Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Возрождающаяся Россия: города и люди / ПО РОССИИ / К Батюшке на Родину. Наталья Смирнова. Путевые заметки паломницы

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел весенний номер № 50 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
                                          
К Батюшке на Родину
«России в красках» и Павлу Платонову от «серафимовских васильков» - с любовью
 С-Петербург 2005
  
 Предисловие 2015 года

В июле этого года исполнится 10 лет этой поездке в Болхов, на родину нашего незабвенного Батюшки. З февраля - восемь лет уже, как Батюшка отошел ко Господу.  Наброски предлагаемых записок были сделаны по свежим следам, т.е. уже в автобусе на обратном пути. Мы - батюшкины духовные чада, серафимовские «васильки» - Елена, Ирина, Вера и я – Наталья очень тщательно вспоминали нашу поездку и зафиксировали все события, стараясь ничего не упустить. Четыре головы   – не одна голова, тем более, что это было 10 лет назад, и головы наши были еще вполне способны восстановить события предшествующей недели. Приехав в Питер, я, буквально на следующий день, начала приводить наши заметки в последовательный рассказ. Я торопилась, потому что о.Георгий, который был с нами  в этом паломничестве, должен был покинуть Россию и отправиться на службу в Европу. Мне хотелось, чтобы он увез эти воспоминания с собой в память о России, Болхове, Батюшке и нас, грешных.  Примерно за месяц я справилась, как могла, с  задачей и вручила о.Георгию эти несколько листов. Если бы о.Георгий не уезжал, может  все и осталось бы в черновиках. Тем более, что компьютера у меня тогда еще не было, печатала на работе.

С тех пор прошло 10 лет. Теперь эта поездка и эти записки – уже история. Но это история, которая связана напрямую с Батюшкой. Быть может, кому-нибудь будет интересно, как все начиналось. Я имею в виду поездки к Батюшке на родину.  Я больше не была в Болхове. Говорят, там теперь все изменилось, паломничество поставлено на широкую ногу.  Все благоустроено, очень хороша гостиница, реставрированы или реставрируются храмы.  Восстановлен Иверский монастырь, когда мы были, восстановление его только-только начиналось.

За эти 10 лет мы многое пережили: ушел ко Господу наш дорогой Батюшка. О.Георгий с матушкой уехали в Европу, вернулись совсем недавно. Они уже многодетная семья.
 
Мы, «серафимовские васильки», которые фигурируют на этих страницах, конечно, подувяли немного, но еще живы и почти здоровы.  У нас появились новые внуки, я ушла на пенсию, остальные еще кряхтят, но работают. Самое главное событие для нас за эти 10 лет – паломничество на Святую Землю. Мне посчастливилось побывать там даже 3 раза, Лена была 2 раза, Ира – один. Верочка тоже была, не знаю, правда, сколько, может быть тоже не один раз. И мы познакомились с Павлом – нашим неизменным гидом. Павел всегда был с нами, не считая своего времени – с утра и до поздней ночи. «Россия в красках» - детище Батюшки и Павла. Название придумал Батюшка. Я не знаю, что Батюшка имел в виду, когда предложил это название, но мне думается, что Русская Палестина – это действительно - Россия. Но – в красках. Изумительных, не выгорающих на пронзительном израильском солнце. Батюшкина родина отправляется в паломничество на Святую Землю в этих немудреных записках.  

День первый – 5 июля 2005 г.

В 12 дня собрались у метро «Московская», откуда должен был отходить автобус. Групповод - Елена Семеновна, проще Лена. Из нашего храма, батюшкино духовное чадо. Очень красивая, с тонким ярким лицом, носик чуть с горбинкой, ясный взгляд,  приветливая, заботливая. Радость - с нами едет о.Георгий с матушкой. Они, как два ангелочка: о. Георгий с ярко выраженным европейским лицом, с правильными чертами, четким профилем и матушка с чисто русским мягким, нежным личиком, со вздернутым носиком, остреньким подбородочком, с косичкой. И светятся оба радостью и благодатью . Не знаю, были у предыдущих групп батюшки, но нам вот так повезло!

Первая остановка в Тосно, посетили храм Казанской Божьей Матери. По дороге Лена рассказывала, что Казанская в этом храме всегда смотрит по-разному. На нас она смотрела скорбно. Поклонились, приложились к иконе.

Следующая остановка в селе Ижицы. Купание в Святом Казанском источнике. Купальни нет, вода под большим напором стекает по деревянному желобу. Сначала робко брызгались, поливали руки-ноги, потом осмелели, разделись и на четвереньках проползали под струей, взад-вперед по два-три раза. Благодать! Вокруг источника к кустам привязано много матерчатых лоскутков - обычная история. Частенько приходится видеть такую картину в разных туристических местах. Здесь это выглядит неуместно, место-то святое. Лена даже предположила, что этот языческий обычай сердит Божью Матерь и поэтому около источника стала оползать тропинка. А мне кажется, что неверующие или невоцерковленные люди тоже чувствуют благодать или исцеляются, а по незнанию выражают свои чувства таким способом, который им знаком. Божья Матерь помогает всем.

Около 7 часов вечера прибыли в Валдайский Иверский мужской монастырь. Он стоит на Святом озере. По дороге Лена рассказывала, что раньше это озеро называлось совсем наоборот, потому что местным жителям являлись над водой страшные чудища. Тогда игумен отслужил водосвятный молебен, а потом опустил на дно озера Крест и Евангелие. Чудища, естественно, убрались, а озеро обрело свое теперешнее название. Говорят, что в некоторых местах глубина такова, что никто дна не доставал. А недавно объявились какие-то водолазы. Они решили прихватить с собой под воду духовное лицо для поддержки. Уговорили монаха /скорее священника/. Тот, облачившись в водолазный костюм, спустился с ними на глубины и вроде даже отслужил водосвятный молебен под водой, за что ему крупно потом влетело  от начальства: тоже Жак Ив Кусто в рясе. Просто любознательный православный священник. Мы купались в этом озере - девочки мои, где помельче, я заплыла поглубже , потому что люблю холодную воду. Озеро огромное, берега лесистые, живописные, а на одном берегу - монастырь. Монастырь восстанавливается, сколько монахов - не знаю, но восстановление поставлено на широкую ногу: рабочие вагончики, строительный лес. А дело вот в чем. Здесь был президент Путин и место ему настолько понравилось, что он дал большие средства на восстановление монастыря, ибо хочет провести здесь саммит.  / прим. 2015 – саммит был впоследствии проведен./  Вот какое место  выбрал президент, А монастырю, конечно, повезло; кто бы еще  дал  такие средства, да и темпы восстановления, наверняка, будут ускорены. Со слов Лены – групповода, судьбу монастыря во многом решил Шарик - одна из монастырских полубродячих собак. Естественно, перед визитом президента всех четвероногих запрятали подальше, но неуемный Шарик вывернулся из всех оков. Когда президент, сопровождаемый эскортом охранников, вышел из машины, невесть откуда, опережая встречающих игумена с братией, выскочил торжествующий Шарик и кинулся прямо в объятия президента. Тот вел себя молодцом /в отличие от охраны/, приветствовал Шарика и судьба монастыря была решена.
 
 
В Иверском монастыре на ступенях храма 
В Иверском монастыре на ступенях храма

А мы зашли в действующий храм, подали записки, сорокоусты и псалтирь на своих детей и внуков. Монах в свечном ящике сказал, что на непричащающихся лучше подавать псалтирь.

Может быть, Бог даст дожить и увидеть Иверский монастырь во всей красе. Будем молиться. /прим.2015 г.: монастырь великолепен, говорят, но мне там побывать не пока пришлось./

Погрузились в автобус и счастливые поехали...обратно. Т.е., что-то в нашем автобусе оказалось не так, продолжать долгую поездку он не сможет, и мы едем навстречу автобусу, вышедшему навстречу из Питера. Времени же было уже 9 вечера. Три часа мы ехали обратно, успокаиваясь батюшкиной любимой картиной «Любовь и голуби», которую нам зарядила в видик Лена. Уже и кассета кончилась, а мы все едем. Через 3 часа встретились, наконец, с автобусом-спасителем. Он оказался менее комфортным - дребезжал, кондиционер не работал. Да и мы уже подустали. Лена призывала к стойкости и смирению: на все Воля Божия. Я же со своей вредностью сразу вспомнила историю: на привале Суворов спрашивает конюха:
 
-Лошади накормлены?

-Никак нет, Ваше благородие, Бог сенца не дал…

-У меня конюхом ты, а не Бог!

И вмазал конюху.

Прости меня, Господи! Укороти язык мой и дай смирения! Едем-едем. Должны были ехать 21 час, получается, что на 6 часов больше. Приуныли. Все мы уже немолодые, скорее уже старые, да и за 70 есть женщины. Одна, бедняга, всю ночь простояла на ногах, сидеть уже не могла. Я уснуть и не пыталась. Леночка /наша, а не групповод/ все же очень старалась уснуть, для чего накрылась с головой и замерла. Она была похожа на памятник перед открытием, когда с него должны сорвать простыню. Иришка изображала цыпленка-табака, потому что мы с Леной опустили сидения, а задние тетеньки не опустили по каким-то причинам. Ирка была зажата весьма крепенько, но не пищала. Зато трогательное зрелище представляли наши молоденькие батюшка с матушкой. Худенькие, гибкие, они как два котеночка, свернулись калачиком, переплетя лапки, и спали безмятежно и сладко.

День второй

В 3 часа дня 6 июля, т.е. через 27 часов после отъезда вывалились мы из автобуса с отекшими ногами и физиономиями прямо на веранду гостиницы. Гостиница в бывшем купеческом доме, в котором, в свою очередь, при «советах» была кондитерская фабрика, еще не доделана полностью. Но жить вполне можно:  чистые беленые комнаты, душевые. Веранда, правда еще без стекол, но так еще и лучше, на свежем воздухе. На веранде нас ждал завтрак /в 3 часа дня!/ в виде рисовой каши, чая и еще чего-то - чего я не помню т.к. находилась почти в бессознательном состоянии. Несмотря на 6-часовое опоздание, программа должна была быть выполнена, и мы поехали в краеведческий музей. Я ехать не хотела из-за дикой усталости, но оказалось не зря. Очень славная женщина-экскурсовод. Настоящая русская провинциальная интеллигентка. Пожилая, но  очень живая, с хорошей речью с местным колоритом, с красивым лицом и крестьянскими руками.  Живут ведь огородом. Ей уже под 70, но полна энергии, и весь музей, похоже, на ней. Она и  краевед, и художница и рукодельница и экскурсовод. Показала свои прекрасные рисунки погибших и разрушенных большевиками храмов Болхова, другие свои рисунки. Очаровательное существо, она подзарядила нас, полумертвых, своей любовью к Болхову, к России, к работе, к людям. Храни ее, Господь!

После краеведческого музей поехали в Преображенский храм поклониться мощам Георгия Коссова. Храм отреставрирован, с голубыми со звездами куполами, с золотыми крестами. Красавец. Мощи священноисповедника Георгия Коссова в раке светлого дерева. Приложились. Благоухание... Я читала, что когда обрели мощи стоял мороз, но, по вскрытии могилы, пошло тепло и благоухание. Слезы полились...  Отец Георгий отслужил молебен и помазал нас.

Рядом с Преображенским собором стоит Троицкий храм. Он красного кирпича, находится в стадии ранней реставрации, но действует. Наша группа осталась поговорить с настоятелем, а я села на лавочку в садике между Преображенским и Троицким храмами подышать воздухом и посмотреть на небо. Потом пошла в книжную лавку Преображенского храма, она хорошая, но я себе ничего не выбрала. Опять посидела, на этот раз на бревнах у ворот жилого дома напротив храма, а из-за забора свешивались ветки вишни, еще желтовато-розовой. Вышли из храма наши в сопровождении настоятеля Троицкого храма о.Александра, он проводил нас до автобуса. Он молодой, лет 35-40 с глазами синими-синими. Работа ему предстоит трудная и долгая: Троицкий храм в плачевном состоянии. После ужина многие пошли на Архангельское кладбище. Там похоронены брат и сестра нашего батюшки и Николай Коссов. Мы с Леночкой не пошли: были не в состоянии после автобусных бдений. Отправились в гостиницу и легли в страхе не уснуть и вторую ночь, что с нами бывает после бессонной ночи. Тем более, что вставать надо было на следующий день в 4 утра: едем в Оптину Пустынь на праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Будет открыт Предтеченский скит, что бывает только раз в году - только на этот праздник. Вернулись наши с кладбища, сказали, что о.Георгий служил панихиду на могилах Н.Коссова и батюшкиных родных, но мы Леной слышали это уже сквозь дрему. Окончился второй день нашего путешествия.

День третий

Встали в 4 утра, погрузились в автобус и отправились в Оптину Пустынь. Ехать надо 250 км., т.е. около 5 часов. Кто-то досыпал, кто-то дремал. У меня же от невероятности того, что я побываю в Оптиной, никакого сна не было, смотрела в окно. Ехали, в основном, полями, потом Орловским полесьем. Чувствуется, что за заповедником ухаживают, нет подлеска, скворечники, а местами скамеечки и беседочки, а то какие-то огромные деревянные грибы. Часов в 8 нас высадили нас на полянку завтракать. Горячий кофе, чай, яичница на хлебе, пирожок, сидим на травке, нас обслуживают любезные наши хозяева - красота!
 
Оптина Пустынь. Главные ворота 
Оптина Пустынь. Главные ворота

Оптина Пустынь. Скит.Храм Св.Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи
Оптина Пустынь. Скит.Храм Св.Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи

Оптина Пустынь. На территории монастыря
Оптина Пустынь. На территории монастыря

Келья св.преп.старца Амвросия Оптинского
Келья св.преп.старца Амвросия Оптинского
 
Подъехали к Оптиной,  почти к самым воротам. Они такие же, как на фотографиях, красота восстановлена. Не верится, что я в Оптиной! Столько читала, но только мечтала, что здесь побываю. И - вот! Благодарю Тебя, Господи! Из ворот уже валом валил народ: закончилась литургия в скиту. Мы успели только приложиться к Кресту, довольно долго ждали, чтобы можно было войти в храм: он был набит богомольцами так же, как наш Серафимовский в большой праздник. За храмом - гостиница, она в таком же виде, как и в 19 в., когда здесь останавливались Гоголь, Толстой, Достоевский и другие писатели и интеллигенты, которые приезжали в Оптину к старцам. Известно ведь, что между Церковью и интеллигенцией России было много непонимания и неприятия в силу разных причин, и старцы Оптиной первыми открыли двери своих келий для душ и умов, отягощенных западным образованием, гордыней и метанием между верой и безверием с целью обретения истины.

У кельи моего любимого батюшки Амвросия стояла очередь. Такая же, но даже больше стояла и при его жизни. И даже келейник есть - среднего возраста высокий темноволосый послушник. В келии коридорчик, комнатка для посетителей и маленькая спаленка. Нам велели снять обувь в комнатке для посетителей. В спаленке Батюшки маленький узенький диванчик /о.Георгий сказал, что подлинный, а послушник - что из Оптиной, но не батюшкин/. Думаю последнее - вернее, ведь здесь же орудовали большевики и столько лет Оптина была в запустении. На стенке портрет лежащего Батюшки Амвросия. Он был очень больным человеком часто принимал посетителей лежа на диванчике. Икона преподобного Старца, на иконе он строгий, а на портрете - нет. Ведь он  был веселым и улыбчивым по воспоминаниям современников. Маленький столик, за которым Батюшка писал свои знаменитые письма, столько раз мною читанные. Сколько в этих письмах любви к Богу, к адресату! На сколько вопросов ответил Батюшка, сколько людей вывел из темноты отчаяния, горя, растерянности. И скольких еще выведет. И о нас, грешных, недостойных помолится. Помолись за меня, батюшка Амвросий, я так тебя люблю!

В этой же келии жили после смерти преподобного батюшки и другие старцы. Нам не говорили, но мне кажется, что о.Анатолий, о.Варсонофий, о.Нектарий.     

К сожалению, времени нам дали на Оптину очень мало. Все бегом - бегом. Очень хотелось походить по скиту, посидеть спокойненько где-нибудь в уголочке на травке. Чтобы отложилось в памяти надолго, ведь может и не придется больше здесь побывать.

Покинув, с сожалением, скит, пошли во Владимирский храм. Там была Литургия и шло Причастие. Во Владимирском храме находятся мощи преподобного Амвросия. Мы приложились, помолились. Храм очень красивый. Рядом с ним Введенский храм, где находятся мощи других преподобных Старцев. Приложились, подали записки, сорокоусты. Попросила у монаха маслица от мощей старца Амвросия, дал. У Введенского храма необыкновенной красоты и величины красные розы, я взяла себе с земли несколько лепестков в память об Оптиной Пустыни. Но нас  торопят. Бегом в книжную лавку, а там такое богатство! И все так дешево. Но нам надо бежать, потому что впереди еще купание в источнике. Успела купить иконы преподобных Оптинских Старцев и батюшки Амвросия, да две кассеты: акафист святителю Николаю - читает схиигумен Илия и песни иеромонаха Романа в исполнении Жанны Бичевской. Молоденький монах в лавке выразил сомнение, что-то типа: «Она еще поет? Сколько себя помню, она поет». А ему лет 25. А Бичевская моложе меня... Вот так.
 
Поспешили к источнику преп. Пафнутия Боровского. Надо идти вниз от обители. Купальня. Купались по-очереди: сначала о.Георгий один, так по уставу положено. Он, по своей скромности на это не претендовал, но тут оказалась одна из наших серафимовских «начальниц» и, по своему обыкновению, выстроила всех, чтоб место знали. После о.Георгия выкупались немногочисленные мужчины, а потом мы, многочисленные тетки. Мы с Леной и Ирой были не в первой партии и слушали визги ужаса и восторга, перемежаемые: «Господи, помилуй! Пресвятая Богородице, спаси нас! Богородице, Дево радуйся...» Пришла наша очередь. Я окуналась три раза с головой. Благодать!!! Теперь, уже сравнивая с последующими купаниями, могу сказать, что в этом источнике самая холодная вода. Может мне показалось это потому, что одна женщина попросила набрать ей водички: там струя идет сверху, и мне пришлось постоять в воде почти по грудь, а стоять-то это не окунаться: да костей пробирает. Но какая легкость, какое счастье потом! Как-будто 16 лет! Пока другие купались, я поднялась на холмик: подумала, что там Жиздра, хотелось на нее посмотреть, но там реки не было, просто поле и деревья. Так я Жиздру и не видела. После купания нас быстренько погрузили в автобус, потому, что надо было еще успеть в Шамордино. В 16 км от Оптиной находится Казанская Свято-Амвросиевская Пустынь, основанная преподобным Батюшкой Амвросием, женская обитель, первой настоятельницей которой была игумения София - аристократка, красавица, умница. Ее очень любил и почитал Батюшка Амвросий. Жаль только, она недолго пожила, но сделать успела очень-очень много. Монастырь действует, возрождается. Он красного кирпича , в стиле последней четверти 19 века. В храме находится чудотворная икона Казанской Божией Матери, много икон, вышитых бисером. Очень красивая необычная люстра с иконками. У храма - могилы схиигуменьи Софии и двух ее преемниц. Очень красивые цветы на территории, особенно хороши огромные розовые лилии. Живоносный источник в Шамордино находится значительно ниже монастыря, туда проложена хорошая многоярусная лестница с перилами. Деревянная крытая купальня, как в Оптиной, но здесь темновато, потому что в низинке и окружена деревьями. В купальне небольшой образок Казанской Б.М. Купание опять в большую радость и после благодать... Жить бы рядом с такими источниками, никаких бы болезней не было.
 
Шамордино. Цветник 
Шамордино. Цветник
 
После Шамордино - долгий путь в автобусе домой. Но после такого благодатного дня все мы были бодрыми и радостными. Забыла написать, что по дороге из Оптиной в Шамордино нас высаживали на полянке для очень вкусного обеда. Первый раз мы  ели окрошку с красной рыбой - ужасно вкусно. Вообще наш быт, особенно питание, очень хорошо организовано: и Галя, и Наташа и Лена искренне хотят, чтобы нам было хорошо. Отношения совсем не официальные. А все спасибо батюшке нашему дорогому, о.Василию. Все это по его молитве. По дороге из Шамордино в Болхов видели большую и красивую радугу справа, даже говорят, что она была двойная.  Я не поняла, что значит двойная, но очень красиво. Приехали к позднему ужину. А в Болхове за время нашего отсутствия была гроза. Так закончился наш третий день.
 
День четвертый

Наконец выспались, потому что завтрак был в 10 часов. После завтрака поехали в Орел. Дороги 2 часа. Поля по дороге в Орел засажены, много гречихи. Заброшенности и запустения нет, чувствуется, что есть хозяин. Говорят губернатор хороший, зовут его Егор Строев. Орел очень чистый и ладный город. Первым посетили Троицкий кафедральный собор. В нем находятся мощи Тихона Задонского. О.Георгий отслужил молебен. Помазал нас. Приложились к мощам. Также в этом храме находится чудотворный образ Ахтырской Божией Матери. Икона была явлена одному купцу в Сумах. В этом храме список с нее. Купила себе маленькую иконку-открыточку. Также здесь находится икона Балыкинской Божией Матери. Она совсем темная, ничего не различить. Но я попросила Лену сделать снимок.
 
Лена фотографирует икону Балыкинской Божией Матери /совершенно темную/ Икона - Балыкинская икона Божией Матери после проявления пленки и печати 
Лена фотографирует икону Балыкинской Божией Матери /совершенно темную/
 
 
 

Икона - Балыкинская икона Божией Матери
после проявления пленки и печати 
 
Как будет, пусть будет темная. Забегая вперед, скажу, что когда снимок был напечатан уже в Питере, предстала яркая очень красивая и необычная икона. Божественный лик Богородицы с опущенными на Младенца глазами, с тонкими, молитвенно сложенными руками. Очень красиво написан нимб. Божественный Младенец с яблочком в руках резко повернул голову, смотрит голубыми глазами прямо и насквозь. Вот какое чудо. Ведь на иконе почти ничего не было видно. Слава Тебе, Господи, всегда ты являешь нам подтверждения Своей Божественной силы! Еще в этом храме в книжной лавке на витрине я увидела небольшую книжку  св. старца Варсонофия  оптинского «Духовное наследие», очень хотела ее купить, но лавка была закрыта - работник в отпуске и открыть ее не смогли, несмотря на мои упрашивания. Жалко. Лена - групповод говорила, что у нее такая есть, но покупала уже давно. Так я больше этой книжки нигде и не видела. А я так люблю о.Варсонофия... Поехали в Крестительский храм. В нем служит о.Мефодий. Он уже 55 лет в алтаре. Как наш батюшка, которого о.Мефодий знает и любит. И к нам отнеся с особенной любовью, потому что мы батюшкины. «Серафимовские васильки», потому и привечают нас и встречают с любовью на батюшкиной родине. Ведь все они радуются и гордятся, что наш общий любимый батюшка их земляк. О.Мефодий повел нас на могилу блаженного Афанасия Андреевича, Христа ради юродивого, нашего современника.
 
Орел. О.Мефодий и о.Георгий у могилы старца Афанасия Андреевича 
Орел. О.Мефодий и о.Георгий
у могилы старца Афанасия Андреевича 
 
Он умер уже в 70-е годы. Он орловский, историю его жизни рассказывала нам Лена-групповод еще в автобусе. Помогал он многим людям, т.к. имел от Бога дар прорицания и дерзновенной молитвы. Большевики всю жизнь его мучили, прятали по психушкам. А народ к нему валом валил. О.Мефодий отпевал Афанасия Андреевича. На могиле Афанасия Андреевича установлен мощный дубовый крест, который освящали в Ганиной яме, на месте гибели царственных мучеников. 
 
О.Мефодий сказал, что крест сделан из бревен шахты. О.Мефодий вместе с о.Георгием отслужили панихиду по блаженному, о.Георгий нас помазал маслицем из лампадки, и все мы взяли немножко песочка с могилки. О.Мефодий нас проводил до автобуса и благословил. А мы поехали в Белев в Свято-Введенскую Макарьевскую пустынь. Молодой монах о.Валентин рассказывал нам историю монастыря и о преподобном Макарии Жабынском. Исторически известно, что он похоронен во Введенском соборе монастыря. Во время революции большевики искали мощи - и не нашли. Мощи скрылись от осквернения. А мы в соборе приложились к мощам преподобного. Набрали святой водички из колодца, он стоит у самой дороги . Сюда приезжают на машинах с большими канистрами, чуть не с ведрами. О.Валентин водил нас в подземный склеп, где находится могила игумена Дамаскина. У него памятник черного камня, на котором написана просьба усопшего о том, чтобы помолились о нем. О.Валентин и о.Георгий отслужили панихиду. Чуть выше собора находится источник. Историю его рассказал о.Валентин: Макарий Жабынский находился вне монастыря, он любил уединяться, может быть был в скиту. И вот приходит он в монастырь, а там после набега поляков не осталось ни одного монаха, всех убили. В печали пошел он обратно в скит и на дороге увидел раненого поляка, тот умирал и просил пить. Макарий понял, что если он пойдет в монастырь за водой, то поляк умрет. Тогда он ударил посохом о землю и оттуда ударил родник. В этом-то источнике мы и купались. Теперь здесь купальня. Говорят, что в этом источнике самая холодная вода, но мне так не показалось. Холодная, конечно, очень, но в Оптиной, мне кажется, холоднее. Говорят один архимандрит окунулся 22 раза, но куда нам, грешным! Я окунулась 3 раза. Благодать какая после этих купаний! Пока мы купались, началась гроза. Дождь был очень сильный, пока мы ехали в автобусе. Опять видели очень красивую радугу. Вечером ходили к батюшкиному дому.
 
Дом Батюшки 
Дом Батюшки 
 
Галя нас провела в беседку. Посидели, посмотрели на батюшкино родовое гнездо. Хороший, крепкий дом за глухим забором, просторная беседка. И дом и беседка окрашены коричневой краской. Видно, что за домом смотрят, ухаживают за участком.
 
У дома Батюшки в беседке 
У дома Батюшки в беседке
 
Оказывается, у батюшки в доме всегда живет кто-нибудь из наших храмовых, отдыхает и смотрит за домом. На этот раз там жила наша прихожанка. Мы посидели недолго и пошли в гостиницу. Во всем Болхове не было света в результате грозы. Хорошо, у меня были свечи из Оптиной, зажгли свечку, чтобы не спотыкаться. Только собрались улечься, как пришла дежурная горничная, спросила нет ли врача: одну женщину укусил клещ. Мы с Верочкой пошли, прихватив мой пинцет. Света нет, с трудом углядели клеща, который очень плотно впился в паховой области. Побоялась оторвать, залили маслом. Основная мой задача была успокоить женщину, которая успокаиваться ни за что не хотела. С горем пополам удалось убедить ее, что утром клещ сам отвалится под маслом. Вернулись к себе и тут дали свет. Но он нам уже был не нужен: легли спать.
 
День пятый

Пятый день начался с того, что пришла горничная и сказала, что у нашей пациентки клащ отвалился.

К 9 часам пошли в Рождественский храм на Литургию, сегодня Праздник Тихвинской иконы Божьей Матери - покровительницы Болхова. Этот храм был открыт немцами в 41 году и здесь впервые молился мальчиком наш Батюшка. Здесь он увидел бедных страдалиц русских женщин, оборванных, в лаптях, увидел, как истово они молятся, почувствовал силу их молитвы. Отсюда начался долгий молитвенный путь нашего любимого родного Батюшки за Господом.
 
Праздник Тихвинской иконы Божией  Матери 
Праздник Тихвинской иконы Божией  Матери

На Литургии было очень благодатно. Икона - красивая, большая, стояла в середине храма. Хоть народу было много, я успела приложиться перед службой. Перед этой иконой молилась мама нашего Батюшки, когда он был угнан немцами. Вымолила. Слава Богу и Божией Матери!
 
Акафист Тихвинской иконе Б.М. 
Акафист Тихвинской иконе Божией Матери
 
 
Я всю Литургию просидела на приступочке под иконой «Всех скорбящих радости», девочки наши стояли в разных местах. После Литургии был Крестный ход с праздничной иконой в Троицкий Оптин монастырь.
 
Крестный ход с иконой Б.М.Тихвинская 
Крестный ход с иконой Божией Матери Тихвинская 
 
Дорога в гору, а шли быстро. Я старалась не отстать от наших с о.Георгием, запыхалась, но не отстала. Т.к. Ира говорила, что не пойдет на Крестный ход, а Лена сомневалась, я их не искала и не ждала. Монастырь женский, в стадии ранней реставрации, разглядеть я его не успела: все внимание было приковано к Праздничной Иконе. У монастыря отслужили акафист и водосвятный молебен, нас всех окропили. Была чудная погода, светило солнышко, было очень тепло. Очень радостный был Праздник! А мне еще было радостно, что акафист о.Георгий с матушкой Галиной читали по моей книжке! В середине службы я вдруг увидела лицо Иры - запыхавшееся, красное, с белым носогубным треугольником, но счастливое. Все-таки дошла. Потом она говорила, что ее буквально на себе втащила Лена, которая себя с утра тоже очень плохо чувствовала. Вот какая молодец Лена и какая эгоистка я, думала только о себе. По обряду мы все подлезали под иконой, а я еще до этого в церкви вместе с местными жителями, хотя батюшка из Рождественского храма и смеялся над нами, говоря, что грехов от этого не убудет. Когда службу закончилась, нас ждала еще одна радость: Тихвинская Божия Матерь ехала вместе с нами в автобусе! А перед отъездом монахини напоили нас удивительно вкусным квасом. Никогда такого не пила. Монахинь в монастыре совсем мало, буквально несколько вместе с игуменьей, они стояли с иконами, провожая наш автобус с Тихвинской. Замечательный был Праздник! Какая благодать! Слава Богу за все! Как хорошо, что организованы эти поездки. А все спасибо нашему Батюшке и всем девочкам: Лене, Гале, Наташе и другим, которых я не знаю. Как хорошо быть со своими, с православными христианами! Так бы все и ездили куда-нибудь по Святым местам. И так все хорошо организовано: подвезли, высадили, покормили, опять поехали. Ведь мы все почти пожилые, больные, немощные, усталые. А тут все тебе на блюдечке. После обеда поехали в Орловское Полесье к Святому Казанскому источнику и кипящим пескам. По дороге остановились в селе Льгов. Здесь потрясающей красоты только что отреставрированный белый храм - Святой Живоначальной Троицы. Такой храм под стать столичным. Вокруг цветы, красивая решетка. Немного похож на храм Александра Невского в Ижоре, где венчались мои дети. В храме редкая икона Нины, просветительницы Грузии. Продаются красивые полочки под иконы, но мы уже почти без денег.

По дороге к кипящим пескам в автобусе пели русские песни с караоке. Мне это самое караоке не понравилось, но, что делать: слов-то никто из нас не знает, да и с мелодией плоховато. Приехали к кипящим пескам. Походили осторожно: нельзя вставать туда, где булькает. Можно провалиться, глубина 22 метра. Это святые пески, если у человека болезни ног, то по вере ему дается излечение. Я прошла несколько раз, вода очень холодная. Потом купались в Святом Казанском источнике. Здесь, как и везде, крытая купальня. Ах, как все это хорошо, как не хочется отсюда уезжать! Перед самым отъездом узнала, что случилась неприятность: один из наших паломников - не из нашего храма - провалился в песок и подвернул ногу в колене. Когда я его увидела, там уже был гемартроз. Он был очень напуган, т.к. это у него оперированная после автотравмы нога. И рассержен, что тоже можно понять: со страху. Потом в гостинице я с ним немножко повозилась. Вечером этого дня мы должны были отдыхать на природе с рыбными шашлыками: но наши хозяева сказали, что земля мокрая после вчерашнего ливня, простудимся. Поэтому прощальный ужин с рыбными шашлыками и самоваром был на веранде. Здесь я узнала, что наш милый о.Георгий не просто работал в Голландии, а самый настоящий голландец, что приехав, в 1992 году в Россию, он был поражен ею и Православием. Крестился. Учился в институте Герцена русскому языку, закончил нашу Питерскую Духовную семинарию. Я была поражена: ведь он говорит совсем без акцента! Недаром я отметила, что у него совершенно европейский, не славянский тип лица. Ну, мало ли - жил в Голландии, объевропеился... Но грустное вот что: они с матушкой Галиной уезжают в Голландию, А мы так привязались к ним во время этой поездки. Я прямо совсем загрустила. И вечер для меня был грустный. Хотя очень хорошо пела актриса Татьяна из Коврова, у нее мощный красивого тембра голос. Она пела и русские песни, и романсы, и Окуджаву, и Высоцкого. Замечательно пели батюшка с матушкой. Они такие милые, такие красивые и светлые. Ну почему всегда надо расставаться... Что ж, на все Божья Воля. Потом я успокоила себя тем, что если о.Георгий под юрисдикцией Русской Православной Церкви, то ему через какое-то время могут поменять приход и пришлют в Россию, куда-нибудь «в глушь, в Саратов». А лучше в Питер. Ведь служил епископ Вениамин Федченков во Франции, Канаде, Штатах, а потом - раз - и в Тамбов... Господь вам в помощь, милые батюшка с матушкой! Вы понесете Свет Православия, свет нашей измученной, многострадальной, но великой страны с ее культурой, литературой, с ее Верой, которая возрождается, и эта Вера подымет Россию. Вы расскажите там, какие мы на самом деле: не бандиты, не идиоты, не бездельники... Просто такую судьбу уготовил нам Господь. Не дай Бог никакой другой стране пройти такой путь... Во время прощального вечера я периодически бегала к пострадавшему мужчине. Боли в ноге усиливались, я сделала ему повязку, дала обезболивающее. Жалко его очень: все веселые, благостные, а он лежит один и завтра не поедет с нами в Спас-Чекряк к Георгию Косову. Он очень загрустил, хотя пытался держаться молодцом. Перед сном собирали вещи, ведь завтра после Чекряка едем домой. Я, конечно, возилась дольше всех, все что-то роняла, теряла. Не давала людям спать, они-то собрались быстро и аккуратно. Но все мужественно терпели мою возню.
                       
День шестой

И последний день. После завтрака поехали в Спас-Чекряк. Еще зимой, когда мне  подарили книжку о Георгии Коссове, я душой рвалась в Чекряк. Там все, как и представлялось - глушь, ничего от того, что сделал о.Георгий не осталось. Но есть его могила с памятником, установленным на пожертвование о.Иоанна Крестьянкина. Рядом обозначено место обретения мощей - в декабре 2000 г. Есть небольшая часовенка, колодец - вода была освящена о.Георгием Коссовым перед смертью, есть крытая купальня. Ухаживают за всем этим очень симпатичные муж с женой, которые единственные и живут в Чекряке. Их на это благословил о.Иоанн Крестьянкин, духовными детьми которого они являются. Мужчину зовут Петр, он наливал нам воду из колодца и много, быстро, немножко путано рассказывал нам, как Бог привел его семью к о.Иоанну. Его мать всю свою крошечную пенсию отдавала на то, чтобы могила и колодец были в порядке. Недавно с ней случился инсульт, она потеряла речь, и вот накануне нашего приезда ее привезли и положили на могилу о.Георгия - и она заговорила.

О.Георгий отслужил панихиду по священноисповеднику Георгию Коссову, мы взяли по камешку с места обретения мощей, а я еще и подорожник сорвала - ведь он  растет из той земли… Потом мы купались в святом источнике - последний раз. Молились, чтобы благодать не оставляла нас до следующего приезда, если он будет.

Св.Георгий Коссов, моли Бога о нас! Чтобы по твоим молитвам Бог даровал нам улучшение здоровья – духовного, душевного, физического. Чтобы мы еще приехали сюда, чтобы подольше жил наш любимый Батюшка, чтобы укреплялась в нас Вера Православная, чтобы поднялась Россия, чтобы возродился Спас-Чекряк, чтобы дети и внуки наши уверовали и воцерковились. Чтобы никогда больше Россия не пошла по страшному пути, на который она повернула в 17 году. Помолись еще, св.Георгий, о душах всех замученных и убитых во времена большевизма, потому что нет в России такой семьи, которая не попала бы в мясорубку безбожной власти.

А мы будем молиться, чтобы еще вернуться! Ведь здесь такая БЛАГОДАТЬ!!!

Вернулись в Болхов и до обеда у нас было свободное время. Основная масса пошла на рынок, чтобы купить болховского очень вкусного сыра и хлеба, а мы с Иринкой не пошли, потому что денег уже не осталось, последние копейки оставили в Чекряке. На нашу радость о.Георгий с матушкой Галиной пошли в Рождественский собор, и мы с Ирой увязались за ними. Помолились. О.Георгий нас помазал маслицем. Местный батюшка дал нам по большой просфоре с вынутыми частицами и передал земной поклон нашему батюшке Василию. Еще успели зайти в Преображенский собор, напоследок приложиться к мощам св.Георгия Коссова. Благоухание... Почти бегом в гостиницу. По дороге Ира сфотографировала батюшку с матушкой и меня в поле цикория, а потом я их.

По дороге разговорились с о. Георгием о нашем российском житье-бытье при большевиках. Я вкратце рассказала ему историю моей семьи: дед расстрелян, дядя расстрелян, бабушка от этого сошла с ума. Двух других дядей унесла война. Отец сидел в 37 году по доносу приятелей, мама с теткой в эвакуации впрягались в плуг вместо лошадей, чтобы вспахать поле. Надо было кормить детдомовских детей, вывезенных из блокадного Ленинграда. Две маленькие, хрупкие русские интеллигентки - и вместо лошадей. Зато всех детей выходили. Но, я отклонилась от темы, простите. Итак, мы полубегом спешим в гостиницу. У гостиницы местные мальчишки гоняли мяч. О.Георгий показал высокий класс игры в футбол: увел мяч и так лихо с ним лавировал, что мальчишкам не удалось отобрать мячик, пока батюшка сам не отдал! Молодец!
 
На прощание отец Георгий играет в футбол во дворе гостиницы 
На прощание отец Георгий играет в футбол во дворе гостиницы
 
Наше путешествие подошло к концу. Погрузились в автобус и поехали домой. Покидать благословенные места было грустно. Еще бы столько же или побольше. Но мы еще вернемся, Бог даст. И хорошо еще, что мы перезнакомились, а то ходим в один храм, а почти друг-друга не знаем. По дороге пели, переваривали впечатления. Записывали в блокнотик, чтобы не забыть, а я обещала перепечатать, что и делаю.
 
Фото на память на обратном пути. Такими мы были 10 лет назад 
Фото на память на обратном пути. Такими мы были 10 лет назад

Около 3 часов ехали по окружной дороге Москвы. Москва смотрится молодцом, ну что ж - столица.

Ночью я спала, а когда проснулась, мы подъезжали к уже к площади Победы.

Приехали около 8 часов утра и разъехались по домам. В надежде вернуться.
 
Слава Богу за все!
 
© Наталья Смирнова 
Материалы присланы автором порталу "Россия в красках" 3 февраля 2015 года
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com