Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / Мир Библии / Библия, изложенная для семейного чтения. 12 пророков

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел весенний номер № 54 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
БИБЛИЯ, ИЗЛОЖЕННАЯ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ.
12 ПРОРОКОВ

Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. Иона. 1:12
Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря. Иона. 1:12

О пророке Ионе. Когда Господь вознамерился обратить впавших в нечестие израильтян к покаянию примером соседнего с ними языческого ассирийского народа, то «было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня». Но любящий свое отечество и не желавший отвращать грозной проповедью гибель враждебного израильтянам народа, Иона, вместо того чтобы исполнить повеление Господа, «встал, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа». Между тем во время их плавания поднялась сильная буря, которая грозила потопить корабль. Испугавшись опасности, корабельщики сказали друг другу: «Пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону». На расспросы корабельщиков-язычников, чем прогневил он своего Бога, Иона не утаил от них, что прогневил своего Господа тем, что не поступил по внушению Его, но «бежал от лица Господня», и сказал им: «Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря». И действительно, когда корабельщики, видя, что буря не унимается, решились бросить в море Иону, то бушевание моря внезапно прекратилось.

«И повелел Господь большому киту поглотить Иону, и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.

И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: Ты вверг меня в глубину, в сердце моря. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!»

«И поверили Ниневитяне Богу», и устрашились гнева Его, и все, начиная с царя, приступили к посту и покаянию с верою, что Господь «умилосердится и отвратит от них пылающий гнев Свой» и что они не погибнут.

«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожелал Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».

Между тем Иона, выйдя из города, сел близ восточной стороны его «и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом». Не дождавшись, однако же, исполнения провозглашенной им по внушению Бога кары Божией, Иона огорчился и воззвал к Господу: «О, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии». И желал даже умереть Иона от сильного огорчения, что не сбылось провозвещенное им. Тогда восхотел Господь явить рабу Своему вразумление, воспоминание о котором должно служить вразумлением людям из рода в род во все времена.

Произрастил Господь в одну ночь над шалашом Ионы широколиственное растение, «и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень, и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению».

«И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.

И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого ты не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

(Иона. 1, 1—3, 7, 10, 12; 2, 1—4, 6—7, 10—11; 3, 1—5, 9—10; 4, 5, 2, 6—11)

Знаменательное событие, случившееся с Ионой, служит прообразом трехдневного пребывания во гробе и воскресения Иисуса Христа, как и существует указание на это в Новом Завете: когда книжники и фарисеи, вступив в разговор с Иисусом, выражали Ему желание видеть знамение от Него, то Он сказал в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12, 39—41).

Пророк Амос пророчествовал при царе Иудейском Озии и обличал нечестие в Израильском царстве при Иеровоаме II. Грозны были предвещания его, и подвергся он гонению за них. «Провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский», — сказал Амосу священник вефильский Амасия. Но так отвечал ему Амос: «Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю. Опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова. Вот, очи Господа Бога — на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. И возвращу из плена народ Мой, Израиля. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им».

(Ам. 7, 12—15, 9; 9, 8, 14—15)

Пророк Осия был современником пророка Амоса, но пережил его до начала царствования Езекия. Подобно Амосу, грозно обличал он пороки и нечестие народа, но среди угроз выказывает и надежду на спасение в будущем.

«Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его. Не будут они жить на земле Господней: Ефрем возвратится в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое». Но «как предам тебя, Израиль? — изливает Господь милосердие Свое на человечество в лице еврейского возлюбленного Им народа, который Он хочет спасти, а не погубить. — Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый», — возвещает Бог Дух благую весть.

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня».

(Ос. 8, 3; 9, 3; 11, 8—9; 13, 14)

Пророк Иоиль предсказывает опустошение земли саранчой и нашествие на страну «народа сильного и бесчисленного; зубы у него — зубы львиные, и челюсти у него — как у львицы. При виде его затрепещут народы». Но вместе с тем возвещает пророк от имени Господа: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я — Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки.

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь».

(Иоил. 1, 6; 2, 6, 12—13, 27—28, 32)

Пророк Михей был современником пророка Исаии. Он поучает народ воспользоваться уроком, преподанным Самарии, которая за нечестие свое сделалась «грудою развалин в поле». И Иерусалиму предвещает он также опустошение, но утешает народ, передавая ему обетования Господни: «В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века».

Далее пророк Михей указывает прямо место рождения обещанного Спасителя: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир».

(Мих. 1, 6; 4, 6—7; 5, 2, 4—5)

Пророк Наум предсказывал падение Ниневии и царства Ассирийского. Мощно возвышает он свой голос против врагов Израиля.

Пророк Софония жил при царе Иосии и с полной ясностью предсказывал падение царства Иудейского. Но вместе с угрозой гнева Божия Софония предсказывает и милость Божию ко всему роду человеческому:

«Итак ждите Меня, — передает он от имени Господа, — до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно».

«В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их. Ликуй, дшерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся, дщерь Иерусалима! Господь, Царь Израилев, посреди тебя! — возвещает богодухновенный пророк пришествие Мессии, — уже более не увидишь зла. Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием».

(Соф. 3, 8—9, 11—15, 17)

Пророк Аввакум ободрял народ в Палестине в то время, когда Даниил и Иезекииль пророчествовали и проповедовали народу в изгнании. В словах Аввакума содержится верное изображение того времени. Народ иудейский порабощен халдеями, он жаждет утешения, и это утешение дается ему в провидении пророком гибели халдеев и в напоминании и непрестанном действии спасительного Промысла Божия: «Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Я услышал, и вострепетала вся внутренность моя; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Господь Бог — сила моя; Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!»

(Авв. 3, 12—13, 16, 19).

Пророк Авдий пророчествует о жестокой каре, которая постигнет идумеев за притеснения, которым они подвергали избранный народ Божий: «Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством. За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда. И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа».

(Авд. 1, 9—10, 21).

Последние три из двенадцати так называемых «малых» пророков: Аггей, Захария и Малахия, современники восстановления храма Иерусалимского, заканчивающие собой ряд пророчествующих среди народа израильского, дополняют в предсказаниях своих черты имеющего явиться в мире Спасителя и изображение конца времен.

Когда послушал народ слов пророка Аггея и убоялся Господа, тогда Аггей сказал народу: «Я с вами, говорит Господь. Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, и слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф». И довершает Господь через пророка Аггея Свои обетования о торжестве Нового Завета, Установителем которого явится в новосозданном храме Обещанный Им: «Потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день Я возьму тебя, Зоровавель, раб Мой, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф».

(Агг. 1, 13; 2, 4—7, 9, 21—23)

«Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святаго жилища Своего.

Вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень.

И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино».

(Зах. 2, 10—11, 13; 3, 8; 6, 12; 8, 22—23; 9, 9—10; 14, 9)

Пророк Малахия возвещает:

1) Об отвержении иудеев за их пороки и удаление их от Бога: «За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона».

2) О распространении веры в истинного Бога по всей земле: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф».

3) О явлении Предтечи и о внезапном пришествии Самого Иисуса Христа: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде».

4) О Страшном Суде: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его».

5) О явлении Илии пред Страшным Судом: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием».

(Мал. 2, 9; 1, 11; 3, 1—3; 4, 1—2, 5—6)
 
22/02/07
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com