Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Богоявленский собор города Орла
 
После осмотра местных достопримечательностей, мы с протоиереем Владимиром Дорошем и протоиереем Владимиром Бровчуком посетили Богоявленский собор города Орла, настоятелем которого является протоиерей Владимир Дорош, где приложились к святыням.
 
Вид на восстанавливающийся Богоявленский собор города Орла
 
Богоявленский собор города Орла является древнейшим храмом города и первоначальная постройка еще деревянного храма на этом месте относится к 1642 году. Храм построил на свои средства посадский иерей Борис Козьмин. После пожара 1680 года храм был возобновлен уже в каменной постройке трудами игумена Ефимия.
 
В градостроительных документах 1728 года есть упоминание о Богоявленском храме. При нем имелась каменная колокольня высотой более пятнадцати саженей (30 метров). Рядом была построена небольшая часовенка. По списку 1779 года церковь Богоявления идет как вторая среди 14 городских каменных церквей, сразу после соборной церкви. Это был один из крупнейших приходов города, к которому были приписаны 202 двора. Церковь представляла собой богато декорированное здание в стиле нарышкинского барокко и имела великолепную акустику, что обеспечивали конструкция, материалы и специально вмонтированные в стены «голосовики».
 
Витраж мозаичной иконы Спасителя
в алтаре Богоявленского собора
Современный вид
Роспись великого двунадесятого праздника
Богоявления в алтаре собора
 
 
Интерьер Богоявленского собора. Современный вид
 
В 1837 году Богоявленская церковь была капитально перестроена и стала пятипрестольным храмом. Во время большого орловского пожара 30 апреля ст.стиля 1847 года, Господь явил свое заступничество чудотворным иконам, пребывавшим в Орле[4].  И именно перед самым пожаром некто неизвестный заявил в Богоявленской церкви: "принесите сюда из Гостиного Ряда тамошние св. Иконы, - они тут будут нужны". Сказав это, неизвестный скрылся. Иконы были принесены в церковь, и тут ожидали, что оный неизвестный человек придет сюда для молебна пред теми Иконами; но он более не появлялся в церкви, что всех немало удивило, и не знали, и понять не могли, для чего это были перенесены из Гостиного Ряда иконы в церковь. И лишь только после того, когда вскорости вслед за сим произошел в Гостином Ряду ужасный пожар, все, как говорится, дотла испепеливший, поняли, почему были перенесены из угрожаемого пожаром Ряда св. Иконы в церковь... Но кто же был тот таинственный незнакомец?... Уж не сам ли Святитель Христов Николай, Икона которого, как мы сказали, была в числе тех 4-х святых Икон, а другая, очень большая и весьма древняя, помещается, как "местная", посредине между Иконами Спаса Нерукотворенного Убруса и двумя Иконами Божией Матери "Всех скорбящих Радости" в Скорбященском приделе, бывшем раньше Николаевском.
 
Чтимый образ "Всех скорбящих Радости"
в Богоявленском соборе
 
С тех пор перенесенные из Гостиного Ряда Иконы и остались в Богоявленском храме для хранения в нем, или, точнее, для хранения его и притекающих в него для молитвы... А в память того, что сии Иконы перенесены в Богоявленский храм из Гостиного Ряда, ежегодно в праздник Божией Матери "Всех скорбящих Радости", 24-го октября, по временам, при Архиерейском служении, они после поздней Литургии в торжественном крестном ходе, с участием хоругвеносцев, при множестве народа и при звоне колоколов, износятся в Гостиный Ряд и там устанавливаются в ближайшем к церкви поперечном проходе (называвшемся раньше Бакинским), украшенном различными материями, коврами и зеленью для чего приспособляется особый благолепный иконостас, подобный тому, какой устанавливается на этот праздник и в церкви пред главным Богоявленским алтарем оной. Коридорная часть прохода на это время закрывается особенными, специально для этого приспособленными, дверьми. Совершается молебен с акафистом Божией Матери "Всех скорбящих Радости" и с праздничным многолетием. После молебна крестный ход обходит весь Гостиный Ряд кругом по внешнему громадному коридору, окропляемому вместе с наружными стенами выходящих в него магазинов св. водою, причем делаются краткие остановки пред теми четырьмя святыми Иконами, которые висят над коридором в четырех различных местах, как равно окропляются св. водою и Иконы смежного с Гостиным мясного ряда, и Иконы св. врат и обеих часовен - старой и новой и наружная Икона Спаса пред входом во храм с южной стороны, а также тот св. крест, который находится выше сей св. Иконы, на фронтоне храма, в барельефном вензеле А [5]. (видимо напоминающем блаженной памяти Государя Императора Александра I-го Благословенного, посещавшего Орел при жизни Своей, и по кончине – уже во гробе, несомненно пронесенном из Михаило-Архангельской церкви к перевозу на Оке мимо Богоявленской церкви) [6].
 
Алтарь Богоявленского храма. Современный вид
 
В 1897 году ктитор церкви Орловский купец И. Н. Коньков на свои личные средства построил вблизи храма каменное здание двухклассной церковно-приходской школы на 100 учеников. В начале XX века храм входил в число 23 древнейших и особо почитаемых орловских православных храмов. В советский период в 1939 году была разрушена колокольня Богоявленской церкви – разобрана на кирпич, а вместе с ней и церковная ограда. До 1964 года храм оставался действующим. Даже в период самого массового закрытия церквей, в 1923 году, когда в Орле было закрыто 17 православных храмов, в нем было произведено лишь частичное изъятие церковных ценностей. До самого [7] своего закрытия Богоявленский храм являлся соборным для Орловской и Брянской епархий, в нем пребывали мощи свят. Тихона Задонского.
 
Росписи сводов Богоявленского собора. Современный вид
 
Росписи сводов собора. Современный вид
 
В октябре 1994 года Богоявленский собор был возвращен Церкви, при нем была образована церковная община и назначен настоятель – протоиерей Владимир Дорош. Сразу же усилиями духовенства и мирян в соборе начались ремонтно-восстановительные работы. Через 17 месяцев, в Лазареву Субботу (6 апреля) 1996 года, архиепископом Орловским и Ливенским Паисием Богоявленский собор был вновь освящен, и под его древними сводами, как и прежде, звучит слово Божие и совершаются богослужения. Храм украшен чудесным резным иконостасом, выполненным искусным резчиком Евгением Дмитриевичем Борзенковым и двумя его сыновьями. Вблизи храма открыт водный источник, над этим потрудился коллектив под руководством Баранова В.М. И эта, идущая с глубины 140 метров, вода не только чиста и соответствует санитарным нормам, но по качеству и составу, согласно заключениям специалистов, уникальная для территории России[8]. Над каждым освещенным престолом воссозданы золоченые главы, начато восстановление колокольни. Усилиями Борисова Евгения, Дороша Романа и Ивана Борисова был создан сайт Богоявленский собор города Орла
 
Часовня во имя Всех Святых
Часовня во имя Всех Святых,
верующие набирают воду из источника
 
Памятная табличка благотворителя в создании часовни Всех Святых
 
Желающие поучаствовать в восстановлении святыни могут послать свои пожертвования по следующим реквизитам:
Банковские реквизиты храма: Р/счет: 40703810647000110070; К/счет: 30101810300000000601;
ФАК СБ РФ ОАО «Орловский банк»; БИК 045402601, ИНН 5752011777;
ОКОНХ 98700, ОКПО 25990280
Ваши средства пойдут на строительство колокольни и Дома милосердия для социально незащищенных слоев населения.
Храни Вас Бог!
 
Интересна связь города Орла с председателями ИППО – Великим князем Сергием Александровичем его супругой Великой княгиней Елисаветой Федоровной. Ниже я хочу привести статью о восстановлении Покровской часовни в городе Орле с сайта собора.
 
О пожертвовании на Покровскую часовню в городе Орле
 
Исполнилось 100 лет с начала русско-японской войны, где геройски сражался 51-й Черниговский драгунский полк, дислоцировавшийся в Орле до 1917 г.
 
Его шефом была Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, 140-летие со дня рождения которой отмечено недавно крестным ходом и приходом ее святых мощей в Орел. Ныне Великая княгиня Елизавета и полковой священник архимандрит Сергий (Митрофан Сребрянский) прославлены в лике святых.
 
В конце 50-х годов ХХ века в Орле была разрушена Покровская военная церковь 51-го Черниговского ее Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Федоровны полка. В Покровском полковом храме бывал царь-мученик Николай II, Великий князь Сергей Александрович Романов со своей супругой Елизаветой Федоровной. С 1909 года шефом и командиром полка был Великий князь Михаил Александрович Романов – почетный гражданин города Орла.
 
Приходской Совет будущей часовни и инициативная группа по увековечиванию памяти святых Елизаветы и Сергия обращаются за помощью в создании эскизного проекта часовни в память драгун-черниговцев и всех православных воинов во Христе, участников русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Все пожертвования и проекты строительства будущей часовни просим направлять в адрес Богоявленского собора города Орла.
 
Банковские реквизиты храма: Р/счет: 40703810647000110070;
К/счет: 30101810300000000601;
ФАК СБ РФ ОАО "Орловский банк"; БИК 045402601, ИНН 5752011777;
ОКОНХ 98700, ОКПО 25990280
С пометкой: "на строительство Покровской часовни" [9].
 
 
Павел Викторович Платонов
5 июля 2007 года, Орел-Иерусалим
Фото автора

 Примечания


[4] А.Хлудеев. «Памятник благочестию. Богоявленский собор». Под редакцией протоиерей Владимира Дороша. Издание Орловско-Ливенской епархии г.Орел 2007 г. стр.18-30
[5] По материалам официального сайта Богоявленского собора города Орла. http://www.sbs-orel.ru/st.html
[6] В "Месяцеслове Русских Святых и указ. праздн. в честь Икон Божией Матери и св. Угодников Божиих в нашем Отечестве" Архиепископа Димитрия (24 октября, стр. 160) о Богоявленской Иконе Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" значится следующее: "Чудотворная Икона Б. М. "Всех скорбящих Радости" в Богоявленской церкви г. Орла. До 1848 г. она находилась в Гостином Дворе, а в 1848 г., после пожара, по желанию гостинодворцев, перенесена в Богоявленскую церковь, в которой устроен придел в честь Божией Матери "Всех скорбящих Радости". (Макарий, Епископ Орловский. Слова, т. II). - Местное живое предание утверждает, что как сия св. Икона, так и другие три вместе с нею, перенесены были в Богоявленскую церковь не "после пожара", а "пред самим пожаром". Прот. Илия Ливанский.
[7] А.Хлудеев. «Памятник благочестию. Богоявленский собор». Под редакцией протоиерей Владимира Дороша. Издание Орловско-Ливенской епархии г.Орел 2007 г. стр.32-33
[8] А.Хлудеев. «Памятник благочестию. Богоявленский собор». Под редакцией протоиерей Владимира Дороша. Издание Орловско-Ливенской епархии г.Орел 2007 г. стр.6-7
[9] По материалам официального сайта Богоявленского собора города Орла. http://www.sbs-orel.ru/index.html

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com