Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / Государство Израиль. Современные реалии / Будни репатрианта из СССР-СНГ. Взгляд изнутри / Только синус... Противоречия и проблемы современного израильского общества глазами репатрианта. Роман Любарский

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
ТОЛЬКО  СИНУС…
Противоречия и проблемы современного израильского общества
глазами репатрианта
 
   Мой знакомый, занимающийся репетиторством по математике, как-то рассказал такой случай.
 
  - Готовил я однажды девушку-старшеклассницу к получению аттестата. Подошли мы к объяснению понятий «синус», «косинус», «квадрат»… Тут она меня прерывает и говорит: «Нам сказали, косинус знать не надо, только синус». Я только воздух сглотнул от удивления. Вот какие «пироги» пекут в здешних школах! Есть, правда, небольшая надежда, что такая вот «избирательно-щадящая» методика преподавания и воспитания возможно уже в скором времени дискредитирует себя. Что и приведет к реформированию системы просвещения в Израиле».
 
   Следует признать, о ее критическом состоянии говорят и простые наблюдения, и различные тесты-исследования. Последние из них, проведенные летом 2003 года независимой швейцарской организацией, показали, что учащиеся израильских школ средней ступени (7-9 классы) не знают математики и точных наук и не понимают прочитанного. По суммарным результатам исследования Израиль занял 31-е место в списке, насчитывающем 41-у страну, ненамного опережая Мексику, Албанию, Индонезию и Таиланд.
 
   А корни «своеобразия» израильской системы обучения вот в чем: примерно до восьмого класса дети развлекаются, и только с восьмого-девятого начинается мощный мозговой штурм. Но к этой атаке готовы лишь 10-15 процентов учащихся. У большинства базовые знания поверхностны, хаотичны, а многие из этого большинства не усвоили даже «азы», например, элементарную таблицу умножения. В третьем классе ею владеют только единицы.
 
   Что это – халатность? Нет, скорее, ошибочность избранной методики, связанная, на мой взгляд, с характером восточной (азиатской) ментальности и левантийским образом жизни, где все делается «леат-леат», мало-помалу. И потом, при наличии почти в каждой семье компьютеров и другой техники большинство родителей уже не задумывается над тем, что можно просто прозевать пробудившиеся интеллектуальные интересы и познавательные способности ребенка, если их заменить любой – пусть даже самой умной – игрушкой. А с другой стороны, когда израильские учителя-консерваторы целый год внушают ребенку, что такое «один», «два»… «пять»… «десять», а на второй год учат их складывать, ребенок отучается мыслить, у него непроизвольно развивается отторжение от науки, в частности сильнейший отрицательный рефлекс на математику.
 
   Но это не означает, что здесь совсем нет других учителей: через кабинеты министерства просвещения ежегодно проходят тысячи преподавателей. Около восьмидесяти процентов из них – выходцы из стран СССР-СНГ. Многие имеют как минимум серьезный стаж работы, часть – степени и звания. После различных проверок и отбора в школы попадают, может быть, десятки. И на начальном этапе (время испытательного срока – 2-3 месяца) им предлагают поработать за минимальную оплату или даже безвозмездно. Да и то – в качестве помощника учителя, лаборанта, руководителя кружка или «пожарника», т.е. на подмене.
 
   Проблема в том, что здесь при приеме на работу (пусть даже самую пустячную), кроме знания языка, непременно требуют «опыт работы в Израиле», что при трезвом взгляде на реалии показывает определенную замкнутость данной системы. И получается вот какая картина: чтобы попасть в данную школу (детсад), вы можете поначалу устроиться при ней уборщицей, дворником или, скажем, садовником…
 
   Есть, правда, еще один «интересный» путь проникновения в систему. С целью усовершенствования или перепрофилирования вашей специальности вы «берете» некий курс, где в процессе обучения (от 6 до 12 месяцев) «получаете» и новую терминологию, и новую (местную) методику, и новые программы и требования. Надо отдать должное, если вам как новому репатрианту повезет, вы найдете курс полностью или частично субсидируемый государством. Если нет, требуемую за обучение сумму (от 7,5 до 12 тысяч шекелей) вы можете выплачивать в рассрочку в течение года. И неважно, что вам необходимо ездить на занятия в другой город 3-4 раза в неделю, что ребенка из-за этого необходимо отдать в интернат на севере страны, что для поддержания шаткого семейного бюджета надо обязательно хоть где-то, да зарабатывать. Не важно, что раньше вы преподавали в ДМШ по классу домбры, аккордеона или фортепиано. Важно, что вас «перепрофилируют» на то, что здесь нужнее: дудочку или органолу. Главное, цель достигнута. Получив знаковое удостоверение, вы можете смело рассчитывать на 3-4 часа в обычной или музыкальной школе, а еще – в «матнасе» (Доме культуры), где тоже есть кружки по интересам.
 
   Однако вернемся к математике и тем преподавателям, которые пытаются изменить ситуацию с данной дисциплиной в израильской школе. Один из них, педагог с именем и степенью, предложил несколько немудреных решений. Первое: создание специализированных классов для детей с более продвинутым мышлением. Второе: создание в каждом городе (как минимум, одной на весь Израиль) специальной школы. Третий: факультативные занятия в обычных школах. Предложения эти легли на стол руководства города Беэр-Шева. Помощник мэра сказал: «Готов подумать, но между двумя министерствами – финансов и образования – стена, которую прошибить почти невозможно. Что же касается классов и факультатива, то это в наших, мэрии, силах. Следует только проработать данный вопрос».
 
   Тут же было поставлено обязательное условие: «Подготовьте такое количество детей, чтобы было о чем говорить». В городском отделе абсорбции ответили примерно так же: «Когда у вас будет достаточное количество интересантов, мы готовы подключить свой аппарат к этому делу, а пока можете действовать под нашей эгидой, но мы бы приветствовали идею еще больше, если бы вы занимались не русскоязычными детьми, а детьми выходцев из Эфиопии». На вопрос «почему?» объяснили: «Деньги поступают только на эфиопских детей, а на русскоязычных средств пока нет».
 
   Мы еще вернемся к широкому спектру проблем обучения и воспитания. Пока же предлагаю бегло взглянуть на проблемы и противоречия финансово-экономического характера.
 
   Формально инфляция в Израиле в данный момент (конец 2003 года) низка, и в течение этого года даже переходила в свою отрицательную противоположность – дефляцию. В это время общий индекс потребительских цен составил –1,2%. Однако, как считают специалисты, это снижение инфляции нельзя назвать устойчивым, т.к. оно основывается главным образом на девальвации доллара по отношению к шекелю.
 
  По результатам опроса, проведенного ЦСБ среди самых зажиточных и самых бедных израильтян в минувшем году, выяснилось следующее. Бедная семья расходует на содержание квартиры 577 шекелей в месяц, богатая 1574. Разница почти в 3 раза. Но общая сумма расходов двух «верхних» десятин – 15.621 шекель, а двух «нижних» – 6586 шекелей. Получается, что и у богатых и у бедных на содержание квартиры уходит примерно десятая часть всех текущих трат. В бюджете бедняков расходы на питание составляют – 18,3 %, в бюджете богачей – 10,3 %. Тот, кто больше зарабатывает, может меньше беспокоиться о хлебе насущном. Такая вот у нас интересная статистика: все население делится по уровню доходов на десять категорий, а затем вычисляются средние показатели. То, что в одной десятине может числиться миллион человек, а в другой – всего несколько тысяч, статистиков не беспокоит.
 
   Как не беспокоит никого и то, что у 20 % общественных учреждений и государственных компаний зафиксировано значительное превышение нормы относительно уровня зарплат чиновников высшего и среднего ранга. Чем в более тяжелом кризисе находится то или иное учреждение, тем больше оно нарушает норму. Количество организаций, финансируемых из госбюджета и нарушающих эту норму, составляет 39 %, а муниципалитетов – 29%. По данным отчета Министерства финансов, девять высокопоставленных работников Банка Израиля получали зарплату более 51 тысячи шекелей в месяц, а 115 работников – более 41 тысячи шекелей. При этом зарплата управляющего Банком доктора Давида Кляйна привязана к зарплате министров и составляет 32 тысячи шекелей. Напрашивается предположение: или доктор Кляйн – кристально чистый человек, или его подчиненные оказывают ему неоценимые услуги, а может быть, даже жертвуют деньги в различные благотворительные фонды.
 
   Подобные «казусы» случаются, происходят и длятся годами и десятилетиями. И все потому, что у государства Израиль до сих пор нет Основного закона – Конституции, а имеющееся законодательство чаще базируется на подзаконных актах, порой принятых еще во времена Британского мандата или Османской империи. Если же со стороны лидеров прогрессивных партий или членов правительства предпринимаются какие-либо шаги изменить существующий порядок, например, вносятся на рассмотрение парламента новые законы (или изменения и дополнения к старым), они зачастую блокируются с одной стороны религиозным лобби, а с другой – социалистическим Гистадрутом (профсоюзными боссами).
 
   Спад в мировой экономике, безусловно, затронул и Израиль. Помимо роста цен на энергоносители, на отдельные виды бытовых товаров и продукты питания, главным его следствием за последние несколько лет стало сокращение производства и увеличение безработных. Только в 2003 году в сфере «хай-тек» было уволено примерно 10 000 специалистов. Столько же (суммарно) – в других отраслях. Это не было неожиданностью – эти цифры прогнозировались. Но специальная комиссия при правительстве,  полгода разрабатывавшая проект с целью открытия новых рабочих мест и трудоустройства 20 000 безработных, «проев» бюджетные деньги, ничего не смогла реализовать на практике.
 
   В результате программисты со стажем, квалифицированные операторы, специалисты по наладке и ремонту электронного и электрооборудования вынуждены были сами спасать себя и свои семьи. Некоторым удалось выехать в США или Канаду, а другим (как, например, моим знакомым) пришлось браться за любую работу: убирать офисы, мыть полы на фирмах, ухаживать за больными и престарелыми, работать на стройке.
 
   Но даже на рядовую, неквалифицированную работу человеку «с улицы» или новому репатрианту попасть не так уж легко. Один из принципов трудоустройства, который давно (хотя и негласно) существует в Израиле гласит: «хавэр мевиа хавэр», друг приводит друга. Попросту говоря, чтобы наняться рабочим на завод или нянечкой в больницу, вам необходима протекция, рекомендация, «блат». С этого зачастую начинается разговор с «кадровиком», уж потом вас будут проверять, опрашивать, тестировать. Порой на такую экзаменовку уходит несколько дней.
 
   Кроме этого, в Израиле существует большая сеть посреднических бюро по найму рабочих. Например, иерусалимскую почту, куда я попал 4 года назад через одно из них, обеспечивает разнорабочими два таких бюро. Почта пока еще является предприятием государственным. И каждому из этих бюро перечисляет 45 шекелей за каждый отработанный нами час. Мы же из данной суммы получаем от нанимателя 17 шекелей в час в дневное время и 22 – в ночное. Разница же, как я понимаю, идет на оплату и содержание 6-7 «тружеников» бюро.
 
   Видимо, государство находит такое положение дел нормальным, разумным, выгодным. «А почему?» – спросите вы. Попытаюсь ответить. Наверное, потому, что во главе посреднических бюро, как правило, стоят «свои люди»: родственники, друзья, знакомые тех, кто находится на госслужбе в роли заказчика. Это во-первых. Во-вторых, наемным рабочим легче управлять, он почти всегда безотказен и будет делать любую работу за двоих, ибо у него нет выбора, он фактически бесправен. В отличие от того, кто имеет «постоянство», а значит более высокую (гарантированную) почасовую оплату (плюс премии) и социальную защищенность. Получить статус «постоянного работника» в государственных структурах довольно сложно. За годы моей работы на почтовых пересылках его получили лишь несколько человек, да и те – коренные израильтяне.
 
   Итак, еще одно противоречие: между личным статусом (положением, знаниями, умениями и навыками) нового репатрианта и «предлагаемыми обстоятельствами» реальной жизни в Израиле. Вот что думает по этому поводу известный израильский журналист Борис Слуцкий. «Чей статус в своих глазах и глазах общества выше – журналиста или электрика? Подавляющее большинство человечества убеждено, что первого. А чей статус выше – популярного журналиста большой русскоязычной газеты или техника Электрической компании? Сколько техников со своим «постоянством» спокойно перейдет в «русскую» газету? А многим ли желательна обратная дорога, если предположить, что журналист способен научиться прикручивать розетки? Значит, дело в оплате за труд? Но тогда все поголовно должны стремиться попасть в массажные кабинеты в различных качествах? Практически во всех наших газетах в разделе «Требуются» профессия массажистки присутствует, а русскоязычного журналиста – нет. Получается, что деньги здесь не являются серьезным козырем».
 
   Возможно, г-н Слуцкий все же слукавил, ибо зарплата техника Электрической компании в 3 раза выше зарплаты оного журналиста. А возможно, и нет. Так как зачастую мы видим решение проблемы не в деньгах, а в самоидентификации, в духовном равновесии, в осознании своего «я», своего места в системе предлагаемых здесь «ценностей», что является отражением нашей особой ментальности.
 
   То ли к счастью, то ли к сожалению, она настолько отлична от здешней (азиатско-африканской, арабо-еврейской), что в этом, собственно, и кроется корень большинства бед, проблем и противоречий. Создателям государства их, конечно же, можно было предвидеть, но в 1948 году до этого никому не было дела. Нужно было отвоевывать и оборонять территорию, а для этого увеличивать «алию», насыщая ее евреями из всевозможных стран мира (в основном, из Северной Африки, Кавказа, Средней Азии и Европы). Вот и оказалось, что встретившись после двухтысячелетней разлуки, люди не узнали друг друга, зачастую даже отказываясь признать друг друга единоплеменниками и единоверцами. В этом плане 55 лет, увы, не такой уж большой срок, чтобы хоть наполовину стереть противоречия между ашкеназами и сефардами, атеистами, верующими и ультраортодоксами, евреями и арабами, новыми репатриантами и «сабрами», т.е. коренными израильтянами.
 
   Живя в рассеянии столь длительное время, евреи христианского мира (ашкеназы) и мусульманского (сефарды) прошли разный путь. И ментальный разрыв между ними углублялся по мере их вживания в тот или иной очаг цивилизации (географическую и культурную среду), что и вызвало процессы ассимиляции и секуляризации, причем более интенсивные среди ашкеназов. Поэтому сейчас в Израиле есть евреи неверующие, ест просто религиозные, есть ортодоксы и есть ультраортодоксы. И это не условные, а достаточно четко определенные, порой даже отделенные территориально, группы населения, которые очень конфликтны. А главное, каждая такая группа оставляет за собой право считаться единственно верной.
 
   Например, несмотря на то, что формально государство считается светским, ультраортодоксы пользуются значительными льготами и государственными субсидиями на религиозное образование, религиозные праздники и обряды, а также обладают неофициальными, но древними (как Синедрион) полномочиями воздействовать на законодательство. Кроме того, до недавнего времени ультраортодоксы были освобождены от службы в армии. А самая крайняя их община «Наторей карта» (ок. 3 тыс. чел.), живя в Израиле и пользуясь его благами, не признает это государство, так как оно воссоздано людьми, а не Мессией. Более того, функционеры данной общины по-своему оправдывают и поддерживают арабский террор.
 
   Еще пример. Некоторые ортодоксальные сефардские раввины на своих праздничных митингах и демонстрациях, где собирается по несколько тысяч человек, без стеснения поливают грязью русскую алию и открыто призывают выгнать вон тех «русских», которые не соблюдают шаббат и кашрут. А теперь попробуйте представить себе выходца из Европы, который в субботу, свой единственный выходной, не может позвонить по телефону, включить телевизор, магнитофон, приготовить пищу, не может поехать к родственникам, друзьям или просто отдохнуть «на пленэре». Это не просто регламентация жизни. Это явное ограничение свободы личности (свободы выбора, свободы передвижений, свободы действий).
 
   А уж если этот человек открыто признает себя христианином?! Тут двух мнений быть не может. Он вряд ли сделает хорошую карьеру, ибо в любой структуре существует пусть небольшое, но весьма влиятельное, требовательное и непримиримое религиозное лобби. Он вряд ли добьется понимания и справедливости в полиции, в суде, в социальной службе. А по месту жительства его будут преследовать всяческие неурядицы и неприятности. Как это происходило уже неоднократно с семьей моего товарища Ярослава Дивинского.
 
   С его разрешения опишу один случай. Живут Дивинские в Армон-а-Нацив, спальном районе Иерусалима. Как-то вечером, перед самым шаббатом, Ярослав вывел детей на прогулку в сквер. На руках у него была шестимесячная дочурка, рядом шел двухлетний сын, а старшая девочка восьми лет каталась на велосипеде неподалеку. Здесь же, на детской площадке играла группа ребят в возрасте от восьми до тринадцати лет, судя по одежде, из религиозных семей. «Сабрятам», видимо, надоело спускаться с горки, и они стали сначала просить, а потом попросту отбирать велосипед у Маши. Один из них с силой оттолкнул девочку так, что она упала и больно ударилась головой. Пока Ярослав подошел к ним, тот вскочил на велосипед и укатил во двор ближайшего дома.
 
   Ярослав пытался словесно образумить наглую ребятню, ивритом он владеет неплохо. Но в ответ получил не только ругательства – трое мальчишек и одна девочка стали бегать вокруг, плеваться и бить всех ногами. Ярослав ничего не мог поделать – ни остановить, ни схватить за руку кого-либо из них не было возможности. Пришлось увести плачущих детей домой. Но все это время по дороге, до самых дверей подъезда, их сопровождали плевки и выкрики: «Русские – свиньи! Русские – дерьмо! Вон отсюда! Я имел твою жену! Я е… твою мать!». А напоследок девочка из этой группы, задрав платье, оголила срамное место и заявила: «Поцелуй меня в …».
 
   Оставив детей дома, через несколько минут Ярослав уже был в ближайшей синагоге, где как раз начиналась вечерняя молитва. Он объяснил взрослым, что произошло, описал обидчиков и спросил, есть ли здесь их родители. Присутствующие переглянулись, но сделали вид, что не знают ни этих ребят, ни их родителей. Месяцем ранее на той же площадке его детей и тещу оплевали и избили пустыми бутылками из-под «колы» такие же соколики в кипах. Жалобу в полиции «зафиксировали», однако, как видим, никакого разбирательства не последовало.
 
   Несколько лет назад депутат кнессета Роман Бронфман, выступая на конференции израильского Движения прогрессивного иудаизма, заявил: «Если религия не будет отделена (законодательно! – авт.) от государства, то очень скоро не будет у нас государства вообще». Да что говорить об ортодоксах, если в таком городе, как Ришон ле-Цион, а он считается более «светским» и «интеллигентным», согласно результатам недавнего опроса общественного мнения, 30 % жителей считают, что новые репатрианты совершенно не вносят свою лепту в развитие и процветание города, 10,2 % полагают, что вклад репатриантов ничтожно мал, и 24,2 % оценивают их вклад как средний. А когда местная газета «Ришоним» провела свой мини-опрос, то читатели сошлись во мнении, что репатрианты – всего лишь «рабочая сила» и «чужаки».
 
   Что же думают и чувствуют в такой ситуации сами репатрианты? Ответ на это дают результаты социологического исследования об абсорбции новых репатриантов из стран СССР-СНГ, проведенные в августе 2003 года профессором Иерусалимского университета Элазаром Лешемом.
 
   Только 31 % репатриантов считает, что важно чувствовать себя частью еврейского народа (это чувство является важным для 58 % коренных израильтян). Всего 28 % репатриантов считает, что весь народ Израиля должен праздновать еврейские праздники. (Замечу, что все «русские», с кем я работаю, с удовольствием отмечали бы эти праздники, но в такие дни мы обычно трудимся за двоих, вместо отсутствующих религиозных почтовиков.) Далее: на 13 % репатриантов открыты уголовные дела в полиции, когда они были еще в возрасте 12 лет, и этот показатель имеет тенденцию к росту. 40 % репатриантов высказались, что нет необходимости полностью соблюдать закон (то же самое утверждают только 13 % коренных израильтян). При этом очень большая часть репатриантов высказывает недоверие к полиции и считает, что полиция дискриминирует репатриантов.
 
   Что касается культурно-религиозной составляющей, то репатрианты не спешат вариться в «едином котле», как того хотел Давид Бен-Гурион. 39,2 % из них сообщают без стеснения, что не хотят жить рядом с «марокканским» соседом. Но 93% готовы видеть нерелигиозного ашкеназа соседом, начальником на работе, другом своих детей и даже супругом.
 
   Надо отметить, что вопросы репатриантам задавались непростые, и ответы не выглядят однозначно. Склонность к плюрализму и желание предоставить другим возможность выбирать, праздновать или не праздновать еврейские праздники, еще не говорит о нежелании респондента быть частью еврейского народа или самому отмечать еврейские праздники. Кстати, думаю, что самым большим и почитаемым среди репатриантов праздником когда-нибудь все же станет День Конституции.
 
   Одной из самых серьезных и опасных проблем для современного израильского общества остается проблема взаимоотношений между евреями и арабами. Корни же противоречий между ними настолько переплетены и глубоки, что распутать и обнажить их – задача нелегкая. И требует большого формата отдельной статьи. Однако попробуем высветить хотя бы контуры этой проблемы. А начнем опять-таки с неумолимой статистики.
 
   По данным ШАБАКа, в 2000 году было раскрыто 9 террористических группировок израильских арабов. В 2001 году их было 25 и в них состояло 56 человек. Члены этих группировок были замешены в 11 терактах, где погибли 45 израильтян и 302 получили ранения. В 2002 году было раскрыто 35 группировок, насчитывавших в общей сложности 78 человек. Они были замешены в 12 терактах, где было ранено 257 и убито 45 израильтян. В 2003 году на территории Израиля было раскрыто 25 группировок арабов, в которых состояли 43 боевика (в 4 терактах ранены 227 человек, погибли 45). При этом 21 «мирный» житель-араб «оказал помощь» палестинским террористам-самоубийцам в осуществлении их замыслов. В течение того же года по израильским населенным пунктам было выпущено 210 ракет «касам». К августу 2004 года удалось раскрыть 17 группировок, осуществивших или планировавших теракты. В них состоит 31 человек. В восьми из раскрытых группировок израильские арабы принимали непосредственное участие в террористической деятельности (обстрелы, похищение солдат, нападения с ножом, переправка оружия и взрывчатых веществ). Всего же с начала интифады были ранены 5280 человек, 970 погибли.
 
   Большинство группировок, организованных израильскими арабами, действуют под контролем крупных террористических организаций, базирующихся на территориях и заграницей.
 
  Вот что заявил на следствии один из арестованных израильских арабов: «Лично я считаю, что эта война – идеологическая, а не территориальная, и поэтому она будет вечной войной между двумя идеологиями – мусульманской и еврейской. Я хотел воевать против евреев, потому что они живут в этой стране, а по нашей вере она принадлежит мусульманам».  В его словах – отзвук того самого проклятия («будешь жить мечом своим» и «рука его на всем, и рука всех – на нем»), которое получил библейский Ишмаэль. Но они к тому же наглядно раскрывают суть данной проблемы, как ее понимают арабы.
 
   Попытаюсь прокомментировать его высказывание. Во-первых, ключевое слово «война» разрушает словосочетание «палестино-израильский конфликт», как то понимают различные миротворцы. Во-вторых, историческое уточнение: откуда у арабов притязания на владение этой землей, если они впервые появились на ней через 20 веков после евреев? В-третьих, многочисленные защитники «униженных и оскорбленных» арабов забывают, что в мусульманском полумесяце только два конца: сила и слабость. Добро подразумевается там, где сила, а зло ассоциируется со слабостью. Если христианство связывает грех и мораль при помощи милосердия и искупления, то ислам делает это гораздо проще: он отменяет и милосердие, и мораль. Из-за того, что в основе ислама лежит материальность, он развил антипроизводительную культуру. Зачем сажать дерево, плодами которого я не наслажусь? Или возводить города и поселения, которые евреи отдадут нам сами? Проблема вожделения к женскому полу решается не тем, что в будущем потустороннем мире человек будет пребывать в бесполой святости. Наоборот, каждого шахида там ожидают семьдесят девственниц и безграничное половое влечение. Добавьте к этому звериную ненависть к евреям, воспитываемую с младенчества,  – вот вам и морально-психологический фундамент терроризма.
 
   «Судьба Израиля зависит от двух вещей, – говорил Бен-Гурион, – от его силы и правоты». Первое условие достигнуто – армия обороны Израиля надежно обеспечивает его защиту. А второе?.. Тот ли это Израиль, о котором мечтал Бен-Гурион, понимавший под «правотой» установление справедливого и нравственного общества? Да, большая часть достигнутого Израилем пока что обеспечивает его физическое состояние. Но сама структура страны по-прежнему нуждается в оживлении, как еврейских, так и общечеловеческих моральных ценностей, которые превратят Израиль в «светоч наций» и образцовое общество.
 
Роман  Любарский,
сентябрь 2003 г.
Публикация на сайте 28.04.2007 г.

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com