Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
По главной улице России
(окончание)
 
 
1.08.04 г. Саратов.
Здесь я когда-то еще школьником принимал участие в первенстве всесоюзного Спартака по гребле на байдарках и каноэ («ЦС Спартака»). Но автобусная экскурсия прошла мимо гребного канала, а жаль, я бы с удовольствием взглянул на него снова через 36 лет. Городу 400 лет, но в каменном виде его строил князь Засекин по указу Императрицы Екатерины 2.
 
Свято-Троицкий собор (2004 г.) 
Свято-Троицкий собор, Саратов.
Фото  Саратовская епархия 
 
После автобусной экскурсии пошли гулять по городу. Зашли в великолепный храм Святой Троицы, построенный в начале 18-го века, там мы помянули своих родителей и поставили свечи «за упокой» Олиному папе и моей маме  - их годовщины смерти в пределах одного-двух дней, помолились, попросили у родителей прощения.
 
Молодежь в этом городе внешне, словно эфиопы. Ноги   черные, тонкие, головки круглые, маленькие. Глядя на них, мне вспоминаются персонажи картины Ильи Репина  «Бурлаки на Волге».
 
В Саратове улицы, в целом, похожи на все Волжские города, кроме Сталинграда и Казани. Здесь только больше южной растительности и дешевле фрукты с арбузами. А еще много на рынке всякой копченой рыбы, но я бы не сказал, что она дешевая. Квас попался теплый, о чем девушки-продавщицы нас упорно предупреждали, но очень хотелось пить, и мы выпили такой, какой есть. Развесное мороженое и молочный коктейль больше пришлись по вкусу. Цены примерно в два раза ниже, чем у нас в Питере.
 
Саратов в годы войны никто не оккупировал, но, по аналогии со Сталинградом, у них на высоте 210 метров есть смотровая площадка и стелла, посвященная погибшим в войне. Три, вертикально размещенных трубы, высотой 40 метров, на вершине которых изготовлены летящие журавли. «Мне кажется порою, что солдаты…». (Тоже, мне кажется, Гамзатовский сюжет). Отсюда прекрасный вид на город и самый большой в России мост, протяженностью в три километра.
 
Памятник Столыпину П.А.
Памятник П.А.Столыпину, Саратов.
 
Много известных людей и даже знаменитостей проживало, да и сейчас живут в Саратове. Единственный в России памятник П.А.Столыпину установлен в Саратове, где он когда-то был губернатором. Этот памятник работы скульптора Клыкова, привлек мое внимание, когда мы со «свистом» проезжали мимо на автобусе, еле удалось упросить водителя, чтобы остановились и сфотографировались. Ю.А.Гагарин здесь в Саратове учился четыре года в техникуме и из космоса приземлился в 18 километрах от этого города. Там сейчас стоит ему памятник в виде космической ракеты. Здесь жили писатели Константин Симонов и Федин, ученый Вавилов в этом городе скончался в тюрьме, могила его не сохранилась. В местной консерватории выступали Шаляпин, Собинов, Глиэр, Рахманинов, Скрябин. В настоящее время ректором консерватории является профессор Сметанников. Композитор Альфред Шнитке, артисты – Качалов, Савина, Комиссаржевская, Табаков, Янковский, Конкин, Бабочкин, Михайлов – в разное время жили здесь. Лермонтова мальчиком бабушка привозила сюда, Денис Давыдов – герой Отечественной войны 1812 года, самый сильный человек планеты Юрий Власов, несправедливо «забытый» нашими СМИ, учился здесь, в Саратовском Суворовском училище.
 
2.08.04 г. 15.00 
Очередная «зеленая» стоянка у причала «Винновка». Это южная оконечность полуострова заповедника «Жигули». Про него я уже писал и теперь очень обрадовался, что появляется возможность туда забраться и посмотреть все своими глазами. Все пошли загорать и купаться, а я полез в горы.
 
Идти было тяжело. После двухнедельного пребывания на корабле ноги стали, как свинцовые. Но мне было занятно узнать, что там за высоченным густым лесом? Минут за тридцать я дошел до вершины. Шел сквозь густые заросли – ясеня, ореха, дуба и клена Наверху, когда кончился лес, перед глазами открылась на многие километры панорама полей и холмов. Вдали виднелись скошенные горные луга, уставленные снопами из сена. Я прошел немного по дороге, угадываемой по едва заметной колее в высокой траве, с удовольствием вдыхая запахи разнотравья и полевых цветов. Вокруг была тишина и полное безлюдье, нарушаемые только стрекотом кузнечиков, как в детстве. Рядом было великолепное поле со всем арсеналом цветов. Я собрал букет из васильков, колокольчиков, полевой сирени и многих других неизвестных мне цветов. С этой охапкой я двинулся вниз, к реке.
 
Я так далеко ушел от парохода, что едва мог ориентироваться по едва слышной музыке, которую на подобных стоянках включают на полную громкость, к неудовольствию пожилых пассажиров. Земля под деревьями то черная, то рыжая, рыхлая и покрыта густо муравейниками, сухим валежником и листьями. Много грибов бовиков, похожих на наши моховики. Я нашел удивительный гриб дождевик размером с футбольный мяч. Я его взял с собой и потом всех удивлял. Из животного мира мне встретилась красавица сова, которая пролетела у меня над головой и тут же уселась надо мной метрах в семи и стала с любопытством наблюдать. Морда у нее была круглая, большая, глаза посажены широко, взгляд безбоязненный, внимательный, одним словом – умный «человек». Я обошел сову, положение ее тела не менялось, но глаза все время смотрели на меня, как у «следящей системы гироскопа».
 
Попрощавшись с хозяйкой леса, я продолжил путь вниз, держа в одной руке охапку цветов и диковинный гриб, а другой рукой, отмахиваясь от комаров и снимая с лица бесконечную паутину. Когда я спустился на пляж соседи подошли рассматривать необычный гриб, а жена обрадовалась цветам, ведь ни у кого их больше не было. Загара в этот день для меня не получилось, но вода в Волге была замечательная. Местные «эфиопы» нам продали связку рыбы, и теперь в каюте стоял запаховый натюрморт из гриба, полевых цветов и вяленой рыбы. На камбузе гриб оценили как съедобный, но все же не стали рисковать и вернули его обратно. Когда ночью вошли в очередное Куйбышевское водохранилище, то из-за волн пришлось закрыть иллюминатор. Ночью дышать стало нечем. Пришлось выкинуть сперва уникальный гриб, а затем и цветы.
 
3.08.04 г. 15.00 
Ошвартовались в городе Булгары под Казанью. 500 лет назад здесь было Булгарское ханство, поэтому такое название. В шестом веке великое Булгарско-Камское ханство разъединилось на современных болгар и приволжских булгар. В 922-м году они приняли ислам. Какое-то время были под властью Хазарского каганата. В 13-м веке подверглись нападению монголо-татар. В 1430-м году князь Григорий Мокрый разбил государство Булгарию, после чего началась возвышаться Казань. Но ненадолго, как мы уже знаем, в 1513-м году Иван Грозный покоряет Казань и до конца 18-го века исламская культура вместе с мечетями перестает существовать. А на смену Булгарскому ханству приходят татары. Так что один раз в год, сюда, на родину своих предков в г. Булгары, совершается паломничество татар со всей современной России.
 
В Булгарах сейчас ведутся большие восстановительные работы. Вероятно, к юбилею Казани они будут закончены, но сейчас в 2004 году мы застали еще руины.
 
Построена православная церковь, которая не освящена, но там находится краеведческий музей. Из большой мечети восстановлен один минарет и боковая башня. Восстановлены две гробницы ханов и, пока еще только фундаменты двух больших бань. (Как у Ильфа и Петрова придавалось большое значение парикмахерским и бюро похоронных процессий). В краеведческом музее представлены традиционный бивень мамонта (странно, но везде они есть, даже в Вытегре), горшки, наконечники стрел, древние топоры и мечи. Ничего особенного, но все же интересно посмотреть, откуда произошли наши «русские» татары, уж больно их много у нас в стране, а с признаками (такими, как у Л.И.Брежнева или у А.Н.Яковлева), и того больше.
 
Искупались на местном пляже. Причал находится в заливчике, поэтому вода несколько мутноватая, а грунт илистый. Купили у местных болгар яблок, они оказались кислыми и к еде непригодными.
 
Вечером в актовом зале теплохода «Дмитрий Пожарский» ожидался полный аншлаг, проводился вечер «Таланты круиза». В условиях постоянного пребывания на корабле любое развлечение представляет интерес, а самодеятельное творчество всегда интересно и поднимает настроение до небес. Мы с Олей приняли в конкурсе самое активное участие. Она играла на фортепиано и «сорвала» бешенные аплодисменты, а боялась-то как!!! Ведущий конкурса объявил ее номер, назвав ее «женщиной с волшебными пальцами», и, надо сказать, ей удалось оправдать столь лестный комплимент. Я был заявлен, как автор собственных стихов, рожденных в круизе, и тоже по результатам выступления был оценен по достоинству - хлопали громко. Но главное, не то, кому как хлопали, а то, что было море впечатлений и настроение «до небес». Даже выступал немец с русской женой и ребенком, он играл на аккордеоне, а она с дочерью пела. Вечером после концерта, сидели на палубе до полуночи, мерзли, смотрели на ночную Казань и обсуждали значение творчества в жизни человека. Пришли к заключению, что если тебе дан, хоть маленький талант от Бога, ты не должен его скрывать. Как в Евангелии записано: «Даром получили, даром давайте».
 
4.08.04 г. 9.00
Прибыли в столицу Чувашии г. Чебоксары. К моему удивлению город оказался утыкан православными церквами 17-го века. Чуваши оказались тоже потомками булгар, только все они христиане. В городе с населением 400 тысяч жителей есть 12 храмов и два монастыря, один - женский, другой - мужской. Я зашел в Троицкий собор монастыря и получил благословение игумена (по внешности типичного чуваша).
 
Что такое чуваш? Экскурсовод сказала, что их всего 7%, а 93% - русских, но мне показалось, что наоборот. Облик этой национальности довольно характерен. Это лицо несколько треугольное с большими, как у совы глазами. Фигура высокая, сухощавая, с вечным загаром. Если чисто внешне «ухватишь» этот тип национальности, то уже ни с кем его не перепутаешь. Такие известные всем чуваши, как покойный Святослав Федоров или президент Чувашии Николай Федоров, мне кажутся не очень типичными чувашами. Надо отдать должное последнему, он очень много сделал для своего народа. И хоть по телевизору еще в эпоху Ельцина он примелькался, как радикальный демократ, но побывав здесь, мы увидели, что дела говорят сами за себя.
 
Народ чувашский добродушный и трудолюбивый. Здесь никогда не было на улицах стрельбы и бандитских разборок. На рынке нет рэкета, поэтому цены самые низкие на всем Поволжье. Например, арбуз – 5 рублей за килограмм, черная и красная смородина - 60 рублей за ведро, помидоры – 10 рублей за килограмм и тд. Мы с Олей вспомнили, проходя по Волге и сравнивая русские, чувашские и татарские деревни, что сравнение было в сторону чувашей. У них и коров, и овец больше, и гусей полно, и даже лебеди в центре города живут. А еще они доверчивы, как дети или как индейцы. Носятся со своим пивом, как с «огненной водой». Как бы их через этот «напиток богов» не постигла участь вышеупомянутых народностей.
 
Здесь, на Волге, напротив Чебоксар, однажды утром проснулись в лодке два закадычных друга Остап Бендер и Киса Воробьянинов, куда их прибило течением от Васюков (г.Козмодемьянск), куда мы сейчас и направляемся, когда я пишу эти строки.
 
Пообедали в Чебоксарах, прилег после обеда вздремнуть, и вот уже причалили к Козьмодемьянску. То была Чувашия, а это уже республика Мариэл, другая национальность, другой язык, все другое. Старый город не изменился за 150 лет, но бедность и запущенность теперешней жизни видна во всем. После Чебоксар (всего-то 60 километров) -  разительный контраст. На правом берегу живут горные марийцы, их язык отличается в свою очередь от языка левобережных, т.е. тех, где мы сейчас находимся.
 
Население города 25 тысяч человек. Мужское население представляют, в основном, высохшие от пьянки черного цвета кожи люди. Нищие старые бабки стоят или сидят у дорог. И не поймешь, то ли милостыню просят, то ли просто так стоят и смотрят своими выцветшими глазами.
 
Столица Мариэл – Йошкар-ола, эта республика имеет также своего президента, правительство, парламент и другие бюрократические атрибуты. По улицам бродят пять бесхозных коз, они жуют пыльную траву у дорог, хозяев при этом не видать. Похоже, на их счастье, ими как-то все же управляет козел постарше, это их и спасает.
 
Так все это грустно, что не хочется даже писать о том, что здесь уже десять лет проходит «Бендериада», ведь здесь были «Васюки» с их межпланетным шахматным турниром. Нам экскурсовод объяснила, где это здание находится, и мы с Олей долго шли в гору, шли и шли, не так просто его еще и найдешь. В здании этом по иронии сейчас функционирует городской суд. Рядом на улице разместились символические «стулья». В общем, жена меня проклинала, что мы забрались в этакую даль, но я все же не мог сюда не прийти. Вернувшись на пирс, мы обнаружили обилие продукции народного творчества на продажу. Тут и резьба по дереву, и картины, и копченая рыба, но, на удивление, все очень дорого. Бедный народ бестолковый, так и останется сидеть с этой рыбой, никто ее не купит, а теплоход уйдет. После этих сегодняшних двух городов -  Чебоксар и Козьмодемьянска – мы почувствовали, наконец, что очень устали. До путешественников Семеного-Тяньшанского и Пржевальского нам уже недалеко осталось. Такие уже закутки поволжские осматриваем, да с такой тщательностью!
 
Когда вернулись в каюту, впервые за весь поход обнаружили паука, сплетающего паутину на нашем круглом окошке и поджидающего муху, мысленно я пожелал ему успеха.
 
5.08.04 г. 14.00 
Прибыли в город Чкаловск, бывший город Василёво.
 
Модель самолета, на котором летал Валерий Чкалов.
 
На днях прочел в местной газете, что к 100-летию великого летчика, построили новый бетонный причал для швартовки больших теплоходов и современный каменный ангар, где хранятся самолеты, на которых он летал. Так что мы одни из первых туристов, побывавших на обустроенной Родине героя, проложившего дорогу в авиацию, подобно Юрию Гагарину, проложившему дорогу в космос.
 
Городок этот оказался очень ухоженным, чистым и  утопающим в зелени. За оградами садов много вишни и малины. После «Васюков» здесь был совсем другой мир. Ни одного покосившегося дома или плетня мы не увидели. В ангаре экскурсовод говорила через микрофон, подключенный к колонкам, она сильно шепелявила и, к тому же, все время чихала и кашляла. Понять что-либо было сложно.
 
Я заглядывал в кабину легендарного самолета АНТ-25, на котором три наших героя-летчика перелетели за 60 часов в Америку через Северный полюс. У самолета огромный размах крыльев – 34 метра, для хранения топлива бак на шесть тонн на перелет. А кабина очень маленькая, где все трое сидели в затылок друг другу. Чтобы перейти в корму для хождения по нужде или приема пищи, нужно было ползти между ног друг друга. Еще представлен костюм, в котором погиб Чкалов. На затылочной части шлема видна небольшая рваная дырка. Это место, которым он ударился при падении самолета, и через три часа скончался. Здесь же в ангаре - его личный самолет, на котором он прилетал из Москвы на Родину и катал своих земляков. Он был первопроходцем в деле, которое накануне великой войны имело огромное значение. Только побывав на Родине Валерия Чкалова, можно по достоинству оценить все величие его подвига.
 
6.08.04 г.
В 7.15 – ранний завтрак, а после него началась экскурсия по Костроме. Кострома – древний город, основан в 1149-м году. Население 250 тысяч человек. Кремль не сохранился, виден только вал с беседкой. В известном фильме Рязанова из этой беседки Лариса высматривала теплоход «Ласточка». На месте кремля памятник Ленину нелепый и несуразный. Стоит на постаменте, изготовленном до революции к 300-летию дома Романовых.
 
Торговые ряды, Кострома.

Далее - центр торговли, три гостиных двора. У каждого купца - арочное место 3,5 на 7 метров. В каждом ряду – часовня. Храм «Спас на торгах» возвышается над рынками. Площадь администрации в народе зовут «сковородка». От нее улицы расходятся веером, как повелела императрица Екатерина 2, приплывшая сюда из Ярославля на ладье. Эта ладья теперь как символ города, изображена у речного вокзала. На площади дом с колоннами генерала Борщева – героя войны 1812 года.
 
Далее - присутственный дом, гауптвахта, пожарная часть с колоннами и изумительной по красоте каланчой, некое подобие у Калинкина моста в Петербурге и в Сталинграде. Теперешний памятник Ивану Сусанину будет перенесен в село «Сусанино» 50 км от города, а поставлен подлинный, где народный герой изображен с царевичем Михаилом, родоначальником дома Романовых. А также в планах восстановление Соборной площади, где был кремль с собором и памятником 300-летию династии (вместо Ленина). Род Романовых происходит из Костромы. Мать – Ксения Шестова, родилась здесь, жила с сыном Михаилом в Ипатьевском монастыре. Там похоронены родители Бориса Годунова.
 
Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь
Богоявленско-Анастасьинский монастырь, Кострома.
 
Женский монастырь - Богоявленско-Анастасьинский основан в 1426-м году праведником Никитой учеником и сподвижником Сергия Радонежского. 120 монахинь и послушниц в настоящее время подвизаются в обители. Здесь пребывает всемирно известная святыня - Федоровская икона Божьей матери, исполненная Евангелистом Лукой при жизни Богоматери. Она явилась брату Александра Невского Василию на дереве.
 
В Костроме развита текстильная, особенно льняная промышленность. Ткань признана не хуже французской. Экскаваторный завод, Костромская ГРЭС, мастерская по производству ювелирных изделий. В Костроме снят фильм «Жестокий романс» - знаменитый танец Паратова в белом костюме между торговых рядов (роль блестяще исполнена Никитой Михалковым). Характерно в архитектуре только для Костромы - это закругление углов домов на площадях и улицах. «Сусанино» – там подворье Богоявленского женского монастыря. Никольская церковь – прообраз картины Саврасова - «Грачи прилетели». Недавно, при проведении раскопок, на месте предполагаемой гибели Сусанина, среди черепов и костей, нашли множество католических крестов  и, один православный. У ученых есть твердое убеждение, что этот крест принадлежал самому Ивану Сусанину.
 
Знаменитый драматург А.Н.Островский жил в усадьбе Щелково в 120-ти километрах от Костромы. А предки его родом из Костромы, заканчивали духовную семинарию. Некрасов жил в Костроме, такие произведения, как «Крестьянские дети", "Дед Мазай и зайцы", "Русские женщины» - все это его костромские мотивы.
 
6.08.04 г. 15.00 – 20.00 
Находились В Ярославле, высадили большую группу туристов и такую же по количеству взяли на борт новых. Теперь в ресторане появилось много новых незнакомых лиц. Но  опять это были наши сограждане – «кондовые» такие, словно вырубленные из гранита, так я их про себя в шутку называю, ну не очень интеллигентные, что ли?, ну не очень Питерские, что ли? В общем, это трудно объяснить. Ходили по городу, искали, где можно было удалить мне зуб, он у меня незадолго до экспедиции раскололся и теперь, по закону подлости, не на шутку – заболел. В Ярославле это оказалось невозможно сделать, к тому же, был, как назло, выходной день. Рыночные механизмы сюда еще не проникли, так, что напрасно «дядька» ходил по городу, предлагал врачам деньги, они им оказались не нужны, а сломанный зуб остался на своем месте. Причина – огромное количество бабок и пьющих травмированных людей, а тут еще – мы. В кооперативе, куда нас послали из больницы, мне сказали, что у нас только лечат зубы, но не удаляют. Даже Петр 1 сам удалял зубы 300 лет назад, а здесь, в древнем городе Ярославле, это сделать никак нельзя. Все знающий милиционер, к которому я обратился,  посочувствовал мне и подтвердил, что зуб удалить, ни при каких обстоятельствах – невозможно и (явно из личного опыта) посоветовал мне запастись обезболивающими лекарствами, что мы и сделали. Жаль, что понятие «острая боль» в этом городе во внимание не берется. Мучители какие-то, Малюты Скуратовы. Так и думалось, когда под палящим солнцем, мы с Олей брели мимо палат белокаменных, церквей старинных расписных на пристань речного вокзала.

7.08.04 г.
Целый день стоим в Череповце, делай, что хочешь. Около сотни богатых туристов с детьми, работников АО «Северсталь» вернулись домой, а вечером, ровно столько же новых, будет принято на борт. Мы с Олей отказались от поездки на «Белое озеро» (120 километров). Там остался от дохристианской эпохи (860-й год) только вал крепости, в которой княжил Синеус. Об этом нам поведали после возвращения наши соседи по столу. Это Михаил, ему 35 лет, он историк, как раз специалист по дохристианскому периоду Руси, пишет книги, путешествует с мамой Ниной Алексеевной.
 
Череповец. Мемориальный Дом-музей Верещагиных
Дом-музей Верещагиных, Череповец.
 
А мы с Ольгой пошли в дом-музей Верещагиных, которые жили в Череповце. Василий Васильевич – морской офицер, великий русский художник, путешественник, геройски погиб в возрасте 66-ти лет вместе с адмиралом С.О. Макаровым на линкоре «Петропавловск». Судя по его творчеству, художника очень интересовал Восток и Средняя Азия. Обычаи тех мест, мечети, религиозные обряды, Тамерлан, с его войнами – все это, и многое другое, отражено в его картинах. Не случайно, одна из его знаменитых работ  - «Апофеоз войны». Это гора черепов - останки от побежденной армии – подлинный обычай Тамерлана. Меня, как бывшего морского офицера удивляет тот факт, как мог мой коллега, пусть несколько из другого времени, имея погоны, при этом еще путешествовать по всему миру и написать великое множество картин, а служить Отечеству когда же? Брат художника сочинял стихи и изобрел рецепт знаменитого Вологодского масла. Отец, как я уже писал, был местным предводителем дворянства.
 
Вечером на пирсе было «представление». Две свадьбы прямо от свадебных столов и в соответствующих нарядах, провожали молодоженов в свадебное путешествие на нашем теплоходе по маршруту - до Петербурга и обратно. Было много пьяных, много шума, гама («мордуленции» у большинства Череповчан - я уже писал какие). Деревня – есть деревня, да еще и при деньгах. Молодежь, для которой путешествие закончилось, вечером опять пришла прощаться с теплоходом, так подружились, так «прикипели» душой к этому, быть может первому в жизни, столь романтическому приключению. Были и слезы и объятия. Аниматор Леша, любимец девушек, сказал, что бывшие участники таких круизов даже из Москвы приезжают в Питер, чтобы еще раз повидать теплоход и своих новых друзей. Сам Леша  - это, конечно, главный объект внимания, он главный организатор всех шоу и представлений, некий Валдис Пельш местного значения. Да что там молодежь, мы с женой уже не молодые, но тоже будем переживать момент прощания с теплоходом, со своей маленькой каютой. Все-таки, 21 сутки и 6 тысяч миль за кормой. В песне поется: «как провожают пароходы…», но и прощаются с самими пароходами тоже -  совсем не так, как с поездами.  Все, что связано с морем, с водой – все волнительно и памятно.
 
Сейчас мы идем по реке Шексне, пока еще вверх по воде. Впереди - Белое озеро и монастыри. Надвигается ночь, теплоход идет медленным ходом, периодически расходится на узком, извилистом фарватере со встречными огромными судами. Хочется подольше задержаться на верхней палубе прежде, чем идти спать. Удивительный закат подарили нам небо и река, как завороженный всматриваешься в эти древние, таинственные берега. Тишина, только цапли кричат в камышах у воды, только лес кругом, да избы старинных деревень, стоящие без света. Здесь водятся некоторые  породы цапель, которых уже нет нигде.
 
О дивный край небес
Зарей преображенный
Когда уж солнца нет,
Но нет еще луны.
 
Пылает горизонт,
закатом подожжённый
и превращается
в холодный блеск Шексны.
 
8.04.04 г.  7.00
Прибыли в поселок Горицы, что на берегу Шексны. Директор круиза разбил нас на шесть групп, и мы с женой пошли, естественно, искать место, где можно искупаться. Сошли по камням-валунам к реке, рядом с пасущейся белой лошадью. Она нам покивала головой, я очень удивился такой вежливости, может, дрессированная какая? 
 
Горицкий монастырь.
 
Заплыли подальше и увидели кресты и купола женского Горицкого монастыря. Забегая вперед, скажу, что этот монастырь построила тетка Иоанна Грозного Евфрасинья Старицкая в 1544-м году, а в 1563-м году она уже была «заточена» туда своим же царственным племянником. В 1569-м году ее сбросили с 11 метровой высоты в Шексну, такой высоты были берега до образования в Советское время Рыбинского и других водохранилищ, а утром она была обнаружена монахинями и похоронена. В 1929-м году 70 насельниц монастыря были утоплены по приказу местных властей из Череповца. Их обманули, сказав, что перевозят в другое место, а сами вывезли их на середину Белого озера и открыли днище судна, такое было у него устройство. Монахини не утонули сразу, а, образовав круг, молились. На следующее утро их уже не было на поверхности воды.
 
Покровский собор действующий, его построила Параскева Хованская – фрейлина императрицы Екатерины 2 в 1810-м году. Троицкий собор построен на месте основания монастыря, в настоящий момент не восстанавливается. Еще недавно там был клуб, где танцевали, плясали.  В этот монастырь были заточены две жены Иоанна Грозного, дочь Бориса Годунова Ксения, Екатерина – жена Петра 2. Довольно печальную картину монастыря довершают какие-то пьяные рожи неопределенного возраста, вылезающие из какой-то постройки, здесь же, в древнем монастыре.
 
Кирилло-Белозерский монастырь.
 
Затем садимся в автобус и едем в Кирилло-Белозерский мужской монастырь, он расположен в 10-ти километрах – самый большой по площади монастырь в России. Основан монахом Кириллом в 14-м веке. Площадь 12 гектар. При входе, на воротах, единственная в России уличная роспись, сохранившаяся  с  16-го века. Успенский собор – 15-й век. Построен за пять месяцев двадцатью каменщиками. Царские врата подарил Михаил Романов – 1-й из династии. В 17-м веке монастырю было отдано в собственность 20 тысяч крестьян. При Иоанне Грозном внутри монастыря была учреждена тюрьма, просуществовавшая 250 лет. Здесь сидел патриарх Никон за то, что духовную власть ставил выше государственной, отсидел 15 лет, остался стул, сделанный им своими руками. В 18-м веке было всего 20 монахов. Последний -  Варсонофий, был убит большевиками в 1918-м году.
 
Поблизости еще имеется тюрьма для пожизненно-заключенных, она расположена на территории бывшего Кирилло-Новозерского монастыря. В Ферапонтовом монастыре имеются росписи Дионисия, находящиеся под охраной ЮНЕСКО. Еще имеется Нил-Сорская пустынь, в которой всего два монаха. Туристическая индустрия заметно развивается, что дает возможность, хоть постепенно, но восстанавливать монастыри, а вместе с ними и нашу русскую культуру. Но сама монастырская молитвенная жизнь - практически не восстанавливается. И здесь никакие деньги не помогут. Екатерининское и Петровское отношение к монастырям - живо и по сей день. Один за другим идут большие белые теплоходы, тысячи туристов сменяют друг друга, но от этого молельщиков в храмах больше не становится, некому возрождать Православие. По моему мнению, на 90% этому мешает пьянь, пропивают души свои русские люди.
 
Двинулись дальше. Только теперь я, наконец, понял, что верхняя точка маршрута – это Белое озеро, перейдя которое, мы пойдем вниз по Волго-Балту. Впереди 7 ступенек – шлюзов, по которым мы за ночь спустимся прямо к Онежскому озеру. Вечером долго сидели со своими соседями по столу и смотрели на однообразную природу канала и встречные суда, казалось, обдающие нас своим «дыханием», так близко они проходили от нас. Это 90%  суда Волго-нефти, следующие порожняком, и лесовозы. Кстати, в год через этот узкий канал проходит на судах 20 миллионов тонн груза. Навигация длится в среднем 226 дней. За бортом пейзаж весьма унылый. За долгие часы плавания только в одном месте было замечено несколько домиков и поворотный мост, закрывшийся сразу после нашего прохода. По нему проехали  машины и, буквально, успели пробежать всего несколько  человек, после чего, мост сразу же открылся.
 
В 21.00 пошли с супругой в кинозал, где проходило шоу «Межпланетный турнир». Меня избрали в команду. В одном испытании капитан команды, симпатичная девушка из Воронежа, поручила мне проявить себя в телекинезе, т.е. в передаче мыслей на расстояние. Мне показали за ширмой картинку с изображением корабля, солнца, женщины, машущей платком и дороги, по которой она пойдет. Я должен был передавать это своей команде жестами, чтобы они могли нарисовать, то, что я им изображал. Я старался, как мог, и в этом испытании наша команда победила.
 
Ночью прошли все семь шлюзов, Оля не пропустила ни одного, «матросик» оказался очень шебутной, ей все было интересно, заодно и укрывала меня одеялом, которое я почему-то сбрасывал с себя. Я уже объявил, что по окончании похода приказом по кораблю юнге Кузнецовой будет присвоено звание - старшина второй статьи.

9.08.04 г.
После завтрака пошли смотреть Онежский канал. Прочли на берегу старую табличку 1818 – 1882-й годы, слово "каналъ" выглядело по-старому, с твердым знаком. Старинное, загадочное и былинное Онежское озеро в этот раз будем пересекать днем. Когда шли «туда» - была ночь, и ничего не было видно. Онега штормила, по нашей палубе ходил боцман и задраивал иллюминаторы. По моим наблюдениям, море – 2 балла, высота волн – 2 метра. По Онеге шли всего четыре часа, потом повернули в реку Свирь. Опять окунулись в старину. На берегах изредка деревни, черные хаты жителей, кое-где идет дым из труб. Повсеместно у воды -  эллинги для катеров и лодок, как же иначе, ведь основной продукт здесь - это рыба. Чуть выше – бани, потом – сады и огороды, а еще выше уже жилые избы. Все местные, деревенские, никаких садоводств в такой глуши. Место дикое, заповедное. Сам Иоанн Кронштадтский когда-то здесь хаживал на пароходе. Художник Поленов одно время жил где-то в этих местах.
 
Среди лесов дремучих, мглистых
Струится лентой Свирь – река.
То в зарослях нависших, близких,
То в даль уводит берега.
 
И только камни неизменны
Да створных знаков полоса.
Лишь редко «проплывут» деревни
И вновь – леса, леса, леса!!!
 
Уже темнеет, идем по реке Свирь, недавно прошли Лодейное поле - первую петровскую судоверфь. И последний шлюз в Свирьстрое. За время похода сжились с кораблем, все здесь нравится. Лишь туристов, сошедших в разных городах и с кем подружился во время плавания, вспоминаешь с затаенной грустью. И в тоже время хочется домой, к деткам. Очень скучаем, теперь к «щемящему» чувству дороги примешивается и тоска по дому. Так уж устроен человек. Но впереди – главное (для меня по крайней мере) – это Валаам. Я много лет мечтал туда попасть, и в качестве туриста, и паломником, все никак не получалось. И вот, наконец, мы на финишной прямой. Скоро будем устраиваться спать, а когда проснемся, то знаменитый архипелаг будет уже где-то рядом.
 
10.08.04 г.
Историческое событие – мы на Валааме. До обеда посетили три скита, а после, на малом теплоходе, обогнули полострова и причалили к пристани главной усадьбы. Многое мы увидели за этот день, много узнали и, хоть я в свое время достаточно перечитал литературы об этих местах, все равно, даже одного дня хватило, чтобы вкусить этот особый смолистый воздух, а посмотрев с высоких, каменистых холмов на море, получить такой заряд положительных эмоций, такую благодать, что хватит до конца жизни. Конечно, в памяти все время стояли строчки замечательного писателя Николая Шмелева, который описывал свои впечатления от посещения этого острова сто лет назад, когда он навещал здесь в отдаленных скитах старцев – затворников, беседовал с ними и удивлялся их мудрости «простецов» и мужеству молитвенного подвига. Историю Иоанна-отшельника, которого навещал в его в келье под видом паломника сам государь император Александр 1, и тот угощал его репкой. Теперь ничего этого нет. А чтобы найти отдаленные останки жилищ древних святых затворников, нужно, как минимум, месяц времени, личный катер и сопровождающего, большого знатока этих мест.
К своему дому – теплоходу шли через весь остров – 6 километров пешком. Всего в монастыре обитает 150 монахов и послушников, около половины из них находятся по подворьям вне острова. Живут в главной усадьбе и в скитах, но отшельников и схимников, как я уже сказал, нет.
 
Главная усадьба Валаамского монастыря. 2002 г.
Фото ©Сергей Компанийченко, Валаамский монастырь
 
Постояли на службе в главном храме Преображения Господня, посмотрели на монахов – довольно жалкое, «разнокалиберное» зрелище. Среди них есть волевые лица зрелых мужчин, но есть и совсем мальчишки со смешными бородками и растерянными лицами. Показалось, что у многих в глазах тоска, хотя они свои глаза пытаются скрывать и опускают вниз. Разные возраста, разные фигуры. Конечно, монастырь молодой, возрождение его только начинается, и радостно сознавать и видеть, как много уже сделано по восстановлению Святыни. Низкий вам поклон, подвижники земли русской. Хочется пожелать им добиться того, чего они хотят. А кто слаб, тот пусть уходит. Экскурсовод, воцерковленный, с окладистой бородой мужчина, нам поведал, что приходят в послушники в основном из городов, слабые здоровьем. Им физически тяжело выполнять все монашеские послушания. Таких, как игумен Дамаскин, сейчас нет, но для Бога все возможно. Будем молиться за возрождение Валаама, его молитвенной жизни, ибо (глубоко убежден), только на нравственном поле сможет возродиться и сама Россия.
 
Покидали остров, когда солнце начинало садиться за горизонт. По старинной Валаамской традиции, когда судно отходит от причала, многие обитатели острова собираются, чтобы проводить любой корабль без исключения. Долго машут нам руками, пока узкий берег пролива не скроет их из глаз. В открытом море «принимают эстафету» чайки, мы им скармливаем все сухари, неизвестно, откуда взявшиеся у людей. Эти крылатые спутники моряков еще долго сопровождали нас, как будто хотели договорить, дорассказать что-то важное, чего мы не постигли на острове за столь короткое время.
 
Я тебя исходил Валаам непокорный.
Только мало, что смог я понять.
Мы ушли, но остались на острове черном
На молитве монахи стоять.
 
Черноризские прадеды здесь их почили,
Светлым был островной их приют,
Заросли, обветшали давно их могилы,
Только камни к душе вопиют.
 
Утром проснулись, уже по реке Неве идем, скоро родная пристань речного вокзала. Двадцать одни сутки круиза, шесть тысяч миль за кормой, согласитесь, что это что-нибудь да значит!
 
http://www.geotoor.ru/images/3_pozharskiy.jpg
Круизный теплоход "Дмитрий Пожарский"
 
Последний раз позавтракали, обошли теплоход «Дмитрий Пожарский», обнялись на прощание с руководителем круиза, с которым очень сблизились, и по трапу ступили на родную Питерскую землю. Когда садились в машину с чемоданами, в последний раз помахали теплоходу рукой: «Бывай здоров, старичок», мы тебя помнить будем.
 
По главной улице России.
Прошлись по Волге, по реке 
Мы всю тебя «проговорили»
На Петербургском языке.
 
Мы всю тебя исколесили
От Волгограда до Шексны.
И понял я, жива Россия
Жива душа моей Страны!
 
Прислано автором 30 августа 2009 г.

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com