Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО / ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА ГЛАЗАМИ СВЯЩЕННИКА / Интервью с протоиереем Георгием Митрофановым / Протоиерей Георгий Митрофанов. Полемика с церковными мракобесами должна быть открытой. Юлия Горявина

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Протоиерей Георгий Митрофанов. Полемика с церковными мракобесами должна быть открытой
 
В Русской православной церкви разразился скандал. Епископ Анадырский и Чукотский Диомид и еще четыре священника более низкого ранга обвинили нынешнее руководство РПЦ в ереси.

А именно во вмешательстве в политическую жизнь страны, в соглашательстве со светскими властями по поводу введения ИНН, в экуменизме, масонстве, а также в разрушении внутрицерковной демократии, именуемой в православии "соборностью", и в фактической узурпации функций Поместного собора Архиерейским собором.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отреагировал на раздавшуюся с другого конца страны критику молниеносно, заявив, что некие силы таким образом пытаются сорвать подписание Акта о каноническом общении РПЦ и Русской православной церкви заграницей, которое должно состояться 17 мая: "В этом письме, - подчеркнул митрополит Кирилл, - как в зеркале, отражаются протестные настроения небольшой, крайне радикальной группы в РПЦЗ".

Внутрицерковную коллизию комментирует наш постоянный эксперт, церковный историк, профессор СПб духовной академии, магистр богословия, протоиерей Георгий Митрофанов.

- Первоначальная реакция на обращение епископа Диомида могла бы быть охарактеризована как сочетание изумления и одновременно печального веселья. Возникает вопрос: где же в своей епархии епископ Диомид приобрел опыт столь частого общения с экуменистами и масонами, которое обусловило пробуждение у него подобного рода переживаний? Или, возможно, общение с чукотским губернатором Романом Абрамовичем обусловило подобного рода восприятие современной церковной и общественной жизни? Но после первого веселого удивления возникает чувство глубокой печали.

Первое, что невольно приходится констатировать, - это поразительное богословское невежество автора данного заявления, тем более удивительное, что перед нами - зрелый священнослужитель, имеющий светское высшее инженерное образование и высшее богословское образование, около 17 лет являющийся священнослужителем. Приходится предположить, что не все благополучно в нашей системе духовного образования, если из высшей богословской школы выходят выпускники с мировоззрением, столь далеким от подлинной православной богословской культуры.

С другой стороны, поражает политиканский прагматизм этого заявления. По существу, оно носит провокационный характер, о чем уже говорил митрополит Кирилл. Владыка Диомид ведет себя как иерарх, безусловно, провоцирующий церковный раскол. Как же можно было такого священнослужителя ставить даже на Чукотскую кафедру? Как такого рода кандидата в епископы воспринимать всерьез? И возникает еще один вопрос - о кадровой политике в РПЦ.

- И все же, если разбирать обращение епископа Диомида по существу, как бы Вы оценили отдельные его положения?

- Говорить о содержании этого заявления по существу не приходится. Перед нами традиционный набор (характерный для меньшей, но очень крикливой части нашего духовенства) религиозно-политических идеологем, которые весьма созвучны новым темам нашей официальной государственной пропаганды, где такие сюжеты, как "конспирология" и ксенофобские настроения, начинают звучать все более ощутимо. Перед нами не богословский документ, а набор религиозно-политических мифологем, замешанных на исторических и политических комплексах тоталитарной идеологии.

Может показаться, что владыка Диомид отчасти справедливо упрекает нашу иерархию в излишнем сервилизме, готовности полностью поддерживать любую политику любой власти. Но и с этим обвинением нельзя в полной мере согласиться, хотя, безусловно, нашей церковной иерархии следовало бы чаще дистанцироваться от тех или иных политических заявлений некоторых государственных руководителей. Тем более что говорить о какой-то определенной государственной идеологии, соответствующей высоким идеалам православной веры, сейчас не приходится.

Таким образом, имея в виду действительно имеющиеся в нашей церковной жизни проблемы, владыка Диомид пытается взять на себя миссию священнослужителя, настроенного нонконформистски и бросающего вызов церковному истеблишменту. В эпоху всеобщего конформизма, каким становится наше время, подобного рода заявления действительно могут производить впечатление. Но лишь по форме, а не по существу. Существо же этого заявления свидетельствует об очень серьезных проблемах, которые имеют место в нашей церковной жизни. Надеюсь, что реакция нашего священноначалия, которая должна быть определенной и категоричной, позволит сделать необходимые выводы по поводу этих проблем и сможет направить нашу церковную жизнь в верном направлении, внести коррективы в диалог нашей церковной иерархии с нашим церковным народом.

- Какие коррективы, на Ваш взгляд, необходимо внести в первую очередь?
 
- В обращении владыки Диомида содержатся указания на действительно имеющиеся проблемы в РПЦ. Это прежде всего постоянное откладывание Поместного собора. Одним из аргументов против Поместного собора, к слову, является утверждение, что на нем немудрящие миряне и священнослужители будут выступать с позиций весьма мракобесных, подобных тем, на которых базируется заявление владыки Диомида. Но рано или поздно надо все же начать открытый гласный диалог с представителями всех точек зрения в РПЦ. И бояться Поместного собора не следует.
 
По материалам сайта "Дело"
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com