Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Святая Земля / Христианские святыни / Уверение неверующего или о том, как были найдены места евангельских событий в Иерусалиме. Н.Н.Лисовой.

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел летний номер № 51 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Уверение неверующего или о том, как были найдены
места евангельских событий в Иерусалиме
    
Камень миропомазания при входе в Храм Гроба Господня
 
Археология утверждает, что те улицы, по которым прошел Христос, и улицы современного Иерусалима разделяет культурный слой глубиной примерно девять метров. За 2000 лет Иерусалим несколько раз почти полностью разрушался и опять восстанавливался. Однако мы точно можем указать места евангельских событий. Как такое могло произойти?

Вопрос осложняется еще и тем, что первые три века после Рождества Христова римская языческая власть, мягко скажем, не очень благоволила к христианству. А, по сути дела, в форме жестоких гонений старалась вытравить это "дикое суеверие" (как выражались сами римляне) из голов своих подданных. На этот вопрос отвечает вице-председатель Императорского Православного Палестинского Общества* кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, Николай Николаевич Лисовой.


Вид города Иерусалима с показанием мест, учинившихся в оном достопамятными во времена Христовы

В наши дни Иерусалиму исполняется примерно 3000 лет, и современный город имеет мало общего с тем, каким он был при основании, во время жизни Иисуса Христа или даже пятьсот лет назад. История Иерусалима "богата" на разрушения. После евангельских событий прошло совсем немного времени и происходит восстание иудеев против римской власти. В результате - в 70 году город был почти полностью разрушен полководцем (будущим императором) Титом Флавием. Затем, в 135 году после подавления очередного мятежа иудеев под предводительством Бар-Кохбы, император Адриан полностью перестраивает, а лучше сказать, строит новый город. Иерусалим разрушался в начале VII века персами, в XIII веке -- крестоносцами. Наконец, просто нарастание культурного слоя...

И все же и христиане, и иудеи точно знают свои святые места. Поэтому действительно, может возникнуть вопрос: а почему, например, христиане так уверены, что именно там, где сейчас стоит храм Гроба Господня, был похоронен Христос? или именно там, куда сейчас указывают, находилась Голгофа? Примеры можно множить почти до бесконечности...

Дело в том, что в истории религий есть такой феномен: одна религия всегда заботится о том, чтобы закрыть другую своими храмами, праздниками, памятниками и т. д. То есть стремится стереть память о ней. Парадоксально, но именно благодаря этому христиане точно знают места евангельских событий. Как такое может быть и в чем здесь феномен? Когда религиозная традиция хочет укорениться, то она обычно использует как опору для этого укоренения более древние религиозные традиции. Для нас важно, что язычество попыталось укорениться на евангельской, библейской традиции, но потерпело неудачу. Римляне были народом точным и дотошным. Когда империя при Константине Великом стала христианской, то оставалось только поднять архивы и посмотреть, что происходило во II веке в Иерусалиме.


На рисунке Василия Григоровича-Барского (русского паломника XVII вв.) – Храм Гроба Господня

Когда в 135 году в Иерусалим приехал император Адриан* (СНОСКА: Тут стоит заметить, что все римские кесари, с которыми была связана судьба святого города, как это ни странно звучит, были очень хорошими людьми -- и в чисто человеческом плане, и как государственные деятели. Более того, в своем языческом и стоическом миропонимании, это были очень религиозные, верующие люди. Упоминаемый уже император Тит, взявший Иерусалим в 70 году, тоже не являлся исключением. Например, именно ему принадлежат знаменитые слова: "Если я не сделал ни одного доброго дела, то считаю, что день прожил впустую".), то он решил построить на месте Иерусалима новый город и переименовать его в Элию Капитолину (Aelia Capitolina). Таким образом, Иерусалим был посвящен Юпитеру Капитолийскому. Вернее, Капитолийской триаде языческих богов: Юпитер, Юнона и Минерва. Соответственно, в самом центре города должен был быть построен храм Юпитера Капитолийского. Бывший Иерусалим строился по новой планировке. На самом деле, это была, конечно, вовсе не новая планировка. Если вы посмотрите на карту современного Нью-Йорка, то поймете, как римляне строили города. Широкие "авеню" и пересекающие их "стриты" - это изобретение вовсе не современных американцев…

Существует довольно устойчивый стереотип, что Адриан полностью разрушил все, что оставалось от старого Иерусалима, и даже приказал распахать это место перед строительством нового города. Император действительно распахал город. Но в каком смысле? Дело в том, что в древнеримский ритуал основания города обязательно входило следующее действо: его по периметру обязательно надо было пропахать плугом, в который был запряжен черный бык и белая телица. Точно также основывался и сам Рим в 753 году до Р. Х. Таким образом, новый губернатор Иерусалима, одетый в белую ритуальную рубашку, запряг быка и прошелся с плугом по периметру города.


Улица Скорби, виа Долороза, крестный путь Христа. По преданию, эта арка означает то место, где Пилат, показывая народу Спасителя, обагренного кровью и одетого в багряницу поругания, с терновым венцом на голове, сказал: «Се человек!»

Римляне строили города, точно так же, как и в христианское Средневековье, начиная с храма (или храмов). Места, на которых должны были строиться святыни, указывали у римлян авгуры (жрецы). Что же сделали авгуры Адриана? Свои предсказания о местах будущих языческих храмов совершенно сознательно они соотнесли с древними святынями Иерусалима. И сделали они это, как я уже сказал, для того, чтобы укоренить свою религиозную традицию в уже существующей -- библейской. Если посмотреть на топографию города, то получилось, что языческие святыни проходили по прямой линии: от горы Елеон через Святая Святых соломонова Храма* (СНОСКА: Иерусалимский Храм состоял их трех частей: 1. Притвор (двор), куда могли входить обычные люди и где приносили в жертву Богу животных. 2. Святилище. Помещение, куда могли входить только священники. 3. Святая Святых. Небольшое помещение, где хранился Ковчег Завета со скрижалями, на которых были написаны 10 заповедей. В эту комнату мог входить только Первосвященник, да и то -- один раз в году. -- РЕД. ) и через Голгофу.

 
Серебряный круг, отмечающий место в расщелине скалы, где был водружен крест с распятым Господом 
 
Что пришлось сделать Адриану, чтобы основать языческие святилища на Гробе Господнем и на Голгофе? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, что представляли собой те места, где был Распят и погребен Спаситель. Хотя сейчас все это находится в Центре Старого города в начале I века по Р. Х. и Голгофа, и Гроб Господень находились за городской стеной. Лет за 500 до Р. Х. Гроб Господень представлял собой каменоломню. Ко времени Христа все это было заброшено, и там находился небольшой загородный сад, где богатые люди могли приобретать себе гробницы. Интересно, что современные археологи подтверждают евангельские данные, что места Распятия и погребения Христа находились за пределами городской черты. По-другому и быть не могло. Евреи всегда хоронили людей за пределами городской черты, потому что любое мертвое тело по Моисееву Закону считалось нечистым, и к нему нельзя было даже прикасаться. Почитания могил у евреев тоже не было.

Голгофа и Гроб Господень представляют собой небольшие горки, расположенные напротив друг друга. Между ними находилась лощинка. Примерно в 44 году - уже после евангельских событий -- эта местность вошла в состав города. Таким образом, для Адриана места Распятия и погребения Христа находились в городской черте. Авгуры императора постарались "на славу", стирая память о Христе и укореняя язычество. Адриан уравнял лощину между Голгофой и Гробом Господним. Над последним он насыпал земляную платформу (уровень современного храма Гроба Господня - это как раз платформа Адриана) и поставил святилище Юпитера Капитолийского. На Голгофе Адриан построил храм Венеры* (СНОСКА: В 1955 году во время ремонта храма на Голгофе был найден жертвенник святилища Венеры. Таким образом, археология подтверждает свидетельства церковного Предания о том, что Адриан построил на Голгофе храм Венеры.). На месте Святая Святых разрушенного Иерусалимского Храма так же было поставлено языческое святилище. Последующие двести лет на этих местах приносились жертвы языческим богам. Кроме того, на том месте, где Понтий Пилат вывел Христа к иудеям и сказал: "Се, Человек" (Евангелие от Иоанна, глава 19, стих 5) стояла арка под одноименным названием. Адриан построил на этом месте свою арку.

Дальше следует уже новый период в жизни города. В 313 году выходит эдикт императора Константина о свободе вероисповеданий. По сути, этот закон выводит христианство из подполья. Гонения со стороны власти прекращаются. Империя постепенно становится христианской. В 325 году Константин собирает I Вселенский Собор в городе Никея. Один из стихийно возникших там вопросов касался Иерусалима, которому наконец-то вернули старое название. Как там обстоят дела с евангельскими святынями?

В город едет мать Константина - Елена (впоследствии она тоже была канонизирована Церковью). И теперь становится очевиден ответ, который был поставлен в этой статье: как определялись святые для христиан места? Они определялись тем, что, во-первых, как я уже сказал, римляне были очень точным и дотошным народом. Все было записано. Записано то, как авгуры Адриана пытались стереть из народной памяти все, что было связано с библейскими святынями Иерусалима. А, во-вторых, огромную роль здесь играло то, о чем я говорил: любая религиозная традиция пытается укорениться в более древней. Авгуры не просто разрушали иудейские и христианские святыни, но на их месте создавали свои. И это тоже было записано: когда и на каком святом месте они построили храмы.

Св. Елене оставалось просто найти эти красивые и монументальные сооружения, чтобы, разобрав их, найти под ними евангельские святыни. Действуя таким образом, Елена обнажает Голгофу и Гробницу Спасителя. Над ними строятся христианские храмы. Кроме того, церкви строятся на Елеонской горе, где было Вознесение Господне, на месте "Сионской горницы", где была Тайная Вечеря, сошествие Святого Духа на апостолов и Успение Божьей Матери. Также, есть основания думать, что Константин и Елена построили храм в Гефсиманском саду над гробницей Богородицы, и на месте арки "се, Человек", где стояла арка Адриана.

Дальше начинается так называемый "византийский период" истории Иерусалима. Он продолжался триста лет, пока в 638 году город не был взят арабским халифом Омаром. Но это уже совсем другая история.

Судьбу христианских святынь Иерусалима я бы назвал "уверение неверующего". Казалось бы, построив на их месте свои храмы, язычники уничтожили память о Христе. Но для христианина это произошло то, что называется Божьим Промыслом. И императору Константину не надо было мучительно долго выискивать места евангельских событий, потому что Бог Сам позаботился об этом. Когда пришло время, и империя стала христианской, языческие храмы были разрушены и под ними в целости и сохранности обнажились святыни, связанные со Спасителем, Богородицей и апостолами.

(* Научно-просветительское общественное движение основано в 1882 году с целью организации паломничества на Святую Землю, проведения научных исследований и оказания благотворительной помощи местному населению Палестины. Общество, деятельность которого была прервана в советский период, возрождено в своем историческом статусе 8 лет назад.)

Подготовил Роман Маханьков
 
По материалам сайта журнала "Фома"
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com