В июне Москву
и Нижний Новгород посетил председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества Павел Платонов.
Он принял участие
в различных мероприятиях, посвященных русскому присутствию
на Святой земле.
В одной
из бесед Павел Викторович рассказал нам
о деятельности ИППО
в России и
в Иерусалиме,
а также
о непростой истории православия
на Святой земле.
Сам Павел Платонов ведет уникальную просветительскую деятельность, являясь, кроме прочего, председателем православного научно-просветительского общества «Россия
в красках»
в Иерусалиме, руководителем православного паломнического центра
в Иерусалиме «Россия
в красках», главным редактором двух международных
Интернет-порталов – «Православный поклонник
на Святой земле» и «Россия
в красках» (посвящен влиянию русской культуры по всему миру).
П. В. Платонов
в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. 14 июня
2010 г.
Павел Викторович, какова цель вашего визита
в Россию?
Я прилетел
в Россию, чтобы принять участие в Первой Конференции ИППО, Председателем Комитета почетных членов которого является Святейший Патриарх Кирилл, Председатель Общества,
он же Председатель Счетной палаты Российской Федерации, – Сергей Степашин.
На этой конференции
мы подвели итоги нашей деятельности с
2008 по
1010 годы.
Был принят ряд важных, ключевых решений по различным вопросам деятельности Общества, которой оно традиционно занимается
на Ближнем Востоке и
в Иерусалиме.
Мой приезд
в Нижний Новгород связан
с горизонтальными отношениями, которые
у нас сложились несколько лет назад
с Нижегородским отделением ИППО.
В частности,
мы дружим
с двумя известными
и интересными людьми – профессором Олегом Колобовым, деканом факультета международных отношений ННГУ
и профессором Александром Корниловым, заведующим кафедрой этого факультета.
Мы уже провели
в формате международных круглых столов три мероприятия
в Иерусалиме,
и сегодня, по приглашению нижегородцев,
я прибыл сюда, чтобы участвовать
в международном круглом столе «Не умолкну ради Сиона
и ради Иерусалима
не успокоюсь. Россия
на Святой земле
в прошлом
и настоящем».
Цель подобных бесед – привлечь внимание
к деятельности ИППО, которое, по сути, является национальным культурным
и духовным достоянием всей России.
И сейчас,
к нашей радости, Общество сблизилось
с нашей державной властью, как
во времена империи, потому что
до революции Обществу помогало все руководство страны, правительство, августейшая семья. Председателем был генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович, после его трагической гибели Общество возглавила будущая новомученица российская великая княгиня Елизавета Федоровна. Важно вспоминать деятелей прошлого, которые многое сделали для работы Общества,
и говорить
о том, что делается сейчас. Думаю, что таким образом
мы катализируем процессы более скорого возвращения Общества
в формат естественного гуманитарного присутствия
в Иерусалиме и
на Святой земле
и дальше будем содействовать его развитию.
Какую деятельность Общество осуществляет сегодня?
ИППО, созданное в
1882 году, поставило перед собой четыре основные задачи. Первая – поддержка русского православного паломничества
на Святую землю.
Для этого были созданы
52 отдела, которые возглавляли епархиальные архиереи, являвшиеся почетными членами ИППО.
Их помощниками
в этом деле были губернаторы, помощники губернаторов либо главы городов,
и такое взаимодействие духовной
и светской власти приносило ощутимые результаты.
Фонд Общества на
75 процентов субсидировался благотворителями,
и это,
в частности, позволяло простым русским людям, которых
мы сегодня видим
на старинных фотографиях, побывать
у святынь Палестины.
Мало того, была создана уникальная инфраструктура
в центре Иерусалима
с подворьями, храмами, паломническими центрами. Люди, которые принимали участие
в деятельности общества, были патриотами России.
Второе направление деятельности Общества – просветительская работа,
в том числе среди православного населения Святой земли,
в основном арабского.
Для православных арабов ИППО построило
на Ближнем Востоке более ста школ, две семинарии, две больницы, четыре амбулатории, то есть, кроме просветительской осуществлялась еще
и врачебная деятельность.
Также Общество
не мыслило свое существование без научной работы,
и здесь появилось целое созвездие великих ученых. Секретарь Министерства финансов Василий Хитрово
за свой счет издал в
1881 году первый «Православный палестинский сборник»,
в научной работе Общества участвовали профессор Киевской духовной академии Алексей Дмитриевский, крупнейший русский византинист, археолог Никодим Кондаков
и многие другие.
Одна из учениц школы ИППО создала советскую школу арабистики,
ее учеником был Евгений Примаков, возглавляющий сейчас Торгово-промышленную палату, почетный член ИППО. Общество занималось переводами очень серьезных археологических исследований, которые велись
на тот момент Британским фондом исследования Палестины
и Немецким палестинским фондом. Общество вело издательскую деятельность, проводило Палестинские чтения для простых русских людей
во многих епархиях Русской Православной Церкви.
В 1910 году, например,
в одной епархии лекции посетили
64 тысячи человек,
о них объявляли своей пастве приходские священники.
На 3–4 лекции
в неделю приходило по 400–600 слушателей.
Но в ХХ веке ситуация кардинально изменилась.
В ХХ веке ИППО понесло страшные потери, когда большевики уничтожили весь прежний уклад российского общества.
Все имущество ИППО Никита Хрущев продал израильским властям в
1964 году – знаменитая «апельсиновая «сделка. Слава Богу, нашлись потом люди
в России, которые решили, наконец, возвращать по крупицам имущество прежней Российской империи, то величие, что
мы потеряли.
И это осуществляется молитвами подвижников ИППО, среди которых немало прославленных святых Русской Православной Церкви. Почетными членами Общества были,
в частности, святой праведный Иоанн Кронштадтский, священномученик Владимир, митрополит Киевский,
и другие.
И сейчас мы
с нижегородцами будем составлять список тех архиереев – членов ИППО, которые стали новомучениками Российскими. Нужно будет ввести этот список
в научный оборот.
Как сегодня живется православному христианину
на Святой земле,
в государстве Израиль?
Дело
в том, что
на Святой земле достаточно сложная ситуация.
Один из членов Совета нашего Общества Олег Озеров, нынешний посол российской Федерации
в Саудовской Аравии, недавно впервые поднял вопрос
о том, что
мы стоим
на пороге некоего цивилизационного конфликта.
На Ближнем Востоке идет давление
на христианское население.
Есть этнические арабы, которые веками исповедовали православие. Греческая Иерусалимская православная патриархия занималась
и занимается просветительской деятельностью среди арабов,
но она находится
в очень сложных условиях выживания
в государстве Израиль, которое является, по сути, этноцентрическим
и поддерживает свои национальные
и геополитические интересы. Другое дело, что арабы, которые учатся
в христианских школах, поддерживаемых частными фондами, естественно, уезжают
в США, Канаду, Австралию.
Имея хорошее образование
и устав
от арабо-израильского конфликта,
от бесконечного противостояния, которое накручивается разными политиками.
На бытовом
и социальном уровне это противостояние гораздо слабее. Ненависть приходит извне,
на ней разыгрывают карту уже большие политики,
а простые люди являются заложниками этой страшной ситуации. Таким образом, христианское население таких святых для истории вселенского православия городов, как Назарет, Вифлеем, тает.
Я был
на встрече
с мэром Вифлеема, который сокрушался, что арабская община города потеряла три тысячи человек – они уехали.
И это активная, интеллигентная молодежь,
с высшим образованием, профессионалы.
Так что библейская молитва «Просите мира
на Святой земле», слова которой послужили девизом,
в частности, для Фонда Андрея Первозванного, очень
необходима всем.
Какова ситуация
с евреями, которые приезжают
в Израиль как репатрианты?
Хотя они становятся гражданами Израиля, жить им приходится
в чужеродном мире. Активная миссионерская деятельность
не ведется там,
в частности, по установившимся много лет назад политическим договоренностям. Они, конечно, могут прийти
в православный храм помолиться,
но процесс самоидентификации происходит очень сложно. Еврей
и христианин –
в Израиле понятия скорее параллельные.
И живется таким людям
в Израиле сложно. Например,
у православных евреев нет даже обычной воскресной школы, по причинам политическим. Государство Израиль считает, что нельзя среди еврейских детей заниматься христианской миссией. Парадоксально, что при этом Иерусалим – город миссионеров, куда прибывают миссионеры любого толка, чтобы хоть
как-то заниматься апологетикой своих идей. Поэтому
в условиях такого межконфессионального дисбаланса, да еще
на такой маленькой территории, проблемы исповедования Христа гражданами государства Израиль решаются непросто.
И мне кажется, что одной
из задач ИППО уже в
21 веке будет миротворчески-гуманитарная миссия – снять межконфессиональное напряжение, этнический дисбаланс.
Но для этого оно
и создавалось более ста лет назад.
Не случайно
в него входили как представители Церкви, так
и российские дипломаты, представители широкой общественности страны.
И по большому счету это была уже народная дипломатия, когда через общественную организацию можно было больше сказать миру, чем через
какие-то официальные структуры.
ИППО создало уникальный русский остров
в центре Иерусалима, который часто называют домом для души православного русского человека, который прибывал
в Иерусалим
и чувствовал себя как дома
в русских постройках.
Мы и сейчас должны заявить, что вернулись
в Иерусалим
не разрушать,
а созидать, создавать мосты для диалога, сглаживать конфликты.
Как
вы сами оказались
в Иерусалиме?
В
1997 году
я приехал туда
на постоянное место жительства, поскольку там жили родственники моей супруги.
Я начал учиться
в Иерусалимской академии музыки
и танца
на факультете
у известного джазового музыканта Вячеслава Ганелина. Затем
я познакомился
с очень интересным человеком
в Санкт-Петербурге – протоиереем Василием Ермаковым, который служил
в храме преподобного Серафима Саровского
на Серафимовском кладбище.
Он был другом детства Святейшего Патриарха Алексия
II и игумении Георгии, настоятельницы Горненского женского русского монастыря
в Иерусалиме.
Отец Василий открыл для меня заново Россию.
Он много говорил
о том, что Россия
не такая, как
ее рисует мир Запада, она яркая, интересная, самобытная, она
в красках.
И я увидел эту Россию
в красках и
с тех пор заболел любовью
к ней.
Это были примерно
2000–2001 годы.
И мне захотелось хоть
чем-то, хоть лептой вдовицы, помочь России, потому что
я почувствовал, что это, может быть,
и есть тот земной Иерусалим, который
я искал всю жизнь.
Отец Василий всегда направлял меня
на понимание души этой великой страны,
он говорил так: «Чтобы
ты понял, что произошло
с Россией,
ты должен изучать путь новомучеников
и исповедников Российской Церкви ХХ века. Тогда
ты найдешь ключ
к разгадке
ее истории».
Когда
я увидел
в Иерусалиме бывшие российские подворья, которые стали тюрьмой, мне стало грустно:
где же та великая Россия, которую
мы читаем по книгам?
Мне захотелось сделать хоть
что-то для возвращения
ее величия.
И с
2005 года
я стал заниматься содействием возвращению российской собственности
на Святой земле.
Мы учредили Иерусалимское отделение ИППО,
я познакомился
с членами его Совета, которые приезжали
в Иерусалим
из Москвы, чтобы провести международную научно-общественную конференцию «Иерусалим
в русской духовной традиции».
И мы вместе провели ее
в очень интересном формате
в Еврейском университете.
Это было первое серьезное событие ИППО международного формата
в послереволюционный период
на Святой земле,
на которое собрались ученые
из многих российских вузов,
а также израильские
и арабские ученые.
Все выступления сопровождал синхронный перевод
на английский
и иврит.
Мы говорили
об Иерусалиме
в русской духовной традиции.
Это было феноменальное
и уникальное событие.
С того времени началось моя активная работа
в ИППО,
и сегодня
я являюсь членом его Совета
и уполномоченным представителем его Председателя Сергея Степашина. И,
в частности, занимаюсь восстановлением
и реставрацией Сергиевского подворья ИППО
в центре Иерусалима, которое,
я надеюсь, будет
в скором времени полностью отреставрировано.
И тогда там смогут останавливаться
во время паломничества наши русские люди. Вообще работы очень много.
Но я считаю себя очень счастливым человеком: судьба так распорядилась моей жизнью, что
я смог
чем-то помочь России, являясь гражданином Израиля.
И
все-таки как относятся евреи
в Израиле
к православию?
Отношение разное.
Если человек
не очень фанатично настроен, отношение без негатива, часто
с любопытством.
Есть настроения антагонистические, очень антихристианское. Поэтому наша задача, людей, которые владеют ивритом, смягчать возможные противоречия.
Я читаю
на иврите лекции, провожу экскурсии, и
ко мне нередко приходят студенты
из Иерусалимского университета, известных колледжей, и я
на иврите пытаюсь им рассказать,
что же такое русское духовное, культурное, политическое присутствие
на Святой земле. Чтобы,
в том числе, снять клише
и развеять мифы, порожденные в ХХ веке, которые сформировали негативный образ христианства и,
в частности, православия.
Им очень интересно это знать, и
я считаю это очень важным.
Это элемент такой тонкой народной дипломатии.
Не надо активно миссионерствовать среди евреев, достаточно просто рассказать
о русской культуре. И, поверьте мне, они будут восхищены.
Беседовала Светлана Высоцкая
Интервью было опубликовано
в газете «Нижегородские епархиальные ведомости»
№ 12 2010 г.
По материалам официального портала ИППО |