Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Общественно-политические процессы / АНАЛИТИКА / Экспансия символов. Выбор пути развития России во многом зависит от того, какие культурно-исторические образы будут определять наше самосознание.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

А.Рудаков

ЭКСПАНСИЯ СИМВОЛОВ

Выбор пути развития России во многом зависит от того, какие культурно-исторические образы будут определять наше самосознание
 
     Какими глазами смотрит на нас мир? Каковы наши собственные представления о России и русской цивилизации? Сохранилось ли у нас «чувство страны», основанное на исторической памяти? В каких цивилизационных и культурных координатах мы осознаем свое положение на оси времен? Подобные вопросы продиктованы вовсе не праздным любопытством и страстью к абстрактному теоретизированию – напротив, именно сегодня, когда эпоха идеологий с привычным делением на «правых» и «левых» окончательно уходит в прошлое, они приобретают вполне практический смысл.

МОЗАИКА ОБРАЗОВ
 

     Известно, что Русь возникла вокруг одного из самых крупных торговых путей средневековой Европы – «из варяг в греки». Но это же обозначение можно с успехом применить и для того, чтобы контурно очертить вектор развития русской цивилизации. Часть варяжского мира, Северной Европы, Русь после принятия христианства вошла и в византийскую ойкумену и стала частью Европы Восточной, византийской. Так на Руси и возник уникальный синтез двух цивилизаций – «варяжской» и «греческой», «северной» и «восточной».
 
     Этот феномен просуществовал до XVI века, когда Русь интегрировала в себя ордынско-азиатское начало и приобрела «евразийский характер». Однако новый виток развития русской цивилизации в большей степени затронул формы государственного строительства, оказав гораздо меньшее влияние на народную культуру и национальное самоощущение. Именно с этого момента наша страна обрела те черты цивилизационной специфики, которые и превратили ее в «континент Россия». Петровские реформы возвели над этим культурным континентом «западноевропейскую» надстройку. Позднее советский режим с культурологической точки зрения представлял собой некую пародию на допетровское «евразийство», а либеральный порядок последних пятнадцати лет – пародию на петровские реформы.
 
     После таких трансформаций нелегко дать однозначные ответы на вопрос о нашей культурной идентичности «в целом». Любая определенность здесь неизбежно будет субъективной. И потому обращение к каждому из аспектов культурно-цивилизационного наследия должно быть продиктовано конкретными политическими или идеологическими задачами. В этом смысле прав философ Дмитрий Замятин, утверждающий, что «всякая идентичность может создаваться и строиться усилиями культурных и политических новаторов, политтехнологов и имиджмейкеров».
 
     В нынешних условиях ведущая роль в этом процессе может принадлежать лишь государству. Однако сейчас государственная власть довольно равнодушна к любым «экскурсам в историю», к цивилизационным и историософским построениям. И, надо сказать, у этой позиции есть весьма простое объяснение. Для современных лидеров, настроенных преимущественно технократически, польза от применения всевозможных «гуманитарных конструкций» далеко не очевидна.

ВОЙНА КОНЦЕПЦИЙ
     Печально, но факт: сегодня многие цивилизационные архетипы ретранслируются внутри, а главное – вовне России так, что страна от этого только проигрывает, остается в минусе. Одни символы практически монополизированы оппозиционными силами, вкладывающими в них не совсем тот смысл, который им изначально присущ. Например, такие культурно-исторические образы, как «Москва – Третий Рим» или «Россия-Евразия», интерпретируются как символы изоляционизма.

     Историко-культурные символы должны не конкурировать между собой, а интегрироваться в единый образный ряд. Сегодня же мы имеем нечто прямо противоположное

     Незавидная судьба постигла и другую парадигму – «Скандовизантии» (термин Д. С. Лихачева), взятую на вооружение либеральной интеллигенцией. Как отмечал А. А. Панарин, в среде некоторых культурологов «Скандовизантия» преподносится как «идея об атлантической идентичности древних республик Новгорода и Пскова, впоследствии разрушенных азиатской Московией». Итак, вместо того, чтобы «работать на Россию» и стать ключевым аргументом в полемике с теми, кто отрицает «европейскость» нашей страны, образ североевропейской «Скандовизантии» интерпретируется совсем в иных целях. Факт исторической принадлежности Древней Руси к Северной Европе, частью которой была открытая отечественными учеными «раннесредневековая балтийская цивилизация», распространяется теперь лишь на «домосковский период» и используется для того, чтобы сформулировать «европейскую идентичность» одного региона (Северо-Запада) или даже города (Санкт-Петербурга) в противовес всей остальной России, «азиатской» и «туранской» (то есть России как Евразии).
 
     Сейчас над смысловым наполнением культурно-исторических образов работают люди, одержимые страстью к философскому самовыражению и рассматривающие это занятие как своего рода идеологическую игру. В рамках этой игры различные модели как бы «сталкиваются» друг с другом. В результате североевропейский вектор представляют противоположным евразийскому, образ «Третьего Рима» – идее «Европейской России».
А вот если бы в этих вопросах прослеживался государственный подход, концепция была бы совсем иной. Все цивилизационные образы России воспринимались бы как различные грани единого целого. Культурно-исторические символы должны не конкурировать между собой, а интегрироваться в единый образный ряд. Ныне же мы наблюдаем нечто прямо противоположное. А в массовом сознании множество существующих культурно-исторических образов сведено к бинарной оппозиции Россия–Запад, которые выступают непримиримо конфликтными по отношению друг к другу началами. Влиятельному меньшинству «Запад» представляется абсолютным добром, а Россия – воплощением неизбывной отсталости и неполноценности. Большинство же видит в «Западе» очевидного врага, стремящегося уничтожить Россию как единственно возможную цивилизационную альтернативу. В обоих случаях дуалистическая картина остается неизменной, меняются лишь знаки – «минус» на «плюс», и наоборот. Однако такая картина мира не соответствует реальному положению дел, когда нам нужно стремиться к конкуренции, а не к конфликту цивилизаций.
 
     Проблема состоит не в выборе между «изоляционизмом» и «глобализмом», а в поиске оптимальных форм культурно-исторической идентичности, по-новому раскрывающих роль и значение России в мировой истории. Если подходить к этой задаче по-государственному, то и смысловое наполнение культурно-исторических образов, естественно, должно глубоко отличаться от того, что мы имеем сейчас, нести в себе потенциал сотрудничества, а не конфронтации.
 
     К примеру, образ «Третьего Рима» нужно рассматривать не в контексте изоляционистских претензий (что пытаются навязать нам наши оппоненты), а сквозь призму сложного теологического понятия «удерживающий» (катехон). Чтобы понять, от чего «удерживает» мир Россия, достаточно взглянуть на географическую карту. Самим фактом своего существования она как бы разводит по разным углам мировой суши враждебные друг другу цивилизации запада, юга и востока. Если же Россия вдруг исчезнет с географической карты, то неизбежным станет кровавое столкновение Западной Европы, Китая и исламского мира, которое может закончиться гибелью мировой цивилизации и полным истреблением человечества. Безусловно, это чисто внешняя, поверхностная трактовка, не затрагивающая глубинных содержательных пластов. Но как раз внешний, лежащий на поверхности смысл идеи «Третьего Рима» поможет лучше разъяснить всему миру, да и большей части российского населения, исторический и провиденциальный смысл нашей государственности.

ЧТОБЫ НАС ПОНЯЛИ
     Недавно мне попался на глаза журнал «Индия сегодня», публикуемый официальным Дели почти на всех главных мировых языках. В этом издании можно прочитать множество материалов, призванных убедить мир в самодостаточности и величии индийской цивилизации, показать ее влияние на мировые процессы.

     Прошлое и настоящее работают на будущее, генерируя новые «цивилизационные симпатии», формируя во внешнем окружении силу позитивного притяжения к стране, осознанно сделавшей ставку на «культурный экспорт»

     В арсенале культурной экспансии, или «культурного экспорта», чем целенаправленно занимается правящая с 1998 года в этой стране религиозно-консервативная партия БДП, содержится все, что угодно – от индийской философии до традиционной кулинарии. Эта деятельность носит вполне осмысленный характер и направлена на то, чтобы поднять международный престиж страны и улучшить отношения с государствами, которые в те или иные исторические периоды находились под индийским влиянием и где сохранились крупные индийские общины (Бирма, Малайзия, Таиланд, Индонезия). Здесь прошлое и настоящее работают на будущее, генерируя новые «цивилизационные симпатии», формируя во внешнем окружении силу позитивного притяжения к стране, осознанно сделавшей ставку на «культурный экспорт».
    
     Неплохо было бы перенять такой опыт и нам. Ведь сегодня внешний имидж нашей страны не выдерживает никакой критики. Среди интеллектуалов как ближнего, так и дальнего зарубежья практически невозможно обнаружить что-то хотя бы отдаленно напоминающее симпатии к России. Кажется, даже во времена СССР, когда нас считали «оплотом мирового коммунизма», ситуация была намного лучше: иностранцы не забывали, что Россия – не только государство «диктатуры пролетариата», но и родина Достоевского и Чайковского. Теперь же нас воспринимают как разваливающуюся, полуазиатскую, криминализованную и агрессивную страну.

     Даже во времена СССР иностранцы не забывали, что Россия – родина Достоевского и Чайковского

     Особенно неприятно, когда такие настроения бытуют в республиках бывшего СССР, еще недавно составлявших с нами единое государство. Получается, что силам, которые в этих постсоветских странах выступают за сотрудничество с Россией в идеологическом плане, практически не на что опереться (если это, конечно, не бывшие и нынешние коммунисты) – у них нет культурной почвы под ногами. Между тем мы многое бы изменили, если бы внесли новое содержание в такие образы, как «Восточная Европа» и «византийская ойкумена» (это способствовало бы налаживанию связей с Украиной и славянскими государствами Европы), «Северная Европа» и «балтийская цивилизация» (это создало бы почву для нормализации отношений с прибалтийскими государствами и расширило бы социальную базу пророссийских сил), «евразийское пространство» (это бы привлекло на нашу сторону политические элиты в странах Центральной Азии).

ОСОЗНАТЬ СЕБЯ
     Впрочем, было бы неверным считать, что полноценный образ России требуется только для «культурного экспорта», рассчитанного на заграницу. Не меньше, чем внешнему миру, эти представления нужны и нам самим. Для того чтобы мобилизовать все имеющиеся в обществе духовные и социальные возможности, нужно заново осознать, в чем состоит мировая миссия России, какова наша роль во взаимоотношениях с соседями, где находятся наши цивилизационные истоки. Траектория движения к «идеальному будущему» станет ясна лишь тогда, когда мы сами определим свое место в мире и сумеем до конца понять цель и смысл нашего исторического пути.

Александр Рудаков

По материалам сайта "Русский предприниматель"
 


[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com