Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Троицкий Оптин монастырь
 
После этого мы поехали в восстанавливающийся Троицкий Оптин монастырь, расположенный в километре от города Болхова. В 19 веке его называли «одним из известнейших среднерусских монастырей». Раньше это был развитый монастырский комплекс с тремя храмами, келейными корпусами и службами. Основан Болховский Оптин монастырь по одному преданию, князьями Хотетковскими, которым Болхов был дан в удел, а по другому – раскаявшимся разбойником Оптой, в схиме Макарием, так же как и Козельская Введенская Оптина пустынь, находящаяся в 90 км. от Болхова. Третье предание связывает название Болховской пустыни с традицией общего, общежительного проживания монахов и монахинь, распространенной в 15 веке.
 
Вход в монастырь
 
В 1614 году во время литовского нашествия монастырь был дотла выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620 года, а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали: Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы.
 
Внутренний вид восстанавливающегося Троицкого собора
 
В 1628 году по повелению царя Михаила Романова, церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала тогда сильное оскудение, «имев его два колокола весом в 1,5 пуда каждый». Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Около монастыря есть луг, не так давно он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь остается гул колокола. В старину, во время нашествия каких-то врагов, монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой вытащить не могли – его слишком затянуло тиной. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера колокола вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся.
 
Купол Троицкого собора
 
Второе монастырское предание рассказывает о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошлась она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель.
 
Внешний вид собора
 
Во все времена монастырь имел царственных покровителей из Дома Романовых, т.к. супруга царя Алексея Михайловича Романова (Тишайшего) – царица Мария Ильинична Милославская была Болховской уроженкой; преемники царя Алексея – цари Иван, Петр и царевна Софья  также оказывали помощь обители. Здесь принял «последнее целование» отец царицы Илия Милославский и ее сестра Анна. Посещали его цари Иоанн Грозный и Петр I и благодетельствовали городу и монастырю.
 
Усыпальница на месте захоронения архм. Макария (Глухарева)
просветителя Алтая
 
В 1705 году Петр Великий, посетив с царевичем Алексеем Болхов, повелел: «ради многонароднаго жительства города» - «для церковной церемонии и благолепия во время воодосвящения и крестных хождениях в мужской и девичь монастыри четверократно, быть в монастыре архимандриту». 
 
Многие знаменитые  русские фамилии – Шеншины, Горчаковы, Хотетковские, Юрасовские, Милославские и другие – в течение нескольких веков были известными жертвователями Оптина монастыря, где по завещанию и погребались. Обширные связи монастыря и духовное его влияние простиралось далеко за пределы Орловской губернии.
 
Надгробия могил семьи Шеншиных
 
Самым известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря в XIX веке был любимый ученик святителя Филарета (Дроздова), воспитанник Глинской пустыни, просветитель и миссионер Алтая, переводчик священных ветхозаветных книг, архимандрит Макарий (Глухарев), причисленный в 2000 году к лику святых и поныне почивающий мощами в склепе под сводами Троицкого собора.
 
Склеп просветителя Алтая архм. Макария (Глухарева)
 
В XX веке еще один выдающийся подвижник, исповедник нашего времени архиепископ Даниил (1887-1934) так же, как и его родной брат священномученик Илларион (Троицкий), свидетельствовавший о Христе даже до смерти, был известным настоятелем Троицкого Оптина монастыря с 1917 по 1921 года.
 
К XX веку в Болховском Оптине монастыре было три храма:
1) Святой Живоночальной Троицы, с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря;
2) Тихвинской Божией Матери, с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека;
 
Крест на месте разрушенного большевиками Тихвинского храма
 
3) Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосия Печерских. Окружали его крепостная каменная стена с четырьмя башнями-бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите.
 
Вид с Оптина монастыря на Болхов
 
Красный смерч разметал жизнь древней обители, опустошил ее храмы и стены. Великая Отечественная война 1941-45 годов и последующие годы «строительства социализма» разрушили остальное [5].
 
К 1923 году монастырь был закрыт, а в его зданиях разместились колхозный скотный двор и конюшни. В декабре 1929 года уничтожили два новых храма, трапезную и колокольню собора – вместе с захоронениями архимандритов Никодима и Макария; большинство других строений. По другим сведениям церковь св. Иоанна Предтечи снесли после войны, а остатки монастырских построек разбили на щебень для мощения дорог. Частично сохранился лишь Троицкий собор, полуразрушенное здание келий и две башни середины XIX века, отмечавшие главный, северный, вход [6].
 
Восстанавливающийся общежительный корпус монастыря
 
Ныне не территории 700-летней обители уцелел лишь уникальный Троицкий собор – федеральный памятник искусства и культуры XVII века, а также частично сохранились старинные и могильные плиты и часть монастырской ограды с башнями и вратами, к которым примыкает здание келий постройки XIX века.
 
Икона арх. Макария Глухарева - просветителя Алтая
 
Троицкий собор – единственный памятник Орловщины, который связывает нас с Древней Русью. Он построен в подобие Успенского храма Московского Кремля в 1688 году на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской как родовая усыпальница родных царицы, в связи с постройкой Троицкого собора также было переименовано название монастыря [7].
 
Домовая церковь в монастырском корпусе
 
Практически полностью срыто старинное кладбище, на котором были похоронены представители родов князей Хотетковских, Трубецких (генерал-лейтенант Сергей Николаевич, 1713-1812, отличившийся в польскую кампанию, Юрий Николаевич), Шеншиных, Горчаковых (уцелело надгробие князя Николая Ивановича Горчакова, 1725-1811, прадеда писателя Л.Н.Толстого и двоюродного деда государственного канцлера А.М. Горчакова).
 
Лишь в 1993 году в Болхове впервые за много лет прошел крестный ход от храма Рождества Христова до Троицкого Оптина монастыря. В августе 2001 года по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия началось возрождение Троицкого Оптина Рождества Богородицы монастыря, называемого малая женская Оптина Пустынь. Возобновлен старый колодец у монастыря, выстроена изба – временный келейный корпус [8]. Воздвигнут  Поклонный Крест на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери, возрождается монастырский источник. 
 
 
Крест на месте явления Тихвинской иконы Божией Матери
 
17 марта 2004 года в день памяти св. князя Даниила Московского, был освящен правый придел Троицкого собора в честь святых Царственных Мучеников: Царя Николая с семьей.
 
20 марта 2004 г. была отслужена Божественная литургия. 6 апреля 2004 г. на центральной главе Троицкого собора установлен 4-метровый ажурный просечной крест с царской короной.
 
С трудом возрождается здесь монашеская жизнь, монастырю не хватает средств. Желающие поучаствовать в возрождении общероссийской святыни могут отправить свои пожертвования по следующим реквизитам.
 
ИНН 5704004314, КПП 570401001,
р/с 40703810047170110021 в Сбербанке России
Орловское ОСБ № 8595 БИК 045402601,
к/с 30101810300000000601 д/о № 3862053
Мценское ОСБ № 3862 г.Мценск
 
Павел Викторович Платонов
8 июля 2007 года, Болхов-Иерусалим
Фото автора
 

Примечания


[5] По материалам брошюры «Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь.
[6] «Болхов – город церквей. Исторические очерки и святыни». Авторы-составители: диакон Александр Берташ, Наталия Живолуп, Екатерина Казакова. Издательство «Агат» Санкт-Петербург. 2005 г. стр. 234
[7] По материалам брошюры «Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь.
[8] «Болхов – город церквей. Исторические очерки и святыни». Авторы-составители: диакон Александр Берташ, Наталия Живолуп, Екатерина Казакова. Издательство «Агат» Санкт-Петербург. 2005 г. стр. 234
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com