Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Наука и образование / ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / Преодолеть инерцию безбожных лет. Интервью с архиепископом Верейским Евгением ректором Московской духовной академии и семинарии, председателем учебного комитета Русской Православной Церкви.

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

ПРЕОДОЛЕТЬ ИНЕРЦИЮ БЕЗБОЖНЫХ ЛЕТ

 
     Интервью с архиепископом Верейским Евгением, ректором Московской духовной академии и семинарии, председателем учебного комитета Русской Православной Церкви

-- Владыка! Московская духовная академия -- старейшее высшее учебное заведение России. Не могли бы вы сказать несколько слов о ее образовательных традициях.
 
- Действительно, наше учебное заведение было основано в 1685 году. Тогда оно называлось Славяно-греко-латинской академией. В то время там изучались не только богословские, но и общеобразовательные дисциплины. Из стен академии вышли многие выдающиеся деятели русской культуры, в том числе Михаил Васильевич Ломоносов, один из создателей Московского университета. С 1814 года академия носит свое нынешнее название и располагается в Троице-Сергиевой лавре. То, что наше учебное заведение находится в духовном центре Православия, я считаю серьезным преимуществом. Наши студенты имеют реальную возможность соприкоснуться с внутренней, сокровенной жизнью главного монастыря России. Через участие в богослужении, беседы с духовниками они могут приобщиться к опыту Церкви, накопленному в монастыре.
     В годы советской власти сохранившиеся церковные учебные заведения существовали в очень жестких рамках, которые определило для них атеистическое государство. Было установлено множество ограничений. Любой человек, поступивший в православную семинарию или академию, автоматически превращался в изгоя общества. Однако и в этих тяжелейших условиях академия и семинария были мостиками, связывающими нас с дореволюционной системой образования.
     Сейчас наступила новая историческая эпоха. Духовные школы необходимо вывести из изоляции. Поэтому проводятся реформы церковных учебных заведений. Но, как говорит Святейший Патриарх, это должна быть именно реформа, а не революция. Мы должны сохранить лучшее из традиций православного образования.
 
     -- За границей некоторые ведущие светские учебные заведения созданы христианскими организациями, прежде всего Римско-католической церковью. Ярким примером тут является основанная иезуитами во Франции ESSEC (Высшая школа экономических и коммерческих наук) -- одна из лучших бизнес-школ мира. Возможен ли у нас подобный опыт подготовки высококвалифицированных светских специалистов при участии Православной Церкви?
 
     - Мы начали работать в этом направлении. Появились церковные институты и университеты, где готовят православных педагогов, историков, юристов, экономистов. Есть небольшой опыт создания специальных курсов духовного образования для предпринимателей. Причем это была инициатива с их стороны. Вообще я бы сказал, что нужно ставить бизнес и коммерцию на духовное основание. Очень важно, чтобы деловые люди имели нравственные и духовные корни, чтобы в своей повседневной деятельности они руководствовались евангельскими принципами. И наше государство само должно быть заинтересовано в появлении православных предпринимателей (если, конечно, оно хочет, чтобы экономика развивалась и имела нравственное измерение).
 
     -- Основу нынешнего образования в России составляет государственная система. За десятилетия безбожия Церковь была полностью отрезана от школы. Во многом такое положение сохраняется и сейчас.
 
     - Да, и наша задача если не войти, то максимально подойти к государственной системе образования, наладить с ней сотрудничество. Но при этом нельзя забывать свое лицо и традиции. Государственная система образования имеет серьезный опыт и большие достижения. Но сложность в том, что проблема воспитания в этой системе практически не ставится. Об этом говорят и президент России, и другие высокопоставленные чиновники. Однако в недавно принятых государством документах - доктрине и концепции модернизации образования - духовно-нравственная сторона опять была оставлена без внимания. Образование снова сводится исключительно к получению учащимся знаний. Но что будет, если человек потеряет нравственные ориентиры? Представьте себе безнравственного врача, безнравственного учителя: они получили хорошее образование, усвоили колоссальный объем знаний, но как станут использовать эти знания?
 
     С другой стороны, действительно, за годы безбожия Церковь была полностью отрезана от государственной образовательной системы. А сами верующие вынуждены были получать в государственных учебных заведениях то образование, которое в области мировоззрения противоречило их убеждениям. В результате получается, что православные родители, являясь такими же налогоплательщиками, как и атеисты, не могут дать своим детям то образование, которое считают необходимым. Огромную роль здесь играет инерция десятилетий атеистического режима.
 
     Итак, предстоит большая работа, чтобы как-то войти в государственную систему образования, участвовать в ней в тех или иных формах. Но с тем же курсом "Основ православной культуры" это пока не очень удается: налицо большое сопротивление.
 
     -- А если говорить о системе преподавания в целом? Ведь ученик может один час в неделю изучать "Основы православной культуры", а весь остальной курс будет учить его совершенно другому, диаметрально противоположному по нравственной сути.
 
     - Это так. Нам говорят: "У вас ведь есть воскресные школы". Но часто бывает, что в остальные дни недели ребенка в общеобразовательной школе учат совершенно в другом духе и в итоге он сталкивается с серьезными мировоззренческими противоречиями. Это весьма серьезный вопрос. В том же Свято-Тихоновском богословском институте, в других православных центрах кое-что сделано, чтобы "одухотворить" государственную систему образования. Но работа здесь предстоит очень большая, и она осложняется тем, что за семь десятилетий безбожия сама Церковь была чрезвычайно ослаблена, в том числе в кадровом отношении. Тут требуется встречное движение: как со стороны Церкви, так и со стороны государства и общества.
 
     -- Владыка, хотелось бы услышать несколько слов на тему "Предприниматели и образование". Вспомним, что в прежней России весь образ жизни русского купечества был связан с Православием. Большая часть храмов и учебных заведений построена на средства купцов. Но этот уклад, православный образ жизни был почти полностью разрушен…
 
     Сегодня многие предприниматели тоже готовы строить и восстанавливать храмы, вкладывать средства туда, где не будет конкретной прибыли. В самом деле, какую можно получить прибыль от вложений в образование и воспитание? Сиюминутно - никакую, ведь это не коммерческая сделка. Здесь прибыль обнаружит себя в последующих поколениях, в тех молодых людях, которые воспримут идеалы Евангелия и станут жить нравственно. Предприниматели, желающие вкладывать деньги в образование, это уже люди, мыслящие широкомасштабно, я бы сказал, государственно. Если же представители отечественной деловой элиты пойдут по другому пути, то Россия обречена на самое жалкое существование, а возможно, и вообще исчезнет.
 
     Я желаю всем, кому не безразлична судьба нашего Отечества, помощи Божией в их благих начинаниях.

Беседу вел Дмитрий Добровольский

УРОКИ РЕЛИГИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Что говорит по этому поводу российское законодательство

     Во второй статье Закона РФ "Об образовании" закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Однако данный принцип вовсе не налагает запрета на религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, в том числе в школах. Например, в пункте 4 статьи 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" говорится: "По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы".
 
     Более детально эта процедура решения вопроса о религиозном образовании в государственной школе закреплена в письме Министерства образования РФ от 4.06.99. № 14-53-281ин/14-04.
 
     Согласно данному документу, для решения этого вопроса требуется заявление родителей школьников в том случае, если они не достигли 14 лет. В заявлении помимо просьбы родителей фиксируется согласие самого ребенка на обучение религии. В соответствии с законом ребенок старше 14 лет может самостоятельно решать вопрос о своем отношении к вероисповеданию. В связи с этим он вправе оформить свою просьбу о религиозном обучении в виде приложения к заявлению родителей (законных представителей) или в виде самостоятельного заявления. Такие заявления оформляются на имя администрации образовательного учреждения и рассматриваются органом школьного самоуправления (совет школы, попечительский совет или иной орган, записанный в учредительных документах школы).
 
     Важно отметить, что для решения вопроса о религиозном образовании в заявлениях родителей или детей должно содержаться указание на ту религиозную организацию, которая будет заниматься религиозным обучением. В свою очередь, руководитель или полномочный представитель этой организации должен приложить к заявлениям свое ходатайство. К нему также должны быть приложены копии устава и свидетельства о государственной регистрации этой религиозной организации. Последнее требование существует для того, чтобы оградить школу от вторжения нетрадиционных религиозных объединений (сект).
Ксения Чернега,
кандидат юридических наук, кафедра гражданского и семейного права МГЮА
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com