизненным лишениям и материальному самоограничению, что оказывалось немаловажным для успешного для избранной ими профессии востоковеда: ведь оказавшись далеко от Родины, они попадали нередко в весьма сложную и напряженную обстановку.
 
Для преподавания восточных языков в Учебное отделение привлекали иностранцев. Так, в частности, в 1838 году для ведения курсов арабского языка туда был приглашен профессор Каирского университета  аль – Азхар египетский шейх Мухаммед Тантауи, который с 1848 года стал преподавать на кафедре арабского языка Санкт – Петербургского университета. Приглашения иностранцев и русских дипломатов, которые провели длительное время в восточных странах, служили главной цели – усовершенствование студентами того или иного разговорного или письменного языка. В Учебном отделении Азиатского департамента изучались персидский, арабский, турецкий, армянский, новогреческий, итальянский, английский, французский языки, а так же мусульманское право, история литературы и география стран Африки и Азии. Срок обучения был разным – от одного года до пяти лет; в зависимости оттого, что перед этим слушатели заканчивали – гимназию или университет. Те из них, кто имел за плечами полный университетский курс по востоковедению, такие как А.М. Петров, учились на Учебном отделении лишь один год.
 
20 ноября 1898 года А.М. Петров был назначен студентом посольства (была такая должность!) в Константинополе, другими словами его прикрепляли к посольству в качестве стажера.
 
Затем была работа в Эрзеруме и в Иерусалиме, снова в Константинополе и Иерусалиме.
 
Наконец, 26 июля 1910 года Высочайшим указом № 50 А.М. Петров был назначен консулом в Александрию. Как и другие русские дипломаты, в отпусках он бывал не часто: в двухмесячном – 1911 году и трехмесячном в 1914 году. Из последнего, правда, вследствии объявления Германией войны России, по вызову начальства возвратился на 20 дней раньше срока. С тех пор Александр Михайлович на Родине больше не был.
 
А.М. Петрова Восток интересовал не только как дипломата. Он активно участвовал в научной жизни ориенталистов, помогая востоковедам, когда они прибывали в Египет и в те страны, где он выполнял консульские и прочие обязанности. За заслуги перед востоковедческой научной общественностью в 1917 году его принимают в члены Императорского Православного Палестинского общества.
 
В начале 20-х годов русские дипломаты в Египте были лишены дипломатического иммунитета, так называемых капитуляционных прав, дававших иностранным резидентам на территории этой страны права экстерриториальности. Дело в том, что к тому времени Советскую Россию уже начали признавать на Западе. Смирнов А.А. (российский консул в Египте), Петров А.М. и другие русские дипломаты, которые представляли царское, а за тем временное правительство, не признали Советскую Россию и совнарком, по-прежнему подчинялись белоэмигрантскому кабинету министров в Париже. 8 октября 1923 года англо – египетские власти вообще практически выбросили их на улицу, перестав выплачивать пособия, принудили напрямую подчиняться египетским законам, быть подсудным египетским судам, находиться под надзором египетских квартальных шейхов.
 
И все же А. Петров не сошел со сцены. Он стал директором александрийского Русского бюро, организованного англо – египетскими властями при Департаменте общественной безопасности Министерства внутренних дел в 1926 году. Находясь, таким образом, на египетской службе, он имел возможность официально оказывать помощь своим соотечественникам. Основная задача этого бюро состояла в выдаче им видов на жительство в Египте и справок из консульских архивов, а так же выполнении некоторых нотариальных обязанностей. Бюро не имело права касаться вопросов личного статуса и юридической защиты русских. Поэтому, наряду с «официальной» помощью эмигрантам, А.М. Петров оказывал им всяческое содействие, используя свой огромный личный авторитет и дружеские связи в Александрии с иностранными консулами, государственными должностными лицами, крупными предпринимателями города. При этом, он всегда действовал энергично, касалось ли это, скажем устройства персональной выставки  И.Я. Билибина в январе 1925 года, имевшей огромный успех в Александрии, установки прекрасного памятника российского скульптора Б.О. Клюзеля-Фродмана «Невеста Нила» в городском саду «Назуха», либо решения каких либо конкретных индивидуальных дел в сравнительно многочисленной русской колонии в Александрии. Его участие в судьбе своих соотечественников позволяло им не только выжить на чужбине, но и внести весомый вклад в социокультурную жизнь Александрии и Египта.
 
Еще в годы первой мировой войны консулу А. Петрову пришлось прилагать немалые усилия для организации приема и размещения российских военнослужащих, которые в соответствии с договоренностями между странами Антанты, больными и ранеными прибывали в Александрию с близлежащих театров войны. Мест в госпиталях и больницах не хватало, приходилось изыскивать новые возможности для их размещения в Александрии. Умершие от ран в госпиталях города были похоронены на кладбище Шатби в центре Александрии не без организационной помощи Петрова.
 
С весны 1920 года русская колония Александрии значительно расширилась из-за притока сюда военных и гражданских лиц (в результате разгрома Врангеля на Крымском полуострове) и составила более 2000 человек. Александрия, как и в целом Египет, в то время переживала не лучшие свои времена: экономическую стагнацию, рост инфляции, безработицу, дороговизну, с одной стороны, с другой- политический кризис в результате подъема национально- освободительного движения.
 
Многие российские эмигранты стремились трудоустроиться во второй столице Египта, что было почти невозможно в силу вышеуказанных причин. Кроме того, в каждом русском англо-египетские власти видели потенциального большевистского агитатора. Петрову и его ближайшему окружению приходилось в этих крайне тяжелых условиях помогать значительно возросшей русской общине города.
 
 Александрия, Египет
Российский генконсул С.Я. Петляков  возложил  цветы на могилу последнего консула Российской империи  в  Александрии А.М. Петрова на местном кладбище в районе «Шатби». 26.08.2010 Фото
 
Это потом возникла относительно четкая структура российской колонии с различными социальными организациями, наличие которых было необходимо для ее более или менее нормального существования. Постепенно появились Русское культурно-просветительское общество (издававшее в Александрии журнал «На чужбине» и газету «Эмигрант»), Офицерское собрание, Общество русских инвалидов и увечных воинов, Русский кружок любителей сценического искусства, Общество русских студентов, спортивное общество «Энергия» с футбольной и другими командами, игравшими на первенство Александрии и т.д. При Русской церкви, по словам современников, сложился «прекрасный хор из офицеров и солдат».
 
Г. Горячкин
«Азия и Африка сегодня» № 11 (532) 2001 г.

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com