Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ / ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА / "Стараюсь идти честным путем неофита". Беседа с ведущим телевизионной программы "Русский взгляд" Иваном Демидовым.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
"СТАРАЮСЬ ИДТИ ЧЕСТНЫМ ПУТЕМ НЕОФИТА"
Беседа с ведущим телевизионной программы
"Русский взгляд" Иваном Демидовым
 
 БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Демидов Иван Иванович

Родился 23 июля 1963 года в г. Сызрань Куйбышевской области.
С четвертого класса участвовал в работе детской телестудии "Товарищ".

В 1984 году пришел работать осветителем в Телевизионный технический центр "Останкино".

В 1987 году начал работать администратором в Главной редакции программ для молодежи ЦТ. Затем стал ассистентом режиссера в программе "Взгляд".

В 1990 году с созданием частной телекомпании ВИД стал режиссером студии ВИД, режиссер, а затем и ведущий программы "Музобоз".

С 1995 года -- директор телеканала "ТВ-6 Москва".

С 1994 года запустил около 40 оригинальных программ, среди которых: "Пост-музыкальные новости" (июль 1994), "Катастрофы недели" (октябрь 1994), "Дорожный патруль" (январь 1995), "Я сама" (февраль1995), "Те кто" (октябрь 1995), "Территория ТВ-6" (декабрь 1995), "6 новостей" (март 1996), "Сделай шаг" (апрель 1996), "Профессия" (май 1996), "Частный случай" (октябрь 1996), "Обозреватель" (октябрь 1996), "О.С.П. -- студия" (декабрь 1996).

Член Совета директоров телекомпании ВИД.


- Думаю, большинство наших читателей знакомы с Вашим творческим путем на телевидении. Но еще несколько лет назад никто и представить себе не мог, что следующим этапом Вашей работы станут православные программы.

- На телевидении я уже 25 лет - с четвертого класса... Я выбрал этот путь, это мое призвание. Пройдя все возможные этапы, как карьерные, так и содержательные, я постепенно стал тем, кого вы сейчас видите. Ну, если помните, вначале мы делали программу "Взгляд", потом - телекомпанию ВИД, я делал молодежный канал ТВ6-Москва - надеюсь, достаточно человеческий. И конечно, все помнят музыкальную программу "Обоз". Я перепробовал уже все. И в какой-то момент это просто совпало -- взросление человека по имени Иван Демидов и позиция телевизионного продюсера. Я размышлял о том, что потребуется зрителям на следующем этапе. Как человек, я уже понимал, что вступаю в тот возраст, в то состояние, когда нужно говорить о чем-то главном. А кроме того, я понял, что это главное стало, как принято говорить на телевидении, социально запрашиваемым. Так родилась программа "Русский взгляд".

- И все же как именно возникла идея этой телепрограммы?

- Первые опыты у нас начались еще когда я возглавлял шестой канал. Ко мне обратились мои впоследствии добрые друзья, делавшие такой продюсерский центр, как "ПИТА" - "Православное информационное телевизионное агентство". Это были Владимир Желонкин и Андрей Писарев. Они - пионеры православного телевидения в России, потому что именно они создали знаменитые уже сейчас трансляции с богослужений Пасхи и Рождества. Практически на каждом канале к тому моменту, четыре года назад, было по одной православной программе. У меня тоже выходила программа "Канон", мы как-то пытались экспериментировать с этой темой. Ведущими этой программы были и Иван Охлобыстин, тогда еще не священник, и многие другие. А уже перед закрытием канала, перед тем, как он перешел под эгиду новой команды НТВ, я сделал цикл программ "Как жить по-православному". Это был абсолютно сознательно сделанный неофитский шаг, потому что я спрашивал о том, что волновало меня самого. И вообще, я считаю, что всегда на телевидении нужно заниматься тем, что тебя лично волнует. После этого некоторое время ушло на размышления, и вместе с Желонкиным и с Писаревым мы приняли решение, что пора сделать некую общественно-политическую программу, которая смогла бы современным языком, телевизионным языком говорить о Православии.

- Вы сказали, что программа социально запрашиваемая. Чем это можно доказать?

- Эти доказательства с очевидной силой проявились 14 марта 2004 года в связи с сокрушительной победой президента Путина, а развивались они все эти четыре года. Люди устали от смутного времени, когда рухнуло все старое - и все мы оказались в совершенно новой среде. Более того: думаю, предлагаемые решения, исходящие от либералов, не устраивали народ даже не только тем, что несли нищету и разруху, но прежде всего потому, что люди в моральном отношении не могли принять исходящие от власти ответы. Поэтому был возврат - не будем бояться этого слова - к патриотизму, возврат к вопросу о том, что такое Россия и кто такие русские. Он, мне кажется, наиболее сейчас актуален, что показывают и рейтинги программы, которую мы делаем, и вся политическая обстановка. Я не сильно опасаюсь, что сейчас в эту сторону будет перегибаться палка, потому что до того ее слишком сильно перегнули в другую, в западную сторону. 

- Согласно рейтингам, у какой аудитории "Русский взгляд" пользуется популярностью (ее средний возраст, социальный статус)?

- Здесь очень интересная картина. Я всегда привожу такой пример: от 7 до 10% нашего народа позиционируют себя как "активно православные" воцерковленные люди. При этом у 80% нашего народа в домах стоят иконы. Этот разрыв в 70% и предстоит заполнить, в том числе и благодаря программе "Русский взгляд". Я понимаю, что программа - неофитская. Такой она и должна быть. Таков и я сам - хоть я и воцерковленный человек, но, тем не менее, по-прежнему неофит. С одной стороны, мы пытаемся сделать программу, которая пройдет экспертную оценку у очень требовательной публики - у священства, у глубоко воцерковленных людей, хотя они часто заявляют, что телевизор и вовсе не смотрят. Хотя на самом деле смотрят, что приятно. С другой стороны, я понимаю, что мне прежде всего хочется обращаться к тем самым 70-ти оставшимся процентам, которые держат в домах иконы и еще только подспудно задают себе вопросы о вере и смысле жизни, пытаются понять, кто они. Говоря высокопарным слогом, я считаю своей задачей подвести людей к храму и передать их с рук на руки священникам. Подвести к храму, не испугав строгостью устава. Программа наша мирская, и я - человек светский. Для нас важно выдержать баланс, когда ты не нарушаешь каких-то основ, но при этом не делаешь того, что священники часто называют в кавычках "кадиломаханием". Рейтинги нашей программы, а она выходит не так давно по телевизионным меркам, всего месяцев пять, уже приближаются к довольно серьезным профессиональным рейтингам, сопоставимым с аналитическими передачами других каналов. И я пока, слава Богу, не слышал серьезных нареканий от священников, монахов. С их точки зрения, конечно, всегда есть что поправить. И с не меньшим, а, может быть, с гораздо большим удовольствием я принимаю положительные отзывы от молодой, совершенно светской аудитории. Им это интересно.

- Как Вы думаете, насколько реально создание именно миссионерского СМИ? Такого, которое было бы интересно как людям воцерковленным, так и тем 80%, у которых дома есть иконы. Все, кто пытался работать в этом направлении, сталкивались с такой проблемой: людям церковным обязательно что-то кажется слишком уж вольным и отталкивает, а невоцерковленные говорят: ну вот, опять вы со своей моралью...

- Понятно. Вы знаете, рецептов я, наверное, не дам, но могу сказать вот о чем. Возьмем двух русских батюшек, один из которых служит в отдаленном монастыре, а другой - в Москве. Оба они стоят, выражаясь мирским языком, на одних и тех же принципах и позициях. Я уж не говорю о том, что оба они на амвоне и у Престола равно действуют по благодати священства. Но, наверное, все-таки московскому священнику приходится жить и нести служение в некой иной реальности, отличной от строгости монастырского устава. Вокруг него дискотеки, МГУ, свои проблемы. Взрываются "Трансваали", идет активная политическая жизнь, и так далее... Я даже позволю себе такое утверждение: непонятно, кому из них тяжелее. А мы - вообще третий ряд: мало того, что люди светские, так еще и средство массовой информации.

Я считаю, что человеку, который делает СМИ миссионерского направления, надо четко понимать: он должен делать свой проект как светское средство массовой информации, используя весь арсенал современных медиа-технологий. Понятно, что на телевидении это должен быть адекватный монтаж, адекватные съемки, адекватный телевизионный язык. Я могу сказать, что наши журналисты, наши режиссеры работают точно так же, как работают в этом плане режиссеры и журналисты программ "Намедни", "Времена" и т.п.

Другое дело - и это нужно очень ясно себе представлять - если ты будешь говорить при одной свечечке и тихонечко, ты просто не достучишься до людей, тебя не включат, эту кнопку не нажмут. Но ты должен четко понимать, что у тебя есть свод внутренних убеждений, через призму которых ты подаешь любые сюжеты. И я глубоко убежден - и это доказывает уже и практика, в том числе и те самые рейтинги, - что можно делать и интересные сюжеты, сравнимые по рейтингам с другими программами, и при этом не нарушать никаких установлений и канонов. Если, конечно, не призывать всех уйти в монастырь... Я считаю, что нужно пройти через некий ряд ошибок, что это неизбежно. Ведь главное, чтобы даже глубоко воцерковленные люди, давая свои оценки, понимали, что это честный путь неофита. Если они не шикают на него в храмах, то они не будут шикать на него и видя его передачу, а в лучшем случае с добротой подскажут. В моем приходе есть и восторженные люди, которые искренне благодарят меня за мою работу, есть и те, кто высказывает какие-то свои замечания, что тоже понятно. Но при этом высказывают с желанием помочь мне, а не анафематствовать. Поэтому человек, который создает такое средство массовой информации, должен, помолившись и перекрестившись, делать так, как он считает нужным. Постоянно сверяя себя с внутренним цензором, но не забывая о том, что именно ты выходишь на определенном телевизионном канале, ты говоришь в студии, и ты не можешь переложить ответственность за свою работу на кого-то еще, пусть даже опытного и мудрого духовника.


Беседовал Илья Петухоф

По материалам
сайта журнала "Фома"

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com