Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / Святая Земля в праздниках Православной Церкви / Горненский монастырь в Иерусалиме: история Обители и ее престольных праздников. Павел Викторович Платонов

 
Индивидуальные экскурсии в Израиле. Уважаемые посетители нашего портала, паломники и туристы, сообщаем вам, в преддверии праздников Нового года, Рождества Христова и Крещения Господня
с 1 декабря по 31 января 2016 года на все индивидуальные маршруты нашей паломнической службы действует
особая скидка - 50 дол. США на каждую экскурсию!

Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Книга протоиерея Георгия Митрофанова.
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 48 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
ПНПО "Россия в красках" награждено Почетной грамотой ИППО
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
7 июля в Горненском русском женском монастыре в Иерусалиме - престольный праздник Рождества св прав.Иоанна Предтечи. Чудотворная икона "Благовещения" переносится из Горней в Свято-Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
 
Горненский монастырь в Иерусалиме:
история обители и ее престольных праздников
 
Горненский женский монастырь находится в одном из живописнейших уголков на юге современного Иерусалима - Эйн Кареме (в пер. с арабского - Источник в винограднике). Приобретением этого участка Россия полностью обязана палестинскому труженику, подвижнику-одиночке - архимандриту Антонину (Капустину). Это было одно из любимых мест архимандрита Антонина.
 
Архимандрит Антонин Капустин
Архимандрит Антонин Капустин
 Около 1870 года
 
Предание связывало это место с посещением Богородицей своей родственницы праведной Елисаветы. Пречистая пришла в Горнюю из Назарета Галилейского после архангельского благовестия. Здесь жили ее родственники - св.прав. Захария и Елисавета. Именно к праведной Елисавете приходит Пречистая, чтобы открыть самой близкой ей на свете родственнице небесную тайну. Матерь Божия прожила здесь три месяца. Евангелие от Луки описывает умилительную встречу Пречистой со святой прав. Елисаветой:
 
«Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;  что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его;  явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;  алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;  воспринял Израиля, отрока Своего, вспомянув милость,  как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой» [1]
 
Осенью 1869 г. при посещении окрестностей Иерусалима вместе с Петром Петровичем Мельниковым – Членом Государственного Совета, бывшим министром путей сообщения - архимандрит Антонин показывает ему этот арабский поселок и увлекает своей идеей о приобретении здесь участка для России. Бывший французский драгоман Хана Карло Джельяд готов был продать свой участок на склоне горы. Однако денег у отца Антонина не было.
 
П.П.Мельников, загоревшись этой идеей, организовал комитет по сбору необходимых средств. Значительные суммы пожертвовали владелец металлургических заводов в Санкт-Петербурге Путилов, Поляков, владельцы известных гастрономов братья Елисеевы, а также К.Ф фон Мекк – муж Надежды Филаретовны - друга и покровительницы П. И. Чайковского[2], П.П Мельников, О.Е. Путятина, Н.Г.Губонин, Н.И.Варшавский, Н.М.Журавлев, А.В Казаков, Д.М.Полежаеев, С.С.Поляков, М.Г.Горбов, И.Д.Бусурин, свою лепту внесли также простые русские богомольцы и паломники из России[3].
 
В это же время селение Эйн Карем становится объектом широкой деятельности известного латинского миссионера Ратибсона – крещенного в католичество еврея – основателя известной обители Сестер Сиона на улице Крестного пути в Иерусалиме.  Католики приобретают здесь участки земли, строят свою часовню, школу для детей, монастырь “Magnificant”. Ратибсон торговался за дом на участке Хана Карло. По-видимому, неожиданно запрошенная им у Ратибсона сумма в 200 тыс. франков за весь участок не нашла одобрения. Разозленный Джельяд решился продать участок отцу Антонину. [4]. Сделка совершалась в полной секретности. В своем дневнике от 18 июля 1870 г. архимандрит Антонин называет уже эту землю будущим Московии  (так назывались русские участки на Святой земле). По опубликованным записям  из дневника архимандрита становится понятным, что торги за участок длились в течение нескольких месяцев. Отец Антонин сетует и на нехватку денег - …А сколько придется делать перемен! Откуда взять деньги?, и на несговорчивость продавца - …старичок, по всему видно, не очень податлив в делах денежных,…Видал виды человечек…, со свойственным ему юмором называя продавца  Старый плутище!...кощей бессмертный. И вот 4 ноября приходит  Известие о желании Ханны Карла видеть меня. Прибытие почтенного желателя и ведение тонких бесед, кончившееся тем, что он согласился продать оба дома со всей землей за 4000 наполеондоров и при условии,…чтобы ему выхлопотан был русский орден  и именно  Св. Анны. Ударили по рукам и на том распрощались. Признаться, было очень весело. Но через две недели 18 ноября появляется запись в дневнике - Над Горнею пока еще лежит мрак неизвестности. Снова темнит  ненасытный господин и отец Антонин в записях от 10 декабря расстроен, что придется к означенной сумме добавлять  200 или 300 наполеондоров. . . Теперь дела поправить нельзя.  18 декабря идут с хозяином осматривать имение. Показалось мне оно теперь не таким огромным, как воображалось. Да в придачу к этому разочарованию при осмотре меньшего участка добавляется новое – Старый плут отрезал себе значительный кусок продаваемого там места и отгородил его новою стеною. Скверное дело, а впрочем, может и полезное нам. Архимандрит теперь надеется снизить цену за малый дом, а от большого и вовсе отказаться. Расстались, впрочем, друзьями, хотя старик был сконфужен открытием его проделки[5]. И снова письма, переговоры и переживания…
 
И все же в феврале1871 году оформляется купчая на этот участок с двумя домами и садом. Архимандрит Никодим Ротов в своей книге «История РДМ в Иерусалиме» пишет, что участок был  приобретен за 55 тысяч франков. У архимандрита Киприана дается сумма в 70 тысяч франков. Согласно купчей крепости -  турецкими монетами 125 тысяч пиастров. По дневникам архимандрита Антонина 4000 плюс 200-300 наполеондоров (золотой наполеондор равнялся 20 серебряным франкам).
 
Почему Джельяд продает участок архимандриту Антонину остается неизвестным, ведь в то же время католики рядом находящегося монастыря и приюта предлагали Джельяду намного большую сумму. Архимандрит Киприан (Керн) в своей книге «Отец Антонин Капустин – архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме» объясняет действия Джельяда результатом его остро разгоревшегося конфликта с известным латинским миссионером Ратибсоном. Также странны обстоятельства смерти Джельяда после продажи им участка. Архимандрит Никодим пишет, что Джельяд был убит на следующий день после оформления документов[6]. Историк палестиновед Н. Н. Лисовой приводит ссылки из книги Секретаря ИППО В. Н.  Хитрово, что Ханна-Карло Джельяд был убит через несколько дней после сделки. Однако все были уверены, что отставного драгомана отравили католики: узкий клин францисканского монастыря оказался со всех сторон окружен владениями русского архимандрита[7]. Народная молва приписывала это убийство католическому фанатизму.[8]
 
Согласно купчей (перевод с арабского языка) крепости № 62 на место в Айн-Кареме (Горнем Граду Иудове) от 11 ноября 1889 года следовало:
 
«Удостоверяю верность низложенного. (подпись) Эс-Саид-Мухаммед Тагир-эль-Халеди, Наместник Судьи г.Иерусалима.
 
Перед судом и в присутствии Наместника Судьи, печать и подпись коего выше значатся, явился г .Яков, драгоман Архимандрита Духовного Главы Русского Правительства в Иерусалиме, о котором сказано будет ниже, (Яков), сын Георгия, сына Ивана-эль-Халеби, грек, турецкоподанный, и заявил, подтвердив свободно и добровольно (свое заявление) свидетельскими показаниями, удовлетворяющими всем требуемым законом условиям:
 
Что все произрастания из плодовых деревьев различных пород  (маслина и др.), находящиеся на пространстве старых западных полей, на земле Айн-Карем, прилежащей с запада к южным развалинам монастыря, окруженных оградою со всех 2 сторон, известных под названием «Масличных полей» и ограниченных с юга владениями Субани и землями Абд-ур-Рахима и Мухаммеда, сыновей Давуда, жителей сказанной деревни; с востока – землею детей бывшего Муфтия, которая составляет часть второго поля, третьего – ниже помянутого и развалинам вышесказанного монастыря, считая и площадь, примыкающую к стене сего монастыря, в какой стене имеется дверь; с севера – общественною дорогою; с запада – помянутым полем, причем сей дом и сказанные деревья стоят на земле, составляющие вакф во имя Святого Абу-Медия Фаут и несущего повинность хикр в 20 пиастров ежегодно, в пользу сего вакфа,
 
- и что все деревья различных пород, маслины и др., находящиеся на новом восточном поле, на земле той же деревне, каковое прилегает с восточной строны к первому полю, огорожено со всех сторон, известно под названием детей Джабера и детей Селима и владениями Бараката, жителей названной деревни, с севера общественною дорогой, ведущей к сказанному разрушенному монастырю в поле, и дважды помянутым монастырем; - на дорогу эту выходят ворота ограды нового поля, -  с запада землею, принадлежащему монаху Латинского монастыря, и первым помянутым полем,
 
и что все строения восточного малого дома, который находится в той же деревне и в том же восточном поле, (дома), который содержит в себе большой погреб и, на западной стороне, 4 комнаты, на восточной 2 большие комнаты, цистерну, и близ погреба, с юга, кухню, удобства и каменную лестницу, ведущую на чердак; в нижнем же этаже, с восточной стороны – помещение для скота и законные удобства; ограничиваются с 4 сторон вышесказанным восточным полем, причем сей дом и сказанные деревья стоят на земле, составляющей вакф в честь Св.Абу-Медия, с повинностью хикр, в 25 пиастров ежегодно, в пользу сего вакфа,
 
что вышепоименованное недвижимое имущество куплено им, путем окончательного акта купли, за уплаченную им цену в 125 т. Пиастров, от г-жи Мальки, дочери Иосифа Бутриса Латинянина, жены г.Ивана Карло Латинянина, в силу законного акта, заключенного в бытность Сеида Мустафы Эфенди судьею к. Иерусалима, за его подписью и печатью от 7 Зи-ль-Хиджа 1287 (17 февраля 1871 г);
 
и заявил, что сказанные деревья и два дома составляют собственность Его Преподобия Архимандрита Антонина, сына Ивана, сына Леонтия, Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, и что имя его – (Якова) поставлено в сем акте купли фиктивно вместо названного Архимандрита, вследствие того, что Российское Правительство не имело еще разрешения владеть недвижимым имуществом в Турции,
 
и что цена выдана из сумм помянутого Архимандрита,
 
и что он (Яков) не имеет никакого права на сказанное имущество,
 
и что ограда возведена за счет того же Архимандрита и всецело принадлежит ему,
 
и признал вышеизложенное и подтвердил оное свидетельскими показаниями законными, каковое признание и показания были приняты г.Матвеем, сыном Георгия, сына Асмака, грека, и поверенным Архимандрита, который, по прочтении сего документа, утвердил его во всех частях и принял согласно закону. 19 Шаабана 1290 г. (1 октября 1873 г.). 
 
(Следуют подписи семерых свидетелей)
 
(С турецкого) 125.000 <сумма сделки>  
833.31 (судебные издержки)
Всего восемьсот тридцать три пиастра тридцать пар.
 
( С арабского): сумма в восемьсот тридцать три пиастра тридцать пар нами получена
11 ноября 1289 г. (1872 г.)
 
(М.П.).[9]»
 
Итак, участок становится русским, и отец Антонин называет это место «Горний град Иудов» - сокращенно «Горний или Горнее». Поначалу, службы в летний период совершались в специально устроенной палатке, а зимой в сезон дождей в двухэтажном доме Миссии. Сюда по благословению патриарха Иерусалимского и просьбе архимандрита Антонина приходил служить арабский священник. В этом прекрасном уголке на живописном склоне архимандрит Антонин сам выбирает место для небольшого храма, архитектурный план которого начертал тоже сам, а арабский подрядчик Джирьес за триста наполеондоров  построил храм за 2 строительных сезона (1880-1881). За отдельно стоящую от храма колокольню подрядчик взял отдельную плату в 30 наполеондоров[10]. Постройке храма предшествовало немало препятствий. Вот как их трактует Санкт-Петербургский историк О.Л.Церпицкая в своей статье «Архимандрит Антонин Капустин и русские святыни на Святой Земле»:
 
"Первоначально он договорился с настоятелем католического монастыря Иоанна Предтечи о свободе действий на приобретенной земле, но, после назначения нового кустода Святой Земли в Иерусалиме, "сосед" отца Антонина был смещен за покровительство схизматическим тенденциям айн-каримцев. А в апреле 1881 года Реуф-паша (по настоянию католиков[11]) потребовал прекратить работы до получения султанского фирмана[12], который был выдан уже во второй половине 1881 года по ходатайству Русского правительства[13]. Не приветствовала постройку храма и Иерусалимская Патриархия, так как патриарх Иерофей (согласно его письма митрополиту Исидору, первенствующему члену Синода) счел себя оскорбленным тем, что архимандрит Антонин не уведомил его о постройке храмов и отступил подобными действиями от церковных канонов. Но в то же время Патриарх намекал, что братская грамота от Святейшего Синода может исправить дело. Грамота эта была отправлена в Иерусалим, и в ней митрополит Исидор просил Его Блаженство не только простить архимандрита Антонина, без злого умысла совершившего такой проступок, но и благословить освящение храмов на Елеоне, в Горней и в Гефсимании (святой Марии Магдалины). Патриарх Иерофей остался весьма доволен таким вниманием и более не препятствовал постройке. А так как из России постоянно присылались пожертвования на храм, в начале 1882 года работа подошла к концу, но патриарх Иерофей скончался, и возникли новые затруднения: консул всячески пытался оттянуть освящение, но отец Антонин, пользуясь расположением местоблюстителя Патриаршего Престола, получил устное благословение на перенесение антиминса из временной церкви в новую, а 14 февраля 1883 года, не ожидая письменного разрешения, сам совершил Божественную литургию и чин освящения[14]. Это действие не произвело никакого впечатления на церковные власти, и отец Антонин получил замечание, что так стоило поступить уже давно для прекращения скандала»[15].
 
Результатом католической и протестантской пропаганды явился уход местного арабского населения из Православия в католичество и протестантство. Строительство русской церкви в Горней, по мнению архимандрита, могло оздоровить в целом ситуацию и возвратить многих в православие.  28 октября 1885 года отец Антонин пишет в св. Синод Русской Православной Церкви особое донесение по поводу строительства им церкви в Горней и ее использования как местной приходской церкви для населения поселка Эйн-Карем.
 
«Церковь Богоматери, в 8 верстах к западу от Иерусалима, в селении Айн-Карем – по преданию, в Евангельском «Граде Иудовом» - также выстроена на русской земле, на приобретенном мною в 1871 году покупкою участке, а также по Султанскому фирману одной даты с вышеупомянутым. Об обстоятельстве, давшем повод к ее сооружению, и обо всем прочем мною было доносимо Святейшему Синоду в 1883 году (5 апреля, № 82). В ожидании, пока местною церковною властью будет выстроена в Айн-Кареме православная приходская церковь для возвратившихся в православие жителей, в настоящее время в нашей церкви назначенный Патриархией в селение арабский священник совершает обычное богослужение. Со всем окружающим церковь местом и выстроенным на нем поклонническими приютами она находится также в моем полном распоряжении и содержится на средства Духовной Миссии»[16]
 
Согласно списку земельных участков, принадлежащих Русской Духовной Миссии, оформленных покойным архимандритом Антонином участок в Горнем монастыре описывается следующим образом:
 
«4.Участок в деревне по имени «Горняя» (мусульманское название Айн-Карем) в одном часе езды от Иерусалима.
 
На этом участке находятся: 1) храм во имя Казанской Божией Матери, 2) два приюта для паломников, посещающих Горюю, 3) несколько десятков домиков, где живут послушницы, известные под названием сестер Горненской Русской женской общины, основанной пок<ойным> о.архимандритом Антонином, 4) новый большой строящийся храм.
 
<Площадь> 222591.37 <кв.м>.[17]»
 
Отец Антонин задумывал, чтобы весь северный склон горы заселили русские паломницы, желающие до конца своих дней оставаться на Святой Земле. Поэтому при поступлении соблюдался такой принцип, что каждая насельница за определенную сумму, уплаченную Миссии, получала свой земельный надел и должна была на свои средства построить дом, все хозяйственные постройки, развести кругом дома садик (обязательно посадить кипарис, миндаль), благоустроить участок[18]. Сестринская община под руководством инокини Павлы росла и крепла, склон расцветал садами, отдавая дань тяжелому кропотливому труду, любви и заботе.
 
Обосновывая свои планы по использованию Горненского участка, архимандрит Антонин пишет русскому консулу в Иерусалиме Д.Н. Бухарову в отношении за № 57 от 18 ноября 1886 года:
 
«Во исполнения предписания Российско-Императорского Посольства при Оттоманской Порте, мне Вами предъявленного при отношении Вашем , от 10 числа текущего Ноября месяца за № 465, я честь имею сообщить Вашему Высокородию следующие сведения о принадлежащих мне в Палестине недвижимостях, приобретенных мною покупкою, за время пребывания моего здесь, в звании Начальника Иерусалимской Духовной Миссии, и главным образом, имеющих значение Поклоннических Приютов. Они суть:
 
…2) … в полутора часах от Иерусалима к западу в селении Айн-Карем – Евангельском Граде Иудове, - месте рождения Св.Иоанна Предтечи и трехмесячного пребывания Богоматери у Праведной Елисаветы, - около 200 федданов величиною, купленное в 1871 году у Иерусалимского жителя Хана-Карло и частию у местных обывателей феллахов, поводом к чему послужила неоднократно заявленная францисканским монастырем жалоба на русских поклонников, ищущих ночлега в тамошнем латинском монастыре, вопреки его уставам. Здесь также есть два дома, обращенные в поклоннические приюты, с церковию при них и семью келлиями, в коих проживают убогие старицы из русских поклонниц, переведенные из Иерусалима и желающие кончить дни свои в Св. Земле, на попечении коих находится  церковь,  служащая  временно и приходскою для местного православного населения.[19]»
 
С немалым трудом ему удалось добиться разрешения патриарха на освящение храма в Горней — это был период столь натянутых его отношений с патриархами Иерофеем и Никодимом; наконец-то митрополит Петры Аравийской, престарелый Никифор освятил небольшой, но такой молитвенный храм Казанской Божией Матери (празднуемой 22 октября). Из отчета по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от 4 ноября 1914 года мы узнаем, что:
 
«Церковь во имя Божией Матери, Казанской Ее иконы, в Горненской общине – небольшая одноэтажная, с одной главою и с остроконечной небольшой колокольнею. Иконостас двухярусный с иконами хорошего письма. Церковь построена покойным архимандритом Антонином. Утварь  и ризница церкви не богаты и обильны. Церковь содержится в порядке, но признана в настоящее время малопоместительною в период паломнического движения»[20].
 
Первоночальный вид Обители, с только что построенной Церковью
Первоночальный вид Обители, с только что построенной Церковью
Литография 1883 года
 
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери
Храм во имя Казанской иконы Божией Матери
Горненский монастырь. Современный вид
 
Почитая Эйн Карем «Градом Иудовым», отец Антонин исходатайствовал в св. Синоде установление особого праздника «Целования» в память посещения Божией Матерью после благовещения своей родственницы праведной Елисаветы. Указом Синода от 5 августа 1883 года определялось праздновать в Горненской обители особый день памяти пришествия «в Горняя» Богоотроковицы и ее пребывания здесь в течении трех месяцев[21]. Синод установил праздновать его 30 марта (12 апреля н.ст.), если Благовещение не попадает на Страстные дни (в противном случае праздник переносится на четверг Светлой седмицы или в день памяти иконы Божией Матери «Живоносный источник»). Из Троицкого собора Миссии перевозят к источнику Божией Матери в селении Эйн Карем икону Благовещения,  которую  сестры обители уже ждут  там с букетами цветов в руках. После молебна под звон колоколов начинается крестный ход в монастырь. Уютный маленький храм украшен к празднику. У входа в него лежит цветочный ковер в виде круга, собранный руками сестер. Для иконы приготовлено особое возвышенное место с покровом в виде голубой мантии, тут же прикреплен игуменский жезл. Икона Благовещения, в память трехмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в Горней на три месяца  до 24 июня - дня Рождества Иоанна Предтечи. Праздник Рождества святого праведного Иоанна Предтечи является престольным праздником Горненского монастыря. На Рождество св.Иоанна икону Благовещения провожают из Горней в Свято-Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
 
Цветочный ковер у входа в храм в праздник "Целования"
Цветочный ковер у входа в храм в праздник "Целования"
Горненский монастырь в Иерусалиме
 
Насельницы Обители готовятся к "Встрече" иконы "Благовещения"
Насельницы Обители готовятся к "Встрече" иконы "Благовещения"
 
Встреча чудотворной иконы "Благовещения" в Горненском монастыре
Встреча чудотворной иконы "Благовещения"
в Горненском монастыре
 
Отцом Антонином написана и служба этого праздника Целования, переплетающаяся по смыслу со службой попразднества Благовещения. Праздник Целования отмечается  из года в год, привлекая немалое количество народа, как из среды русских паломников, так и особенно абиссинцев[22]. Известен факт, что архимандрит сам написал к празднику «Целования» особый тропарь, кондак и стихиры[23]. Тропарь «Прихождения Божией Матери в Горний Град Иудов» поется сестрами обители до сих пор и стал неотъемлемой богослужебной традицией при совершении служб. Вот текст этого умилительного песнопения, составленного основателем обители архимандритом Антонином (Капустиным):
 
Дево безневестная и Мати всечестная,
Приемши от Архангела Благовещение,
И целовавши южику Твою всечестную Елисавет,
Материю Господа от сея наречена была если,
И возвеличила возвеличившаго Тя Господа.
Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего[24]!
 
Так возникла церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и традиция праздника «Целования».
 
Чудотворная икона Благовещения, приносимая из Троицкого собора Миссии на 3 месяца в Горний
Чудотворная икона "Благовещения",
приносимая из Троицкого собора Миссии на 3 месяца в Горний
 
У отца Антонина был свой домик в Горней, который он завещал своей любимой питомице Софье Константиновне Апостолиди – сироте, облагодетельствованной отцом Антонином. Домик, где жила Софья Апостолиди называли «домом Софьи-гречанки»[25] Наставления о передачи своего домика отец Антонин оставляет в своем духовном завещании Начальника Русской Духовной Миссии от 19 марта 1894 года:
 
«7) Домик мой в Горней, с садом и со всеми принадлежностями, как он огорожен, завещаю в полную собственность моей дорогой питомице Софье Константиновне, с тем непременным условием, чтобы по смерти ее дом сей продолжал быть собственностью того лица женского пола, которое она изберет, а по смерти этого последнего лица дом переходит в собственность Русской церкви, находящейся в Горнем»[26].
 
На 1884 год вся территория русского участка в Горней оценивалась турецкими властями в 103.133 франков. Из донесения Управляющего Генеральным консульством в Иерусалиме А.Г.Яковлевым послу в Константинополь А.И.Нелидову от 26 сентября 1894 года по поводу оценки русского участка в Горней следовало:
 
«Это место, заключающее в себе около 500.000 квадр. Аршин, составилось из участков, которые о.Антонин приобретал с 1870 по 1889 г. На покупку их и находившихся на них двух домов им было истрачено около 70.000 фр.
 
Турецкая власть оценила в 1310 (1894) году:
 
а) почву и деревья в 101.375 <пиастров>, т.е. 22.808 фр.
б) все постройки (кроме церкви и колокольни) в 375.000 пиастров, т.е. 80.325 фр.
 
Итого 103.133 франков»[27].
 
Согласно списку русской женской общины количество насельниц на 1894 года составляло 81 человек и общине принадлежали следующие здания[28]:
 
«1. Церковь во имя Богоматери; утварью достаточна
2. Дом для церковной ризницы; в доме две комнаты и кладовая.
3. Дом для трапезной; в доме три комнаты и коридор.
4. Дом для приюта поклонников; в нижнем этаже три комнаты и кухня, а верхнем – три комнаты и коридор.
5. Дом второй для приюта поклонников; в доме пять комнат, кухня и коридор и на террасе еще одна комната. В доме живет смотрительница  приюта монахиня Апполинария и ее помощница Манефа Яйцева»[29].
 
Кроме того, в Горнем в то время существовало еще 36 домов, в которых проживали насельницы женской монашеской общины[30]. Со времени покупки земли до кончины отца Антонина было построено 43 домика с цистернами для воды  и служебными пристройками. В самой верхней части монастырского владения была построена сторожевая башня[31].
 
С 1898 года согласно правилам, регламентированным св. Синодом женская община в Горней приобретает статус монашеской[32]. Для Горненской общины летом 1898 года св. Синодом, определением за № 2699, были утверждены следующие руководственные правила. Ниже приведем текст этих правил[33]:
 
«1) Горненская женская община состоит в подчинении и послушании начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, который есть ее непосредственный начальник и покровитель.
2) Сестрами Горненской общины признаются русские поданные, владеющие домом или частью дома в ограде общины на основании законно составленного заявления (по форме, приложенной в конце сих правил).
3)  Все наличные сестры в заранее определенном по благословению начальника Духовной Миссии собрании избирают 5 кандидаток, из которых начальник Духовной Миссии назначает одну – старшей сестрой, другую – ее помощницей и третью – заведующую ризницей, о чем и доносит Святейшему Синоду.
4) Старшая сестра заведует внутренним порядком, хозяйственной частью и общей столовой общины. Она одна по делам общины сносится непосредственно с начальником Духовной Миссии.
5)Помощница заступает место старшей сестры в случае ее отсутствия, болезни или смерти и исполняет все те поручения, которые будут возложены на нее старшей сестрой.
6) Заведующая ризницей имеет наблюдение за ризницей общины, которую принимает и сдает не иначе, как по описи, а также печется о благолепии церкви.
7)Желающая провести одну ночь в общине или у одной из сестер испрашивает на то разрешения старшей сестры, без которого она не может оставаться на ночь в общине.
8) Желающая провести в общине или у одной из сестер более одной ночи должна иметь на то письменное разрешение начальника Русской Духовной Миссии, с точным в оном обозначении времени пребывания в общине, а также имеет ли она пользоваться общей столовой. Разрешение это обязательно должно быть предъявлено старшей сестре.
9) Вообще лицам мужского пола пребывание ночью в общине не дозволяется.
10) Желающая строить новый дом в ограде общины должна предварительно получить на то письменно разрешение начальника Духовной Миссии с точным обозначением места и условий постройки. Это предварительное разрешение должно быть желающей строиться представлено в генеральное консульство, которое составляет по оному заявление (по форме, приложенной в конце сих правил).
12) Желающие перестроить дом, вырвать камни, вырубать деревья должны получить на то письменно разрешение начальника Духовной Миссии с точным обозначением условий разрешения и места. Разрешение это должно быть перед началом работ предъявлено старшей сестре.
13) Во избежание недоразумений, желающие при постройке или перестройке дома заключить контракт с подрядчиком для составления контракта могут обращаться в генеральное консульство…
14) Все овощи и плоды, находящиеся в ограде общины, за исключением растущих у домов и насаженных самими владелицами оных, составляют общее владение общины, возделываются и собираются по распоряжению старшей сестры.
15) Сестра, не имеющая по болезни возможности выходить из своей комнаты, имеет право получать из общей столовой одну порцию обеда и одну порцию ужина.
16) Во избежание недоразумений, свои распоряжения относительно имущества на случай смерти сестра должны делать через посредство генерального консульства.
17) Продажа вина и крепких напитков в общине строго воспрещается, и виновная в такой продаже немедленно исключается из общины.
18) В случае смерти сестры старшая сестра или заступающая ее место немедленно уведомляет о сем начальника Духовной Миссии, который о себе дает знать генеральному консульству.
19) По выносе покойной старшая сестра или заступающая ее место в присутствии ризничной и двух сестер общины запирает дверь квартиры покойной, а остальные прикладывают свои печати, - ключ от двери берет к себе и принимает все зависящие от нее меры к ограждению имущества покойной впредь до законного распоряжения.
20) За нарушение вышеизложенных утвержденных правил виновные подвергаются взысканию, налагаемому начальником Духовной Миссии, который, в случае необходимости, обращается за содействием генерального консульства.
21) По прошествии года со введения сих правил начальник Духовной Миссии обязан предоставить обер-прокурору Святейшего Синода свои соображения относительно изменения т дополнения оных.
 
Форма заявления, означенного в пп. 2 и 11: «Заявление. Я, нижеподписавшаяся (имя, отчество, фамилия и звание заявительницы, собственницы дома), сим заявляю, что я выстроила на ми средства в деревне Айн-Карем (место Горнее), близ Иерусалима, на земле, принадлежащей вакуфу архимандрита Антонина, бывшего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1,2 или часть) дом (а). При этом я приняла следующие условия:
 
1)      Я могу жить в этом доме до смерти моей и, умирая, имею право через генеральное консульство в Иерусалиме продать или подарить его другому лицу женского пола, исключительно русской поданной, с тем, однако, что после смерти сего последнего этот дом немедленно и бесплатно становится собственностью Русской Духовной Миссии в Иерусалиме;
2)      Если я не укажу здешнему генеральному консульству этого лица при моей жизни моей, то этот дом, по смерти моей, немедленно и бесплатно переходит в полную собственность здешней Духовной Миссии, и я лишаю моих наследников права изъявлять какие бы то ни было притязания на него;
3)      Я не имею права закладывать эту недвижимость без разрешения начальника Духовной Миссии и без посредства здешнего генерального консульства. Вследствие всего вышеизложенного, я, с согласия начальника Духовной Миссии, сим заявляю, что после смерти и на перечисленных выше условиях упомянутый дом должен быть бесплатно передан в пожизненное пользование русской поданной (имя, отчество, фамилия и звание лица, в пожизненное пользование которого отдается дом), которая должна явиться лично в течении (такого-то срока) в генеральное консульство для составления окончательного акта. Иерусалим, число, месяц год. Подписи: владетельницы дома и двух свидетельниц. Дал мое согласие на все вышеизложенное. Иерусалим, число, месяц и год, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (подпись) (М.П.).
 
Я нижеподписавшаяся (звания, имя, отчество и фамилия лица, в пожизненное пользование которого отдается дом), принимаю означенный дом на вышеизложенных условиях и повторяю, что после моей смерти начальник здешней Духовной Миссии имеет право, если он того пожелает, немедленно и бесплатно вступить во владение этим домом, и что наследники мои лишаются права изъявлять на дом какие бы то ни было претензии. Иерусалим, число, месяц и год. Подпись лица, в пожизненное пользование которого отдан дом. Подписи двух свидетельниц. Засвидетельствование генерального консульства»[34].
 
 
Вид монастыря в начале 20-го века. Вдали "Башня Антонина" - сторожевая башня монастыря
Вид монастыря в начале 20-го века
Вдали "Башня Антонина" - сторожевая башня монастыря
 
Первой Горненской настоятельницей была монахиня Валентина. При ней обитель достигает расцвета, в 1903 году создаются иконописные и золотошвейные мастерские. В конце XIX века число насельниц обители достигает 200 сестер. С 1914 по 1918 года по требованию турецких властей вместе с другими членами Русской Духовной Миссии сестры были вынуждены выехать в Александрию в Египет. Те из сестер, кто остался в монастыре терпели трудности и лишения, нанимаясь на тяжелые работы по дроблению камня в 15 км. от монастыря. Возвратившись в 1918 году  в Горнее сестры обнаружили, что монастырь был практически разрушен, храмы и домики сестер требовали ремонта. При игуменьи Тавифе были восстановлены храм, ризница и некоторые домики сестер. Затем были немалые сложности с юрисдикцией, когда игумения Тавифа была отстранена, монастырь был в подчинении Зарубежного Синода, а сестры Горненской обители с новоизбранной игуменьей Антониной молились по благословению Иерусалимского патриарха Тимофея  в греческой православной церкви в селении Эйн-Карем. С момента образования государства Израиль Горненский монастырь как и здания Русской Духовной Миссии был возвращен израильскими властями Московской Патриархии. В 1955 году по благословению Патриарха Алексия I (Симанского) в Горний была послана на послушание большая группа сестер[35]. Монашеская  жизнь в Горнем не прерывалась ни на один год.
 
Современная фотография Горненского монастыря с высоты птичьего полета
Современная фотография Горненского монастыря с высоты птичьего полета
 
В 1910 году при архимандрите Леониде (Сенцове) было начато строительство собора во имя Живоночальной Троицы[36], строительство которого затянулось почти на 100 лет, сначала из-за Первой мировой войны, затем революции и последовавшего советского богоборческого периода. В наше время возобновлено строительство собора, который теперь посвящен Всем Святым на земле Российской просиявшим. Он величественно возвышается на вершине склона монастыря, увенчанный куполами с крестами. Он практически завершен, остаются лишь внутренние отделочные работы. В конце октября 2007 года в рамках торжеств, посвященных 160-летнему юбилею Русской Духовной Миссии в Иерусалиме было совершено малое освящение этого собора.
 
Вид на Горненский монастырь с недостроенным верху храмом
Вид на Горненский монастырь с недостроенным собором на вершине склона
 
Недостроенный собор на вершине склона
Недостроенный собор на вершине склона монастыря
 
Святейший Патриарх Алексий II благословляет дальнейшее строительство собора.
Святейший Патриарх Алексий II благословляет дальнейшее строительство собора.
1997 год
 
Возрожденный собо во имя Всех Святых на земле Российской просиявших.
Возрожденный собор во имя Всех Святых на земле Российской просиявших
Символ русского духовного присутствия на Святой Земле
2006 год
 
В 2009 году купола храма Всех русских святых были покрыты позолотой
 
В 1987 году в Горнем появился еще один пещерный храм во имя св.Иоанна Предтечи. Храм вплотную примыкает к территории католического монастыря Посещения и по преданию находится на месте дома свв. прав. Захарии и Елисаветы[37].
 
В настоящее время в Горнем несут послушание более 60 сестер во главе с настоятельницей игуменьей Георгией (Щукиной). Стараниям матушки Георгии обитель восстанавливается: ремонтируются домики сестер, проведен водопровод, устраиваются гостиницы для паломников, отремонтированы храм, трапезная, проведен водопровод[38].
 
Так продолжаются полуторавековая история Горненской обители и традиция ее престольных праздников, а вместе с ними и история русского духовного присутствия на Святой Земле. На сегодняшний день русские православные паломники обязательно стремятся побывать в Горненском монастыре, в местах, где Матерь Божия жила три месяца, в местах, освященных молитвой и благоугодными трудами таких подвижников благочестия как архимандрит Антонин (Капустин). Многие паломники живут в уютных гостиничных домиках обители. Возрождаются традиции русского православного паломничества на Святую Землю уже в 21-м веке.
 
 
Иерусалим
 
 
Православное Научно-Просветительское Общество "Россия в красках" в Иерусалиме 
 
 
Публикация 7 июля 2006 года. Все права защищены
Полная или частичная перепечатка и цитирование только по письменному разрешению Православного Научно-Просветительского Общества "Россия в красках" в Иерусалиме и по согласованию с редакцией сайта "Россия в красках" в Иерусалиме
 
 
(Статья обновлена 6 октября 2007 года)
 
 
Примечания
 
 
[1] Евангелие от Луки. (1,39-56)
 
[2] Н. Н. Лисовой. «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX веке – начале XX века. 6.4. Монастырь в Горней (1871-1883). Стр.153. Издательство «Индрик». Москва 2006 г.
 
[3] Град Иудов в Горней. (Горненская женская обитель в Иерусалиме). Стр.12 «Духовная нива». Москва 1997
 
[4] Архимандрит Никодим Ротов. «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Стр.252
 
[5] «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. Из дневников арх. Антонина стр.573  Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
 
[6] Архимандрит Никодим Ротов. «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Стр.252
 
[7] [Khitrovo] En Terre Sainte. Souvenirs de Voyage. SPb., 1884.P.50
 
[8] Архимандрит Киприан (Керн).  ). О.Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.  Стр 198. Глава VIII. Иерусалимские годы (1865-1894). Москва 2005 г. Издательство Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории.
 
[9] Купчая крепость на место в Айн-Кареме (Горнем Граде Иерусалиме). 11 ноября 1889 г.  АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2579, л. 69-72.
 
[10] Н. Н. Лисовой. «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX веке – начале XX века». 6.4. Монастырь в Горней (1871-1883). Стр.154. Издательство «Индрик». Москва 2006 г.
 
[11]Цитируется по статье О.Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин Капустин и русские святыни на Святой Земле».  ЦГИА СПб. ф. 797. г. 1841-1890. оп. 11, 32-34, 39-41, 43, 45, 47-49, 58, 59, 63, 64, 94. № д. 27, 29, 32, 34, 39, 45, 47-49, 55-59, 98, 103, 108, 128, 182, 194, 232, 452.
 
[12] Цитируется по статье О.Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин Капустин и русские святыни на Святой Земле».  ЦГИА СПб. ф. 796. г. 1877-1883. оп. 205. № д. 519.
 
[13] Цитируется по статье О.Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин Капустин и русские святыни на Святой Земле».  ЦГИА СПб. ф. 797. г. 1841-1890. оп. 11, 32-34, 39-41, 43, 45, 47-49, 58, 59, 63, 64, 94. № д. 27, 29, 32, 34, 39, 45, 47-49, 55-59, 98, 103, 108, 128, 182, 194, 232, 452.
 
[14] Там же.
 
[15] О.Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин Капустин и русские святыни на Святой Земле». Журнал Санкт-петербургские епархиальные ведомости. 2000 г. № 21-22.
 
[16] Донесение начальника Русской Духовной Миссии  в Иерусалиме архимандрита Антонина в св. Синод. 28 октября 1885 г. ). АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д., л., 16-17 «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр.199. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
 
[17] Список земельных участков, принадлежащих Русской Духовной Миссии, завакуфленных покойным о.архимандритом Антонином 10/22 сентября 1889 года, подписанный архимандритом Леонидом (Кавелиным).  «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр.166. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
 
[18] Архимандрит Никодим Ротов. «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава III Архимандрит Антонин и Русская Духовная Миссия под его управлением. Стр.253
 
[19] Отношение начальника Русской Духовной Миссии  в Иерусалиме архимандрита Антонина консулу в Иерусалиме Д.Н.Бухарову. 18 ноября 1886 г. АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 2579, л. 97-100 об.  «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр.206-207. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
 
[20] Отчет по ревизии денежного и материального хозяйства и по обозрению недвижимых имуществ, счетоводства и отчетности Русской Духовной Миссии в Иерусалиме от 4 ноября 1914 года. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр.160. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
 
[21] Архимандрит Никодим Ротов. «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава III Архимандрит Антонин и Русская Духовная Миссия под его управлением. Стр.253
 
[22] Архимандрит Киприан (Керн). О.Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. (1817-1894гг.) Глава VIII. Иерусалимские годы (1865—1894 гг.) Стр.177.
 
[23] А.Пашков. «Батурина-Батуринское. Священнический род Капустиных». Стр. 116. Издательство «Исеть». Город Шадринск. 2004 г. 
 
[24] Горненский монастырь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Издательство «Индрик». Москва 2007
 
[25] Архимандрит Никодим Ротов. «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава III Архимандрит Антонин и Русская Духовная Миссия под его управлением. Стр.253
 
[26] Духовное завещания начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) 19 марта 1894 г. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/11, д. 5, л.12-14. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр.227. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
 
[27] Донесение Управляющего генеральным консульством в Иерусалиме А.Г.Яковлева послу в Константинополе А.И.Нелидову. 26 сентября 1894 г.  IV В деревне «Горнее».  АВП РИ, ф. Греческий стол, оп. 497 д. 2421, ч. 1, л.128-134. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр.235. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
 
[28] Русская женская община в Горнем (описание зданий и список насельниц). 1894 г.  АВП РИ, ф. Греческий стол, оп.497, д.2421, ч. 1, л. 124-126 об. «Россия в Святой Земле. Документы и материалы». Том II. стр.240-242. Москва. «Международные отношения». 2000. Архив внешней политики Российской империи МИД РФ, ИППО, институт российской истории РАН.
 
[29] Там же.
 
[30] Там же.
 
[31] Архимандрит Никодим Ротов. «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава III Архимандрит Антонин и Русская Духовная Миссия под его управлением. Стр.253
 
[32] Там же.
 
[33] Архимандрит Никодим Ротов. «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава IV Русская духовная Миссия от смерти отца Антонина до войны 1914 года. Стр.271
 
[34] Архив Русской Духовной Миссии.  Дело № 5020. Цитируется по Архимандрит Никодим Ротов. «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Глава IV Русская духовная Миссия от смерти отца Антонина до войны 1914 года. Стр.307
 
[35] Град Иудов в Горней. (Горненская женская обитель в Иерусалиме). Стр.17-18 «Духовная нива». Москва 1997 г.
 
[36] История Горненского женского монастыря в Иерусалиме. Издание Горненского монастыря.
 
[37] Там же.
 
[38] Град Иудов в Горней. (Горненская женская обитель в Иерусалиме). Стр.21 «Духовная нива». Москва 1997 г.
 
Используемая литература:
 
1.Архимандрит Никодим Ротов. «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме».
 
2. «Россия в Святой Земле». Документы и материалы. Том II.
 
3. Николай Николаевич Лисовой. «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX веке – начале XX века. Издательство «Индрик». Москва 2006 г.
 
4. О.Л. Церпицкая. «Архимандрит Антонин Капустин и русские святыни на Святой Земле».
 
5. Архимандрит Киприан (Керн). О.Антонин Капустин Архимандрит и начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. (1817-1894гг.)
 
6. История Горненского женского монастыря в Иерусалиме. Издание Горненского монастыря.
 
7. Град Иудов в Горней. (Горненская женская обитель в Иерусалиме). Стр.12 «Духовная нива». Москва 1997 г.
 
8. А.Пашков. «Батурина-Батуринское. Священнический род Капустиных». Стр. 116. Издательство «Исеть». Город Шадринск. 2004 г. 
 
9. Горненский монастырь Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Издательство «Индрик». 2007
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com