Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Архимандрит Исидор (Минаев) (Россия). «Пути Господни неисповедимы». Стереотипы о Церкви. "Разрушение стереотипов, которые складываются у светских людей о Церкви" (Начало), (продолжение)
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Алексей Гудков (Россия). Книжных дел мастера XX века
Павел Густерин (Россия). Присутствие РПЦ в арабских странах
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). За бедного князя замолвите слово. (О Великом князе Николае Константиновиче Романове)
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел летний номер № 51 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Покаяние
     
Не великие дела угодны Богу,
 а великая любовь, с какою они делаются.
Св. Василий Великий 

За годы советской власти в стране было уничтожено свыше 70 тысяч храмов,  а вечные ценности, такие как милосердие, сострадание и любовь к ближнему, беспощадно карались кровью. Возрожденная Россия перешагнула через черную бездну забвения, а вот воскреснуть так и не сумела.   
     
В основе культуры любого народа лежит религия. На протяжении нескольких тысячелетий жизнь русского человека от рождения и до смерти была связана с христианством. Церковь воспитывала добрые чувства, призывала к милосердию и состраданию. Именно здесь все, независимо от социального положения и материального благополучия, могли прикоснуться к истинной красоте живописи, музыки и даже сами принять участие в сотворении этой красоты.
 
В знак благодарения Богу за избавление от бед и в память о важных событиях – рождение или кончина праведника, явление иконы или чуда, верующие возводили храмы. Так началась и непродолжительная история церкви Рождества Пресвятой Богородицы в д. Чернцово Никольского района. 
 
Богородице-Рожденственская церковь д.Чернцово.
Худ. Виктор Подгорный. 2002 г.
 
По преданию, в 1700 году одному из местных крестьян, трудившемуся на своем огороде, явилась Пресвятая  Богородица. После этого на одной из могучих сосен небольшого бора на высоком угоре нашли явленную икону Рождества Пресвятой Богородицы. Внизу же, под угором, на огромном камне, лежащем в русле небольшой речки, отпечатался Богородицын след. Жители деревни были верующие и богобоязненные. Решили они построить на Борке, под угором, небольшую деревянную часовню в память о явлении Богородицы. Навозили из лесу бревен и начали ставить сруб. На другой день обнаружили, что сруб исчез. Нашли его на вершине Борка. Поняли строители, что сама Богородица указывает им место строительства часовни там, где оставила она икону Своего Рождества. Со временем часовенка уже не могла вместить всех приходящих на поклонение и молитву. Деревенский сход принял решение построить церковь каменную. Все жители деревни дружно взялись за работу. Недалеко от Чернцово было найдено месторождение глины, подходящей для изготовления кирпича, и построен кирпичный заводик. Все заводские работы выполнялись вручную. Кирпич обжигался по специальному старинному рецепту для высокой прочности, которую проверяли следующим образом: с крутого берега реки сталкивали полный воз кирпичей, и если хотя бы один из них разбивался, то браковали всю партию. Церковь строили с 1874-го по 1876 год. Искусные живописцы расписали стены и потолок, иконостас был деревянный, резной, покрытый позолотой. Была у церкви и звонница с тремя малыми и одним большим колоколами. На передней алтарной стене висела большая, написанная на металлическом листе, икона Божьей Матери «Знамение». Перед входом в храм росла та самая вековая сосна, на которой была обнаружена явленная икона.
     
В 1894 году император Александр III, умирая, завещал наследнику, последнему Государю великой Российской империи Николаю  II: «В политике внешней – держись независимости. Помни, - у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн.  В политике внутренней – прежде всего, покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годины бед»… 1917 год оказался роковым не только для царской семьи, а для всего русского народа, для всей России (что уж говорить о никольской церквушке). Новоиспеченный идол Владимир Ленин испытывал ненависть и неприязнь к религии и верующим людям, особенно к тем, кто выступал за свободу совести. Первый чувствительный удар по Церкви был нанесён декретом II Всероссийского съезда Советов «О земле» от 26 октября 1917 года, когда церковные и монастырские земли были конфискованы государством.
     
В целях расширения и оперативного выполнения декрета, Ленин 22 января (4 февраля) 1918 года подписал радиограмму «Всем, Всем», в которой сообщалось, что «опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ». Радиограмма Ленина, по сути, являлась директивой местным органам большевистской власти немедленно приступить к грабежу церковного имущества и ценностей. Так, например, в 1930 году со всех колоколен Великого Устюга (Вологодская область) были сняты колокола – для безбожников они были всего-то 54 тоннами бронзы.
     
«В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно, - пишет Ленин 1 мая 1919 г. указание, адресованное председателю ВЧК Ф.Э.Дзержинскому: И как можно больше.  Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады»….
     
 Последним священником церкви Рождества Пресвятой Богородицы в д. Чернцово Никольского района стал отец Ираклий. В 1934 году, в ночь на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы его арестовали и расстреляли без суда и следствия неподалеку от деревни Фомино. Церковь закрыли, а иконы местные жители разнесли по домам.
     
В годы сталинизма целых полтора десятилетия в стране продолжались репрессии против священнослужителей, не прекращался процесс разрушения церквей и монастырей. Здание церкви Рождества Пресвятой Богородицы в д. Чернцово Никольского района в годы Великой Отечественной войны использовали под зернохранилище.
 
Во время и после войны люди опять потянулись к святому месту на Борке. Несмотря на запреты и угрозы, верующие по ночам сходились на Борке на молитву. В начале 1960-х годов церковь взорвали, аргументировав это тем, что срочно понадобился кирпич для строительства льнозавода в деревне Теребаево. Была полностью разрушена и вывезена лестница с мраморными ступенями, поднимавшаяся от реки до вершины угора. Был взорван и камень, на котором оставила свой след Пресвятая Богородица. Не пощадили и вековую сосну. Власти всевозможными способами боролись с продолжавшимся почитанием святого места. В престольный праздник на всех дорогах, ведущих к Борку, патрули задерживали паломников. На самом Борке, на соснах, устанавливали громкоговорители и включали музыку; дорожку, по которой по традиции богомольцы на коленях обходили вокруг разрушенной церкви, обливали мазутом, а с самолета собравшихся людей посыпали дустом.
     
С приходом к власти Хрущёва  борьба с религией возобновилась. «В конце 60-х мы покажем вам по телевидению последнего верующего, - смело заявлял Никита Сергеевич. - А Библию сдадим в архив. И с христианством у нас будет все покончено». Церковь пережила Нерона, Домициана, Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Ленина, Сталина, переживет и многих других идеологов. Только сможем ли мы восполнить то, что было сметено до основания? Число разрушенных Церквей по всей стране превысило 70 тысяч, на Вологодчине бесследно исчезло свыше 400 уникальных храмов. Они продолжают «уходить» как люди, от страшной, но символичной болезни – от времени и безверья разрушаются кровли и фундаменты.
     
У вологодского художника Виктора Подгорного на создание книги «Наше прошлое. Взгляд художника» ушло почти полжизни – 23 года. Именно столько времени прошло с того момента, как он соприкоснулся с историей родного храма и начал по крупицам собирать воедино прах эпохи. А потом, подобно архитектору, по кирпичикам возводить их заново, проецируя историю в настоящее. Так из ниоткуда появилось 400 живых храмов, полотен, завораживающих своей строгостью, изящностью и красотой. Крупные небрежные мазки и точность архитектурных элементов, контраст и рельефность гризайли делают храмы Виктора Подгорного еще более загадочными, глубокомысленными и драматичными. Поэтому человек, глядя на произведения художника, попадает в совершенно иной мир,  более возвышенный и чистый.
     
Подумать только: полжизни на то, чтобы дать всем нам возможность осознать божественную красоту этого мира? Впрочем, сам художник говорит, что одному ему осилить такой титанический труд было бы невозможно. В городах и районах Вологодчины собирать архивные материалы, фотографии и легенды, которые сопровождают  вологодскую ретроспективу в книге «Наше прошлое. Взгляд художника», ему помогала Александра Левина, ставшая редактором издания, а также краеведы, музейщики, архитекторы и старожилы.
     
В конце мая эта уникальная книга увидела свет, но это, пожалуй, не итог многолетней работы художника, а начало нового пути. «Храм, даже разрушенный, не уходит в никуда, он является достоянием вечности, - пишет в книге Протоиерей Евгений Палюлин, настоятель прихода Тихвинской иконы Божьей Матери в  Санкт-Петербурге. - Эти храмы нужны нам, живущим в веке ХХI. Мы не отделяем себя от них, как не отделяем себя от тех людей, с любовью эти храмы созидавших. Они, далекие и уже неведомые нам предки, почивающие на погостах разрушенных церквей, сумели создать основу, твердый фундамент, на котором стоим ныне мы, помнящие родство, уверенно смотрящие в будущее».
 
В конце августа 1991 года рухнуло коммунистическое владычество и развалилось как карточный домик тоталитарное государство. В 2004 году в Никольском районе на святом месте в память о разрушенной церкви Рождества Пресвятой Богородицы поставлена деревянная часовня.  Идут и едут на Борок люди, дважды в год здесь совершается крестный ход. Нынешние коммунисты вдруг стали друзьями церкви и пропагандируют православие. Для них религия в одночасье превратилась из «опиума для народа» в оплот духовности.  Возрождение России началось в 1990-х годах, а ее воскресение наступит только тогда, когда все мы осознаем грехи прошлого и покаемся за совершенные преступления.  
   
Юлия Виговская-Расова
журналист вологодской областной газеты "Русский Север"
Прислано автором 10 октября 2008 г.
 
Раритет ищет своего читателя
«Наше прошлое. Взгляд художника»
Авторы: Виктор Подгорный  и Александра Левина
 
Заказать книгу можно непосредственно у авторов по тел. 8-921-233-33-57 (Виктор Подгорный), 8-921-121-21-09 (Александра Левина).

За выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России вологодский художник Виктор Подгорный выдвинут кандидатом на соискание премии имени академика Дмитрия Лихачева.

Эта премия  учреждена Правительством Санкт-Петербурга и Фондом имени Д. С. Лихачева в 2006 году и присуждается за выдающийся вклад в сохранение культурного наследия России. Правление Вологодского областного союза художников по достоинству оценило многолетний титанический труд, который вложил Виктор Подгорный  в создание книги "Наше прошлое. Взгляд художника", и решило выдвинуть именно его кандидатуру на соискание премии имени Лихачева в номинации "Пропаганда историко-культурного наследия России".
 
На обложке книги изображена двадцатичетырехглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в с.Анхимово, Вытегорского  района Вологодской области, которая 21 октября 1963 года полностью сгорела - двое пьяных забрались через окно и развели костер.
 
Ознакомиться с чудесными работами художника Виктора Подгорного можно в галереях на на сайтах Взгляд в будущее и Утраченные храмы Вологодчины.

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com