|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Россия / Экономика, промышленность, бизнес / БИЗНЕС И НРАВСТВЕННОСТЬ / Нравственность и бизнес. |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
НРАВСТВЕННОСТЬ И БИЗНЕС
09 февраля 2006 г. В.Р. Легойда: Здравствуйте, уважаемые друзья! В эфире «Русский час» с журналом «Фома», в студии – Владимир Легойда. Е.Г. Катаева: Здравствуйте!
В.Р. Легойда: И – Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих компаний «АссоНефть». Здравствуйте, Елена Валентиновна! В.Р. Легойда: Это откровенно! (смеется) Е.Г. Катаева: Мы имеем очень много общего в точке зрения на происходящее. И второе – что она затронула вопрос о Кодексе нравственных правил. Я, конечно, к этому отношусь немножко пристрастно, как один из соавторов. Мне очень приятно, что кто-то еще об этом помнит. Но я сразу хочу сказать, что мы это писали, вне всякого сомнения, не как практическое руководство к действию, а как некий идеальный образец того, к чему нужно было бы идти, с нашей точки зрения, но что вряд ли когда-нибудь реализуется стопроцентно. А то, что этот документ не получил широкого распространения… Ну, он сейчас, конечно, не в духе времени! Но будем надеяться, что дух времени будет меняться. В.Р. Легойда: Будем надеяться, что будет меняться! Елена Георгиевна, спасибо большое! Я надеюсь, что мы еще не раз увидим вас в нашей студии. Е.Г. Катаева: Спасибо вам! (уходит) В.Р. Легойда: Елена Валентиновна, а как вы думаете, каковы здесь пределы нравственного совершенствования и насколько мы можем ждать изменения общей ситуации? Е.В. Корзун: Вы знаете, очень интересная такая конструкция получается в отношении темы «Нравственность и бизнес». Вот первое: основная цель бизнеса – максимальное извлечение прибыли. Кто вращается в экономических отношениях? Ведь не товары, не ценные бумаги, не акции, не другие какие-то неодушевленные предметы. Общаются люди, вращаются люди. Значит, все экономические отношения – это отношения между людьми. Какие отношения могут быть между людьми без этики, нравственности, каких-то моральных критериев? И в основном-то весь бизнес – он нравственный! Почему иногда ложь, жульничество, воровство дают какие-то огромные дивиденды? Да потому что это форс-мажорная ситуация для бизнеса, и она вот в этом своем колебании вниз или вверх дает больший дивиденд. А вообще, на самом деле, бизнес, это максимальное извлечение прибыли – это нормальные межчеловеческие отношения с установившимися, внятными правилами игры. Ведь смотрите: чего боится предприниматель? Когда предприниматель не переступает грань каких-то своих моральных правил? Когда он боится чего-то. Вот чего можно бояться? Бояться можно физически потерять бизнес. В.Р. Легойда: Ну, что не получится что-то. Кто-то окажется хитрее… Е.В. Корзун: Да. Вот почему, скажем, не врут? Боятся потерять свой бизнес, боятся нарваться на недобросовестного партнера и в итоге потерять прибыль. А ведь еще можно бояться говорить неправду. То есть здесь бы я и назвала ограничение вот того, не буду говорить в процентах, сегмента поведения аморального, не нравственного. Он всегда будет, но именно как погрешность, как исключение из правил, которые существуют. А грань – это когда человек боится преступить свои собственные моральные пределы. Вот говорить неправду, врать - лично для себя, внутри себя. И тут уже не прибыль, не деньги, а здесь именно совесть. В.Р. Легойда: Елена Валентиновна, я понимаю, что наивно ожидать точного ответа. Но по опыту работы, по опыту общения с разными людьми, как вы думаете, каков сегодня процент людей, у которых есть этот внутренний голос, который их останавливает от лжи, от каких-то нехороших поступков в бизнесе? Сколько таких бизнесменов в нашей стране? Е.В. Корзун: Ну, у меня сектор общения очень специфический, я говорила про нашу работу. Господь милостив: я попала работать в такой сектор, где очень высок процент действительно нравственных бизнесменов. Может быть, потому что «малыши», малый бизнес, будь они в нефтянке или в ларьке, – это действительно специфическая область. Здесь нет экономики масштаба, когда крышу сносит просто от объемов. Это всегда маленький хозяин, который живет в ладу с самим собой и заботится о своей буренке, скважине, магазине и т.д. Вот в нашем секторе этот процент достаточно высок, и не задерживаются хозяева, которые приходят просто для продажи и перекупки компаний. И если по нашему сектору судить, движение вперед есть. В.Р. Легойда: Ну, дай Бог! Очень хочется закончить на такой ноте! (смеются) Студентка:: Елена Валентиновна, для директора Российского фонда помощи Льва Амбиндера бизнесом является благотворительность. Через газету «Коммерсант» он собирает миллионы долларов, спасая жизни детей с врожденными пороками. Эти деньги дают как частные лица, так и компании. Льву Амбиндеру неважно, дает ли компания деньги из благих побуждений или лишь в качестве прикрытия отмывания денег, продажи оружия… С вашей точки зрения, это нравственно, такой бизнес? Е.В. Корзун: Парадигма: нравственно помогать, деньги не пахнут, на них не написано, откуда они и какое у них происхождение. А человеческая жизнь порой зависит от одной секунды. И пришедшие на помощь деньги – это спасенная человеческая жизнь. Это то, чем даровал нас Господь, и высшей ценности, чем человеческая жизнь, нет. Поэтому порой мне кажется, что при таком расставлении всех точек над «и» – нравственно, безнравственно – всегда надо смотреть на главное: спасен человек, помогли женщине, помогли старику – и благо. И потом, что значит - отмывание, не отмывание? Ведь деньги отдать, когда они заработаны, – это поступок. И ты ведь это делаешь порой анонимно. Вот мы ходим в храм. Люди совершенно тихо, спокойно это делают, без пафоса, без какой-либо паблисити для себя. Просто по велению совести. Вот это и есть уже процесс очищения, вот уже кровь стала чиститься в стране. Ну, мне очень хочется в это верить! Семинарист: Мне в связи с вашим ответом вспомнился евангельский сюжет про Закхея-мытаря. Ведь он не получал зарплату, Закхей-мытарь, он промышлял тем, что он брал больший налог, чем было положено для Римской Империи. И вспомним, как Христос Своим словом на него повлиял. Про те деньги, которые он неправедно собрал, помните, как он ответил? «Я четырежды больше отдам». Как действительно слово Христа на него повлияло! Можно считать, что он тоже был бизнесменом, это его было занятие. Он просто грабил, а потом отдал. В.Р. Легойда: Ну, я надеюсь, что после этого он перестал собирать четырежды больше. (смеется) Вот дилемма-то какая! Семинарист: Он четырежды больше отдал и последовал за Христом, за Его словами. А к вам у меня такой вопрос: как все-таки сочетается в вашем бизнесе ваша нравственность и само занятие. Е.В. Корзун: Ну, если говорить о моем бизнесе, то мне очень повезло, потому что на самом деле я руковожу Ассоциацией, которая объединяет малые нефтяные компании. И вся наша деятельность - а я уже двенадцать лет работаю в этой Ассоциации - направлена на защиту и продвижение интересов этой группы предприятий. В свое время мы начинали говорить об этих компаниях, предупреждать власть, правительство, что нельзя укрупнять сектор до господства монополий, которые потом будут диктовать условия, правила игры на этом рынке. И у нас был очень интересный случай. Однажды - это было года четыре назад, наверное, или пять - мы выступали на большой конференции, посвященной проблемам малого и крупного бизнеса, которую вели Евгений Максимович Примаков и Аркадий Иванович Вольский, тогда еще руководитель РСПП. И так получилось, что сначала выступал Ходорковский, а потом я. И Михаил Борисович, он же прекрасный оратор, хороший полемик, он доказывал, что в России должны быть две-три крупные частные, большие транснациональные нефтяные компании, и только тогда Россия сможет получить все максимальные конкурентные преимущества от своей нефти. И настолько это меня, мою гражданскую позицию задело, что я вышла на трибуну и сказала: «Хочу сразу ответить Михаилу Борисовичу. Уж если говорить о двух-трех частных, то пусть лучше будет одна государственная компания и очень много малых независимых производителей нефти!» Поэтому в этом смысле мне очень легко жить самой с собой в ладу на работе. А с другой стороны, когда видишь многое, понимаешь многое, присутствуешь на высоких совещаниях, не всегда получается промолчать, но не всегда получается и сказать то, что думаешь. Ну, вот… каюсь потом на исповеди батюшке. В.Р. Легойда: Елена Валентиновна, а как вы думаете, деньги, которые чаще всего ассоциируются именно с бизнесом, – это вообще что? Это крест, это дар, может быть, еще что-то? Как вы для себя отвечаете на этот вопрос? Ну, я имею в виду, конечно, не три рубля… Е.В. Корзун: Деньги – это кровь экономики, это инструмент производственного процесса. В.Р. Легойда: Я имею в виду, в личном измерении. Для человека деньги – это что? Это всегда испытание? Вот Елена Георгиевна сегодня говорила, что, когда есть деньги, то всегда появляется некая возможность, что это подпитка гордыни. Такая у нее мысль интересная прозвучала, что большие деньги – всегда подпитка гордыни. Е.В. Корзун: Помните, как писал Антон Павлович Чехов: «Ничто не унижает так человека, как бедность»? И еще мне очень нравится реклама, которая одно время висела на улицах Москвы: «Меньше тратить? Нет – больше зарабатывать!» Понимаете, деньги – это то, что дает человеку внутреннюю свободу. Ведь когда человек беден, он унижен в какой-то степени. Это нехорошо, общество должно быть богато. Богато не для потребления бесконечного: пять шуб не наденешь, три обеда не съешь. А для совершенствования себя. И когда у вас есть деньги, вы можете это себе позволить. Вот у нас интересная такая традиция в семье: мы каждый Новый год придумываем какую-то тему и ее разыгрываем с нашими друзьями. В этом году мы придумали тему – «Мечта». Ведь вспомните, мы раньше о чем мечтали? Съездить в Италию, посмотреть галерею Уффици. Извиняюсь, купить кроссовки ребенку или позволить себе какой-то отдых. О чем мы сейчас мечтаем? Общество стало богаче, и мы уже многое можем себе позволить. С другой стороны, конечно, деньги – это искушение. И если убить человека стоит несколько сотен «зеленых» - это болезнь. В.Р. Легойда: Я, с вашего позволения, вам цитатой на цитату. Вот мне очень нравятся слова Фаины Раневской. Она говорила: «Никогда не понимала: люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства». Ведь все богатыми не станут. Как бы лучше мы ни начинали жить, наверное, всегда останутся люди, для которых мечта посетить галерею Уфиццы останется несбыточной. Е.В. Корзун: Да, но, опять возвращаясь к моему тезису о государстве, все-таки во многом вопрос среднестатистического экономического уровня жизни населения определяется планкой, которую выводит, извините, правительство Российской Федерации. И для меня это болезненная тема, потому что тот стабилизационный фонд, который создали на деньги наших нефтяников, - фактически обескровив для дальнейших инвестиций, вложений самую главную бюджетообразующую отрасль, - используется совершенно не так, как нам, гражданам, хотелось бы. Вот как в Саудовской Аравии? Ну, всем богаты – есть та же нефть! И все было бы, если бы была задана какая-то планка, чтобы люди жили достойно. Ведь понимаете, вопрос стыда за бедность – это недостойная жизнь. А что касается стыда за богатство, опять-таки, - это моральные устои общества. Каждый это решает для себя. На своем примере могу сказать, что так случилось в нашей жизни, что мы купили загородный дом и оказались в компании, мягко говоря, своеобразной. Мы его продали, причем я даже не пожалела ни секунды, что мы оттуда уехали! В.Р. Легойда: Именно из-за окружения? Е.В. Корзун: Именно из-за окружения, потому что там как раз не стыдились своего богатства. А мне бы не хотелось объяснять своим друзьям, которые приезжали бы ко мне в гости: «Ребята, это не мой забор, это не мой телохранитель, это не моя охрана. Мы вообще ничего из бюджета не воровали!» Поэтому каждый выбирает опять-таки сам. Но, с другой стороны, нормальное, достойное количество денег действительно дает возможность и детей по-другому воспитывать, и учить их по-другому, и помогать людям. Понимаете, это же огромная радость и счастье, когда у тебя есть возможность вот просто так взять и помочь человеку. Деньгами, я имею в виду. У меня тоже был случай несколько лет назад на работе. Вдруг звонок в дверь, стоят два мальчика-семинариста. Я говорю: «Кто вас к нам прислал? Откуда вы?» У нас на двери написано, что мы некоммерческая организация. А пост как раз. Мне секретарь говорит: «Да ладно, Елена Валентиновна! У них пост, мы их сейчас чайком напоим, чего-нибудь дадим им постненького». Они сели на кухне и говорят: «Ну надо же – к своим попали!» (все смеются) И это было так здорово! Когда есть возможность просто взять и помочь - это же ни с чем не сравнимое удовольствие! Поэтому деньги – это хорошо! В.Р. Легойда: У нас еще есть вопросы. Семинарист: У меня вопрос! В.Р. Легойда: По поводу семинаристов? (смеется) Семинарист: Нет, не по поводу семинаристов. А сколько таких бизнесменов, которые готовы вкладывать деньги и вообще средства в будущее? В будущее не только своей семьи, но и в будущее Родины, страны, в которой они живут? Сколько таких бизнесменов есть в России? Е.В. Корзун: Ну, я не могу вам сказать в процентном или количественном отношении. Мы очень дружны с монахами Данилова монастыря, как-то исторически так сложилось. И вокруг Данилова монастыря есть общество православных христиан, их довольно много, и там есть достаточно серьезные и громкие фамилии. Люди просто приходят и помогают. И такое движение есть, оно, мне кажется, в русской ментальности. Просто государству надо аккуратненько это дело пропагандировать, как-то стимулировать… Я скажу банальность, но это так. Мы же видим в тех же СМИ абсолютную противоположность. Ну ведь это же просто мрак, что навязываются обществу, какие моральные устои, какие нравственные и поведенческие стереотипы насаждаются! Семинарист: А каким образом можно стимулировать? Говорить, что нужно отдать десятину? Е.В. Корзун: А почему нет? Я же вам сказала, что отдавать – это очень приятно на самом деле! Семинарист: Я с вами согласен в этом отношении. (все смеются) Но сколько нас - таких, которым приятно? Е.В. Корзун: Вот смотрите. Я в храме наблюдаю: приходят люди, просто ставят свечи. Они не стоят службу, они не читают молитвы. Они даже и близко не понимают, что и как, но они ставят свечи, уходят и говорят: «Я в храме был, свечку поставил!» Уже что-то такое, какое-то движение души было. И когда батюшка нам говорит: «десятину – в храм», - то что в этом плохого? Семинарист: Плохого здесь нет. Абсолютно ничего плохого! (смеется) В.Р. Легойда: Просто у будущего пастыря конкретно практический вопрос! (все смеются) Семинарист: Нет, понимаете, был недавно такой случай. Пришли новообращенные из секты адвентистов Седьмого Дня. А у них там очень строго: каждый отдает десятину того, что он заработал. И они пришли в храм на свечной ящик и говорят: «А где нам можно оставить деньги?» «Ну, вы можете пожертвовать здесь». Они положили тысяч двадцать. «Это, говорят, наша десятина». Наши православные развели руками. У нас таких традиций нет, а вот они принесли свои традиции - и оставили деньги. Е.В. Корзун: Нет, никакого жесткого урегулирования, бесспорно, быть не должно. Студент:: Я - экономист и исследовал очень многие, прежде всего, американские корпорации. Я пытался понять, как люди заработали такие деньги, как они создали такое колоссальное производство. И пришел к такому выводу: много-много работая. Даже формулу нашел такую: «Работай по четырнадцать часов в день семь дней в неделю – вот рецепт успеха». Капитал – ведь это тоже труд, который, потрудившись, теперь можно на что-то потратить. И капитализм, как идеология, основывается на труде, на большом количестве очень хорошей и качественной работы. Вот у меня вопрос: можно ли в сегодняшней России, очень много и хорошо работая, заработать деньги? Или это будет работа впустую? В.Р. Легойда: Очень хороший вопрос! Вот отвечайте теперь, Елена Валентиновна! Е.В. Корзун: (вздыхает) Ну, бесспорно, все богатства, которые сложились в России в 90-е годы, прошли понятно какой период – залоговых аукционов. Поэтому нельзя сказать, что они были заработаны трудом. Но вы посмотрите, какая интересная тенденция наметилась сейчас, уже к 2005-2006 году. Ведь набрать такое богатство или, грубо говоря, хапнуть, отпилить от государственного куска – это одно. Но сохранить его и управлять им – это совсем другое. Из тех бизнесменов, которые это начинали, остались буквально единицы, их на десяти пальцах пересчитать можно. И они изменились, эти люди. Все-таки экономика, большие деньги и большие производства убирают, удаляют людей, не способных этим управлять. Что касается «заработать большие деньги», не знаю, но вот я, например, – член президиума такой организации как «Опора России». Это организация малого и среднего бизнеса. Я просто прихожу окрыленная порой после наших совещаний. Какие талантливые молодые ребята, которые просто по крупицам складывали свой бизнес в совершенно разных отраслях, и достаточно большие и успешные компании получились! Один вот – Корочкин, компания «Русский огород», начинал вообще с торговли семенами, а сейчас это большое производственное объединение. Да я могу про них рассказывать про всех, это удивительно - вот этот малый и средний бизнес! Я считаю, что да, можно. Студент: Елена Валентиновна, мы сегодня в нашей передаче говорим о бизнесе как об успехе и о богатстве. Но ведь бизнесмен может быть неудачливым. Неудачливому бизнесмену легче быть нравственным, чем удачливому? Е.В. Корзун: Да нет, это вообще как-то странно сопоставлять! Кому легче быть нравственным: высокому или толстому? Что значит, удачливый он или неудачливый? Бизнес – это всегда риск. Ты можешь и пролететь, ты можешь быть в прибыли, это порой даже не от тебя самого зависит, а от того, как складывается конъюнктура. Ты, конечно, должен просчитывать стратегию развития. Но вообще неудачливые люди, мне кажется, - не то что менее нравственные или моральные, но они… В.Р. Легойда: А почему? Простите, что я вас перебиваю. Разве какие-то испытания – а неудача в бизнесе это всегда испытание, – разве они не подвигают человека к размышлениям, к какому-то переосмыслению жизни? Я так понял вопрос. Может быть, давайте чуть-чуть его переформулируем: может ли неуспех в бизнесе стать толчком к какому-то моральному росту? Е.В. Корзун: Вполне. Но и любое испытание может быть таким толчком: и болезнь, и утраты, и какие-то разочарования в жизни. Любые стрессовые ситуации всегда могут стать толчком для морального роста. Конечно, в теплом климате на плодородной почве, где не надо трудиться – воткнешь, и оно уже все цветет, - там, конечно, больше возможностей для распространения болезней и заразы, чем в суровом, холодном месте, где надо все время трудиться. Но неудача в бизнесе – это как бы один из факторов, испытаний, так скажем. В.Р. Легойда: Мы несколько раз эту тему поднимали, но мне кажется, что сложно ее как-то закрыть или описать одной фразой. Вопрос вот какой. Все-таки есть, как мы уже говорили, специфика той или иной профессии. Я помню, была неформальная встреча бизнесменов и духовенства. Мы общались. Там был один из профессоров Московской духовной академии. «Что вы так переживаете? – говорил он переживающим бизнесменам. – Главное - для вас лично не совершать каких-то плохих поступков. Ну, вот у вас такая профессия, ничего плохого в вашей профессии нет». То есть говорил он почти то же, что мы с вами сегодня уже говорили. Но я отчетливо запомнил выступление одного бизнесмена, который сказал: «Понимаете, не получится так, как вы рассказываете. Бизнес – это ежедневный бокс. И если ты выходишь на ринг с мыслью о том, как бы сейчас ударить соперника, но не больно, то ты скорее всего проиграешь. И никакого другого решения проблемы здесь нет: это всегда борьба». Вы, безусловно, правильно сказали, что цель бизнеса – получение прибыли. Но прибыль получаешь тогда, когда ты опережаешь конкурента. То есть ты всегда борешься и должен всегда побеждать своих конкурентов. И это всегда останется некой моральной проблемой. Вы согласны с этим утверждением? Е.В. Корзун: Конечно, бизнес – это всегда конкуренция. Это всегда очень жесткая конкурентная борьба со своими коллегами. Да, это борьба за рынки. Деньги – это вообще всегда трудный и жесткий процесс. Но мы же говорим о нравственности как о невозможности преступления каких-то своих внутренних правил. Можно убить для того, чтобы получить какой-то завод или рынок сбыта. Сделаешь ты это, перейдешь ты этот Рубикон или нет? И стоит ли переходить этот Рубикон для достижения своей цели, оправдывает цель средства или нет? Вот если все-таки в бизнес-сообществе люди начнут над этими вопросами задумываться… Помните, как писал Маркс: «Я выиграл как продавец, но проиграл как покупатель». Сегодня ты – а завтра тебя, есть эта цепочка взаимосвязей. Как учит христианство: «Возлюби ближнего как самого себя». Поступай с ближним так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Эти цепочки должны складываться и рождаться. А то, что ты просчитываешь партию на четыре-пять ходов вперед – это и есть искусство бизнесмена, предпринимателя выживать и теснить своих конкурентов. А как иначе? И компании разоряются, и предприятия поглощаются… Сейчас сокращается количество малых компаний, потому что они поглощаются более крупными холдингами. Меня часто спрашивают, это хорошо или плохо? Это нормально, это рынок! А когда были недружественные поглощения – когда перекрывали подходы к месторождениям, когда был просто вооруженный захват компаний, – вот это был аморальный бизнес. А то, что складываются такие ситуации и обстоятельства на рынке, когда компании продаются или поглощаются, - это бизнес. Понятно, о чем я, да? В.Р. Легойда: Да. Е.В. Корзун: Есть какая-то грань, которую каждый человек должен для себя провести и постараться через нее не переступить. И помнить, что сегодня ты – а завтра точно так же тебя. В.Р. Легойда: Спасибо большое, Елена Валентиновна, что вы смогли сегодня прийти к нам! Спасибо, дорогие коллеги! (зрителям) Дорогие друзья, мы говорили сегодня о сложной теме – «Нравственность и бизнес». Не буду врать, вот лично у меня ясности в мыслях полной нет. Но, может быть, это естественно. Может быть, это и не так важно, главное – чтобы была ясность в сердце? По материалам сайта журнала "Фома"
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |