Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Возрождающаяся Россия: города и люди / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / Дело и имя великой княгини Елизаветы Федоровны в XXI веке / К 145-летию со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой московские школьники показали спектакль «Белый ангел Москвы». Ирина Ахундова

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
К 145-летию со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой московские школьники показали спектакль «Белый ангел Москвы»
 
22 ноября 2009 г. в клубе ЮНЕСКО «Сфера» (Москва, ул. Сталеваров, 18, корпус 1) ученики средней школы № 717 САО г. Москвы (ул. Зои и Александра Космодемьянских, д.4-а) показали спектакль «Белый ангел Москвы», посвященный Великой княгине Елизавете Федоровне Романовой.

Спектакль прошел в рамках молодежной благотворительной  программы «Детская лепта», презентация  которой состоялась 8 ноября 2009 г. в Московском театре русской драмы «Камерная сцена». Именно здесь 14 ноября 2008 г. на открытии X Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма», посвященного памяти Великой княгини Елизаветы Федоровны, ребята из подросткового клуба «Пилигрим» Молодежного досугового центра «Юность» (г. Серпухов) показали отрывок из этого спектакля, поставленного педагогом М.Г.Кынтиковой. Тогда на сцену вышли старшеклассники и студенты.

     А 22 ноября 2009 г. роли в необыкновенно  сложном спектакле исполняли школьники 3-7 классов обычной общеобразовательной школы. Хотя московская школа № 717 не совсем обычная. Здесь в конце 2005 г. было создано детское благотворительное общество во имя Великой княгини Елизаветы Федоровны, прославившейся в начале XX века делами милосердия и благотворительности. Именно в этой школе впервые в истории детского театра поставлена пьеса «Белый ангел Москвы», созданная по инициативе сотрудников Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (ФАП) драматургом Р.В. Кошурниковой (Автор о себе), членом Союза писателей России, директором благотворительных программ Центра детской дипломатии им. Саманты Смит.

     Пьеса «Белый ангел Москвы», опубликованная на сайте «Россия в красках» (Сценарий пьесы "Белый ангел Москвы". Автор Римма Кошурников http://ricolor.org/rus/ vr/iniciativ/2/akt/) и в журнале «Мир детского театра» (№ 3 (9) 2009. С. 23-28) стала прекрасным подарком святой преподобномученице, основавшей 100 лет назад Марфо-Мариинскую обитель милосердия в Москве. 1 ноября в России скромно отметили 145-летие со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны.

     По  окончании спектакля, который с интересом смотрели все от мала до велика (среди сотни зрителей были дети от 4 до 18 лет, их родители, бабушки и дедушки), руководителю школьного театра «Робинзон», члену Союза композиторов России Елене Николаевне Подосеновой была вручена благодарственная грамота за большой вклад в реализацию программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания». В сентябре 2009 года программа была завершена на высоком уровне торжествами, прошедшими в обители на Большой Ордынке.

     Такие же благодарственные грамоты получили все юные артисты, которых любезно  пригласила директор клуба ЮНЕСКО «Сфера» Надежда Алексеевна Лубенко. Почитательница Елизаветы Федоровны, она в течение многих лет рассказывает детям о великой святой. Узнав о существовании новой пьесы для детей, посвященной святой преподобномученице, которая до трагической гибели супруга Великого князя Сергея Александровича Романова, генерал-губернатора Москвы, сама не раз принимала участие в любительских спектаклях и оказывала благотворительную помощь театрам, Надежда Алексеевна не только предоставила актерам сцену клуба, но и устроила для них чаепитие с домашними пирогами и конфетами.

     А главный редактор детского иллюстрированного  журнала «Сказочный мир» Галина Безрученкова привезла из Смоленска в подарок всем участникам постановки и зрителям разные номера журнала. Уже несколько лет она дарит свой прекрасный журнал ребятам, которые вносят свою детскую лепту в дела благотворительности и милосердия. 

     По  благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по инициативе Синодального Отдела по делам молодежи РПЦ в помещении театра «Камерная сцена» 7 ноября 2009 г. прошел круглый стол «Театр, дети, общество: вера, дух, совесть», посвященный проблеме взаимоотношения театрального искусства и религии, а 8 ноября – круглый стол «Презентация международной молодежной благотворительной программы "Детская лепта"», посвященной памяти святой преподобномученницы Великой княгини Елизаветы Федоровны и проблемам школьной и студенческой благотворительности в наши дни. На обоих круглых столах, прошедших в рамках XI Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма» и VIII церковно-общественной выставки-форума «"Православная Русь" к Дню народного единства» шла речь о постановке пьесы «Белый ангел Москвы» (на фото 3257 слева направо: 8.11.09 г. О.Н.Куликовская-Романова, И.Р.Ахундова, о. Валентин Жохов, Р.В.Кошурникова на круглом столе, посвященном «Детской лепте».)

     Это одна из современных пьес, которые  могут служить полноценной  основой  для постановок на темы религии, веры и духовных поисков и помогают театру говорить на одном языке с  юными современниками.  

     Предисловие к пьесе Риммы Кошурниковой «Белый ангел Москвы» написал заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви иеромонах Серафим (Петровский). (Предисловие к пьесе Риммы Кошурниковой "Белый ангел Москвы". Иеромонах Серафим (Петровский)

     «С  автором <…> пьесы я познакомился на юбилейном Х Всероссийском  фестивале школьных театров, который  проходил в театре Русской драмы  «Камерная сцена» (художественный руководитель М.Г. Щепенко) по благословению приснопамятного Патриарха Московского и всея Руси Алексия. С Риммой Викентьевной Кошурниковой мы вместе входили в состав жюри фестиваля и познакомились в первый же день. Тогда же был показан и отрывок из спектакля «Белый ангел Москвы» по одноименной пьесе, посвященной памяти Великой княгини Елизаветы Федоровны, прославленной Православной Церковью в лике преподобномучеников. С удивлением я отметил для себя, что раньше мне не приходилось видеть постановки о матушке Елизавете. Оказалось, что это действительно первая. Увиденного мною отрывка было достаточно, чтобы заметить, с какой деликатностью и христианской любовью автор относится к образу святой.

     Писать  о святых, играть их на сцене –  трудная задача и огромная ответственность. В конечном итоге на сцене выразительными средствами театра должна быть «написана» икона с клеймами жития. В определенном смысле желательно соблюсти и обратную перспективу, свойственную древнерусским  иконам. Вместе с тем образ святого  не должен быть статичен, не должно быть скуки и излишней дидактики, в  особенности, если читатели и зрители - дети. Прочитав пьесу полностью, я  понял, что она написана именно так. Замечательно, что автор использовал  в своей работе над текстом  переписку Елизаветы Федоровны  с родными и друзьями, воспоминания о ней современников. Это очень  оживляет образ Великой княгини. Пьеса состоит из трех частей: детство, юность и зрелое служение Богу и  ближним. Перед нами путь восшествия человека на Голгофу и через нее восхождения к Богу.

     Н.В. Гоголь, чей юбилей мы отмечаем в  этом году, как-то сказал, что «театр – это такая кафедра, с которой  можно сказать миру много добра». Действительно, через постановку подобных произведений можно и нужно наполнить  пространство театра добром, милосердием, состраданием, любовью. Всем тем, что так необходимо нашим детям и молодежи в наше непростое и лукавое время. Образ белого ангела не может не тронуть сердца молодых людей. Именно поэтому так актуальна сейчас эта пьеса. В своей первой после интронизации проповеди Святейший Патриарх Московский и всея Руси сказал, что «когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу, мы должны идти навстречу молодым людям <…>, помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье».

     Премьера  «Белого Ангела Москвы» состоялась 23 декабря 2008 года, в день памяти свт. Иоасафа Белгородского, которого так почитала матушка Елизавета, в московской школе №717, где создано детское благотворительное общество милосердия во имя Великой княгини. <…> Нынешний 2009 год объявлен Годом молодежи. Думаю, это самое подходящее время, чтобы пьеса была опубликована для широкого круга читателей и поставлена на большой сцене. Искренне желаю автору творческих успехов и духовного возрастания.

     В заключение хочется еще раз обратить свой мысленный взор к образу белого ангела Москвы, который и сегодня  укрывает первопрестольную своими крылами: и по сей день в возрожденной Марфо-Мариинской обители, основанной матушкой, обретают путь спасения молодые души. Святая преподобномученица Елизавета, моли Бога о нас!». 

     В год 100-летия Марфо-Мариинской обители интерес к жизни и деятельности ее основательницы очень велик. 9 октября 2009 г. пьесу Риммы Кошурниковой обсуждали на заседании Карамзинского клуба (президент – Дмитрий Володихин, писатель, автор книги «Митрополит Филипп» (ЖЗЛ), зам. главного редактора журнала «СВОЙ»), где писатели, журналисты, историки, издатели и читатели дали пьесе самую доброжелательную оценку. Вот несколько отзывов о ней. 

     Дмитрий Володихин: «Святая благоверная Великая княгиня Елизавета Федоровна – человек необыкновенных душевных качеств. Она жила в эпоху великой грязи, но сумела сохранить великую душевную чистоту. Ее подвижническая деятельность в Марфо-Мариинской обители – достойный пример для современной нашей Церкви, а ее мученическая кончина овеяна ореолом подлинного исповедничества.

     Римме Кошурниковой удалось выполнить не только духовно-просветительскую работу. Пусть первые части пьесы – юные годы, брак с вел. кн. Сергеем Александровичем – несколько затянуты и рассчитаны по своему пафосу, скорее, на глубоко воцерковленную публику. Но то, что идет дальше, особенно та часть жизни, которая связана с добровольным уходом великой княгини из благополучной придворной жизни в монашество, с ее духовными подвигами, с ее страшной кончиной, которую Елизавета Федоровна как естественное продолжение своей христианской судьбы, но подлинные письма ее, процитированные в тексте, – всё это, на мой взгляд, не оставит равнодушным и зрителя-неофита, и даже человека неверующего.

     У Риммы Кошурниковой получилось зацепить публику за душу, за сердце. И, может быть, те, кто кормится незамысловатыми газетными байками о «жирным попах», не покидающих «мерсы», сможет увидеть потаенную духовную жизнь Церкви, сможет разглядеть, какой духовной силой наполнены те нравственные образцы, которые выросли из ее среды! С этой точки зрения работы Римма Кошурниковой – творческая удача. И, до определенных пределов, художественная, и, что гораздо важнее, миссионерская». 

     Наталья Иртенина: «Пьеса о святой Елизавете Федоровне вызывает у меня только положительные эмоции. Считаю, что популяризация образа этой необыкновенной женщины, настоящей жемчужины в венце Русской Церкви ХХ века, просто необходима и должна вестись всеми способами, в том числе художественными средствами. Я не вполне согласна с мнением автора предисловия, что образ святой (или любого святого) в художественном произведении (литературном, театральном) непременно должен быть словесной или сценической иконой. Он может быть, в том числе, таковым. Но я вполне могу себе представить и произведение, например, роман, повесть, где Елизавета Федоровна будет не иконой, а просто женщиной во всей глубине человеческой психологии, со всеми жизненными проблемами, перипетиями судьбы и т.д. Ведь святых канонизируют после смерти, а при жизни они просто люди, думающие, чувствующие, согрешающие и кающиеся. Точно так же, как в изобразительном искусстве создаются не только настоящие иконы святых, но и художественные вариации.

     В данном случае автором пьесы была выбрана именно форма словесной  «иконы с клеймами жития» в силу той самой деликатности отношения  к матушке Елизавете, о которой  упомянуто в предисловии. К тому же была поставлена задача вместить в формат пьесы всю жизнь Елизаветы Федоровны, и жанр иконы с клеймами для этого – самый подходящий по своей лаконичности выразительных средств. Поэтому не считаю нужным касаться художественной стороны этого произведения – здесь это вообще второстепенно. На первом плане – задача просветительская: донести до читателя суть жизненного и религиозного подвига святой Елизаветы Федоровны. В этом смысле очень точно самим автором определен жанр – рассказ о житии. Слова «жизнь» и «житие» в наше время имеют разное значение, в отличие от средневековья. Житие – это жизнь духа в конкретных обстоятельствах земного существования человека, бытие духа. Автор не стремился к художественному воплощению образа святой. В диалогах, в письмах, в репликах ведущих переданы эпизоды именно этого бытия духа, жития. Потому в пьесе нет так называемой психологии – внутренних мотивировок того или иного поступка, душевных борений, монологов, обычных в драматургии. Есть лишь плоды, по которым познается человек, – внешние выражения внутреннего, дела веры и любви.

     Но  вообще-то у меня впечатление от пьесы – не иконное. Скорее она  напоминает нынешние документальные фильмы, где голос за кадром накладывается  на полухудожественную постановку – актеры в созданных декорациях показывают эпизоды жизни героев документального фильма, и вперемешку с этим даются настоящие документальные кадры. В пьесе роль голоса за кадром исполняет ведущий, произносящий довольно длинные реплики, особенно, когда за конечной репликой одной сцены следует начальная реплика следующей сцены. До этой пьесы мне не встречались художественные произведения о Елизавете Федоровне. Думаю, это первая (или одна из первых) и вполне достойная попытка выразить ее образ в литературе. Так что всячески приветствую».  

     Дмитрий Федотов: «Я всегда относился к драматургии с некоторой прохладцей, несмотря на то, что вырос в семье драматургов. Усилиями родителей, особенно мамы, в юности много пьес посмотрел, но так и не воспылал любовью к этому жанру искусства. Остался убежденным прозаиком. А уж читать пьесы... Тем не менее, начав читать пьесу Риммы Кошурниковой «Белый ангел Москвы», я не смог оторваться, пока не дочитал до конца. Признаюсь, пару-тройку раз у меня даже защипало в носу и глаза наполнились слезами. А ведь нервы у меня не просто крепкие – железобетонные. Но простой, чистый, благородный язык произведения, некая пронзительность сюжетной коллизии легко пробили мою бегемочью шкуру и задели самые глубокие и тонкие струны души! Давно я не читал таких замечательных текстов! До этого я просто знал, что была когда-то некая княгиня Елизавета Федоровна, делала много добрых дел, потеряла любимого мужа и ушла в монастырь. Но после знакомства с пьесой возникло настойчивое желание узнать об этой великой женщине как можно больше. Думаю, зарождение такого желания у читателя или зрителя и есть одна из целей пьесы. И она с блеском достигнута! Конечно, некоторые могут попенять автору на излишнюю прямолинейность и наивность изложения материала, да ведь пьеса-то рассчитана в первую очередь не на взрослых, испорченных жизнью людей, а на еще не заржавевшие души подростков и, естественно, на людей воцерковленных. Но что интересно: я не отношу себя ни к первым, ни ко вторым – а ведь как проняло! Дай Бог здоровья и светлых мыслей Римме Викентьевне еще долгие лета!».

Подготовила Ирина Ахундова

     Приложение

     Автор о себе  

     Римма Кошурникова (Федотова Римма Викентьевна) – член Союза писателей России (фото 3255).

     Сибирячка. Родилась в г. Новосибирске 22 марта 1937 г. Среднее, и высшее образование получила в г. Томске. Окончив Томский Госуниверситет им. В.В. Куйбышева, радиофизический факультет, 10 лет работала в ВНИИЭМ по разработке систем и приборов для различных космических аппаратов. После этого 8 лет преподавала в Томском Политехническом институте (кафедра Промышленной и медицинской электроники), позже там же заведовала аспирантурой. Писать начала с рождением детей (у меня два сына) – сказки, рассказы, повести, пьесы. В СП СССР вступала как детский писатель и драматург в 1978 году по рекомендации Владимира Чивилихина («Серебряные рельсы», Шведские остановки», «Память») и Марии Халфиной («Что старикам надо», «Мачеха» и др.).

     1979-1981 – учеба на Высших  литературных  курсах при Литинституте им. Герцена  (Москва), семинар В.С. Розова.

     1982 – Высшие режиссерские курсы  при ГИТИСе (Москва), семинар Н.И. Мирошниченко.

     Дальше  – работа в различных московских журналах и издательствах, в том  числе, «Знание-сила», «Клуб и художественная самодеятельность», «Наш современник», «Славяне», «Колобок», «Малыш», «Педагогика», «Русский язык», «Детская литература»  и др.

     С 1995 года – директор благотворительных  программ Центра детской дипломатии им. Саманты Смит (ЦДД), который входит на правах ассоциативного члена в Международную неправительственную организацию «Федерация Мира и Согласия», имеющую консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС) и ответственный секретарь литературно-художественного журнала для детей «Ванька-Встанька». 

     Публикации: 

     Написала  более 20 книг для детей, изданных как  в России, так и за рубежом (Польша, Румыния). Написано более 15 пьес, в том  числе, для детей:

     «Страсти  в стиле диско» (премьера состоялась в 1980 г. Ивановском областном драмтеатре, выдержала более 100 показов, а также была поставлена в разных городах СССР);

     «Сказка – ложь, да в ней  намек» (куплена Министерством Культуры РФ для распространения);

     «Требуется  злой волшебник» (награждена в 1999 г. Почетным дипломом лауреата Всероссийского конкурса драматургов «Мы дети твои, Россия»);

     «Игра в солдатики» (премьера состоялась в 1986 г. в Смоленском драматическом театре). В 2002 г. удостоена Почетного диплома лауреата Всероссийского конкурса драматургов «Мы дети твои Россия».

     «Рождественский сочельник»; «Мишуткина копейка»; «Божьи дети»; «Христос воскресе!»; «Волшебный куличек»; «Добрый Боженькин святой»; «Лучший  подарок»; «Абрикосовый пирог»; «Умел грешить – умей каяться!» «Честное слово» – одноактные пьесы для школьных театров, – в сборнике «На деревню дедушке», 2005 г. – изд-во «Сфера» (Москва).

     «Белый  Ангел Москвы» (о судьбе и подвиге Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой) написана в 2008 г. по просьбе Фонда Андрея Первозванного. Премьера состоялась в школьном музыкальном театре «Робинзон» (Москва), готовится к постановке в молодежном театре «Пилигрим» (Серпухов) и в других театральных коллективах. 

     Общественная  деятельность: 

     Ответственный секретарь литературно- художественного  журнала для детей «Ванька- Встанька» (издается с 1991 г. Центром детской дипломатии им. Саманты Смит);

     Председатель  жюри ежегодного творческого конкурса «Служу Отечеству пером!», проводимого  среди учащихся школ и гимназий ЮАО  на базе ГОУ СОШ № 936 г. Москвы;

     Сопредседатель  оргкомитета ежегодного Международного фольклорного фестиваля «Московский  хоровод», проводимого на базе р-на Строгино ВАО г. Москвы;

     Член  жюри ежегодного Всероссийского фестиваля  школьных театров «Русская драма», и Всероссийской режиссерской лаборатории  руководителей театральных  коллективов, участников фестиваля, проводимого  на базе театра «Камерная сцена».

     Живу  в Москве.

     Тел.: 8(495)366-86-27 (д.); 8(495)680-70-07 (р.).

     e-mail: rko@yandex.ru 

     Телефоны  для связи:

     директор  Клуба ЮНЕСКО «Сфера» Лубенко Надежда Алексеевна – моб. 8-926-141-01-41, раб. 302-73-74, 303-81-70;

     режиссер  спектакля Подосенова Елена Николаевна – дом. 8 (499) 150-18-83

     Ахундова  Ирина – моб. 8-909-677-80-51.

 
[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com