Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Письма о Св. Земле
(Сентябрь 1898 г.)
В.Н. Хитрово
 
 
 
В Октябре текущего года предстоит посещение Св. земли и Св. града германским императором. Посещение это, уже более года изо дня в день откладываемое, в настоящее время, кажется, близится к своему осуществлению. И по лицу, совершающему это посещение, и по той обстановке, при которой оно совершается, посещение это, бесспорно, принимает выдающееся значение.
 
Понятно, поэтому, что иностранные и, во главе их, немецкие газеты, а затем и наши отечественные вновь заговорили о Св. земле, о ее значение, о ее современном положение, о ее задачах в будущем, и при этом вновь повторилось постоянно замечаемое явление: как только они коснутся Палестины, выйдя из общих мест, глубоко поражаешься полным незнанием не только внутренней жизни, но и простых нынешних условий того клочка земли, которая носит  название Святой.
 
Одна   из   этих   газет   совершенно   серьезно, точно открыли Америку,  сообщала,  что   германский император рисует план колокольни которая должна быть пристроена к новому Иерусалимскому евангелическому храму, а между тем колокольня эта уже два года как выстроена; другие толковали о сооружение к приезду императора шоссейной дороги между Яффой и Иерусалимом, не знал, чти она уже сооружена более 25 лет, и уже лет 6 как заменена железною дорогой; третьи, наконец, - появление германских колонистов в Палестине, относили к 1844 году, между тем как в действительности они появились там ровно на 20 лет позже, а именно в  1864 году.
 
Такое же, однако, незнание, при исключительном богатстве Палестинской литературы, которая, без сомнения, далеко, относительно, превосходит все, что написано о другой какой-либо стране, имеет свою причину, и ее прежде всего следует искать в подавляющем, священном и историческом значение Св. земли и несоответствие поэтому действительности с этим значением. Не говоря уже по населению, но и по пространству она едва-ли не меньше самой маленькой из наших губерний между тем по своей истории, но значению совершившихся в ней событий она, бесспорно, поглощает не только всю Европу, но и большинство остальных частей света. Эти события и их значение, если так,  можно выразиться, составляют шапку, из-за которой не видно того, на ком она надета.
 
Другая причина, мешающая знанию и ясному пониманию Палестинских дел, лежит в многочисленности, и главное, в разнообразии их. Палестина представляется большим шерстяным клубком, составленным из мелко изрезанных шерстинок, не только спутанных но и свяленных вместе. Когда затем хочешь разобраться в этом клубке, то прежде всего приходится шерстинку шерстинкою выпутать, разложить их по цветам и затем уже приступил к суждению о каждом цвете в отдельности, так и взаимном их отношение, а эта работа   в  наш век пара и электричества не скорая.
 
Наконец, есть еще и третья причина, мешающая основательному изучению Палестины, это то, что она, еще 60 лет тому назад существовавшая почти в том виде, как во времена Спасителя,  с тех пор не по дням, а по часам подвергается  изменениям. Для объяснения моей мысли, как выше с шерстяным клубком, позволю себе и  здесь  привести сравнение настоящего состояния Палестины с прудом, наполненным водой. До 40-х годов   нынешнего столетия в нем  европейское влияние выражалось, изредко вливаемом  в него, да и то чайными ложками, масле, в последние же 60 лет это масло ежедневно стали   вливать в пруд ведрами мало того, и вливаемое масло оказалось в высшей степени разнородное: тут было и  чистое оливковое, и простое деревянное, рициновое и льняное, даже простые керосиновые осадки. Все это вливалось в пруд не одновременно, не в определенном отношение, а так как обстоятельства складывались и что было под руками.  Поэтому разобраться в составных частях этого вливаемого масла тоже нелегко: одни что присуще ему - это общее свойство масла плавать поверх воды.   
 
Теперь представьте себе путешественника окунувшегося в этот пруд и передающего свои впечатления; очевидно они будут те, которые он лично испытал, а далеко не те, которые соответствуют действительности.
 
Конечно, верным ответом было бы научное исследование состава пруда, но и это далеко нелегко, ибо состав его и изменяется не только ежечасно по содержимому, но и самое распределение состава содержимого изменяется по направлению ветра. Точное химическое исследование содержимого прудом окажется завтра и не только завтра, но и по прошествие нескольких часов, совершенно несогласным с новым химическим исследованием. Сообразив эти условия, примите еще во внимание различие употребляемым, при исследование инструментов, субъективность каждого исследователя - и для вас станет ясною трудность верного исследования Палестины.
 
Между тем такое исследование в высшей степени любопытно и поучительно. Внизу пруда в воде сохраняется жизнь, которая по своему строю, обстановки, наконец, условиям, переносить нас по меньшей мере за две тысячи лет тому назад. Для нас слова Евангелия становятся понятными и наглядными, когда всмотримся в эту воду, и жизнь   этой воды во многом для нас разъяснится, когда мы ее осветим евангельским светом. Наверху же масло представляет общее собрание, общее столкновение всего того, что признано считать, в настоящем, образованным миром.
 
Нигде в целом свете не найдем мы такого уголка как Иерусалим, где как бы в большом караван-сарае сталкивались не только простые представители всего мира, но и фанатические представители всех убеждений, всех верований. Здесь эти верования, эти убеждения проявляются в самой резкой форме, в самом резком сочетание. Это, позволю себе так выразиться, пандемониум современного человечества на почве древнего миpa, и притом не на неодушевленной почте, что можно встретить и помимо Палестины в каждом   геологическом наслоение, а именно, на почве одушевленной, доселе живущей своей жизнью. Вот это различие между древним и новым, между отжившим и современным, между воспоминаниями и действительностью, тесно и близко между собой связанное, как ни в одной стране мира, и составляет прелесть и притягательную силу Св. земли вообще и Иepyсалима в особенности.
 
Понятно, поэтому, что малейшее событие там совершающееся, гулким эхо проходит по всему так-называемому образованному миpy и вновь выступает на очередь целый ряд вопросов, ожидающих ответа.
 
К таким событиям, конечно, принадлежишь и предстоящее посещение германского императора. Наше внимание привлекает и то лицо, бесспорно недюжинное среди нашего всеуравнительного миpa, которое совершает это посещение, а также и та обстановка, при которой оно совершается. Невольно хочется заглянуть за занавес будущего и посмотреть, что это посещение принесет и чем оно  отразится на столь близком и дорогом нам крае.
 
В.Н. Хитрово
С.-Петербург. Типография В. Киршбаума, Дворц. площ., д. мин. финансов
 
© Архив и библиотека Сергиевского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме
 
Оцифровка и подготовка к публикации председателя Иерусалимского отделения ИППО П.В. Платонова
 
13 июля 2010 года

Отсканированный вариант оригинала статьи смотрите в фотогалерее нашего портала "Православный поклонник на Святой Земле"


[1] Моск. вед. 1898, № 233.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com