Часть 5.
Перспективы
и планы ИППО
в ХХI веке
У ИППО намечаются большие перспективы, скажите,
можно ли считать, что прежнее ИППО умерло,
и сейчас действует или появится
в будущем
что-то совершенно другое, принципиально новое?
Я против того, чтобы считать, что Императорское Православное Палестинское Общество
когда-либо умирало.
Мы как раз
в начале нашего разговора, достаточно подробно проследили, что, даже
в самые трудные годы военного коммунизма в
1918 году,
в годы сталинской эпохи в
1948–1950 годы Палестинское Общество
с новой силой,
с новым дыханием продолжало свою деятельность. Менялись формы политической власти
в России, менялись они и
в Палестине.
Мы работали при турецких султанах,
мы работали при Британском мандате,
мы работаем при Государстве Израиль. Точно
так же мы
в России работали – при
царе-батюшке, при большевиках, при демократах, теперь работаем
в постдемократической России.
В принципе, Императорское Православное Палестинское Общество
не зависит
от форм правления
в России или
в Палестине. Успех Общества не
во власти, дело
во внутренней глубокой духовной связи
с тысячелетней историей Православия, вот
в чем дело.
При этом, еще раз повторяю, оно
не узкоконфессиональное, оно
не часть церковной администрации и
не подчинено церковной администрации, хотя является православным и
в высоком смысле Православным Обществом.
В том
и состоит его уникальность. И, может быть, именно
в силу этого Общество никогда
не умирало. Оно оказалось непотопляемым
в разных катаклизмах истории. Общество выходило всё более сильным,
и опять близко восстанавливала свои первоначальные функции.
Оно никогда
не умирало,
а продолжалось,
и оно будет продолжаться
и дальше.
Каковы,
на Ваш взгляд, перспективы развития Императорского Православного Палестинского Общества
на современном этапе?
Возможно ли возрождение ИППО
на уровне дореволюционной деятельности –
в единстве государства, Церкви
и общества?
Если говорить
о масштабах
и цельности проекта, который был, скажем,
в дореволюционное время, сегодня
он вряд ли возможен.
Он недостижим по очень простой причине. Императорское Православное Палестинское Общество было задумано
и функционировало первые
35 лет своего существования до
1917 года как национальный, православный, хотя и
не церковный и
не государственный,
а общественный
и даже частный проект.
В то время и
во главе МИДа, и
во главе любых учреждений Российской Империи, и
во главе самой Империи стояли православные люди.
И во главе Палестинского Общества стояли православные люди – великий князь Сергий Александрович был глубоко верующим человеком,
а его преемница Елизавета Федоровна причислена
к лику святых.
В настоящее время
мы радуемся тому, что восстановлена теснейшая связь Палестинского Общества
с Матерью Церковью,
и Святейший Патриарх по нашему уставу является главой Комитета почетных членов Общества.
По уставу именно Комитет почетных членов призван разрабатывать, предлагать
какие-то новые направления деятельности
и изыскивать для этого средства. Но, конечно, такой государственно-церковный симбиоз, какой был до
1917 года, сегодня невозможен.
А
усиливает ли перспективы Общества
на общественно-политическом уровне избрание председателем Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Вадимовича Степашина, возглавляющего
в настоящее время Счетную палату России?
Да,
в последние годы произошли важные качественные изменения
в руководстве ИППО.
В 2007 году Председателем Общества был избран Сергей Вадимович Степашин, государственный деятель
с огромным опытом, тактом
и авторитетом. Заместителем Председателя по международным вопросам является замминистра иностранных дел России Александр Владимирович Салтанов. Русская Православная Церковь также представлена
в Совете Палестинского Общества известными иерархами.
Еще совсем недавно митрополит,
а ныне Святейший Патриарх Московский, Кирилл был постоянным членом Совета
и тоже заместителем Председателя Общества. Сейчас Его Святейшество возглавляет Комитет почетных членов.
Конечно, всё это чрезвычайно повысило ранг
и общественный статус Палестинского Общества, хотя Сергей Вадимович Степашин иногда шутит, «но вы
не думайте, что
я брат царя». Нет, конечно, он
не брат царя.
Но умелое сочетание государственных, церковных
и общественных интересов, правильный выбор политических
и духовных приоритетов, понимание того, что русское присутствие
в мире — это
во многом русское православное присутствие, что Палестинское Общество
и его работа
в Святой Земле представляет модель именно такого присутствия, — то, что это начинают понимать первые лица государства, исполняет нас надеждой.
Приход
в Общество людей
из государственного сектора позволило начать диалог
с Православным Палестинским Обществом
на Святой Земле, возглавляемым архиепископом Берлинским
и Германским Марком.
Что Вы можете
об этом сказать,
есть ли
в этом
какие-то реальные перспективы?
В
2007 году состоялось историческое воссоединение Русской Православной Церкви зарубежом
с Матерью Церковью – Московским Патриархатом. Русская Церковь
во всем мире восстановила своё единство.
Это требует и
от нас предпринять усилия, чтобы объединить различные ветви Палестинского Общества. Православное Палестинское Общество, возглавляемое архиепископом Берлинским
и Германским Марком,
с которым наше руководство провело несколько встреч, идет
на это объединение,
во всяком случае,
на сотрудничество,
на широкое разноплановое сотрудничество. Растет понимание того, что работать надо вместе, что русское дело
в Святой Земле должно делаться общими усилиями объединенного Палестинского Общества.
И поэтому
я думаю, что все почкования,
о которых мы
в первый час нашей беседы говорили, рано или поздно станут достоянием прошлого.
Как Вы оцениваете развитие паломничества через ИППО?
Должна ли Церковь принимать
в этом участие, как прежде, – материальное, просветительское. Какое будущее ИППО
в этом направлении
могло бы быть оптимальным?
Сейчас вопрос
о паломничестве является довольно сложным. Да, мы в
1992 году восстановили историческое название
и попытались восстановить три основных приоритетных направления деятельности,
в том числе, попытались — между
1994 и
1998 годами, перед дефолтом — организовывать свои группы паломников
в Святую Землю.
Но в современной России
в силу демократических
и экономических преобразований возникли сотни
и тысячи туристических, паломнических, псевдопаломнических фирм
и организаций, которые работают
в этой сфере. Обыкновенный туристический тур нетрудно назвать «паломническим». Церковь попыталась
как-то всё это осмыслить
и разграничить, даже ввести
в правовое поле.
Для этого был создан Паломнический центр Московской Патриархии, генеральным директором которого является
С. Ю. Житенёв, и
он же возглавляет паломническую секцию Палестинского Общества.
Сейчас
во многих, чтобы
не сказать — почти
во всех епархиях, при многих влиятельных
и известных обителях,
а иногда даже при некоторых приходах существуют свои агентства, свои паломнические службы, которые посылают паломников. Конкуренция
со стороны Палестинского Общества им
не нужна. Церковь строит свои гостиницы
на Святой Земле.
В Вифлееме построена большая гостиница,
в Тивериаде
с помощью фонда «Единства Православных народов» небольшая гостиница, планируется развитие паломнической деятельности Русской Духовной Миссии здесь
в Иерусалиме.
С этой точки зрения Палестинское Общество оказывается
в конкуренции как
со светскими туристическими организациями, так и
с церковными паломническими, что
не позволит возродить паломническую фнкцию ИППО
в прежних масштабах. Эта ниша
во многом просто занята.
Другое дело,
в чем
мы сильны?
Мы сильны своей традицией, своим историческим преемством, своим бесценным научным опытом.
Мы могли бы заниматься научным паломничеством.
Как раньше было? Приезжает
в Святую Землю профессор
А. А. Олесницкий, возвращается
в Россию
и издает два тома, единственные
в русской литературе, по археологии Святой Земли. Приезжает Василий Николаевич Хитрово, изучает
и пишет книги
о состоянии Православия
и развитии паломничества
в Святой Земле. Приезжает Алексей Афанасьевич Дмитриевский, останавливается
у нас
на Сергиевском подворье —
и изучает рукописи Иерусалимской библиотеки.
Вот эта сторона – безусловно, наша, и
мы бы могли, наверное, это делать
в современных условиях.
Более того, можно подключить
не только научные, но
и учебные центры, например, работать
с университетами, работать
со Свято-Тихоновским Православным университетом,
с другими учебными заведениями.
Это была бы совершенно новая и по существу
не развитая
на сегодняшний день форма организации паломничества.
Ведь не обязательно же возить бабушек, пусть бабушек возят епархиальные
и монастырские паломнические службы, а
мы будем дедушек возить – профессоров
и академиков, возить студентов,
нам же нужно воспитывать молодое поколение.
Василий Николаевич Хитрово горько сетовал перед смертью, что
не смог подготовить, оставить после себя наследников
и продолжателей своего дела. Архимандрит Антонин, понимая, что
у него
не будет наследников, преемников
и продолжателей, горестно говорил, что «приедет
какой-нибудь “батюшка”
в кавычках, которому ничего будет
не нужно»,
не нужна будет та Русская Палестина
в высоком смысле, которую
он создавал.
И мы сегодня должны думать
о том, для кого
мы вошли
в Сергиевское подворье, для кого
мы восстанавливаем русское присутствие
в Святой Земле,
в том числе, научное, религиозное
и культурное, кто придет после нас, какая
будет смена.
Если удастся соединить научную деятельность
с паломнической, Палестинское Общество сможет обрести свою нишу
на рынке туристических
и паломнических услуг.
Нишу самую высокую
из всех,
VIP-персон тоже надо воспитывать.
Ведь не секрет, что люди, даже достигшие высоких степеней и
в государстве, и
в руководстве культурой, и
в руководстве наукой, очень мало сегодня знают
о Русской Палестине,
о Палестинском Обществе и
о необходимости русского присутствия здесь.
Вот миссия Общества, высокая
и традиционная, которую
мы должны продолжить.
Н. Н. Лисовой
в архиве Сергиевского подворья ИППО
Наконец, надо расширять
и различные формы непосредственно научной работы,
в том числе,
и научно-издательскую базу.
Вот у нас здесь,
на Сергиевском подворье, неплохая библиотека,
в России тоже есть весьма востребованные и
до сих пор
не изданные книги. Сейчас
в Петербурге под эгидой Палестинского Общества совместно
с издательством Олега Абышко начата серия «Библиотека Русской Палестины». Первый том уже вышел, это была монография
А. А. Дмитриевского «Императорское Православное Палестинское Общество», второй том сейчас выходит — сборник статей
того же Дмитриевского «Русская Духовная Миссия
в Иерусалиме». Потом выйдут тома сочинений
В. Н. Хитрово,
Б. П. Мансурова,
А. А. Олесницкого,
Д. Д. Смышляева…
Все лучшие достижения нашего научного
и литературного наследия должны быть изданы, возвращены
в научный
и культурный оборот современного российского общества. Нужно восстановить международный научный престиж Палестинского Общества, его исторические связи
с Немецким Палестинским Обществом (Der Deutsches Palästina Verein),
с Британским Палестинским фондом исследований (The Palestine Exploration Fund) и
с другими организациями,
с которыми
когда-то
В. Н. Хитрово состоял
в переписке. Журнал «Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества» всегда охотно предоставлял свои страницы иностранным исследователям.
Все это позволит Палестинскому Обществу
на базе нашего Сергиевского подворья найти свое место
в работе по восстановлению российского духовного
и культурного присутствия
в мире, влияния России
за рубежом.
У нас сегодня научного присутствия
за рубежом нет.
Нет на сегодняшний день аналога Русского археологического института
в Константинополе.
И Палестинское Общество представляет собой
в этом отношении апробированный, гибкий
и надежный инструмент восстановления нашего духовного
и научного присутствия.
Возникает вопрос финансирования.
Достаточно ли сейчас
у Палестинского Общества благотворителей, как это было
до революции?
Да,
до революции были люди, щедро жертвовавшие при жизни,
а затем
не забывавшие ИППО
в своих завещаниях. Марья Михайловна Киселева
из Пензы две церкви
в Палестине построила,
а перед смертью завещала
50 тысяч рублей Палестинскому Обществу, протоиерей Петр Затворницкий тоже
50 тысяч рублей оставил Палестинскому Обществу и
25 десятин земли.
Графиня О. Е. Путятина построила амбулаторию
в Назарете
и завещала деньги
на создание
такой же амбулатории
в Бет-Джале.
Таких благотворителей
и жертвователей сейчас
у нас пока нет. Может быть, это временный период.
Вот нувориши
и нуворишки пройдут,
и следующее поколение уже даст нам прежних Мамонтовых, Морозовых
и т. д.
С другой стороны, сегодня государство начинает понимать общественное
и культурное значение Палестинского Общества.
В соединении того
и другого появляются новые возможности для финансирования
и научных,
и паломнических,
и ремонтно-восстановительных проектов,
в том числе, непосредственно
в Святой Земле.
Как
мы видим, планов
и перспектив
у ИППО довольно много,
и нужно смену растить. Работа
с молодежью, что
об этом можно сказать, как
с молодым поколением надо работать?
Обязательно надо работать
с молодежью.
Мы уже говорили, как сожалел
об отсутствии смены Василий Николаевич Хитрово. Говорили,, как к
1934 году, когда ушли
из жизни старые руководители Палестинского Общества, Общество было вынуждено фактически прервать
на некоторое время свою работу. Чтобы этого
не случилось
с нами и
с нашим следующим поколением,
мы уже сегодня должны принимать меры для того, чтобы воспитывать смену
и привлекать молодежь
в Палестинское Общество. Да, конечно, очень хорошо, что
у нас есть ветераны, которые, как я,
35 лет являются членами Палестинского Общества, есть Юрий Михайлович Кабищанов, который
45 лет
в Палестинском Обществе, мы
в этом году отметим его 75-летие, он с
1964 года
в Палестинском Обществе.
Но нужно, чтобы пришла молодежь,
и чтобы молодежь прониклась
не просто внешним интересом,
а традициями, духом Палестинского Общества, это очень важно.
Мы должны всячески пропагандировать эту идею,
я очень надеюсь
на продуктивность научного молодежного конкурса имени
В. Н. Хитрово. Объявив этот конкурс, рассчитанный
на поощрение молодых исследователей — аспирантов, дипломников, начинающих ученых,
мы сообщили
об этом
во всех учебных заведениях,
с помощью члена Совета нашего Общества, декана исторического факультета МГУ, члена-корреспондента Академии наук
С. П. Карпова, мы
об этом сообщили всем деканам исторических факультетов России. Но, видимо, пока еще инерция такова, что настоящего научного интереса
к палестинской
и русско-палестинской проблематике среди молодых ученых, среди учащихся
и аспирантов высших учебных заведений,
к сожалению, пока
не наблюдается. Молодые научные кадры
не осознали еще значения
и перспективности этой темы,
а для молодого человека очень важна перспективность, хочется поскорее всё сделать
и поскорее защититься.
А у нас «поскорее»
не получается,
у нас — сначала пойди
и покопайся
в архивах,
в этих разрядных, инвентарных, амбарных книгах
и напиши диссертацию. Здесь нужны патриоты, здесь нужны люди, которые действительно
со всей силой молодого горения
отдались бы задачам научного изучения
и продолжения научной деятельности Императорского Православного Палестинского Общества.
Но работа эта необходима, она нами ведется
и думаю, будет шириться
и продолжаться.
Надо ли изучать историю Императорского Православного Палестинского Общества
в школе? Вообще
введена ли история Императорского Православного Палестинского Общества
в школу,
в ВУЗы,
в большую науку или это узкая изолированная область для специалистов?
Всё сказанное мною сейчас показывает, что для начала надо изучать
и анализировать историю ИППО
в научных трудах, чтобы
по-новому, творчески
и продуктивно, без ненужных коллизий
и противоречий строить
в современных условиях отношения между церковными институтами
и светскими, между Палестинским Обществом
и Русской Духовной Миссией, между Палестинским Обществом
и МИДом.
Для того, чтобы готовить
и разрабатывать концепцию будущего развития Палестинского Общества как одного
из главных
и апробированных средств осуществления русского присутствия
в Иерусалиме и
в регионе.
Конечно, Палестинское Общество достойно того, чтобы его деятельность изучалась
в высших учебных заведениях,
во всяком случае, исторического профиля.
В светских университетах,
в Свято-Тихоновском Православном университете,
в духовных академиях, безусловно, должна изучаться история Палестинского Общества как часть русского церковного делания
в Святой Земле.
Ну и, наконец, Вы спросили,
о школах. Думаю, что рассказ
о значении Палестинского Общества
в культурной копилке Российской Империи
и российской науки имеет смысл вводить
в каких-то формах, допустим, как спецкурс,
в институтах и
в университетах, а
в школах — как абзац
в учебнике.
Что Вы планируете сделать по приезде
в Москву после описи архивов?
Уже задумали статью написать или книгу?
Или родилась идея конференции?
Первое, что
я сделаю по приезде
в Москву, соберу научную секцию Палестинского Общества
и сделаю
доклад-отчет
о том, что
я здесь видел,
о том, как мы
с Вами здесь работали
в очень непростых условиях,
о том, что
мы нашли,
о том, как может развиваться дальнейшая научная работа нашего Иерусалимского отделения
и Сергиевского подворья конкретно.
Это первое, что
я сделаю.
Что касается конференций, то
я уже сказал, что есть несколько задумок.
Мы попытаемся
в какой-то форме
что-то
из наших планов
в текущем году осуществить.
Относительно изданий, некоторые найденные здесь
в Иерусалиме
на Сергиевском подворье документы будут включены
в подготовляемое трехтомное издание документов «Россия
в Святой Земле». Безусловно, новые данные будут учтены также мною
в готовящейся монографии, которая будет называться «Императорское Православное Палестинское Общество – век XIX, век XХI». Словом, результаты, обретенные здесь,
на Сергиевском подворье,
в совместной нашей работе, войдут
в научный потенциал Общества, будут использованы
в научной деятельности,
в том числе,
в моих научные публикациях
и разработках.
Огромное спасибо Вам
за беседу, дорогой Николай Николаевич, успехов Вам
на научном поприще
в рядах Императорского Православного Палестинского Общества.
10 марта
2009 г.