Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / В ХРАМЕ / О чудотворных иконах в истории и культуре. Интервью с Алексеем Лидовым

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
О ЧУДОТВОРНЫХ ИКОНАХ В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
Интервью с Алексеем Лидовым
 
     Возможно, обилие чудотворений, которое мы имеем в современной культуре, и обостренный интерес к ним связан с пограничной ситуацией, в которой мы живем. Пограничной с точки зрения веры, с той остротой переживания веры, которая была только в эпоху раннего христианства, когда были так драматически сопряжены вера и неверие, сомнение и необходимость подтверждения, жажда чуда.

     Мы беседуем с Алексеем Михайловичем Лидовым, кандидатом искусствоведения, директор Центра восточно-христианской культуры.

- Алексей Михайлович, что такое “чудотворная икона”?

- Хороший вопрос, на который, пожалуй, нет хорошего, очевидного и простого ответа. Чудотворная икона - это икона, которая творит чудеса. Это единственный критерий чудотворности. Причем критерий не научный, поскольку научной истины здесь установлено быть не может. Ведь если есть рациональный анализ, то причем здесь Чудо? Это и было критерием в традиции. Тем не менее, Православная Церковь и в Византии, и на Руси внимательно и критически относилась к фактам чудотворений и считала необходимым это тщательно проверять, в том числе и потому что в очень многих случаях чудо становилось фактором и экономическим, и политическим: понятно, что если в какой-то церкви появилась чудотворная икона, то это немедленно приводило к притоку паломников и увеличению элементарного экономического благосостояния этой церкви. И нет никакой тайны, что эти явления иногда фальсифицировались, и церковь была чрезвычайно внимательна к этому. Особенно Русская Церковь XVI-XVII веков, когда явление чудотворных икон стало в России массовым. Создавались комиссии, которые приезжали на место и проводили расследование. Да, я употребил правильное слово - проводили церковное следствие по объявленным фактам чудотворений и выносили свое заключение.

Только на основании этого заключения икона могла быть признана сначала местночтимой, а потом и чудотворной.

И сейчас, в наше время тоже создаются такие комиссии, которые проверяют, исследуют факты чудотворений.

- Нередко возникает вопрос: почему нужно поклоняться иконам? Многие протестанты считают даже, что это ересь, ссылаются на библейскую заповедь “Не сотвори себе кумира”.

- Давайте подумаем, что отличает икону от картинки на религиозный сюжет? Мы смотрим, например, детскую Библию и иллюстрации к ней мы не воспринимаем как иконы.

Смысл иконы в том, что это образ-посредник, это ее принципиальное назначение. Она может быть связана с каким-то литературным текстом и событием из священной истории, но по замыслу, по типу, это не иллюстрация, это изображение, которое должно выполнить роль посредника между верующим или небесным миром.

Икона позволяет православному верующему ощутить физически и мистически присутствие Бога в нашем мире. Без человека, который через икону обращается к Богу, она не имеет смысла.

- Я хотела бы задать вопрос об иконах ранних, самых ранних евангельских времен, которые, по преданию, написаны евангелистом Лукой. Есть ли доказательства, что эти иконы написаны именно им? Существуют ли именно портретные, а не аллегорические изображения самого Христа?

- О том, что евангелист Лука был иконописцем, есть древнее предание, впервые зафиксированное в эпоху иконоборчества в VIII веке. Только в VIII, а евангелист Лука жил в I веке по Рождестве Христовом. Итак, предание о том, что он написал первые иконы, сравнительно позднее. Однако из этого не следует, что Лука не был иконописцем и не писал никаких изображений Христа и Богоматери. Трудно встать на позицию, что мы верим любому преданию, потому что, скажем, святой Лука просто физически не мог написать такого количества икон, которое ему приписывается на Западе и на Востоке. Собственно говоря, я не очень уверен, что даже люди средневековья и византийцы искренне верили в то, что вот иконы, которые они приписывали евангелисту Луке, были действительно им написаны. Но тут важно понимать особенность их отношения: они не видели принципиального различия между оригиналом и копией. То что икона приписывалась евангелисту Луке, зачастую означало, что икона восходила к некому древнему первообразу, который мог быть написан евангелистом Лукой. Кстати, предание о том, что Владимирская икона Богоматери была написана евангелистом Лукой, совсем позднее, оно возникает уже после XII века. Но это всё равно важно, это указание на древность и особое почитание.

Что касается образов Христа, то древнейшие известные нам образы относятся к IV веку. При этом все они удивительно разные. И вообще, поскольку в Евангелии ничего не говорится о внешнем виде Христа, то в древней традиции, в раннем христианстве существовали кардинально разные мнения о том, как Он выглядел.

- Вы занимаетесь в основном древними историческими и иконографическими свидетельствами прежних времен?

- С первых веков христианства и по настоящее время. Давайте вспомним любой, самый современный, прогрессивный, даже православный учебник истории. В этом православном учебнике истории ничего не говорится о чудесах Владимирской Богоматери XII века, которые современниками воспринимались как важнейшие события. А у нас есть замечательный источник - текст современника, древнейшее сказание, написанное участником событий. Современник описал первые чудеса Владимирской Богоматери. Это чудо не является до сих пор признанным историческим сюжетом, предметом для исследований. Однако в последнее время ситуация меняется, и наши усилия последние десять лет были направлены именно на то, чтобы сделать чудо естественным и важным сюжетом истории культуры.

Например, спасение Москвы в 1395 году, в момент нашествия Тамерлана: это спасение было приписано заступничеству Владимирской иконы Богоматери, принесенной тогда в Москву. На месте встречи Владимирской иконы был построен Сретенский монастырь, и это прямое культурное последствие того события. Огромное политическое последствие связано с тем, что Москва была спасена и могла развиваться как самостоятельное государство, и огромное историко-культурное последствие: во многом в результате этого события - заступничества Владимирской Богоматери за Москву в 1395 году; сама икона стала иконой-палладиум - главной покровительницей всего Русского народа.

- Не кажется ли Вам, православному человеку, неправильным заниматься таким вот научным, аналитическим изучением чудотворных икон, не расходится ли это с Вашими взглядами, Вашей верой?

- Это не вопрос нашей веры - наша вера всегда с нами. Существует очень важный, абсолютно принципиальный, на мой взгляд (принципиальный для меня как историка культуры) момент, связанный с чудесами и чудотворными иконами: для исторического познания нет и не было более вредного вопроса, чем вопрос о подлинности чуда. Но вера и наука - разные вещи, и то, что в большинстве случаев научно доказать подлинность чуда невозможно, равно как в большинстве случаев невозможно его научно опровергнуть (а была раньше такая “наука”, связанная с чудотворными иконами и с чудесами, так называемая наука их “разоблачения”, идущая еще от французских просветителей XVIII века, которые сделали себе на этом громкую славу, разоблачая “мошенничества церковников” и всякие псевдочудеса, фальшивые реликвии и так далее). Но это тупиковый путь, потому что, в большинстве случаев атеист может отрицать чудо, но он не способен доказать, что его не было. Так же как ни один атеист не способен доказать, что не произошло воскрешения Лазаря, или не было хождения по водам. Это вопрос только его личного убеждения и общего соображения, что это не случается каждый день. Но это очень слабый аргумент. То, что мы не способны научно проанализировать такие явления - еще не означает, что их не существует.

- Вы сказали, что чудотворные иконы являются в определенный исторический период, период важный. В последние десять лет в России происходит множество чудес. Некоторые люди говорят, что за всю историю православия такого изобилия не было. Значит ли это что-то для России, для православия на Ваш взгляд? И насколько это сопоставимо с тем, что Вы изучали, насколько их действительно больше или меньше?

- Если мы посмотрим исторически - а мне приходится анализировать это явление на протяжении двух тысячелетий - то мы увидим, что бывали эпохи, периоды и места каких-то особенно интенсивных чудотворений, засвидетельствованных самыми разными источниками. Если мы рассматриваем этот сюжет сугубо как сюжет веры, то мы должны сказать, что это некий промысел Божий, смысл которого нам не ясен (как и в огромном большинстве случаев, когда мы видим божественное вмешательство в реальный мир). Но это означает ещё и то, что чудеса востребованы и возникает необходимость у общества вот в таком терпком, мистическом контакте с Богом, потому что через чудо Божественное присутствие в реальном мире проявляется наиболее ярко и людям нужно это подтверждение, подтверждение своей причастности, правильности избранного пути, ощущение поддержки.

- Если я Вас правильно поняла, то люди инициируют этот контакт с Богом, т.е. сами просят Бога, чтобы Он обозначил Свою волю...

- Да, это некий ответ на прошение, сомнение.

Я приведу два примера, связанных с чудесами. Оба замечательно выразительны. Мне приходилось жить и работать на Синае, когда я писал книгу “Византийские иконы Синая”. Казалось бы, трудно себе представить более святое место. Там уникальная коллекция древнейших византийских икон - более 2 тысяч. И практически ни одной чудотворной! Есть одна икона, о которой говорят, что когда-то давно она совершила одно чудо. При этом официально она чудотворной не признана. Никакие чудотворные иконы в Синайском монастыре не празднуются.

Возникает вопрос: в чем дело? Видимо, в этом святом месте нет абсолютно никакой необходимости в таком подтверждении богоприсутствия. Здесь само пространство - Синай, Синайский монастырь и все, что его окружает - это само по себе великое чудо, и оно представляет собой одну великую пространственную икону, в которой живут православные монахи на протяжении, как минимум, уже полутора тысячелетий.

И второй пример. Если мы возьмем все древнейшие сказания о чудесах византийских, то мы увидим, что в подавляющем большинстве случаев это чудеса, произошедшие с язычниками, неверующими или иноверцами. То есть чудо произошло, когда иноверец, или неправославный человек, или нехристианский человек, или христианин, отступивший от своей веры, впавший в страшный грех, сталкивался с иконой. Именно в этот момент происходит чудо. Большинство чудес возникает именно в такой ситуации. Как ниспровержение неверия.

Беседовала Анна Берникова
 
 
По материалам сайта журнала "Фома"

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com