Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / ПРАВОСЛАВИЕ И ИСКУШЕНИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ / Протоиерей Георгий Митрофанов: А где Христос? Христа нет. Главное – что бы такого освятить

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Протоиерей Георгий Митрофанов: А где Христос? Христа нет.  Главное – что бы такого освятить


По результатам опроса, проведенного «Левада-центром», в Великий пост не постятся - то есть сохраняют «обычный режим питания» 78% опрошенных.  А ведь в 2010 и 2012 годах непостящихся было меньше - 70%. Неужели ничего не изменилось с 1998 года? Комментирует протоиерей Георгий Митрофанов.

Уже довольно давно, и даже не с XX, и тем более не с XXI века, а несколько раньше бытовое обрядовое благочестие исчерпало себя как основная форма религиозной жизни. Это характерно для всех развитых стран, входящих в стадию индустриального общества. Мы в этом отношении задержались, по существу коммунистический период архаизировал наше мышление.

И поэтому, когда бывшие безбожники пришли в Церковь, они воспринимали ее довольно поверхностно, и для них ценно было то, что в церковной жизни сути на самом деле не составляет. Отсюда это ощущение того, что вдруг у нас большинство населения стало православным, потому что оно красит яйца, освящает куличи, ходит иногда в храм и налагает на себя пищевые ограничения иного рода, нежели налагали на них обстоятельства советского времени.

Это была очередная массовая ролевая игра, которую многие из нас принимали за духовное возрождение. А на самом деле все эти годы, когда у нас увеличивалось число постящихся, посещающих церковную службу, существовала одна самая главная цифра, которая была зловещим знаком нашего подлинного духовного состояния – те 2-3% людей, которые причащаются.

Это главный критерий, по которому можно судить о том, что человек действительно старается быть христианином. Мы это игнорировали, хотя это объективная данность для всего цивилизованного христианского мира, но мы продолжали убеждать себя в том, что у нас большинство людей считают себя православными, более половины – крещены и больше половины так или иначе соблюдают пост, хотя в полной мере его не соблюдают даже те 2%, которые говорят, что соблюдают его полностью. Потому что соблюдать его по уставу способны лишь живущие в монастырях немногочисленные монахи, и то не все.

Между тем данные о тех, кто причащается, остаются такими же – 2-3% хотя бы раз в год. И вот эта цифра, уже многие годы остающаяся неизменной, говорит о том, что многие годы мы по-прежнему не склонны заниматься главным – подлинным обращением людей ко Христу. Формированием у них такого мировоззрения, которое позволяло бы им быть христианами не только в период поста, посещения рынков, на которых они выбирают постную пищу, а потом, после Пасхи, набрасываются на скоромную, совершенно не думая о Боге.

А где Христос? Христа нет. Главное бы объяснили, что и как нужно делать, что есть, к чему прикладываться, где можно освятиться. Этой профанации приходит конец, но мы, к сожалению, не готовы к этому и начинаем теперь ужасаться тому, как это так: число людей, посещающих пасхальное богослужение, уменьшается, количество людей, освящающих куличи, уменьшается, что же с нами происходит? Происходит отделение зерен от плевел.

Наша страна сейчас запоздало переживает то, что уже пережили в странах христианской Европы. Не нужно этого бояться, нужно думать о существе дела: чем больше мы будем говорить о Христе, а не о том, какой вид пищи и в какое время следует принимать, тем больше мы будем актуальны для тех, кто действительно ищет Бога, а не очередной ролевой игры, чтобы убить свое время.

Эти люди ведь в Церкви никогда не были, в Церкви пребывают те, кто принимает участие в Святой Евхаристии и радуется не тому, что пост наконец закончился и можно дать себе душевно-физиологический «расслабон», а тому, что Христос воскрес. Таких людей всегда было меньшинство.

Поэтому не нужно переживать и тосковать из-за того, что какие-то люди оставили Церковь – они ее не оставляли, потому что они в ней никогда и не были.

И чем меньше людей будет освящать в нашей стране куличи и красить яйца в определенные периоды времени, тем скорее к нам придет понимание, что от Христа мы очень далеки. И никакие общественно-фольклорные мероприятия нас ко Христу не приближают. Может быть, тогда и священники, и активные миряне будут по существу говорить с людьми о Христе, а не о том, как так или иначе на идейно-гастрономическом уровне создавать у себя ощущение пребывания в «святой Руси».

 
Записала Ирина Якушева

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com