Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ / «Препояши силою нас, Дево, пояса твоего…». Владимир Немыченков

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
«Препояши силою нас, Дево, пояса твоего…»
 
По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Фонд Андрея Первозванного организует принесение в Россию Пояса Пресвятой Богородицы. Впервые хранящаяся на Афоне святыня будет доставлена на нашу землю. Верующие смогут помолиться перед этой великой святыней о даровании потомства, здоровья родным и близким и благополучия нашей стране. В ходе принесения святыни в ряде городов состоятся мероприятия программы «Святость материнства».
 
Вся жизнь православных христиан проходит под благодатным Покровом Пресвятой Богородицы, своим девством и материнством послужившей делу человеческого спасения. Значение Божией Матери для дела нашего спасения Церковь явным образом утвердила в своем календаре, установив в году пять великих богородичных праздников (Рождество, Покров, Введение, Благовещение, Успение), а также праздники в честь чудотворных икон Пречистой Девы и событий, связанных с Её особым заступничеством за род христианский.
 
Церковный год начинается и заканчивается праздниками, посвящёнными Деве Марии: Её Рождество Церковь празднует в начале года (8/21 сентября), а Успение – в конце (15/28 августа). Но немногие, наверное, знают, что и самый последний день церковного года – 31 августа (13 сентября) – тоже посвящен Богородице. В этот день Церковь празднует Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы.
 
Древний Константинополь обладал тремя святынями, которые позволяли считать его городом Божией Матери: в монастыре Одигион хранилась икона Божией Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой; Риза Девы Марии – во Влахернах и Пояс Богородицы – в Халкопратии.
 
 
Частицы Ризы Богородицы приносились на Русь дважды – в XIV и XVII веках – и по сию пору сохраняются в Русской Церкви как великие святыни. С течением времени на Руси появились и свои чудотворные иконы Одигитрии (например, Смоленская). Поэтому неудивительно, что в России более известны праздники и храмы в честь Положения честно́й Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (или Ризоположения, отмечается 2/15 июля) и чудотворных икон Богородицы.
 
Третья великая святыня Константинополя и всей Православной Церкви -- Пояс Богородицы – прибудет в Россию впервые.
 
На протяжении веков православные христиане молились перед этой святыней. Среди множества молитвословий праздника Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы можно выделить четыре основные темы. Во-первых, Богородица и Её Пояс прославляются за помощь и защиту города и народа от различных бед и врагов. Этому посвящены песнопения, кратко выражающие суть праздника – его тропарь и кондак. О том же говорится и в стихирах праздника: «Подала еси граду Твоему пояс Твой, Преславная, твёрдое ограждение, сего объемлющь от всякия беды божественными действами, и непоборимь от врагов соблюдающь». Цари «Твоим поясом, Пречистая… страшны врагам», и все мы «тли избавляемся, и бед и напастей».
 
Второй весьма важный аспект молитв к Богородице – это наша борьба со грехом в себе. Верующие просят Богородицу помочь им в битве с нашими внутренними врагами – греховными страстями: «Препояши силою нас, Дево, пояса твоего, на врагов укрепляющи, страсти покаряющи присно мучающие и борющие, и победительное нам безстрастие присно подающи, чисто славити тя…» В песнопениях праздника говорится, что от соприкосновения со святыней у человека «обновляется сердце», он «препоясуется силою непобедимою на страсти нечистыя» и пребывает невредимым «от враг безплотных».
 
Христиане также просят Богородицу исцелить их от болезней и верят, что «благочестно приступающие» к святыне получат освобождение от «недуг и скорбей»; что Честный Пояс Пречистой Девы – «источник исцелений неистощаемый» и «источает благодатию исцеления верным».
 
И, наконец, самое главное за что мы прославляем Богородицу – это подаваемые нам через Неё Богом духовные дары: освящение, просвещение ума Божественным светом и обожение. Особенно ёмко об этом сказано в икосе кондака: «Твоим мя просвети светом, Дево Богородице, и разруши мою тьму во уме лежащую люте, яко да чисто Тебе приступлю Чистей, земных (т. е. нас христиан) обожившей: воспою Твой… божественный пояс, светлейший солнца, его же мир сей имать яко тверд покров и надежду, побеждающ советы врагов беззаконных…»
 
В праздничных песнопениях говорится, что Богородица оставила нам Свой Честной Пояс как «покров, помощь и источник освящения». Однако как будто для того, чтобы мы, люди XXI века, склонные к преклонению пред материальными предметами и сотворению себе кумиров из сомнительных авторитетов, не впали в фетишизм, воздавая честь и поклонение «вещи», святые творцы православного богослужения написали тропарь, напоминающий нам, что все благодеяния, получаемые нами от этой святыни, на самом деле совершаются не бездушной вещью, а Богом и Его благодатию, невидимо подаваемой нам через посредство зримых предметов: «Недугующих исцеление, поползнувшихся утверждение, и унывающих благодушие божественно, кормило плавающих, заблудших обращение, последующая честному Твоему поясу, Чистая Дево, божественная благодать воистину есть…»
 
Благодать «последует» Честному Поясу, поскольку нам, существам духовно незрячим и двусоставным (имеющим неосязаемую душу и твердую плоть) необходимо вещественное пособие как видимый знак присутствия и действия в мире благодати Божией. Благодать невидимо подается нам через честные мощи святых угодников Божиих, через иконы Спасителя, Богородицы и святых, через вещи, принадлежавшие им в их земной жизни. И если мы это осознаем, то сможем непогрешительно славословить Приснодеву и Её Честной Пояс, как и наши благочестивые предки: «Смысл очистивше и ум, со ангелы и мы торжествуем, светло начинающе давидскую песнь Отроковице, невесте всех царя Христа Бога нашего, воскресни, Господи, глаголюще, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея…»
В настоящее время Ватопедские монахи делают маленькие пояски, освящают их на Поясе Пресвятой Богородицы и раздают верующим. Известно, что благодаря Предстательству Пресвятой Богородицы эти пояски помогают в исцелении раковых и других больных, а также бесплодия у женщин. Монахи раздают верующим своеобразную памятку о том, как надо пользоваться освященными поясками. В ней говорится, что «больной опоясывается этим пояском на какое-либо время, живя в покаянии, исповедуясь и причащаясь Святых Тайн. Таким же образом поступают и супруги, прибавляя к этому по возможности пост и супружеское воздержание во время ношения пояска». При этом отмечается, что «духовная жизнь в покаянии и постоянном участии в Таинствах Церкви должна, конечно, продолжаться в течение всей жизни, поскольку она является единственным способом нашего общения и единения с Богом».
 
В скором времени ковчег с драгоценной святыней пребудет в Россию. Поскольку Пояс Богородицы хранится на Афоне, куда доступ женщинам закрыт в течение уже многих веков, то у наших соотечественниц появится редчайшая возможность поклониться святыне, испросить у Матери Божией помощи в чадородии и других своих нуждах.
 
Россия – дом Пресвятой Богородицы. Так встретим же достойно святыню нашей небесной Владычицы, притечём к Ней с покаянием в наших прегрешениях, с молитвой, славословием и благодарностью за то, что хранит Она Русь Святую и низводит на нас многие милости Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Сына Божия, благодаря Ей ставшего навечно и Сыном человеческим.
 
Все пребывающие в радостном ожидании встречи с великой святыней могут от чистого сердца воскликнуть вместе с церковным песнописцом Иосифом Студитом:
 
«Честный Твой пояс честно вси радостным сердцем облобызаем, честь сущую всех верных, Богородице, яко пречестному Твоему прикоснувшуся телеси»!
 
  Владимир Немыченков
 
Пояс Пресвятой Богородицы
 
Согласно преданию, отражённому в Минологии византийского императора Василия II (958–1025), Пояс и Риза (мафорий) Божией Матери незадолго до Её Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение сохранялись в Палестине. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (395–408) Пояс Пресвятой Богородицы в драгоценном ковчеге был перенесён в Константинополь и торжественно установлен в церкви, расположенной в Халкопратии («Медный торг»), ремесленном городском районе. Пояс в ковчеге был запечатан золотым хрисовулом (печатью) императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Константинополе и точная дата этого события – 31 августа (по юлианскому календарю).
 
Риза Богородицы с V века хранилась в другом очень почитаемом храме, расположенном во Влахернах – северо-западном пригороде Константинополя на берегу бухты Золотой Рог. Оба храма были построены для этих святынь дочерью императора Аркадия святой благоверной царицей Пульхерией (399–453).
 
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию  каждую среду, её она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». В следующем веке Патриарх Тимофей I (511–518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.
 
Вероятно, в связи с богослужебными процессиями из одного храма в другой или по причине разделения Пояса на части некоторые исторические источники сообщают, что Пояс Богородицы хранился также и во Влахернском храме вместе с Её Ризой. Об этом упоминает св. Андрей Критский (VIII в.), Патриарх Евфимий (907–912), Никифор Каллист (XIV в.). Все русские паломники, посещавшие церковь Богородицы во Влахернах в поздневизантийский период, сообщают, что поклонялись там «Ризе и Поясу» Богоматери.
 
Это обстоятельство запечатлено в православной иконографии праздника, иногда объединяющей два события: положение во Влахерне и Пояса, и Ризы Богоматери. Известна икона мастерской Дионисия «Положение Пояса и Ризы Богоматери» (ок. 1485). Однако существуют и иконы, изображающие положение Пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии. На некоторых иконах явственно видно, что полагается именно Пояс, а не Риза.
 
Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности и в IX веке известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.
 
Однако случилось так, что тяжело заболела жена императора Льва VI Мудрого (886–912) Зоя Карбонопсина («Угольноокая»). Долгое время она страдала от болезни, врачебные средства от которой не помогали. Как  рассказывает Минологий, императрицу мучил нечистый дух.
 
«По сей причине, – повествует свт. Дмитрий Ростовский в Четьи-Минеях за 31 августа, – царь и его родственники были весьма опечалены; и начали все воссылать ко Господу усердные моления о страдавшей царице. После сего царице Зое было видение Божественное, знаменовавшее, что она получит исцеление, если на нее будет возложен Пояс Пресвятой Богородицы. О сём видении царица рассказала своему мужу, царю Льву. Тотчас царь упросил Патриарха открыть Пояс Пресвятой Богородицы: была снята печать и открыт ковчег; и оказался честный Пояс Пресвятой Богоматери целостным, нисколько не поврежденным от времени; все облобызали его с благоговением. И как только Патриарх распростёр его над царицей, тотчас она освободилась от мучения демонского и получила совершенное исцеление от недуга своего.
 
Тогда все с радостью прославили Христа Бога и Пречистую Матерь Его и, воспев благодарственные хвалебные пения, опять положили Честный Пояс в тот же золотой ковчег, запечатали его царскою печатью…»
Это событие нашло своё отражение в иконографии.
 
Свт. Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский (907–912), составил Слово «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего», а само празднование в честь его положения в Халкопратии приобрело ещё большую торжественность.
После смерти мужа, императора Льва (912), и его брата-соправителя Александра (913) Зоя Карбонопсина некоторое время была регентом при своём малолетнем сыне Константине VII Багрянородном (905–959). Но в 919 году власть в империи захватил Роман I Лакапин, который женил Константина на своей дочери Елене, а Зою удалил в Петрий, где она постриглась в монастыре св. Евфимии. История сохранила для нас её образ на византийских монетах того времени.
 
В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса).
 
В 1028 году византийский император Роман III Арги́р (Аргиро́пуло) (1028–1034) после войны и заключения мира с Грузией скрепил политический союз с ней, выдав свою племянницу Елену замуж за грузинского царя Баграта IV Куропалата (1027–1072). Елена, в свое время получившая исцеление от Пояса Богородицы, с разрешения императора привезла с собой в дальнюю страну его часть. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I, но он, украсив ковчег драгоценными камнями, вернул его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения реликвии. И доныне эта святыня хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.
 
Часть пояса византийские императоры брали с собой в военные походы, в одном из которых святыню у византийцев отбили болгары. Позже сербский князь св. великомученик Лазарь I Хлебельянович (1372–1389), погибший в битве с турками на Косовом поле, благотворитель многих церквей и монастырей в Сербии и на Афоне (сербского Хиландарского, русского Пантелеимонова, Лавры св. Афанасия) подарил эту некогда утраченную греками часть Пояса афонскому Ватопедскому монастырю.
 
В Ватопедском монастыре Пояс разделили ещё на две части. Одну из них поместили в крест, другую в ковчег и во время эпидемий выносили к народу, и страждущие получали от него исцеление. Пояс Богородицы прославился множеством чудес.
 
«Вестник ФАП и ЦНС» № 7, 2011

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com