Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / ПРАВОСЛАВИЕ И ИСКУШЕНИЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ / Пост: не превратить христианство в религию еды. Беседа с игуменом Петром (Мещериновым)

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Главный редактор портала «Россия в красках» в Иерусалиме представил в начале 2019 года новый проект о Святой Земле на своем канале в YouTube «Путешествия с Павлом Платоновым»
 
 
 
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
О Великом посте портал «Православие и мир» побеседовал с игуменом Петром (Мещериновым)

Смысл церковного установления Великого поста – в исполнении евангельских слов Спасителя: придут дни, когда отнимется от нас Жених, и тогда будут поститься (ср. Мф. 9, 15). Великопостный период – время воспоминания страданий и смерти нашего Господа, когда Церковь призывает нас усиленной молитвой и постом посильно приобщиться Кресту Христову, вводящему нас в радость Воскресения.

- Что самое главное, о чем надо помнить, что обязательно надо сделать постом?

Обычно на этот вопрос отвечают так: постом нужно больше молиться, усиленнее читать священное Писание и Святых Отцов, делать больше добрых дел, воздерживаться от того, к чему чувствуешь пристрастие, и т.п. Всё это, конечно, правильно; но при этом как-то подспудно возникает мысль, что во внепостный период можно делать меньше добрых дел, меньше читать Слово Божие, менее внимательно сладить за своими страстями.… На опасность этой мысли указывал ещё святитель Феофан Затворник.

Я бы сказал так: легче и плодотворнее проводить пост, если рассматривать его как некий особый благодатный педагогический период в той Божьей школе, какой является для христианина вся его жизнь. Обстоятельства жизни каждого человека чрезвычайно разнообразны, и какие-то конкретные советы здесь давать трудно. Что, на мой взгляд, сделать необходимо – постараться постом определить меру своего христианства, рассмотреть свою жизнь в свете Евангелия Христова и исправить то, в чём обличает совесть.

- Как сделать так, чтобы пост прошел не зря?

Опять же, тут всё зависит от конкретной жизненной ситуации всякого человека. Но что-то общее сказать можно. Если христианин «педагогически» воспользуется Великим постом для того, чтобы разобраться в отношениях с ближними – в семье, с родственниками, с коллегами на работе – и результатом поста будет то, что он станет (и не только на время поста, а и вообще впредь) к ближним хоть чуточку добрее, терпимее, милосерднее, приветливее – тогда пост пройдёт не зря. А если мы утомим желудок неядением, ноги – стоянием в храме, а глаза – чтением молитвословий, а к ближним будем оставаться чёрствыми, надменными и ханжески-нравоучительными – тогда пост не только пройдёт зря, но и принесёт нам вред.

- Как начинать день и проводить его?

Здесь я скажу вещи общеизвестные. День надо начинать с молитвы, причём нужно постараться обратить своё сердце к Богу, и всё своё внимание обращать именно на это, а если что-то не успеем прочитать, то не смущаться. Проводить день следует также в молитве и трезвении, стараясь при этом, чтобы наши ближние «не видели нас постящимися» в фарисейском смысле (Мф. 6, 16-18). Заканчивать же наше дневное поприще надо, разумеется, не придирками к домашним и семейным скандалом, и не смотрением телевизора, а умиротворением сердца в любовном общении с родными, в молитве и чтении Слова Божия. Воскресные же и праздничные дни, особенно дни Страстной седмицы, конечно же, нужно посвящать церковной молитве и причащению Святых Христовых Таин.

Как сделать свою жизнь хотя бы на эти дни Христоцентричной?

Вообще-то говоря, вся жизнь христианина (а вовсе не только Великий пост) или христоцентрична, или нет. Если она не такова, то нет для православного человека большей задачи, чем сделать своё существование постоянной жизнью во Христе. Именно постоянной – ибо жить во Христе только лишь Великим постом, а затем от этой жизни отступить и дать похитить семя благодати диаволу, заглушить его тернием или же не заботиться о почве нашего сердца (Мф. 13, 3-9), для христианина невозможно. Великий пост – хорошее время для того, чтобы, как я уже говорил, педагогически подойти к этой задаче, и, разобравшись с собою, начать жить по Евангелию.

- Как заниматься духовной жизнью, когда ни на что нет времени?

Я бы порекомендовал со вниманием перечитать (или, если кто-то делает это в первый раз, целиком прочитать) Новый Завет и приложить то, что там говорится, к себе. Затем в свете прочитанного Слова Божия глубоко испытать свою совесть и очистить её в Таинстве Покаяния. Разумеется, прибегать к этому Таинству нужно всегда, когда есть в этом потребность; равно как и в Священном Писании поучаться по возможности ежедневно. Но, действительно, когда мы живем в очень напряжённом ритме городской жизни, нам не всегда хватает на это времени; поэтому постом следует постараться, отстранив от себя, насколько возможно, суету мира сего, уделить молитве, чтению Слова Божия и испытанию совести особое внимание.

- Какие ошибки мы совершаем?

Главное искушение великого поста – превращение христианства в Религию Еды. Главная ошибка великопостного времени – когда голова у нас занята едой. Вот подходит праздник Благовещения (в этом году, впрочем, он будет на Светлой седмице); о чём больше всего думают в этот день православные? Правильно – о том, что «сегодня можно рыбку»… Все искушения и трудности Великого поста проистекают, как мне представляется, из того, что основной акцент постного времяпровождения делается на тех или иных продуктах питания и режиме их потребления.

Избежать ошибок и искушений в Великом посту поможет очень простой критерий: нужно спрашивать себя – о чём я сейчас думаю: о еде или о Христе? Если человек думает о еде, значит, режим его поста неправильный. Обычно у постящегося православного наличествует ревность строго соблюсти монашеские великопостные уставы. Именно в этом он полагает угождение Богу и смысл постного подвига.

Разумеется, в современных условиях соблюсти эти уставы решительно невозможно. От того, что «не получается правильно поститься», и вдобавок от того, что такой «правильный пост» совершенно лишает человека физических и душевных сил, многие впадают в уныние и раздражение. А между тем всего этого легко избежать. Нужно определить свою (а не буквоедско-древнемонашескую) меру воздержания – обилие продуктов позволяет сегодня сделать это; и, обеспечив с «продуктовой стороны» ровную меру воздержания, не лишающую телесные силы необходимой бодрости, – всю свою внутреннюю энергию посвятить духовному труду: молитве, трезвению, поучению в Священном Писании, внимательному отслеживанию своих отношений с ближними.

- Что такое Великий пост лично для вас – ваши самые любимые дни поста, самые любимые службы? Как бы вы мечтали провести пост?

Мои послушания требуют от меня, чтобы и Великим постом я существовал в таком же режиме, как и в прочее время года. А мне бы хотелось провести Великий пост, не выезжая из своей деревни – в некотором, так сказать, «затворе»… Что касается любимых служб, то больше всего мне по сердцу воскресные Литургии св. Василия Великого.

Вопросы задавала Анна Данилова

 

Источник: "Православие и мир"


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com