Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Владимир Кружков (Россия). Австрийский император Франц Иосиф и Россия: от Николая I до Николая II . 100-летию окончания Первой мировой войны посвящается
 
 
 
 
 
 
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»

 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Совесть мозга

Увидеть совесть? Это из области фантастики...

Святослав Медведев: Хотя наука действительно делает сейчас огромные успехи, но мозг остается одной из главных тайн природы, может быть, самой заманчивой. Ученые всегда хотели докопаться, как он устроен, что в нем происходит, когда человек творит, ненавидит, любит и т.д. Несмотря на то, что мозг надежно хранит свои секреты, науке все же удалось понять некоторые его особенности.

Одно из фундаментальных открытий сделано в 1968 году Бехтеревой и Гречиным. Им удалось обнаружить в мозге так называемый детектор ошибок. Суть в следующем. Проснувшись утром, мы планируем поведение на предстоящий день - переговоры, важные встречи и т.п. Все это очень важные для нас вопросы, и они находятся под усиленным контролем сознания. Но одновременно мы одеваемся, застегиваем пуговицы, чистим зубы, наливаем кофе и т.д. Причем выполняем все эти рутинные дела не задумываясь. Почему при этом не ошибаемся? Дело в том, что в мозге записана матрица - "как надо".

РГ: Строчки в ней человек заполняет, исходя из своего предыдущего опыта?

Медведев: Именно так. Скажем, однажды научившись ездить на велосипеде, затем вы крутите педали на автопилоте. Теперь представим, что, убегая на работу, вы забыли выключить чайник или утюг. И где-то по дороге вдруг вас охватывает тревога - что-то не то. Это включается тот самый детектор ошибок, который сигнализирует: между вашими действиями и матрицей "как надо" возникло рассогласование. Такой универсальный механизм предохраняет человека от многих случайных неприятностей.

РГ: А что если ошибка не случайна, а обдуманна? Скажем, мы сознательно говорим неправду. Тогда детектор ошибок молчит и покрывает наши неблаговидные поступки?

Медведев: Нет, все не так. Обман или сокрытие мыслей, хотим мы или не хотим, является неотъемлемой частью нашей жизни. Представьте, если бы мы постоянно говорили только правду. Женщине, что она плохо выглядит, начальнику - что он глуп, и так далее. Мы бы не вылезали из конфликтов с окружающими. Поэтому ложь нужна и во благо, во спасение, из жалости и ради собственной выгоды.

Как же реагирует детектор ошибок, если ложь не просто не случайна, но и выгодна. С моим аспирантом Максимом Киреевым мы провели такое исследование. Регистрировали электроэнцефалограмму испытуемого, когда он играл с компьютером в аналог карточной "веришь - не веришь". Для выигрыша ложь была тактически выгодна и безусловно осознана.

Оказалось, стоило человеку соврать, как примерно через 150-200 миллисекунд на графике появлялся резкий скачок, чего не наблюдалось, если ответ был правдивым. Это результат работы детектора ошибок. Он не мешает лгать, он просто предупреждает, что ответ неправильный.

РГ: А зачем это нужно? Ведь, казалось бы, человек и так знает, что это неправда.

Медведев: А чтобы случайно сам не поверил. Например, он может кого-то убеждать, что рекламируемый товар полезен и вкусен, но самому-то его потреблять - ни боже мой.

Мы пошли дальше - а что происходит, когда человек только собирается солгать. Оказывается, и это проявляется на электроэнцефалограмме. То есть детектор ошибок не мешает человеку совершить неблаговидный поступок, но предупреждает - а вдруг это случайность. Кроме того, он запускает в нас неприятное чувство сомнения - сделано что-то не то. Это и называется муками совести. Мне очень нравится выражение: "Совесть не мешает нам совершать зло. Она мешает нам наслаждаться им".

Резюмируя, можно сказать, что совесть присуща каждому человеку - и взрослому, и ребенку, и примерному члену общества, и преступнику, так как без детектора ошибок наш мозг работать не может.

РГ: По-вашему выходит, что вообще нет бессовестных людей. Но откуда тогда берутся дурные поступки? Может, кто-то умеет подавлять голос совести, или он у него очень слабый?

Медведев: Дело не в этом. Повторяю, совесть - это понятие не абстрактное, а вполне реальный, если хотите, универсальный механизм, которым природа наделила и праведника, и грешника. Правда, есть одна особенность. Мы говорили, что в случае рутинных дел детектор ошибок срабатывает, если между матрицей "как надо" и нашими действиями возникает рассогласование.

Аналогичная матрица существует и для распознавания правды и лжи. Но эти понятия не универсальны. У каждого человека свое представление, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Своя мораль. Она записана в его матрице.

В такой ситуации детектор ошибок лишь фиксирует рассогласование вашей конкретной морали и ваших действий. Скажем, шахид будет переживать, если уничтожит мало неверных. А представьте какого-нибудь Штирлица, вся жизнь которого в тылу врага по чьей-то морали вроде бы сплошной обман. Однако по его представлениям он поступает абсолютно верно. Его будет грызть совесть, если он плохо играет свою роль, наносит врагу мало вреда.

РГ: Если совесть - это явление, так сказать, физиологическое, происходящее в мозгу, то ею, наверное, можно управлять?

Медведев: Мы изучали, как изменится реакция человека, например, под воздействием алкоголя. Результат получился удивительным. Правда и ложь поменялись местами. Детектор ошибок молчал, когда человек врал, и срабатывал, когда говорил правду. Отсюда понятно, почему выпивка поднимает настроение. В норме вы связаны различными ограничениями. Алкоголь их снимает и делает правильным их нарушение - ври сколько душе угодно.

Эту ситуацию иллюстрирует такой анекдот. Монах-буддист поздно ночью пришел в незнакомую деревню. Стучит, дверь открывает молодая женщина. Пущу, если выполнишь одно из моих желаний. Или выпей, или проведи со мной ночь, или зарежь овцу. Монах задумался: "Пить и убивать запрещено, с женщинами - ни-ни". Решил выбрать из трех грехов меньший - выпивку. Выпил. А потом зарезал овцу и провел ночь с хозяйкой.

Кстати, вот вам и пример, почему нельзя водить автомобиль даже после малых доз алкоголя. В норме детектор ошибок отслеживает каждое ваше движение и дает вам сигнал рассогласования, который вы устраняете. После алкоголя, наоборот, вам предпочтительнее совершить ошибку. И если трезвым вы рулите "на автомате", то здесь уже только на сознательном контроле, который и более сложен, и занимает больше времени.
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com