Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМОВ / Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря: акт исторической справедливости. А.М. Елдашев

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого монастыря: акт исторической справедливости

http://kazpds.ru/wp-content/uploads/2015/11/26-3.jpg
 
Выступление доцента Казанской православной духовной семинарии, лауреата Макариевской премии, председателя городского общества историков – краеведов, действительного члена Императорского Православного Палестинского общества Анатолия Михайловича Елдашева на II Форуме православной общественности Республики Татарстан

Ваше Высокопреосвященство, владыка Феофан!
Многоуважаемый Рустам Нургалиевич!
Уважаемые участники и гости Форума!

Указ Президента Республики Татарстан о восстановлении главного собора Казанско-Богородицкого монастыря был благожелательно воспринят всем православным миром.
 
 
В июле 1808 года на праздник Казанской иконы Божией Матери был освящен главный собор города, а спустя 124 года практически день в день в 1932 году он был разрушен. Так закончилась богатая событиями жизнь храма, где находилась чудотворная икона, прославившая Казанский край во всем православном мире, да и не только.

Возникновение женского монастыря связано с обретением одной из главных святынь Русской Православной Церкви, самой почитаемой в прошлом и сегодня чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Промыслительно, что Она явилась не священноначальству, не воеводе, а дочери простого стрельца, десятилетней Матроне, которая и стала впоследствии первой инокиней и настоятельницей монашеской общины.

Община переросла в один из крупнейших российских монастырей. Так, в 1916 году в нём подвизалось до 600 монашествующих и насельниц. И даже в 1927 году в монастыре не угасало молитвенное стояние и проживало до 400 человек.
 
 

История почитания Казанской иконы связана с важнейшими событиями русской истории. Она находилась в казанском отряде, влившемся во второе народное ополчение Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина, освободившего Москву от польско-литовских захватчиков в октябре 1612 года.

Икона находилась в походной церкви Михаила Илларионовича Кутузова. Накануне Бородинского сражения он молился перед ней на коленях

Икона защитила нашу страну в годы Великой Отечественной войны от фашистских варваров. На самолетах с Нею облетели Москву, Ленинград, Сталинград, духовно укрепив защитников этих бастионов.
 
 

Ежегодно на крестных ходах в Казани собирались десятки тысяч молящихся. А в 1900 году в Казанско-Богородицком монастыре собралось 60 тысяч православных.  

Не каждый город не только в России, но и в мире имеет свою чтимую икону. И не о каждом городе так в мире известно, как о Казани, где явился чудотворный образ 436 лет назад.

 
 
Вполне понятно, что чтимая икона должна иметь свой Дом. Первая церковь для нее была построена в 1596 году, но к концу XVIII века она обветшала. Было принято решение возвести новый храм по проекту известного столичного архитектора Ивана Старова. В закладке собора 30 мая 1798 года участвовали император Павел I со своими сыновьями Великими князьями Александром (будущим императором) и Константином. Собор строили всем миром.

Величественный собор монастыря был построен в стиле русского классицизма.

Собор помнил молитвенное стояние святого праведного Иоанна  Кронштадтского, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, Александра Сергеевича Пушкина, будущего патриарха Московского и всея Руси, архимандрита Сергия (Страгородского), святителя Николая Японского, Хрисанфа Корейского, Апостола Сибири, святителя Иннокентия (Вениаминова), Апостола Алтая, святителя Макария (Невского), протопресвитера военного и морского духовенства Желобовского и многих других Адамантов Духа Святого, а также бесчисленное число молящихся.

Собор помнил присутствие императоров Николая I, Александра I, Александра II, Александра III, Великих князей Дома Романовых.  

Но пришел XX век. И в ночь на 29 июня 1904 года шайкой святотатцев была похищена чудотворная Казанская икона, и её судьба до сих пор не известна.

Собор помнил чувства игуменьи Маргариты, не сберегшей чудотворную от похищения, он помнил ее встречу с Елисаветой Феодоровной, когда они 13 июля 1910 года, в день первого её посещения Казани, с заметным огорчением перебирали в руках те немногие уцелевшие от ризы драгоценности, найденные у преступников. Тогда же Великой княгине пришла мысль устроить на месте  явления чудотворной иконы в нижнем этаже собора храм-часовню во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

А мы помним и изучаем труды известного богослова, профессора Казанской Духовной академии, протоиерея Евфимия Александровича Малова, священника женского монастыря Александра Федоровича Зеленецкого, которые оставили нам исследования по истории святой обители и Собора.

Сегодня Они с высоты Горнего мира смотрят, радуются и молятся за нас.

Как написал в марте 1917 года революционный поэт: «Свобода приходит нагая, бросая к подножью цветы, и мы вместе с нею шагая, беседуем с Небом на ты».

Наступило время свободы от Бога, от совести, от нравственности. Время уничтожения храмов и молитвенных домов. Только в Казани в богоборческие годы было разрушено свыше 100 храмов, часовен, домовых церквей, десятки мечетей и синагог.

Летом 1932 года взорвали и главный собор монастыря – Дом чудотворной Казанской иконы Божией Матери.

Был уничтожен также и монастырский некрополь, на котором до сих пор нет покаянного поминального креста. Паломники и туристы ходят по могилам насельниц обители даже и не подозревая об этом.

Время, — как сказал один наш казанский философ — течет медленно, но летит быстро,  и в этом году в Казани промыслительно произошли два чуда.


Казанская икона Божией Матери. Последняя четверть 16 века. ГМИИ РТ

Первое чудо — в фондах музея ИЗО долгое время находилась Казанская икона Божией Матери, которая была датирована серединой XIX века. После снятия с нее семи слоев расчистки, ведущие московские реставраторы атрибутировали ее последней четвертью XVI века!

 А явленная – ведь тоже последняя четверть XVI века – 1579 год. По этому списку можно судить – какая была Она – явленная, ибо чудотворная к 1904 году, моменту ее похищения была уже темная, т.е. не читалась. Этот список более, чем на 150 лет старше Новоказанского или Ватиканского списка, ныне находящегося в Крестовоздвиженском храме.



Второе чудо – это явление чудотворной иконы Паммакаристы или Всеблаженной, которую подарил православным нашего города после исчезновения явленного образа Вселенский (Константинопольский) патриарх Иоаким III. Этот чудотворный образ до 1928 года находился в главном соборе монастыря, после закрытия обители его перенесли в Петропавловский собор. И когда храм в 1989 году передали верующим, то этой иконы там не оказалось. Все решили, что она утрачена. И вот летом этого года – Она предстала исследователям в своих ярких не потускневших красках в фондах Национального музея республики.
 
 

Разве в этом не проявляется указующий перст Царицы Небесной? Разве это не говорит нам о том, что храм должен быть восстановлен и что они, эти иконы должны находиться в своем Доме.

Мы живем в трудное, не предсказуемое время и наш президент, правительство республики своей мудрой политикой уверенно демонстрируют России и всему миру пример, как можно и должно жить в межконфессиональном, в межнациональном пространстве в мире и согласии.

Мира, добра, света, любви всем вам!

Спасибо за внимание!

Казань, 26 ноября 2015 г.

 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com