|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Россия / Возрождающаяся Россия: города и люди / ПО РОССИИ / Дымное Дивеево 2010. (Записки паломника с Празднования дня рождения преподобного Серафима Саровского). Владимир Шелгунов |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
Дымное Дивеево 2010
(Записки паломника с Празднования дня рождения преподобного Серафима Саровского)
Ежегодно 1 августа в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевком женском монастыре совершается торжественное празднование дня рождения величайшего русского святого – преподобного Серафима Саровского. К этому дню со всей России в Дивеево съезжаются в великом множестве паломники и духовенство, чтобы принять участие в торжественных праздничных Богослужениях. Также на праздник приезжает множество гостей и представителей власти. Нередко Богослужения возглавляются Патриархом. Последний раз Патриаршее Богослужение было в 2006 году и возглавлял его тогда Патриарх Алексий II, а количество паломников превысило 20000 человек. Ныне в 2010 году праздничные Богослужения возглавил Патриарх Кирилл, а количество паломников оценивалось в 10000 человек.
Отличительной особенностью нынешнего праздника явились необычайные погодные условия – аномальная жара и духота и сильное задымление от бушующих вокруг лесных пожаров. Еще на пути в Дивеево в поезде после проезда города Мурома стала ощущаться стойкая гарь в воздухе, а по сторонам железной дороги временами стали попадаться выжженные в результате пожаров участки леса, в основном соснового, что производило жутковатое впечатление. К этому зрелищу добавлялись еще не менее жутковатые рассказы пассажиров - жителей этих мест, которые ехали к себе домой из Москвы. В частности, рассказывалось о сгоревших деревнях, о гибели урожая, и о дыме от лесных пожаров, до такой степени застилавшем небо, что даже днем не было видно солнца.
Рано утром наша паломническая группа прибыла на станцию Сатис, где нас уже ждал автобус. При пении величания Божией Матери и возлюбленного ею преподобному Серафиму Саровскому мы направились в Дивеево. По пути мы заехали на источник Преподобного в селе Цыгановка, где после прочтения акафиста Преподобному совершили омовение в источнике. Увы, рассказы пассажиров поезда о пожарах вскоре подтвердились. Уже на подъезде к Дивеево окружающий лес был довольно плотно застлан сиреневой пеленой дыма, а в воздухе ощущался запах гари. Вскоре в пелене дыма показался и сам монастырь.
После расселения по гостиницам наша группа собралась у колокольни в монастыре и нам была предложена экскурсия по монастырю. В монастыре шла обычная предпраздничная суета, прибывали новые группы паломников. Но нельзя было сказать, чтобы монастырь был запружен паломниками. Так, например, поклониться мощам Преподобного было не так уж и сложно. Очередь была умеренной и стоять в ней надо было не более одного-двух часов. К полудню дымка от лесных пожаров ощутимо рассеялась, выглянуло солнце, и температура воздуха быстро поднялась до 37-38 градусов. Зной и духота объяли Дивеево и способствовали многочисленному паломничеству на источники вокруг монастыря. Пошли и мы всей группой на источник матушки Александры и затем на более отдаленный Иверский. Искупаться в источниках, конечно, было нереально из-за обилия паломников и больших очередей. Поэтому мы практиковали обливания друг друга водой из ведра, почерпнутой в источнике. Такая процедура хорошо освежала, но от жары спасала ненадолго. Через полчаса вымокшая одежда снова была сухой и затем промокала уже от пота.
После обеда в трапезной монастыря начались приготовления к Празднику. Из уст в уста переносилась весть, что приехал Патриарх Кирилл и возглавит праздничные Богослужения. Прибыл многолюдный Крестный ход с крестами, хоругвями и иконами Божией Матери и Серафима Саровского. По прибытии он прошел по Канавке Божией Матери и затем обошел вокруг монастыря. На пути Крестного хода многочисленные паломники традиционно выстраивались в цепочку, приседали и проходили по несомыми иконами.
Праздничные Богослужения начались в Троицком соборе после 15 часов дня служением молебна с Акафистом у раки Преподобного Серафима Саровского. Служение возглавлял митрополит, ему сослужили архиепископы, епископы и священники. Все стояли с зажженными свечами в руках. Икосы и кондаки поочередно читались сначала епископами, затем священниками. Пел хор монахинь монастыря. Заключительный кондак прочел сам митрополит, дьякон провозгласил величание и все поочередно начиная с митрополита приложились к непосредственно мощам Преподобного, делая поклоны перед его ракой.
По окончании молебна сразу же началось Всенощное бдение. Троицкий собор был уже до отказа заполнен паломниками и гостями праздника. Прибыло телевидение, везде шныряли пронырливые фотографы. Ожидалось прибытие Патриарха. И после Шестопсалмия Патриарх Кирилл торжественно вошел в храм с сопровождении многочисленного духовенства и сразу же направился к раке с мощами Преподобного Серафима Саровского. В храме началось радостное ликование паломников. Приложившись к мощам Преподобного, Патриарх также приложился и к празднично украшенной иконе на аналое. Торжественное Богослужение продолжалось. Патриарх Кирилл лично читал Евангелие, помазывал духовенство. Все проходило чинно и торжественно, но не без некоторой суетливости как это обычно свойственно всем праздникам. По окончании всенощного бдения был отслужен чин наречения во епископа Якутского нижегородского клирика архимандрита Илия. На этом праздничное Богослужение дня закончились, чтобы продолжится вновь с полуночи Литургией.
Когда стемнело в монастыре было включена праздничная подсветка Соборов, Казанского храма и колокольни. Дым от лесных пожаров к вечеру стал снова сгущаться и свет от прожекторов подсветки рассеивался им в ночном небе фантастическими веерами. Монастырь был полон паломниками. Кто подавал требы, кто стоял в очереди к мощам Преподобного, кто исповедывал свои согрешения перед Причастием, кто с благоговением ходил по Канавке и молился Божией Матери.
В полночь началась первая Литургия, а за ней вторая в 4 часа утра. Но главное событие Праздника – Литургия, возглавляемая Патриархом, была намечена на 9 часов утра и должна была традиционно служиться на улице на особо выстроенном для этого крытом помосте перед Преображенским собором. Приготовления к этой Литургии начались еще в 6 часов утра. Место вокруг помоста было предназначено для духовенства и было огорожено металлическим переносным забором и устлано коврами и дорожками. Для Патриарха было устроено специальное возвышение. К помосту от Троицкого собора был сделан проход для проноса мощей и прохода гостей праздника. Порядок поддерживался нижегородскими казаками в белой форме. Около 8 часов утра из Троицкого собора была торжественно изнесена рака с мощами Преподобного и помещена под специально выстроенной для нее сенью за помостом. Затем группами стали прибывать многочисленные гости праздника и размещаться справа от помоста под навесом. В числе гостей прибыл, как обычно, и Никита Михалков. Паломники стояли за ограждением. Повсюду сновали фотографы, телевизионщики монтировали оборудование. Справа от помоста был смонтирован большой экран для трансляции Богослужения.
Наконец Богослужение началось. Справа и слева в ряд выстроились батюшки, для епископов были поставлены специальные табуреты. Торжественно проследовала процессия духовенства. Сначала прошли монахини, затем священники и епископы и наконец появился сам Патриарх Кирилл. Взойдя на помост он всех благословил.
Богослужение началось чином поставления во епископа Якутского архимандрита Илии. Патриарх задавал ему вопросы, а архимандрит отвечал на них длинной речью, очевидно подготовленной заранее. Затем весь епископат проследовал в Преображенский собор, в алтаре которого и последовало таинство поставления во епископа. Все чинопоследование транслировалось на экран. По окончании чина началась собственно праздничная Божественная Литургия, возглавляемая Патриархом. Патриарх сошел с помоста и ввиду всех совершилось его переоблачение для совершения Литургии. Всю Литургию Патриарх служил очень неспешно и с крайним благоговением и умилением, особенно заключительную ее часть – Литургию верных. Это благоговение и умиление передавалось и нам – паломникам, совместно молящимся и внимающим совершаемой службе. Вот уже все собравшиеся пропели Символ Веры, и вскоре молитву “Отче наш…”. Началось Причащение духовенства – епископов и священников, а затем – монахинь. И вот наконец священники вынесли чаши для Причащения паломников, находящихся за ограждением. Причащались все – и старые и малые, отроковицы и согбенные старушки. Мамы и папы причащали своих деток. Все, кто готовился, шли в Чаше. Конечно же не обошлось и без некоторой толчеи. Одно омрачало праздник – сильное задымление от пожаров. Если утром дым был еще не очень сильный, то с началом Литургии задымление необычайно усилилось, причем до такой степени, что практически не стало видно солнце. С одной стороны не было палящих солнечных лучей, но с другой стороны началась сильная духота и температура воздуха достигла к полудню 40 градусов. На это задымление обратил свое внимание и Патриарх, когда произносил свое праздничное послание к пастве. Патриарх сказал, что нынешняя засуха безусловно есть следствие наших грехов, но с другой стороны это и Божий призыв к любви и милосердию. Мы должны проявить сострадание к тем людям, которые лишились в результате пожаров в одночасье буквально всего нажитого имущества, и остались на улице порой даже без документов, а не то чтобы только без средств к существованию. Патриарх призвал все духовенство к усиленной молитве особенно пророку Божию Илии о ниспослании дождя и обязал служить ему особенные молебны во всех храмах. Патриарх также объявил, что церковью будет организован специальный сбор средств всем пострадавшим от пожаров, и что никто не останется без помощи. Всех собравшихся Патриарх призвал принять сказанное им близко к сердцу. После оглашения своего послания Патриарх и все духовенство еще раз приложились к мощами Преподобного Серафима Саровского и проследовали в трапезный храм Александра Невского, а рака с мощами Преподобного была торжественно изнесена обратно в Троицкий собор.
После полудня большинство паломников покинули монастырь. Вечерняя служба проходила уже относительно спокойно. Паломники молились коленопреклоненно пророку Божию Илии о ниспослании дождя в канун дня празднования его памяти.
На следующий день уезжали и мы из монастыря. Всю обратную дорогу до Арзамаса мы читали в автобусе акафист Преподобному Серафиму Саровскому и пели величание. Было радостно и в то же время грустно от созерцания творящегося вокруг природного бедствия и страдания от бездождия. Праздник был буквально “со слезами на глазах”, потому что застилавший все вокруг дым уже щипал глаза и вызывал слезы…
Господи, помилуй нас грешных!
© Владимир Шелгунов
3 августа 2010
Дивеево
Фото и материалы присланы порталу "Россия в красках" автором
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |