Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / РПЦ И МИР / Священник Игорь Выжанов: Мы становимся естественными союзниками с католиками перед лицом радикального либерализма

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Священник Игорь Выжанов: Мы становимся естественными союзниками с католиками перед лицом радикального либерализма

04.10.2006

На вопросы агентства "Благовест-инфо" отвечает секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов

- Отец Игорь,  последнюю неделю в центре внимания всех, кто интересуется диалогом между Православной и Католической Церковью, остается встреча в Белграде, участником которой были и вы. Напомните, пожалуйста, нашим читателям, что это была за встреча.

- С 18 по 24 сентября в столице Сербии проходила 9-я сессия Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью. Принципиальное решение о богословском диалоге между обеими Церквами было принято еще в 1975 году Патриархом Константинопольским Димитрием I и Папой Римским Павлом VI, четырьмя годами позже было официально объявлено о начале этого диалога. За годы своего существования комиссия приняла ряд важных документов, касающихся, в частности таких насущных тем, как Евхаристия, священство, экклезиология. Важным достижением комиссии стал принятый в 1993 году в Баламанде (Ливан) документ, в котором однозначно осуждалась уния как метод достижения церковного единства.

Предыдущее заседание состоялось в 2000 году в Балтиморе. Однако там представители Римско-Католической и Православных Церквей не смогли прийти к согласию по вопросу об униатизме, затем сторонами был взят своеобразный тайм-аут, и в течение шести лет комиссия не встречалась. И уже поэтому сам факт сессии можно считать определенным успехом.

- Каковы ваши общие впечатления от работы комиссии?

- Хочу сказать, что это первая сессия, в которой я принял участие, и мне не с чем сравнивать. Но в целом впечатления положительные – работа проходила в мирной, конструктивной атмосфере. В Белград приехали представительные делегации с обеих сторон. С православной стороны были представлены все Поместные Церкви за исключением Болгарской (участие Болгарской делегации также предполагалось, однако в последний момент она по каким-то причинам не приехала), почти все они были представлены на уровне епископов. В католическую делегацию вошли представители многих общин восточного обряда.

- Что стало предметом обсуждения этой сессии?

- Мы обсуждали документ на тему "Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви. Соборность и власть в Церкви". Этот текст был подготовлен координационным комитетом Смешанной комиссии накануне пленарного заседания во Фрайзинге (Германия) еще в 1990 году. Однако в тот раз документ обсужден не был, поскольку внимание участников комиссии переключилось на другие темы – в частности, на униатство.

- Как известно, участники обсуждения не смогли прийти к согласию по одному из пунктов. Этот факт и, в особенности, последовавшая затем публичная полемика между главой делегации РПЦ епископом Иларионом и главой католической делегации кардиналом Каспером получил широкую огласку в прессе. Не могли бы вы рассказать подробнее, что произошло?

- Обсуждаемый документ состоял из 52 пунктов. По 44 из них стороны пришли к согласию. Причем – хочу особо отметить – ряд спорных формулировок подвергался изменению, некоторые моменты опускались вовсе. Но 45-й пункт стал камнем преткновения. Напомню, в нем говорилось, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв "Вселенского собора" в строгом смысле слова стал невозможен, однако "обе Церкви продолжали созывать "общие" соборы, в которых участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом". Глава нашей делегации епископ Иларион выступил с рядом принципиальных возражений по данному пункту, отметив, что в православной традиции "общение с Константинопольским престолом" никогда не воспринималось столь же обязательным условием соборности, каким для западных церквей стало "общение с Римским престолом". Мы предлагали заменить слова "общение с Константинопольским престолом" на "общение между собой".

Надо сказать, что когда стало ясно, что среди православных участников нет полного единства по данному вопросу, кардинал Каспер, председательствовавший на данном заседании, предложил просто исключить этот параграф из документа. Однако глава делегации Константинопольской Церкви митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) стал настаивать на его сохранении. Я считаю, что, поступая таким образом, он занял неконструктивную позицию. Поскольку делегация нашей Церкви оставалась решительно против параллелизма между Римом и Константинополем, митрополит Иоанн предложил поставить этот вопрос на голосование, а кардинал Каспер это предложение поддержал - хотя ранее он заявлял, что это внутриправославное дело, в которое католики не хотят вмешиваться.

Я убежден, что решать такие вопросы голосованием совершенно неправильно. Тем более что голосование проходило "поименно" - от лица представленных на сессии Поместных Церквей. Ведь члены делегаций, приехавшие в Белград, не уполномочены представлять всю полноту своих Церквей. Некоторые Церкви, например, Чешских Земель и Словакии, даже не направили на сессию архиереев. Православные участники ехали на научный, богословский диалог с католиками, а получилось, что их вынудили принимать решения по межправославным вопросам.

В ходе голосования делегация РПЦ оказалась в меньшинстве, однако разногласия по 45-му пункту на этом не были исчерпаны - свое несогласие с формулировкой высказали на этот раз католики. Их смутили слова о том, что после разрыва общения в XI веке в Церкви не было "Вселенских соборов" в строгом смысле этого слова. Таким образом, стало ясно, что сама постановка вопроса – неверная. На мой взгляд, лучшим выходом из ситуации было бы вообще убрать этот параграф, как мы поступали с другими пунктами, вызвавшими разногласия.

- Было ли произошедшее неожиданным для русской делегации?

- Как я уже говорил, обсуждавшийся текст датируется 1990 годом, кроме того, он был разослан всем участникам за какое-то время до сессии. Мы имели возможность внимательно ознакомиться с текстом и увидеть, какие места могут вызвать наши возражения. Я бы сказал, что разногласия по отдельным пунктам можно было спрогнозировать, а вот реакцию конкретных людей и их действия в данной ситуации спрогнозировать было невозможно.

- И чем же закончилась сессия?

- Было решено остановиться на 44-х параграфах. Остальную часть документа - включая вызвавший споры пункт 45, было решено оставить на будущий год, когда сессия состоится в Италии.

- Перейдем к более общим вопросам. В последнее время в СМИ много пишут о положительной динамике в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, начавшейся после восшествия на Римский престол Бенедикта XVI. Что бы могли сказать вы лично о межцерковных контактах за последние полтора года?

- С самого начала своего понтификата Бенедикт XVI заявил о том, что улучшение отношений с Православной Церковью является для него одним из приоритетов. Действительно, необходимость этого давно назрела: позиции наших Церквей по многим вопросам естественным образом сближаются перед лицом тех либеральных, подчас радикально-либеральных тенденций, которые набирают всё большую силу в протестантском мире. Мы становимся естественными союзниками с католиками, поэтому устранение каких-то сложностей в наших отношениях является необходимым условием  для более эффективного сотрудничества. И в этом плане на уровне двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и  Римско-Католической Церковью наблюдаются примеры такого положительного соработничества. В Страсбурге и Брюсселе представители нашей Церкви при Европейских организациях успешно сотрудничают с представителями Католической Церкви. В Нью-Йорке имеют место полезные контакты между представительством Всемирного русского народного собора при
ООН, и представительством Святого Престола при ООН.

Среди других примеров такого сотрудничества назову также состоявшуюся год назад в Москве презентацию компендиума социальной доктрины Католической Церкви и конференциию "Дать Европе душу", организованную в мае этого года в Вене Папским советом по культуре, Отделом внешних церковных связей Московского патриархата и фондом "Pro Oriente". Участники венского форума засвидетельствовали сходство подходов Русской Православной и Римско-Католической Церквей по целому ряду вопросов, касающихся культуры, этики, морали.

- А как развиваются в целом отношения с католиками в России?

- К сожалению, эти отношения еще далеки от идеала. И мне кажется, что для их урегулирования нужно какое-то изменение образа действия в России с католической стороны. Ведь подавляющее большинство католического духовенства являются в нашей стране гостями, а гости должны принимать во внимание мнение хозяев – то есть религиозного большинства. На официальном уровне с этим все соглашаются, но на практике, я считаю, что нам еще не хватает взаимодействия. Хотелось бы, чтобы, осуществляя свою деятельность в России, католики почаще, в соответствии с документом комиссии «Про Руссия» от 1992 года, контактировали с нами. Я имею в виду не какой-то контроль за их действиями, а открытые искренние отношения, которые должны быть между нами. Если у нас будет такой диалог, то не останется места взаимным подозрениям и опасениям.


- А есть ли положительные примеры разрешения существующих  проблем?

- Да, конечно. Прежде всего хотелось бы дать положительную оценку деятельности апостольского нунция в РФ архиепископа Антонио Меннини. За три с половиной года служения в России он сделал много шагов навстречу нашей Церкви. Он лично посещает многие епархии РПЦ, много общается с православными архиереями и священниками.

Также хочу сказать о деятельности совместной рабочей группы, созданной для рассмотрения проблем в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. За время существования члены группы, в которую вхожу и я, посетили ряд католических детских приютов, деятельность которых вызвала озабоченность у православных. С одним из этих приютов у нас стали складываться отношения конструктивного сотрудничества – я имею в виду «Дом дона Боско» в Филях, окормляемый монахами-салезианцами. По праздникам я приезжаю туда поздравлять детей, большинство из которых были крещены в православии, и даже крестил одного ребенка. То есть пытаюсь, по мере своих сил, поддерживать отношения с этим приютом. Между тем, мы уже обсуждали возможность установления дружественных связей  «Дом дона Боско» с православными детскими центрами и молодежными движениями.

Беседовал Дмитрий Власов
По материалам сайта "Благовест-инфо"

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com