Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Наука и образование / ЭТНОГРАФИЯ / Об этнониме «татары». П. В. Густерин

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел летний номер № 55 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Об этнониме «татары»  
 
Впервые этноним «татары» появился среди монгольских племен, кочевавших в VIII–IX вв. к юго-востоку от Байкала. Этнограф Петербургской Академии наук, научный сотрудник Музея антропологии и этнографии Л.Я. Штернберг в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона привел мнение некоторых исследователей, которые полагали, что слово «татары» происходит от тунгусского “ta-ta” — «тащить, тянуть», то есть натягивать тетиву. Поэтому слово «татар» могло означать «стрелок из лука». [1]
 
Сам Штернберг считает, что оно, вероятнее, китайского происхождения: китайские летописи IX в. обозначают татар двумя знаками, которые можно читать «та-та», или «та-дзе» — термин, которым китайцы называли племена Приамурского и Уссурийского края: гольдов, нивхов, орочей (за частью последних закрепилось название «тацзы», или «тазы»). Французский востоковед Жан-Пьер-Абель Ремюза в своем труде “Recherches sur les langues tatares” («Исследование татарского языка»), изданном в Париже в 1820 г., пишет, что в некоторых китайских диалектах, имеющих звук, близкий к «р», слово «та-та» произносилось и как «тартар». Такое же двойное название встречается у арабских и персидских историков.
 
В любом случае, китайские историки термином «та-та» обозначали также монголов и тунгусов, причем специально этим именем называлось отдельное монгольское племя, жившее в Инь-Шане, по берегам северного изгиба Хуанхэ. Это последнее составляло часть племени мо-го, жившего к северо-востоку от Китая. Побежденное в 824 г. тунгусским племенем киданей, племя та-та отчасти подчинилось им, отчасти восточным монголам, а отчасти двинулось на юго-восток через пустыню Гоби и заняло Тянь-Шань. Эта часть племени (собственно татары) сначала мирно жила бок о бок с китайцами, подчинившись им в эпоху Ляо (X–XII вв.), но впоследствии стала своими набегами наводить ужас на Китайскую империю.
 
В конце концов, китайцы стали называть именем «татары» и все кочевые нарды, которые тревожили границы и владения Китая. После завоеваний Чингисхана, мать которого была из татарского племени, все племена, завоеванные им (монголы и собственно татары), приняли общее название «татары».
 
В 40-х годах XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия название «татары» стало известно в Европе. На завоеванной части Восточной Европы, населенной в том числе и тюркскими племенами — половцами и др., название «татары» было перенесено с покорителей-монголов на тюркские народности царств и ханств, вновь образовавшихся на Волге, Кавказе, в Крыму, Сибири и др. «Исходя из собирательного значения термина “татары”, средневековые историки рассматривали монголов как часть татар, так как до XII в. гегемония среди племен Восточной Монголии принадлежала именно последним. В XIII в. татар стали рассматривать как часть монголов в том же широком смысле слова, причем название “татары” в Азии исчезло, зато так стали называть себя поволжские тюрки, подданные Золотой Орды» [2].
 
Немногочисленность состава татаро-монгольских завоевателей привела к тому, что монгольский элемент и монгольский язык совершенно были поглощены тюркскими, но имя «татары», тем не менее, сохранилось, несмотря на распад монгольских государств. Здесь напрашивается аналогия между цепочками «варяги — русь — восточные славяне» и «монголы — татары — поволжские тюрки» с той лишь разницей, что русь не завоевывали восточных славян.
 
Современные российские исследователи также приводят интересные сведения: «В XIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена (в том числе тюркские), называвшиеся “татары”. В XIII–XIV веках в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним “татары”. Европейские народы, русские и некоторые крупные азиатские народы называли “татарами” население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима “татары”. После падения ханств термин был перенесен и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств “татарами”» [3].
 
В XV–XIX вв. русские источники словом «татары» называют многие тюркоязычные этносы — азербайджанцев, народности Северного Кавказа, Крыма, Поволжья, Средней Азии и Сибири, в том числе астраханских, казанских, крымских и сибирских татар. [4]
 
Штернберг в ЭСБЕ сообщает, что на Западе термином «татары» еще в XIX в. называли совершенно разные по языку и расовым признакам народы — монголов, тибетцев, тунгусов, тюрков. Так, Татарский пролив получил свое название вследствие того, что французский мореплаватель Жан-Франсуа Лаперуз счел обнаруженных им в 1787 г. на берегах этого пролива жителей — нивхов и орочей — народами татарского происхождения. В Европе Монголию до XIX в. называли Татарией. Ремюза в названном исследовании рассматривает маньчжур, монголов, тибетцев и тюрков как народы, имеющие общее татарское происхождение.
 
В науке в конце XIX в. этноним «татары» по отношению к монголо-тибетским и тунгусо-маньчжурским народностям перестал употребляться. Он остался лишь за теми тюркскими по языку народами, которые в настоящее время большей частью проживают на территории России, и за которыми он сохранился исторически. «В условиях формирования этноса (во 2-й половине XIX – начале XX вв.) у татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами» [5].
 
«Как имя определенного народа слово “татары” применяется только по отношению к тюркоязычному населению Поволжья (от Казани до Астрахани), Крыма и части Сибири; поэтому в изданном в 1927 г. Списке народностей СССР крымские татары, волжские татары, касимовские татары и тобольские татары названы как отдельные народности, и, кроме того, еще белорусские татары, предки которых были уведены в плен из Крыма в Польшу; они приняли белорусский язык, но остались верны исламу…» [6].
 
Этноним «татары» закрепился как общий этноним татар в отличие от тюркских народов, носящих другие исторические названия — балкарцы, башкиры, карачаевцы, кумыки, ногайцы и др.
 
Научный сотрудник Российского института стратегических исследований   
Материал прислан автором порталу Россия в красках 29 мая 2013 г.
Примечания
 
 
[1] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXXIV (67). СПб., 1902, с. 347–350.
[2] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 2006, с. 408–409.
[3] Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1999, с. 516.
[4] Народы России. Т. II. СПб., 1880, с. 121; Татары. Серия «Народы и культуры». М., 2001, с. 11–15.
[5] Народы и религии мира, с. 516; ср.: Жуков В.И., Тавадов Г.Т. Большой этнологический словарь. М., 2010, с. 655.
[6] Академик В.В. Бартольд. Сочинения. Т. V. М., 1968, с. 561.  
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com