Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / ИППО / ЛЕКЦИИ В ИЕРУСАЛИМСКОМ ОТДЕЛЕНИИ ИППО / Лекция 10-я. Цикл бесед «Храмовое зодчество Москвы – памятники архитектуры и истории». Беседа вторая. Григорий Бокман

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
26 июля 2006 года в Иерусалимском отделении ИППО состоялась вторая беседа из цикла  

«Храмовое зодчество Москвы – памятники архитектуры и истории». На это раз тематика беседы была посвящена церквям и монастырям Китай-города

     
 
 «Храмовое зодчество Москвы – памятники архитектуры и истории» 
 Беседа вторая
 
     Китай город – Большой (Великий) посад. Один из древнейших районов Москвы, где уже ко времени зарождения Российского государства Ивана III сосредоточилась значительная часть населения Москвы, главным образом торгово-ремесленного. Вытеснение из Кремля торговых представительств, монастырских подворий, части боярских владений и иностранных представительств, перебазировавшихся в Китай-город, привело к вытеснению ремесленников в восточную часть этого района, к дифференциации его внутреннего пространства. С завершением строительства Кремля реорганизовалась и структура Великого Посада в соответствии с восточными проходными башнями Кремля. Три главных улицы Посада: Никольская – место жительство родовой знати: Шереметевы, Воротынские, Черкасские и т.д.; Ильинская – в основном рознично-оптовый торговый центр, посольский двор, монастырские подворья; Варварка – крупная родовая усадьба Захарьиных – Юрьевых, английский двор. Богатые купеческие усадьбы  на востоке Посада: Никитины, Шохины.
 
Вид Никольской улицы от Богоявленского переулка к Владимирским воротам. Фото из альбома Н.А. Найденова. М., 1888
Вид Никольской улицы от Богоявленского переулка к Владимирским воротам
Фото из альбома Н. А. Найденова. М., 1888
 
     Василий III и дальнейшее укрепление русской государственности. Присоединение Пскова, Рязанского княжества, ряда мелких удельных княжеств. Строительство Китайгородской стены – памятника крепостного зодчества XVI века - автор и исполнитель проекта. Архитектурные и оборонительные особенности проекта. Разрушение редкого памятника военного зодчества в советское время.
 
Воскресенские ворота. Фотография из альбома Н. А. Найденова. М., 1884
Воскресенские ворота.
Фотография из альбома Н. А. Найденова. М., 1884
 
     Образование Красной площади в начале XVI– территории,  ограниченной восточной стеной Кремля и торговыми рядами Большого Посада, очищенной от деревянных строений. Торговые ряды: Старые, Верхние Торговые  ряды Дж. Кваренги (1786 – 1810)  – Верхние Торговые ряды  О. И. Бове (1812) – Верхние Торговые ряды А. Померанцева (ГУМ) – Средние и Нижние ряды архитектора Клейна. Воскресенские ворота Китай-города. Часовня  в честь Иверской иконы Б. М.,  история иконы.
 
Третьяковский проезд в Китай-городе. Фотография из альбома Н. А. Найденова. М., 1884
Третьяковский проезд в Китай-городе.
Фотография из альбома Н. А. Найденова. М., 1884
 
      Монастыри и храмы Посада. Сорок два объекта на конец XVII  века, из которых к нашему времени  сохранилось в том или ином виде меньше двух десятков. Отсутствие единого начала, единого стиля в застройке Китай-города. Многообразие сохранившихся памятников церковного зодчества. Редкий памятник  начала XVI века – церковь св. Анны, что в углу. Памятник зодчества второй половины XVII  - ц. Николы Большой звон на Никольской.
 
     Богоявленский  монастырь на Никольской - древнейший московский монастырь в Москве (1292 г.), основатели монастыря, его некрополь.
 
     Василий III и проблема наследования. Елена Глинская и рождение наследника – будущего царя Ивана Грозного. Церковь Вознесения в загородной царской усадьбе «Коломенское» - обетная или памятная церковь в честь рождения наследника.  Новые архитектурные приемы – восьмерик на четверике, шатровое завершение. Истоки шатрового зодчества. Шатровые церкви Москвы, особенности храма Воскресения Христова в Сокольниках.
 
    Огненные церкви Москвы. Спасский собор Андроникова монастыря (1410 – 1423), Малый собор Донского монастыря (1591 –1593) – предтечи Огненных церквей. Церковь Троицы в Никитниках (1634) – один из лучших образцов церквей  этого стиля, выдающийся памятник архитектуры первой половины XVII.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com