Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Русская Православная Церковь / СУДЬБЫ / Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков): "Мир делится на тех, кто со Христом, и на тех, кто против Христа". Ирина Ахундова

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков):
"Мир делится на тех, кто со Христом, и на тех, кто против Христа"
    
Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) во Владивостоке
Владыка Михаил во Владивостоке
 
Когда 29 марта 1943 г. в Париже родился мальчик, которому в будущем суждено было стать епископом Женевским и Западно-Европейским Михаилом (РПЦЗ), ни его отец Василий Семенович Донсков (1898-1986), ни крестивший его позднее епископ Матфей не могли, конечно, представить себе, что в далеком 2008 году он приедет в Москву и будет стоять на сцене Государственного Кремлевского Дворца среди лауреатов Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность». Да и сам владыка вряд ли мог вообразить себе, что удостоится высокой общественной награды «за большой личный вклад в воссоединение Русской Православной Церкви и укрепление единства русского народа».
    
В праздник апостолов Петра и Павла в 1996 г. он был хиротонисан во епископа Торонтского, викария Монреальской и Канадской епархии. Затем 15 лет представлял в России Архиерейский Синод РПЦЗ как епископ Бостонский – викарный епископ Восточно-Американской епархии, которую возглавлял глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр. В мае 2006 г. решением Архиерейского Синода епископ Михаил был назначен на освободившуюся поле увольнения на покой епископа Амвросия Женевскую и Западно-Европейскую кафедру. 13 мая 2008 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ избран запасным членом Архиерейского Синода РПЦЗ.
    
Невозможно преувеличить роль епископа Михаила в процессе объединения двух ветвей РПЦ, ведь именно он в течение семи месяцев сопровождал в путешествии по России мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Пожалуй, нет в Русской Зарубежной Церкви другого представителя РПЦЗ, которого бы знали в лицо практически все правящие архиереи России и некоторых стран ближнего зарубежья. Никто не посетил столько русских храмов и монастырей, не общался с таким количеством духовенства и прихожан, не благословил столько православных христиан, не прошел пешком столько крестных ходов, не дал столько интервью, как владыка Михаил. С 25 июля 2004 г. по 28 февраля 2005 г., сопровождая великую святыню, он посетил 71 епархию Русской Православной Церкви в России (от западных ее рубежей до побережья Тихого океана), Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Азербайджане, в странах Балтии, путешествуя по воздуху, по воде, по железной дороге… И везде его встречали как самого дорогого гостя!
    
В 2004 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: «Будем молиться и надеяться, что принесение в Россию святых мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары явится духовным знамением и Божиим благословением начавшему процессу объединения Русской Православной Церкви». Его надежды сбылись.
    
После того, как десница Великой княгини Елизаветы Федоровны, которой, по приблизительным подсчетам, поклонилось не менее 10 миллионов человек (среди них были и представители других конфессий), благословила сотни городов и сел, вскоре произошло то, чего все так ждали, – 17 мая 2007 г. в Храме Христа Спасителя был торжественно подписан Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей.
    
В канун дня рождения Преосвященнейшего епископа Женевского и Западно-Европейского Михаила мне посчастливилось побеседовать с ним.
    
– Владыка, поздравляю Вас с вручением премии «За Веру и Верность», лауреатами которой являются многие уважаемые люди не только в России, но и за рубежом. И, конечно, Вы как никто достойны этой награды. Что она для Вас значит?
    
– Апостол Андрей Первозванный воздвиг апостольский крест над русскими землями, и в наше время этот крест воздвигается в России выше, чем где бы то ни было. Я благодарю Фонд Андрея Первозванного за высокую награду, которую до меня вручили Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Лавру. По их благословению состоялась программа принесения мощей преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из Иерусалима в Россию и страны ближнего зарубежья – одна из первых программ, проводимых совместно двумя частями Русской Православной Церкви. Это великое событие уже тогда воспринималось как первый шаг на пути примирения и объединения двух ветвей Русской Православной Церкви. Именно двух ветвей, а не Церквей, как иногда говорят. Русская Церковь всегда мыслила себя как одно тело. Именно после поездки созрела и укрепилась мысль о возможности воссоединения двух частей Русской Православной Церкви. Общаясь с народом и священниками в разных уголках России, я воочию убедился в ее духовном возрождении. Я понял главное – Россия очень изменилась, духовно прозрела. Везде я видел полное единодушие нашей Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви, а единодушие важнее единомыслия, которого может и не быть. Важна соборность.
    
Святитель Иоанн Шанхайский, который после войны жил во Франции, нам всегда говорил, что Господь не мог оставить Россию. И вот теперь пришло время, когда Русская Церковь совершила свое Единство и преобразила Россию. России Православной мы всегда служили, но Господь позволил совершить на ее пространстве принесение святыни, что явилось наградой и для меня, и для всего русского народа, с которым я разделяю радость служения Отечеству за Веру и Верность!
    
– 13 декабря 2008 года XVI церемония вручения Международной премии апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» началась с минуты молчания – все стоя почтили память Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
    
– День памяти апостола Андрея Первозванного совпал с девятым днем со дня кончины Предстоятеля Русской Православной Церкви, идейного и духовного вдохновителя всего, что делают организаторы церемонии – Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центр национальной славы. Я уже несколько лет участвую во многих мероприятиях, проводимых ими, и хорошо знаю председателя Попечительского совета ФАП и ЦНС, главу ОАО «Российские железные дороги» Владимира Якунина, который, открывая церемонию сказал о том, что впервые премия вручается после смерти Святейшего Патриарха, благословившего все основные проекты Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы. 10 декабря 2008 года Его Святейшество должен был возглавить шестое заседание Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания», о котором были извещены и его сопредседатели – Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир, мэр Москвы Ю.М.Лужков, В.И.Якунин и все члены Попечительского совета. Но 5 декабря сердце 79-летнего 15-го Патриарха Московского и всея Руси Алексия II перестало биться. 23 февраля 2009 года ему исполнилось бы 80 лет. Его юбилей должен был отмечаться в тот же день, что и 100-летие Марфо-Мариинской обители милосердия, которую Его Святейшество очень любил.
    
– Кому принадлежал почин посетить Россию с великой святыней?
    
– Инициатором программы принесения мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары в пределы РПЦ, начатой в год 140-летия со дня рождения Великой Матушки, стал Фонд Андрея Первозванного, который просил предоставить ему святыню на короткий срок. Тогда Синод Русской Православной Церкви Заграницей предложил привезти мощи в Россию для поклонения верующим на более долгий срок, чтобы посетить как можно больше епархий, что Московский Патриарх сразу благословил.
    
Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) с мощами святых преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары на Сахалине
Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) с мощами святых преподобномучениц
Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары на Сахалине
 
– 24 июля 2004 года именно Вы торжественно вынесли из храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании позолоченный ковчег с десницей преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны в серебряном окладе. Какой след эта программа оставила в Вашей жизни и какое значение она имела для Русской Православной Церкви?
    
– Это был радостный и очень символичный момент. Во время Всероссийского крестного хода, равного которому по масштабу еще не было в истории Русской Церкви, миллионы людей смогли приложиться к великой святыне. И очень важно, что благодаря широкому освещению этого события в СМИ огромное количество людей, часто далеких от церкви, услышав о прибытии мощей, первый раз в жизни посетили храм. Оказалось, что очень многие люди до этого вообще ничего не знали ни о Великой княгине Елизавете Федоровне, ни о том, что такое мощи. Для многих открылся целый пласт духовно-исторической жизни старой России, открылось понятие предания, и в то же время все мы увидели совершенно новый облик современной России – ее духовный облик. Разве это не чудо? Это событие коснулось достаточно много душ. Люди очень искренне проявляли свою веру. Эту встречу с русским народом я никогда не забуду.
    
– Что Вас более всего удивило во время той незабываемой поездки? Расскажите, пожалуйста, о наиболее ярких впечатлениях.
    
– Удивила та незримая связь, которая часто обнаруживалась между Елизаветой Федоровной и местом, которое посещали ее мощи. Например, в Казань ее десница прибыла в день рождения святой преподобномученицы и посетила храм, где служил некогда духовник Великой княгини. Приятно удивило то, как горячо народ встречал ковчежец с десницей Елизаветы Федоровны. Иногда вагон-храм с мощами прибывал на вокзалы глубокой ночью, как это было, например, в Перми, когда шел проливной дождь. Но в любую погоду к святыне всегда приходило очень много людей. Запомнилось, как за Полярным кругом – в аэропорту Игарки, где самолет ненадолго приземлился, к нам пришел местный священник и восемь человек из его маленькой общины. Там людям трудно, их образ жизни скуден – и вдруг такое событие. В памяти осталось также посещение больного мэра одного города (кажется, Тамбова), который лежал в больнице. Вся больница встала, чтобы вместе со своим мэром подойти поклониться мощам. Были и другие радостные минуты.
    
– Когда Вы впервые побывали в России?
    
– Помню мое первое посещение Москвы в 1967 году, когда я был 20-летним студентом. Маленькой группой мы шли по Большой Ордынке и остановились у старых красивых деревянных ворот, не зная, что за ними находится. Даже не пытаясь войти, я лишь фотографировал храм сквозь отверстие в воротах. Мы стояли и не уходили. Вдруг одна женщина подошла, сказала шепотом: «Это Марфо-Мариинская обитель» и сразу ушла. Мы обрадовались, так как знали об обители, а на медной плите около ворот было написано, что здесь находятся реставрационные мастерские Грабаря. Лишь после 2003 года я впервые вошел в ограду обители и увидел мастерские, где мне показали иконы в процессе реставрации. Позже я бывал здесь, беседовал с художниками-реставраторами. А 4 марта 2004 года был приглашен в «Зимний сад» гостиницы «Метрополь» на благотворительный ужин, посвященный 95-летию обители и открытию международной программы «100-летие Марфо-Мариинской обители милосердия», организованной Фондом Андрея Первозванного.
    
– Владыка, а я, начав работать в Фонде 1 марта, даже представить себе не могла, что сначала буду ездить с Вами по городам России вместе с мощами Елизаветы Федоровны, а потом по милости Божьей окажусь в отделе по реализации программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания». С передвижной фотовыставкой «От милосердия к святости», посвященной Великой княгине и ее обители, мы посетили 11 городов. А нужна ли эта выставка за рубежом?
    
– Жаль, что не удалось устроить выставку в странах Зарубежья и на родине Елизаветы Федоровны – дочери Великого герцога Гессен-Дармштадтского, внучки королевы Великобритании Виктории. Несомненно, что эта выставка заинтересует жителей разных стран. Ее уже ждут в Израиле, Палестине, Ливане, Финляндии, где бывала Елизавета Федоровна. Надо лишь заранее подготовить людей к этому событию, показав им фильмы о Великой княгине, другие материалы. Я имел разговор об этой выставке с архиепископом Германским и Берлинским Марком, и он благословил ее проведение в Дармштадте – на родине Елизаветы Федоровны, где 16 октября 2007 г., в год Русского языка, отмечалось 90-летие со дня закладки храма Марии Магдалины. В Лондоне тоже надо бы провести эту выставку. Когда мы были с митрополитом Лавром в Англии, я поразился, что среди скульптур на фронтоне Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey – древний собор готического стиля) помещена узнаваемая скульптура преподобномученицы Елизаветы. Самое удивительное то, что для нее уже есть совершенно определенный иконописный канон.
    
В 2006 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился с письмом к Владимиру Якунину, выразив благодарность за прежние труды и прося помочь в возрождении Марфо-Мариинской обители милосердия. Мне довелось участвовать в заседаниях Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители. К 100-летию со дня основания». Сначала было решено полностью восстановить обитель за два года, но на это потребовалось всего полтора года. Давно об этом молились, и вот совершилось. Теперь восстановлены и ворота, и ограда, и Покровский храм, и все здания. Остается возродить дух обители, которая задумывалась Елизаветой Федоровной по древнему образцу как «институт диаконис», служба милосердия, а не как обычный монастырь. Например, на севере Европы, в Бельгии, когда-то существовали общины женщин, не постриженных в монахини, посвящавших свою жизнь благотворительности и всякой помощи нуждающимся (эти «полу-монахини» назывались словом «бегин»). Во Франции святая преподобная Геновефа (Женевьева) Парижская (423-512) была не монахиней, а такого рода праведницей, покровительницей Парижа. Она известна тем, что спасла Париж от нашествия гуннов под предводительством Атиллы.
    
– Елизавета Федоровна мечтала создать подобные обители по всей России, но революция разрушила эти планы.
    
– Мне кажется, что воцерковление России может произойти только так. Этим должны заниматься женщины такого звания. Они могут легко общаться с семьями. Батюшки не всегда смеют ходить по домам, а женщины смело идут в дом, берут детей на руки. Для воцерковления всей России надо возродить семью и деревню, вернее поддержать их. Для больных детей нужно создавать самые благоприятные условия для их выздоровления. И это должно сопровождаться духовным окормлением. При Елизавете Федоровне отец Митрофан Сребрянский окормлял и обитель, и больницу при ней.
    
– Насколько изменилась Россия со времени вашего первого приезда сюда?
    
– Абсолютно все по-другому. Другое поколение людей, другая обстановка. Если не считать 1967 года, то впервые я приехал в Москву в октябре 1993 года и с тех пор приезжаю регулярно. Когда мы подъехали к Кремлю, я совершенно не мог ориентироваться. Все совершенно переменилось – здания, кварталы. 1993 год и сегодняшний день – тоже совершенно колоссальная разница. Помню, в Петербурге я сидел в машине и смотрел, как люди ходят, как одеты. Люди стали совершенно другими, с совершенно другим взглядом.
    
– 17 мая 2007 года, в день подписания Акта о каноническом общении РПЦЗ и Московского Патриархата, я впервые исповедовалась не у русского, а у английского священника. Каково же было мое удивление, когда я подошла к Чаше, которую держали Вы, владыка. Из-за многолюдной толпы я не видела Вас, и было символично причаститься именно у Вас.
    
– Да, мне довелось принимать участие в этом эпохальном событии, снявшем с церковной жизни большой груз. В тот день я и другие архиереи РПЦЗ и Московского Патриархата впервые сослужили на Божественной литургии в Храме Христа Спасителя и причащали верующих. А на следующий день в храме Николы в Толмачах я служил молебен перед Владимирской иконой Божией Матери накануне Крестного хода «Под звездой Богородицы». Таких Крестных ходов было восемь – из Владивостока, Якутска, Санкт-Петербурга, с Соловков, из Иерусалима и т.д. Во время моих поездок с мощами святых преподобномучениц Елизаветы и Варвары по епархиям Русской Православной Церкви я молился в алтаре вместе со всеми священнослужителями храмов. Некоторые архиереи даже предлагали мне облачиться и сослужить, подчеркивая уже тогда нашу «близость», но приходилось уклоняться от доброго предложения, так как не был еще подписан Акт о единстве Церкви. Но это не умаляло нашего совместного молитвенного общения. Многие архиереи принимали меня широко, горячо. И было чувство, что мы уже на пороге того единства, к которому так долго стремились. И вот теперь я могу по приглашению сослужить любому архиерею в любом храме и считаю, что большое значение для подготовки евхаристического общения представителей РПЦ и РПЦЗ имела программа по принесению мощей Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары.
    
– Как миряне за рубежом отнеслись к подписанию Акта?
    
– Все с радостью приняли это, даже те миряне, которые прежде считали, что еще не готовы к этому. Не было никаких особых волнений по этому поводу.
    
– Владыка, что Вы посоветует читать?
    
– Читайте Евангелие. Там все написано. Читайте Достоевского – начиная с «Братьев Карамазовых». Если уже читали, читайте еще раз. Читайте комментарии к его произведениям, литературу о Достоевском. Но сам я в детстве Достоевского не читал и не советую подросткам читать.
    
– Вы участвовали в Достоевских чтениях в Старой Руссе. Писатель говорил о той жажде верить, которая стоила ему страшных мучений, о том, что его осанна через большое горнило сомнений прошла, что он «дитя века, дитя неверия и сомнения». А у Вас не было сомнений в существовании Бога?
    
– У себя я такого конфликта не помню, хотя подростком в какой-то момент страшно колебался. Но в церковь ходил. У меня были сомнения другого рода. Мы с пеленок слышали от русских, окружающих нас, только о России. Это были рассказы о вещах, которые принадлежали преданию, а не той реальности, в которой мы жили. Россия принадлежала преданию. Мы много знали о ней по воспоминаниям людей, мы видели ее на открытках, читали книжки о ней. Мы жили духовно, но не в реальности. Мой крестный был казаком царского округа и рассказывал, как они ловили рыбу, произнося названия рыб, которых я никогда в жизни не видел. Мои родители никогда в жизни не ссорились, наш семейный очаг был тихим, мирным. И все у нас было устроено по-своему, прочно. Дома мы жили как будто в России, а утром выходили во Францию, где все было по-другому. У нас было довольно мало друзей среди французов, свой круг, и нас это обогащало. А мальчики, живущие в провинции, где не было церкви, ничего не видели, кроме семьи. Они подрастали, играли в футбол в местной команде и незаметно становились французами с русской фамилией, ведь у них не было такой общественной опоры, как у нас.
    
– Близок ли Вам «символ веры», который сложил для себя Достоевский – «верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».
    
– Мир делится на две части – на тех, кто со Христом, и на тех, кто против Христа. И не сомневайтесь, что те, кто против Христа, они с дьяволом. Это так! Так лучше быть со Христом!
 
Беседовала Ирина Ахундова
Прислано 28 марта 2009 г.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com