Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / Христианские святыни / Гражданская война в Сирии и положение христианского населения. П. В. Густерин

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Павел Платонов (Иерусалим). Долгий путь в Русскую Палестину
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Книга протоиерея Георгия Митрофанова.
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел летний номер № 46 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
ПНПО "Россия в красках" награждено Почетной грамотой ИППО
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Гражданская война в Сирии и положение христианского населения    
 
Гражданская война в Сирии осложнила положение всего 23-миллионного населения, но особенно более 2 млн. христиан (около 9% всех граждан).
 
Сирийские христиане не являются однородной группой, а представляют собой множество общин по течениям христианства, которые они исповедуют. Наиболее многочисленными являются последователи Антиохийской православной церкви. Присутствуют в Сирии также общины Мелькитской католической церкви, Сирийской католической церкви, Сиро-яковитской православной церкви, Русской православной церкви (РПЦ), Армянской апостольской церкви, Маронитской католической церкви, Халдейской католической церкви и др. Основными местами проживания христианского населения до войны являлись города Дамаск, Алеппо, Латакия, Хама и Хомс.
 
По разным оценкам, с 2011 г. в результате войны в Сирии погибло около 100 тыс. человек, в том числе более 1 тыс. христиан. Покинуло страну от 150 тыс. до 400 тыс. христиан. Уже разрушены более 40 церквей, монастырей и прочих христианских учреждений. Потери сирийских христиан сопоставимы с потерями христиан иракских: за последние 20 лет Ирак покинули около полумиллиона христиан (среди прочих беженцев, в том числе мусульман). Это подтверждает и представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и Всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон: «Повторяется картина, которая была в Ираке. Основная проблема в Антиохийской церкви сейчас — положение верующих в Сирии и проблемы беженцев. Духовенство старается вдохновлять народ оставаться на своей земле».[1]
 
Христиане Сирии не имеют возможности организованно представлять и защищать свои интересы. Поэтому они сегодня являются наиболее уязвимой и беззащитной категорией жителей страны, что стало причиной их массового исхода.
 
Те из христиан, которые пытаются укрыться в лагерях беженцев, сталкиваются там с новыми проблемами. Они боятся регистрироваться в статусе беженцев, опасаясь, что по окончании войны им будет некуда возвращаться. В случае победы оппозиции они подвергнутся тем же притеснениям, с которыми они недавно столкнулись в родных городах. В случае же победы президента Башара Асада он может воспринять беженцев как боевиков, скрывавшихся от правительственных войск за границей. К тому же в лагерях беженцев в Иордании и Египте имеют место случаи издевательств в отношении христиан.[2]
 
Демонстрацией отношения к христианству стало похищение террористами 22 апреля 2013 г. двух иерархов, когда они возвращались в Алеппо из Турции, где находились с гуманитарной миссией: в заложники были взяты архиепископ Юханн (Иоанн) Ибрагим и митрополит Булис (Павел) Язиджи, которые возглавляют в Алеппо соответственно Сиро-яковитскую и Антиохийскую православные церкви. Это преступление тем более носит вызывающий характер, что последний является родным братом Патриарха Антиохийского.[3] Не исключено, что это дело боевиков «Джабхат ан-нусра» («Фронт поддержки»), которая является наиболее радикальной исламистской группировкой. Ее боевики 23 июня с.г. совершили нападение и разграбили францисканский монастырь св. Антония Падуанского в Гассани (в 120 километрах от Алеппо). При нападении был убит монах Франсуа Мурад.[4]
 
Стоит отметит, однако, что на стороне Асада сирийские христиане сражаться не готовы, занимая в большинстве своем нейтральную позицию в этом конфликте. Самая же активная часть христиан в условиях масштабной гражданской войны оказалась расколота: среди христиан есть те, кто активно выступает против режима Асада, и те, кто поддерживает оппозиционные силы. Например, президентом «Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил» с апреля 2013 г. стал православный Джордж Сабра. Другой оппозиционер из числа христиан Мишель Кило критикует Церковь за якобы имеющее место сотрудничество с режимом и спецслужбами и призывает объявить ей бойкот.
 
Официальная позиция церквей чаще всего остается на стороне правящего режима, потому что у священнослужителей нет причин выступать против Асада, правление которого хоть и связано с ограничением политических и гражданских свобод, но не угрожало свободе вероисповедания христиан и других общин и защищало право граждан на полноценную религиозную жизнь. Тем не менее, поддержка действующего руководства Сирии высшим христианским духовенством страны иногда вызывает осуждение со стороны некоторых христиан. В тех населенных пунктах, которые перешли под контроль «сирийской свободной армии» (ССА), и где нет насилия и угроз со стороны радикальных исламистских группировок, местные христиане оказывают поддержку оппозиционерам. Они не вступают в их ряды, но снабжают их деньгами, продовольствием, предметами первой необходимости и т.п.[5]
 
Особое беспокойство вызывает положение в Сирии паствы Русской православной церкви, которую до своего отзыва в Москву в июне с.г. возглавлял представитель Патриарха Московского и Всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока архимандрит Александр (Елисов). По его словам, в отношении русскоязычного населения действует еще и политический фактор, определяемый позицией России по сирийскому конфликту. После наложенного Россией вето на резолюцию Совета безопасности ООН по Сирии положение российских граждан в этой стране резко ухудшилось. Со стороны боевиков ССА и религиозных радикалов в их адрес звучат угрозы физической расправы, им предлагается покинуть территорию сирийского государства как «виновникам гибели сирийцев и их детей».[6]
 
Обстановка в Сирии сказалась и на численности прихожан храма священномученика Игнатия Богоносца в Дамаске: ими были, прежде всего, семьи российских граждан, находящихся в Сирии по служебным делам, семьи, которые в полном составе являются православными. Теперь же они покинули страну. Остается небольшая группа прихожан из постоянно живущих в Сирии, но и из них многие уезжают, а многим трудно добираться до храма из пригородов. Численность прихода в Дамаске составляет всего около десяти человек. Полностью «растворились» общины РПЦ в городах Алеппо (при церкви пророка Илии) и Латакии (при церкви архангела Михаила). Таким образом, из трех приходов РПЦ в Сирии в настоящее время функционирует только один — в Дамаске.[7]  
 
Научный сотрудник Российского института стратегических исследований      
Материал прислан автором порталу Россия в красках 11 июля 2013 г.
 
 
Примечания

 
[1] http://www.hramilii.ru/aktualniye-voprosy/4401/
[2] Левнер Д.М. Положение сирийских христиан в условиях гражданской войны. http://www.iimes.ru
[3] http://ria.ru/world/20130423/934178277.html
[4] http://russned.ru/intheworld/v-sirii-prodolzhayut-ubivat-hristianskih-svyashhennikov
[5] Левнер Д.М. Положение сирийских христиан в условиях гражданской войны. http://www.iimes.ru
[6] http://www.patriarchia.ru/db/text/2043288.html
[7] http://ruchsy.orthodoxy.ru/

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com