Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / ПНПО "Россия в красках" в Иерусалиме / П. В. Платонов рассказывает о деятельности ПНПО "Россия в красках" и Иерусалимского отделения ИППО в программе протоиерея Олега Стеняева на радио «Радонеж». Прямой эфир от 16 июня 2007 г.

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 52 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
П. В. Платонов рассказывает о деятельности ПНПО "Россия в красках" и Иерусалимского отделения ИППО в программе протоиерея Олега Стеняева на радио «Радонеж».
Прямой эфир от 16 июня 2007 г.
 
Протоиерей Олег Стеняев и Павел Платонов в студии радио "Радонеж"

Протоиерей Олег Стеняев. Как обычно, по субботам, у микрофона протоиерей Олег Стеняев, и сегодня у нас в гостях Павел Викторович Платонов – председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, председатель Православного научно-просветительского общества «Россия в красках» в Иерусалиме. Здравствуйте, Павел, солнце еще не зашло, тогда шабат шалом!
 
Павел Платонов. Шалом, шалом!
 
Протоиерей Олег Стеняев. Также у нас в гостях Светлана Ивановна Арсакова – генеральный директор издательского полиграфического дома «Арнон Барел». Здравствуйте!
 
Светлана Арсакова. Здравствуйте!
 
Протоиерей Олег Стеняев. Мы сегодня будем касаться тех вопросов, которые волнуют многих наших радиослушателей. Прежде всего, мы поговорим о той ситуации, которая возникла сейчас на Святой Земле. Все очень переживают по поводу того, что сейчас происходит в Палестинской автономии, как эти конфликты скажутся на посещении святынь, как вообще выстраивается жизнь православных христиан в условиях антагонизма между евреями и палестинцами, и, конечно же, мы коснемся вопросов, связанных с православным издательством, с теми инициативами, которые проявляют люди, которые занимаются этим делом.
У меня первый вопрос будет к Вам, Павел, как возникло Ваше отделение  Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме?
 
Павел Платонов. Во-первых, я хочу поблагодарить Вас за приглашение на передачу и вкратце попытаюсь изложить историческую суть возрождения Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества. Чтобы ярче выразить, как это произошло, нужно вернуться в начало 2000 года. Тогда на Святой Земле возникает крохотная община православной молодежи, которой хотелось, кроме литургического общения в храме и участия в таинствах еще общаться между собой, ощущать свою связь с Россией, с которой имелись общие корни. Вот эта крохотная община стала искать свой путь. Собирались, как первые христиане, не имея своего помещения, в частных домах, и потом встал вопрос о выборе духовника. Дальнейшие события, я сейчас считаю однозначно промыслом Божьим, поскольку мы познакомились с известным священником в России – настоятелем храма преп. Серафима Саровского в Санкт-Петербурге протоиереем Василием Ермаковым. С этим человеком Господь меня свел, я знал его лично 6 лет. Он был моим духовным отцом. К сожалению, он скончался 3 февраля 2007 года. Он стал духовно вести общину верующих православных христиан – граждан Израиля и жителей Иерусалима. И вот этот патриотический настрой по отношению к России, вот это желание помогать России, кто чем может, стало целеустремленным и направленным, благодаря наставлениям этого великого священника, друга детства Святейшего Патриарха Алексия II, прошедшего сложный путь.
 
Поначалу мы изучали путь Новомучеников и исповедников церкви Российской 20-го века, историю страшных событий, произошедших с Россией в 20-м веке, и глубоко, изучив эту тему, мы задались вопросом, чем же мы в Иерусалиме можем помочь России. И когда наша деятельность оформилась в рамках Православного научно-просветительского общества «Россия в красках», возникла идея создать информационно-аналитический портал в интернете, который бы объединял русских людей по всему миру, независимо от их проживания. Так появился сайт «Россия в красках». Постепенно круг интересов еще расширился – от просветительства до организации паломничества на Святую Землю, создания второго сайта «Православный поклонник на Святой Земле», посвященного возрождению традиций паломничества, и мы обратили на себя внимание такой авторитетной и уважаемой организаций в России как Императорское Православное Палестинское Общество. В этом году мы праздновали его 125-летний юбилей.
 
Дело в том, что Императорское Православное Палестинское Общество, возникшее в 1882 году, исторически являлось самой важной и значимой из благотворительных православных общественных русских организаций на Ближнем Востоке. Более 100 школ в Русской Палестине, две больницы, две семинарии, строительство храмов, просветительская и миссионерская деятельность среди арабского населения в условиях жестокой конкуренции с протестантами и римо-католиками – всё это заслуга Императорского Православного Палестинского Общества. Мы хорошо знали, чем занимается общество, глубоко изучая плоды его широкой издательской и просветительской деятельности, сталкивались со многими документами, заглядывали в его устав, и получилось, что наши цели и задачи совпадали. Только мы оказались на Святой Земле в условиях разделения, в условиях, когда существует  государство Израиль и власти Палестинской автономии, которые находятся практически в непрерывном конфликте между собой.
 
Императорское Православное Палестинское Общество которому было возвращено историческое название указом президента Б.Н.Ельцина в 1993 году, решило активизировать свою международную деятельность на Ближнем Востоке и, в частности, провести международную научно-общественную конференцию в формате традиционных Елизаветинских чтений, которые до этого проводились в Москве в память великой княгини Елизаветы Федоровны, новомученицы Российской. Руководство Общества искало активных людей, связанных с научно-просветительской деятельностью, с Еврейским университетом, и в то же время, чтобы эти люди были православными. Вышло так, что мы познакомились с членами Совета Императорского Православного Палестинского Общества и решили объединить наши усилия, чтобы провести международную конференцию в Иерусалиме. Вот таким образом состоялось это уже историческое событие. 1-2 ноября 2005 года в Иерусалиме,  в Еврейском университете на горе Скопус, прошла Международная научно-общественная конференция «Иерусалим в русской духовной традиции». В ней приняли участие ученые из Российской Академии Наук, Московского Государственного Университета, Пушкинского дома в Санкт-Петербурге, Свято-Тихоновского гуманитарного университета, израильские ученые, среди которых известный ученый Иегошуа Бен-Арие, Рут Карк, Шай Нехуштай, арабские ученые-палестиноведы, и вся эта научная доминанта собралась и объединилась в одной теме «Иерусалим в русской духовной традиции», что уже было прецедентом, позволяющим говорить о возрождении ИППО и на Святой Земле.
 
Вот это и положило начало созданию Иерусалимского отделения ИППО. После того, как организация «Россия в красках» помогла провести конференцию международного уровня на территории Израиля, взяв на себя координационную работу с израильскими и арабскими учеными, размещение гостей в гостиницах, техническое обеспечение конференции, организацию заседаний, то Совет ИППО, который собрался после конференции на Сергиевском подворье – исторически значимом русском подворье в Иерусалиме, где размещалась до революции штаб-квартира ИППО – решил на базе Общества «Россия в красках» возродить Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества, которое я до сих пор возглавляю.
 
Можно сказать, что полтора года – это небольшой срок. Что может успеть общественная организации за полтора года? Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества за это время установило добрую традицию – лекции по средам в офисе отделения в центре Иерусалима. Что представляют собой эти лекции? Это встречи всех желающих, в том числе и русскоговорящих эмигрантов, живущих в Израиле, паломников, часто известных людей, с писателями, филологами, краеведами, известными общественными деятелями, это лекторий по истории Святой Земли, истории России, истории русского духовного, культурного и политического присутствия на Святой Земле. Среди лекторов были известные ученые, литературоведы, филологи, лингвисты. К нашему удивлению, когда мы задумывали это дело, то нам виделось, что вот сейчас придут к нам православные и будут с вниманием слушать лекции, а выяснилось, что большой интерес эти встречи вызвали, в том числе, и у еврейской интеллигенции. Их очень интересует культурная доминанта истории Православия, история русского духовного и культурного наследия. Пришли очень интересные люди, которые эти темы изучают профессионально, на научном уровне. И вот эти контакты создали неоценимый опыт, я бы сказал, межкультурного диалога на основе глубоких исторических и культурных связей с Россией. Эта традиция лекций по средам превратилась в хорошее и доброе начинание, о котором знает уже достаточно много жителей Иерусалима, Святой Земли и, в том числе, немало жителей России, поскольку наша деятельность и тексты некоторых лекций освещаются на наших информационно-аналитических порталах в интернете: «Россия в красках» и «Православный поклонник на Святой Земле».  
 
Протоиерей Олег Стеняев. Я задам такой вопрос, Павел Викторович. Что Вам известно о ситуации со святынями в связи с вооруженными конфликтами в Палестинской автономии?
 
Павел Платонов. Ситуацию эту я практически вижу, поскольку по своей работе в паломнической службе «России в красках» часто сопровождаю паломнические группы и практически бываю как на территории Палестинской автономии, так и на территории Израиля. Я бы назвал эту ситуацию не миром над Иерусалимом, а прекращением огня. Пропорции прекращения огня постоянно видоизменяются. Те или иные места открываются для посещения, некоторые закрываются. Даже мы, живущие на Ближнем Востоке, не можем знать всё точно, но ситуация эта вполне естественна, поскольку Святая Земля всегда была объектом геополитических, духовных и культурных устремлений разных народов мира. Никогда не было мира на Святой Земле. Если мы возьмем ее историю с библейских времен, далее проследим евангельскую историю, то постоянно будем видеть раскаленные человеческие страсти, что подтверждается словами клириков греческой Иерусалимской патриархии: «Святая Земля – это земля, по которой сатана не может ходить, она горячая для него, и он ходит по головам людей». Проявления крайней ненависти, радикализма множества разных религий на таком маленьком участке земли, конечно, вызывают конфликты. Святыни и святые места страдают в одном – в доступности посещения. Когда та или иная святыня оказывается в зоне конфликта, то для паломнической группы, для религиозных туристов она является недоступной. Ярким примером является Самария, ее историческая часть. Мы помним историю девушки-самаритянки по имени Фотиния, встретившей у колодца Спасителя. Это место недоступно уже давно, несколько лет просто закрыто, и никакие автобусы туда не могут заезжать. Я не говорю о многих других святынях, которые находятся на территории Палестинской автономии. Все это не может радовать.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Господин Платонов, Вы затронули вопрос о самарянке у колодца, а вот община самарян – это ведь совершенно особое явление в духовной культуре Святой Земли, как она существует, какие у нее вероучительные принципы? Как известно, они свою самобытность как-то умудрились сохранить на протяжении буквально тысячелетий.
 
Павел Платонов. Вы знаете, я недавно в интернете в одной израильской новостной газете прочитал удивительную статью, что современные иудеи поднимают вопрос о возращении самаритян в иудейскую религиозную общину. Для меня это было чем-то новым.
 
Протоиерей Олег Стеняев. В евангелии ведь сказано, что иудеи с самарянами не сообщаются.
 
Павел Платонов. Да, как бы они чужие, признающие только Пятикнижие Моисея, находящиеся в своем замкнутом мире. Их община состоит всего лишь из нескольких тысяч человек, языком общения у них является арабский язык. Пять книг Моисея являются основой их богослужебной традиции. Они рассказывают о древнем самарянском Пятикнижии, ученые склоняются к мнению, что эти книги являются более поздней средневековой версией. Дело в том, что Галилея и Самария всегда отличались от Иерусалима. Переселения-трансферы народов: иудеев – в Вавилонию, в Междуречье, а других языческих народов – в Самарию, породили свои принципы. Самаритяне поклоняются горе Гризим, им было удобно там определить сакральное пространство, «зачем нам идти в Иерусалим, когда есть своя святая гора».   
 
Протоиерей Олег Стеняев. А как складывается быт современных самарян, чем они занимаются?
 
Павел Платонов. Они живут в совершенно закрытой общине, вплоть до родственных браков, а в этом ничего хорошего, как правило, нет. Несмотря на язык общения арабский, они с соседями не пересекаются, живя на территории Палестинской автономии возле города Шхема. Живут очень замкнутой общиной, если использовать еврейское выражение, «местечковой» общиной, мало взаимодействуя с другими народами. И это не единственная подобная община. Существуют, например, друзы, тоже очень закрытая и замкнутая община.
 
Протоиерей Олег Стеняев. А какое-то культурное значение самаряне имеют на сегодня в жизни Израиля, проводят ли они какие-то концерты и т.д.?
 
Павел Платонов. Нет, никаких концертов, поскольку они находятся в закрытом гетто на территории кусочков-очагов Палестинской автономии. Что такое Палестинская автономия? Есть разрозненные части территории – очаги, есть очаг сектора Газа, есть очаг, включающий город Иерихон, он совершенно изолированный, некое гетто.
 
Протоиерей Олег Стеняев. С нашими российскими просторами трудно понять ситуацию в Израиле. Я помню, что еще когда несколько лет назад приезжал премьер-министр Израиля, он выступал по российскому телевидению и сказал, что если Вы хотите понять как мы живем, то представьте себе, что Чечня начинается за московской кольцевой.
 
Павел Платонов. Да, что-то очень похожее, такие разрозненные очаги. Объяви сейчас провозглашение независимого государства Палестина, так его не на чем будет собирать. Это какие-то кусочки просто, часто даже не сообщающиеся между собой.
 
Протоиерей Олег Стеняев. А посещение Вифлеема сейчас продолжается?
 
Павел Платонов. Посещение Вифлеема продолжается и даже города Хеврона. Другое дело, что рядом с Вифлеемом построена бетонная стена, отделяющая город от остального мира.
 
Протоиерей Олег Стеняев. А под чьим контролем находится сейчас Вифлеем, под контролем Хамаса?
 
Павел Платонов. Вифлеем находится под контролем Палестинской автономии, и там идет противоречие между Хамасом и Фатхом – двумя противоборствующим политическими партиями Палестинскими. Вифлеем не может быть полностью под Хамасом, как например, происходит в секторе Газа, в Вифлееме это невозможно, поскольку город имеет достаточное количество жителей-христиан. Среди арабов есть православные христиане, католики, сирийцы, разные христианские деноминации.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Много ли православных священников-арабов?
 
Павел Платонов. В целом, на приходах их чуть больше, чем греков. Среди православных священников-арабов больше мирских батюшек, монашествующих в процентном отношении меньше. Греки на Святой Земле традиционно больше находятся среди монашествующих, среди Святогробского братства. Мы часто видим символ на зданиях, принадлежащих Иерусалимской Патриархии со словами Тапфиту Филокас – Гробохранители. Это символ Иерусалимской Патриархии, которая служит для всех православных христиан как бы хранительницей святынь православия и, конечно же, самой важной и значимой из всех святынь для православных христиан – Храма Гроба Господня. 
 
Протоиерей Олег Стеняев. Павел Викторович, а какая издательская деятельность ведется Иерусалимским отделением Императорского Православного Палестинского Общества?
 
Павел Платонов. Издательская деятельность, если мы говорим о деятельности Иерусалимского отделения, ведется в основном на уровне электронных журналов, фотоальбомов, статей, поскольку не хватает средств для выпуска каких-то полиграфических изданий, а в целом Палестинское Общество, с центрами в Москве и Санкт-Петербурге, ведет широкую издательскую деятельность. Выпускаются традиционные Православные Палестинские сборники, которые охватывают широкий спектр тем палестиноведения. Среди авторов статей есть очень известные, яркие историки, например, Николай Николаевич Лисовой, есть много других заслуженных в ученом мире имен, издаются фотоальбомы, сборники конференций. Издательская деятельность Палестинского общества широкая и разнообразная.  
 
Протоиерей Олег Стеняев. Как выстраиваются отношения вашего отделения ИППО с еврейской интеллигенцией, Вы, отчасти, коснулись этой темы, но вот что интересно, я ведь три раза уже посещал Святую Землю, по милости Божьей, и обратил внимание на то, что у еврейской интеллигенции из тех, которые уехали из бывшего СССР, какое-то  обостренное отношение к Православию, повышенный какой-то интерес, как бы некая ностальгия проявляется среди этих людей. Мне один человек в Иерусалиме рассказывал, а человек уже в годах, когда он уезжал из России, то у него были тут такие плохие отношения, прежде всего со спецслужбами, с КГБ, это было еще в советские времена, и он уезжал, как из египетского плена, а когда он оказался в Израиле, вдруг оказалось, что его дом все-таки Россия, и он искал Россию в Израиле, посещал русские рестораны в Иерусалиме, но там он не мог ощутить Россию, он даже хотел вступить в компартию Израиля, чтобы как-то свою ностальгию легализовать, но однажды он совершенно случайно вошел в Православный храм, ощутил запах ладана, увидел иконы, надписи на церковно-славянском языке, и он понял – вот это моя Россия. Этот человек крестился в Православие, стал православным христианином. Вот такая ностальгия по Святой Руси. Что Вы можете сказать о том, как еврейская интеллигенция проявляет интерес к русской духовности?
 
Павел Платонов. Вы совершенно правы. Дело в том, что еврейская интеллигенция приехавшая в Израиль по репатриационной линии, именно как евреи, часто бывают разочарованы другой формой культуры, к которой они не привыкли, а, возможно, она для них неприемлема. Они формировались в своем мировоззренческом укладе, в русской культуре. Русская культура, а я не касаюсь сейчас советского периода, основана на уходящей в глубочайшую историю тысячелетней традиции Православной веры. Она так или иначе в различных пропорциях вплелась, и очень гармонично, в сознание прибывших сюда людей. Мы увидели этот нескрываемый интерес к русской культуре при проведении лекций по средам в течение полутора лет. Например, очень интересует тема храмовой архитектуры города Москвы, проводятся семинары, читаются целые циклы лекций. Очень интересуют переводы Писания, чем отличается перевод септуагинты времен Иеронима Стридонского, каким был язык на Святой Земле во времена Христа, это очень многих интересует. То ли современный иврит – это галилейская версия арамейского языка, то ли современный иврит – это воспроизведенная версия древнееврейского языка? Также интересуют темы вообще Православия, паломничества на Святую Землю, быта русских православных паломников, русского присутствия в Иерусалиме, тема Русской Палестины – это ведь исторический феномен, хотя бы деятельность того же Императорского Православного Палестинского Общества. Ну, приведем простой пример: человек идет по Иерусалиму и видит прекрасный Троицкий собор в центре Иерусалима. Какое еще государство имело такой огромный участок земли в центре Иерусалима? Какое государство так стремилось сюда на Святую Землю, и она была для него такой значимой.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Сколько мы потеряли земель и где при Хрущеве?
 
Павел Платонов. При Хрущеве была совершена так называемая «апельсиновая сделка» в 1964 году, когда в общей сложности более 420 тыс. кв. метров земли на территории Израиля было продано государству Израиль за сумму 4,5 млн. долларов, большая часть этих денег была переведена на советское торговое представительство и поставлено апельсинами. Это была позорнейшая сделка, и единственное здание, которое не вошло в «апельсиновую сделку» из значимых зданий в Иерусалиме – это Сергиевское подворье имени великого князя Сергия Александровича, генерал-губернатора города Москвы, трагически погибшего от бомбы террориста Каляева в 1905 году. Он был председателем Императорского Православного Палестинского Общества. По-видимому, из-за того, что номинально подворье было записано на его имя, израильтяне не решили его включить в «апельсиновую сделку», а это – 4252 кв. метра в центре Иерусалима. Его до сих пор занимают как «насильственные арендаторы» сельскохозяйственное министерство и общество охраны природы Израиля. И вот здесь еще предстоит борьба за возврат этой собственности законному владельцу в лице России.
 
Протоиерей Олег Стеняев. А какие территории мы потеряли из религиозно значимых?
 
Павел Платонов. Прежде всего, здесь нужно говорить о подворьях, которые принимали паломников и которые были наполнены их молитвой. Это Елизаветенское мужское подворье, это Мариинское подворье, которое было женским странноприимным домом, это Николаевское подворье, практически являвшееся паломнической гостиницей III класса. Там размещалась иконная лавка Общества, там поселялись простые люди, прибывшие из глубинки с различных губерний России и готовые жить в очень простых условиях, насколько позволял их бюджет. Еще Назаретское подворье. Представьте себе караван паломников, порой достигавший 2-3 тыс. человек, который стремился в Назарет на праздник Благовещения. Он мог превысить количество коренного населения этого города, и весь город выходил к русским паломникам, более шести православных священников только принимали записки у верующих. Всех этих людей где-то надо было размещать, поэтому было построено Назаретское подворье, порой доходило до того, что Божественную литургию служили не у греков в храме Архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы, а внутри этого подворья имени великого князя Сергия Александровича.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Ведь были паломники, которые шли пешком, какой у них был маршрут?
 
Павел Платонов. Если ходили пешком, то им нужно было пройти Иран, Турцию, Сирию, Ливан (тогда это все было Турецкой империей), и уже потом они попадали в Палестину.
 
Протоиерей Олег Стеняев. И на всём этом пути находились какие-то отделения Палестинского Общества?
 
Павел Платонов. Нет, которые пешие паломники, это уже были совсем «отчаянные», я бы так сказал, не боявшиеся никаких препятствий и опасностей.  
 
Протоиерей Олег Стеняев. У нас телефонный звонок в студию, говорите.
 
Телефонный звонок от радиослушателя. У меня вопрос к Павлу Викторовичу, скажите пожалуйста, а на Святой Земле есть сейчас русские мужские монастыри?
 
Павел Платонов. На Святой Земле есть русский мужской монастырь святых Праотцев в городе Хевроне. Это участок Русской Духовной Миссии, приобретенный великим подвижником российским архимандритом Антонином (Капустиным) – начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Он имеет статус мужского монастыря.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Сколько там насельников?
 
Павел Платонов. Там несут послушание отец настоятель, 2 монаха и 2 сестры, помогающие и посланные туда на послушание от Горненского русского женского монастыря в Иерусалиме. И это, пожалуй, пять единственных христиан в 100-тысячном мусульманском Хевроне. Больше там христиан нет, ни католиков, ни протестантов. Нет там и иудеев, потому что им просто опасно там появляться.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Ситуация с бывшим патриархом Иринеем, в чем причина его отстранения, как это всё происходило, и как был избран новый патриарх?
 
Павел Платонов. Если мы заглянем вглубь исторического развития Иерусалимской Православной Церкви, то увидим, что такие «низложения» патриархов Иерусалимских являются неотъемлемой частью истории Иерусалимской церкви. Тут можно вспомнить Иерусалимских патриархов Кирилла, Дамиана и других в 19-м веке. Патриаршество же Иринея, а слово «ирини» означает по-гречески «мир», совсем не соответствовало «мирному характеру» низложенного патриарха, а ведь его низложили до простого монаха. Во-первых, за три года своего служения патриарх Ириней (я это говорю не в осуждение) не посетил ни один русский храм на Святой Земле, посещали их предыдущий патриарх Диодор и другие. Ну как же так? Русская Православная Церковь имеет глубочайшее значение в содействии Иерусалимской Церкви в сохранении святынь на Святой Земле. Далее его конфликты с другими конфессиями. Так, например, существует сатус-кво – неизменяемый порядок при совершении богослужений различных христианских конфессий в Храме Гроба Господня. И если патриарх Иерусалимский лично вступает в конфликт, вплоть до каких-то драк и толканий между греками и армянами или сирийцами, это не совсем соответствует его статусу. Это второй важный момент. Затем эти заявления, что деятельность архимандрита Антонина (Капустина) была какой-то темной страницей в греческой истории на Святой Земле, потому что он приобретал земельные участки, а значит покушался каким-то образом на интересы греков, это третья сторона ситуации. Но и самая важная причина, которая, возможно, явилась катализатором низложения, – это растрата собственности Иерусалимской Патриархии, нарушение статус-кво. По сути дела, два дома, гостиницами их сложно назвать, все-таки они больше являются хостелями – малобюджетными гостиницами – под названием «Империал» и «Петра» рядом с Яффскими воротами, уже практически продавались каким-то еврейским инвесторам, которые хотели населить эти здания еврейскими поселенцами с маген-давидами, флагами Израиля, что очень могло бы изменить статус-кво и так сложного в своей внутренней духовной жизни конфликтного старого города Иерусалима, периметр которого составляет 4200 метров.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Ириней продал эти здания?
 
Павел Платонов. Он практически вел эту сделку, израильтяне продолжали проводить политику углубления в восточный Иерусалим. Эта политика велась, она продолжается, ни для кого в этом секрета нет. Покупаются те или иные здания у христиан, у мусульман, причем, у иудеев есть свои радикальные течения. Какие то еврейские бизнесмены вошли в сделку с патриархом. Я так понимаю, это была некая расплата за поддержку его государством Израиль в выборах на патриаршество, поскольку кандидатура патриарха Иерусалимского должна пройти одобрение правительствами трех государств: Иордании, Израиля и Палестинского автономии. Только после разрешительного акта от этих правительств он становится легитимным патриархом.
 
Протоиерей Олег Стеняев. А греческое государство?
 
Павел Платонов. Власти греческого государства не имеют к этому никакого отношения, поскольку Иерусалимская Патриархия находится и действует на территории конкретных государств: Израиля, Палестинской автономии, Иордании, и даже есть приходы патриархии в Йемене, об этом мало кто знает, на Кипре есть целое подворье с монастырем, были приходы в Австралии, а в 19 веке патриархия имела свои владения и в Румынии.   
 
Протоиерей Олег Стеняев. А Вам не кажется, что греки все-таки боятся русского присутствия на Святой Земле, т.е они помнят времена архимандрита Антонина (Капустина), когда на большие праздники люди выходили на богато украшенные русские крестные ходы, а сама греческая церковь существовала в основном на пожертвования русских; шикарные, золотом и серебром вышитые русские облачения, русские иконы, лампады русского происхождения – все это были вклады русский князей, бояр, купцов, царей, императоров, может быть, они действительно боятся, что вот сейчас Россия как бы возрождается и опять начнет их затмевать и притеснять?
 
Павел Платонов. Конечно, и здесь существует не просто боязнь, а реально высказываются постоянные претензии к Русской Православной Церкви в том, что она пытается или будет пытаться создать свою Поместную церковь на Святой Земле. Дело в том, что если бы греки позиционировали себя как Иерусалимская Православная Церковь – Матерь Церквей хотя бы на табличках своей Патриархии, но мы же этого не видим и, придя в старый город на улицу Патриархии, что мы видим на табличке? «Greek Orthodox Patriarchate»,  т.е. Греческая Православная Патриархия. А почему не Сербская, а почему не Румынская, а почему бы не Русская? Т.е сами себе создают такой прецедент.
 
Протоиерей Олег Стеняев. У нас телефонный звонок в студии, говорите, мы Вас слушаем.
 
Телефонный звонок от радиослушателя. Батюшка, в каком сейчас состоянии находятся потерпевшие от тайфуна?
 
Протоиерей Олег Стеняев. Везде, где существуют православные общины, они откликаются на стихийные бедствия, помогают людям, чем могут и не только во время природных катаклизмов, но и в политических и военных конфликтах. Церковь всегда принимает участие в неких благотворительных программах. Мне не приходилось принимать участие в программах, связанных с какими-то природными катастрофами, но когда была вторая война в Чечне, по благословению священноначалия я пять раз посещал Чеченскую республику, мы возили туда гуманитарную помощь, помогали всем людям, с которыми общались, т.е. Церковь всегда откликается на ту или иную беду, которая где-то случается. Но если Вы имеете в виду последний природный катаклизм, что центральную Англию затопило, то я думаю, что это страна достаточно богатая, чтобы сама решить эту проблему.
 
Протоиерей Олег Стеняев. У нас еще телефонный звонок в студию, говорите, мы Вас слушаем.
 
Телефонный звонок от радиослушателя. Здравствуйте, меня зовут Василий, и у меня вопрос к гостю по поводу монастыря Герасима Иорданского, Вы не подскажете, вообще мощи Герасима Иорданского существуют или нет?
 
Павел Платонов. Насколько я знаю, подлинный древний монастырь Герасима Иорданского находился в 4 км от того монастыря, который мы сейчас называем монастырем Герасима Иорданского. То, что сейчас считается монастырем Герасима Иорданского, на самом деле было Каламонской лаврой 4-5 веков и являлось общежительным монастырем. Мощей святого Герасима Иорданского, как таковых, мы там не видим, но там есть святые мощи христианских мучеников, избитых при персидском нашествии в 614 году. Их достаточно много, подобное есть в монастыре св. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне, в лавре Феодосия Великого, на подворье лавры св. Саввы Освященного на Поле Пастушков.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Павел, такой вопрос к Вам, расскажите нам о новом Иерусалимском патриархе, как он оказался на Святой Земле, как проходило его продвижение по иерархическим ступеням, как сейчас складываются его отношения со Святейшим патриархом Алексием?
 
Павел Платонов. Нынешний Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III, а я имею честь быть лично знакомым с ним и общался неоднократно, имел беседы, это уважаемый предстоятель Поместной Церкви, и я очень положительно отношусь к его избранию. Он имеет тесные связи с Россией, будучи настоятелем Иерусалимского подворья в Москве, где служил после архимандрита Феофилакта, который сейчас уже стал епископом и служит патриаршим эпитропом в Вифлееме. Мы с уважением относимся к патриарху Феофилу. Дело в том, что в Церкви должен существовать принцип эклезеологии – где епископ, там Церковь, должен быть порядок канонический, догматический, церковный. В Церкви не может быть анархии, она управляется своим Предстоятелем, который чает все ее нужды, заботится о ней. У меня вызывают положительные ощущения действия патриарха Феофила, поскольку, это тот самый патриарх, который впервые пришел в Троицкий собор Русской Духовной Миссии помолиться два года назад на день Святого Духа. Это очень важно, это великая честь для Русской Православной Церкви. Ему сослужил начальник Русской Духовной Миссии, два года назад это был архимандрит Елисей, который сейчас служит епископом в Лондоне в Сурожской епархии, в этом году ему сослужил архимандрит Тихон. После соединения церквей в службах участвуют представители Русской Православной Церкви заграницей, епископ Анапит Штутгартский, и это очень важно, что Патриарх Иерусалимский приходит в храмы Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и служит совместно с клириками Русской Православной Церкви. Это положительный момент, показывающий его миротворческое отношение к Русской церкви, выражение чувства благодарности, добрососедства и уважения к той деятельности – духовной, культурной и, конечно же, церковной, которую Русская Духовная Миссия как представительство Русской Православной Церкви осуществляет на Святой Земле.    
 
Протоиерей Олег Стеняев. У меня вопрос к Светлане Ивановне, которая является генеральным директором издательства полиграфического дома Нон Барел, Вы являетесь издателем, который рискует издавать духовную поэзию и прозу, оправдан ли этот риск?
 
Светлана Арсакова. Да оправдан, оправдан тем, что мы сейчас имеем молодежь, которая духовно потерпела большие раны. Их надо поднимать и воспитывать. Я не говорю сейчас о материальной стороне, я говорю о духовной стороне. Ведь что получилось, мы потеряли ту молодежь, которая родилась в 80-е, 90-е годы. Когда духовности, как правило, не было. Пришел к нам демон – дикий капитализм, мы не имеем хороших книг, дети забыли, что такое уважать родителей, дети не знают истории, не приучены ходить в церковь, поэтому это оправдано. И вот мы своими силами, на свои средства решили издавать журнал, он литературно-художественный, но журнал этот для семейного чтения, потому что от семьи все идет. Как дома начинают воспитывать молодое поколение, так оно и идет дальше. Если раньше мы знали, что мать и отца надо уважать, если мы раньше знали, что у нас такая-то история, то сейчас этого нет, а мы издаем журнал, который предназначен для семейного чтения. Называется он «Литературные незнакомцы». Журнал для семейного чтения, который печатает прозу, поэзию, имеет художественный раздел и, самое главное, он имеет раздел «Семейный архив», что побуждает людей вспоминать свое прошлое, рассказывать о нем детям, старшему поколению, о том, что были такие люди, была такая жизнь, что именно мы уважали, к чему стремились и как жили. Очень интересный раздел. Любой человек может дать материал в «Семейный архив» о своих родственниках, о своих братьях, о своих знакомых, обо всем важном и запомнившемся. Очень хорошие, теплые странички у нас посвящены детям.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Каков тираж журнала?
 
Светлана Арсакова. Тираж до 5 тысяч.
 
Протоиерей Олег Стеняев. И кто, в основном, покупатель?
 
Светлана Арсакова. Вы знаете, как ни странно, большая часть тиража у нас идет за рубеж. У нас очень много русских диаспор по миру, они нам пишут, присылают свои произведения. Мы их публикуем и отсылаем им обратно. Вот это та ниточка, которая держит Россию, она связывает нас, и мы очень рады, что люди нас знают, понимают и любят. Конечно, нам издавать трудно, об этом говорить нечего, Вы знаете прекрасно, как сейчас издается эта литература. Но невзирая на трудности, мы взялись издавать   духовное приложение к нашему журналу, к примеру, библиотечку духовной поэзии. Это будет 50 выпусков, куда войдут классики русской поэзии, начиная с 17-го века. Она очень нужна, мы, конечно, Пушкина читаем, мы знаем Блока, мы знаем Жуковского, который, кстати, сейчас у нас вышел, но там мы помещаем те произведения, которых не знают еще люди, а они очень тесно связаны с нашим духовным состоянием, и вот 50 таких выпусков мы готовим сегодня к печати.
 
Протоиерей Олег Стеняев. У нас телефонный звонок в студию, говорите, мы Вас слушаем.
 
Телефонный звонок от радиослушателя. Здравствуйте, у меня к Павлу вопрос по поводу монастыря Феодосия Великого, который рядом с Иерусалимом находится, а мощи самого Феодосия Великого где покоятся?
 
Павел Платонов. Мощи святого Феодосия Великого Киновиарха находятся там же, в лавре св. Феодосия, восстановленной в 19-20 веках. Возрождение монастыря заняло более 100 лет, и там находится значительная частичка мощей св. Феодосия и многих других значимых святых, которые покоятся в Пещере трех волхвов.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Вернемся к вопросу об издательской деятельности, интересно все-таки, как темы перекликаются, люди, которые оказываются далеко от России, испытывают ностальгию по духовной России. В этих сборниках духовной поэзии какие известные авторы будут опубликованы или уже опубликованы?
 
Светлана Арсакова. Уже опубликованы три автора, это Жуковский, это Пушкин и это Блок.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Т.е. Вы берете наследие этих авторов, находите духовные произведения религиозного характера, объединяете их в такие небольшие сборники?
 
Светлана Арсакова. Да, небольшие, дешевые сборники, чтобы они были доступны для самого широкого круга читателей. Читатель, просто глядя на такой сборник, не может отказать себе, ему хочется показать его ребенку. Мы говорили с разными библиотеками, со школами, мы стараемся выйти на министерство просвещения, чтобы оно обратило внимание на это. Мы говорили об этом в Сергиевом Посаде, и люди очень хорошо к этому отнеслись.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Вы заговорили о министерстве образования, если государство одобрит в школах введение основ духовной культуры, какими бы Вы видели будущие учебники по основам духовной культуры? Вот именно как издатель? 
 
Светлана Арсакова. Обязательно нужно вводить этот предмет. Вы понимаете в чем дело? Если человек не знает истории своей, не знает основ религий, откуда она произошла, почему она произошла, то такой человек не будет культурным. А я вижу это пока так, и проект этот существует, мы этот проект разрабатываем с одним еще издателем совместно – без обязательности, внести как внеклассное чтение.
 
Протоиерей Олег Стеняев. А скажите, пожалуйста, должен быть учебник основ православной веры, наверное, должен быть такой учебник для начальных классов, для более зрелых детей и для тех, которые готовятся к выпуску школ?
 
Светлана Арсакова. Безусловно. Вот сейчас есть такой детский журнальчик, называется «Элька», он попал как раз под государственную программу. Этот журнал направлен на маленьких детей, он состоит из привычных детям образов о добре, о нравственном воспитании, это понятно ребенку детского сада.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Я в советское время выпускал нелегальный журнал для семьи и детей, который назывался «Амвон», у нас было 5 номеров этого журнала. Это был такой самиздат, нелегально мы все это печатали на ксероксах, потом подшивали, распространяли, и, когда я смотрю на издания, которые делаются вами..., я просто с завистью смотрел на некоторые ваши книги. Что вы планируете издавать в ближайшее время, какие планы, кроме этой серии духовной поэзии, какие авторы появятся у вас?
 
Светлана Ивановна Арсакова. У нас появится новый автор – Олег Стеняев.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Спаси Христос, если вы приняли предложение.
 
Светлана Ивановна Арсакова. Да, приняли это предложение, мы будем работать, причем, я его уже вижу, оно должно выйти с хорошими рисунками, быть хорошо оформлено и доступно по цене.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Хочу пояснить нашим радиослушателям, я планирую издать очень популярные беседы на книгу Бытия в цикле «Гибель первого мира», где отражаются такие события и явления, как Сотворение мира, Шестоднев, Грехопадение, каианиты и сифиты и события потопа. И еще у меня один такой вопрос к Вам, Светлана, о современной религиозной прозе, что нужно предпринять в этом направлении. Всё-таки сейчас молодые люди живут в другом обществе, и книги Гайдара, Чук и Гек, Тимур и его команда, это всё ушло в прошлое, а вот появится ли религиозная духовная юношеская проза, которая совершенно необходима для наших детей?
 
Светлана Ивановна Арсакова. Конечно необходима. Самое тяжелое для нашего времени – у нас отсутствует литература для подростков, ее нет.
 
Протоиерей Олег Стеняев. А как вы заинтересовываете авторов?
 
Светлана Ивановна Арсакова. Находим их, работаем, ищем. Вы посмотрите, почитайте наш журнал. Мы обязательно что-то берем для подростков.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Я почти уверен, что среди наших радиослушателей есть те, которые пишут для детей, не только стихи, но и прозу, и я попросил бы Вас медленно назвать контактный телефон.
 
Светлана Ивановна Арсакова. Пожалуйста, 101-02-33, можете обратить к нам по и-мэйлу nonparel-1@yandex.ru  
 
Протоиерей Олег Стеняев. Я думаю, что те из наших радиослушателей, а я вас называю «радиоприхожанами», которые занимаются этим направлением, пишут прозу для детей, поэтические какие-то произведения, записали эти контакты, и вы можете связаться с Светланой Ивановной, посетить этот издательский дом, принести ваши произведения, чтобы у нашей молодежи, у наших детей и подростков появилась бы своя литература. И у меня вопрос еще к Павлу Викторовичу, скажите, пожалуйста, какой бы совет Вы дали бы русскому паломнику – человеку, который едет из России в Святую Землю, вот многие стремятся приехать на Святую Землю на сошествие Благодатного Огня, во время каких-то больших праздников, насколько удачным будет такое решение или, может быть, лучше ехать тогда, когда нет больших праздников, чтобы не было большого стечения народа, в какое время года лучше, поскольку и пожилые люди стремятся посетить Святую Землю, как собираться в такую поездку, как всё это проходит?
 
Павел Платонов. Прежде всего, мне хотелось бы пожелать всем тем, кто прибывает на Святую Землю, быть не в суете, ведь как обычно бывает – «галопом по Европе» начинается «погоня за святынями», т.е. посещение максимального количества святынь за рекордно короткое время. В такой суете очень сложно воспринять видимые евангельские образы той Святой Земли, по которой сам Спаситель ходил. Вы коснулись темы Благодатного Огня и великих двунадесятых праздников на Святой Земле. Моя позиция, да и не только моя, а многих авторитетных священников Церкви, а моя еще и как сопровождающего паломнические группы по святыням – не нужно обязательно стремиться приезжать на большие праздники, особенно на Пасху, Рождество. Конечно, стремление людей не остановишь, и я не могу кому-то что-то навязывать, всем хочется увидеть чудо Благодатного Огня и на Рождество в Вифлееме помолиться. Но в этот период действительно существует суета из-за большого количества паломников, которая часто заканчивается разочарованием, поэтому надо или быть ко всему готовым, или приезжать в более спокойное время.
 
Заодно я бы хотел коснуться еще одного нюанса, связанного с паломничеством, относительно евхаристии или причастия на Святой Земле. Почему-то в сознание многих мирян вкралось такое мнение, что раз уж человек на Святой Земле, так можно за этот короткий срок посещения, за 7-8 дней, причащаться четыре раза, а то и пять раз. Это глубокое заблуждение, ведь многие авторитетные священники говорят, что хорошо у Гроба Господня причаститься один разок, и этого вполне достаточно, понимаете, не надо перебирать. Утрирование в любой области заканчивается тяжелыми последствиями, а в духовной жизни еще и духовными проблемами.
 
Что касается пожилых людей, то я бы посоветовал им приезжать в межсезонье, не на большие праздники, не надо ехать на праздники, на Рождество, Преображение, Крещение, хорошо приезжать от сентября и ближе к зиме, когда жара спадает.
 
Протоиерей Олег Стеняев. А когда пик жары на Святой Земле?
 
Павел Платонов. Июль, конечно. Разгар лета и совпадает с пиком жары. Хорошие очень сезоны осенние и весенние. Время, которое я лично люблю на Святой Земле как житель Иерусалима уже более 10 лет, это время Великого поста. Это время праздника духовной весны, всё расцветает цветами, а природа славит Господа. Это время особо благодатное.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Скажите, в Иерусалиме ведь выпадает снег, как часто это происходит, и как это выглядит? Я поясню, почему задаю этот вопрос, я видел картину Поленова, где изображен Иисус Христос в Иерусалиме, а вокруг снег, и такое ощущение, как будто Иисус Христос стоит на просторах нашей снежной России.
 
Павел Платонов. Это крайнее явление. И, действительно, это природное явление бывает в Иерусалиме к радости жителей Иерусалима и паломников, посещающих Святую Землю. Снег выпадает раз в 5-7 лет, примерно с такой частотой.  
 
Протоиерей Олег Стеняев. В какое время года?
 
Павел Платонов. Зимой, конечно, чаще, но может выпасть и в начале весны. Бывали снега в марте, даже в начале апреля. Бывали такие природные катаклизмы, ведь Иерусалим находится на высоте 900 метров над уровнем моря, и город уникален тем, что со стороны востока он вклинивается в Иудейскую пустыню и окружен совершенно безжизненным ландшафтом, а с западной стороны находится в субтропической климатической зоне. Представьте, один город по своей географии находится в разных климатических поясах.
 
Протоиерей Олег Стеняев. Об Иерусалимском храме древние говорили, «в нем тесно было стоять, но просторно было кланяться», и об Иерусалиме я как «пилигрим» со стажем могу сказать, что летом там прохладно, а зимой тепло. Я благодарю Вас, Павел, за то, что пришли на наш эфир, я благодарю Вас, Светлана Ивановна, за то, что Вы рассказали о своей по-настоящему подвижнической деятельности в издательстве духовной литературы, и я думаю, что сегодняшний эфир был достаточно интересен и этим, может быть, и объясняется малое количество звонков. Спаси вас всех Христос!
 
16 июня 2007 года
Москва

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com