Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Молодежь, дети / ГОСУДАРСТВО, ОБЩЕСТВО, МОЛОДЕЖЬ / Школа-экседиция «Из Новгорода в Киев: путем рождения Руси» / Антон Горский в Изборске, или Добровольцы в «железном городе». Ирина Ахундова

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 52 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура



Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Антон Горский в Изборске, или Добровольцы в «железном городе»

Участники школы-экспедиции «Из Новгорода и Пскова в Киев: путем рождения Руси» посетили Изборск и узнали о 1150-летии зарождения российской государственности

18 июля 2012 года после посещения Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря участники молодежной школы-экспедиции приехали в Изборск, который не раз видели даже те, кто никогда здесь не бывал. Ведь в 1966 году Андрей Тарковский снимал значительная часть фильма «Андрей Рублёв» в Псковской области, в Пскове, Печорах и Изборске.

Во время экскурсии по Изборску ребята осмотрели огороженную крепостными каменными стенами территорию, составляющую 2,4 га (общая протяжённость стен доходит до 850 метров, их толщина – до 3 метров) и, невзирая на дождь, успели набрать «живой воды» из Словенских ключей. Затем на открытой веранде уютного кафе, стилизованного под деревенскую избу, состоялась встреча молодежи с директором государственного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск» Натальей Петровной Дубровской. Владимир Анатольевич Мищенко, вице-президент Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы – организаторов школы-экспедиции, вручил ей небольшие памятные подарки.

«Я рада видеть столько молодых людей в нашем музее. Надеюсь, что у вас появится традиция приезжать в Изборск, ведь существует поверье, что тот, кто хоть раз испил воды из Словенских ключей, обязательно сюда вернется», – сказала она.

Словенские ключи, которые находятся недалеко от Изборской крепости на береговой террасе Городищенского озера, иногда назывались ключами Двенадцати апостолов. Бьют ключи не менее тысячи лет. Однако, происхождение ключей куда более древнее. Св. Серапион Изборский, живший в XVI веке, изображается на иконе стоящим недалеко от двенадцати источников. Первое письменное упоминание о них относится к XVII веку. В первом географическом описании земли Русской сказано, что «от Пскова в тридцати верстах к западу, город Изборск стоит на Словенских ключах».

Из источников карстово-трещинного типа воду можно набирать на территории 3-4-х километров. Вода эта необычная. Проходя через известняк и слои глины, она фильтруется, очищается, но в ней остается много кальция и минеральных солей. Минерализация воды достаточно велика, как и мощность источников, ежесекундно выбрасывающих до четырёх литров воды.

По словам Натальи Петровны, туристический центр, который она возглавляет, – это один из самых молодых музеев-заповедников в нашей стране. Он создан в 1996 году. Сейчас в рамках подготовки к празднику, который будет отмечаться 8-10 сентября 2012 года, здесь идет ремонт дорог, завершается реставрация четырех усадебных домов.

18 сентября 2009 года на заседании Госсовета по культуре в Великом Новгороде губернатор Псковской области Андрей Турчак обратился к Президенту России с предложением придать празднованию 1150-летия основания Изборска государственный статус. 7 июня 2010 года Д. А. Медведев подписал указ «О праздновании 1150-летия основания Изборсκа».

Этот населённый пункт, расположенный на берегу Городищенского озера в 30 км к западу от Пскова, является одним из древнейших русских городов, упоминаемых начальным летописцем как центр кривского населения вместе со Смоленском и Полоцком.

По преданию, Изборск основан Словеном, сыном Гостомысла, давшим ему имя Словенск, изменённое потом в честь Избора, сына Словена. По словам летописи, в 862 году Изборск достался Трувору (младшему брату Рюрика), который был первым его князем. Как на памятник времен Трувора до сих пор указывают на курган «Труворова могила».

Первое письменное упоминание об Изборске датируется 862 годом. В «Повести временных лет» записано: «…старейший, Рюрик, седе в Новегороде, Синеус на Белоозере, в Изборске Трувор». При княгине Ольге (945-960) Изборск стал пригородом Пскова. С X по XIII века о нём нет известий. Известия о городе становятся частыми с 1233 года в связи с нападениями немецких рыцарей. Войны с орденом продолжаются около трёх столетий, до начала XVI века. Частые осады и пожары, сопровождавшие нападения рыцарей, заставляли жителей не раз переселяться с одного места на другое. В 1303 году «Избореск бысть поставлен на новом месте» – на Жеравьей горе, и с того времени до XV века новая крепость выдержала восемь осад и ни разу не была взята неприятелем. Борьбой с крестоносцами Изборск заслужил славу оплота Земли Псковской и Новгородской, даже враги называли его «железным городом».

В 1510 году Изборск вместе с Псковом присоединён к Москве. Во время осады Пскова (1581) Изборск был занят поляками, однако по Ям-Запольскому миру (1582) возвращён России.

В 1708 году Изборск был приписан к Ингерманландской губернии (в 1710 году она переименована в Санкт-Петербургскую губернию). С 1719 года – уездный город Псковской провинции Санкт-Петербургской губернии, с 1777 года – заштатный безуездный город Псковской губернии.

В 1920 году по Тартускому мирному договору между РСФСР и Эстонской республикой Изборск перешёл к Эстонии и стал частью уезда Петсеримаа (эст. Petserimaa). После присоединения Эстонии к СССР в 1940 году город оставался в пределах административных границ Эстонской ССР.

С августа 1941 по август 1944 года Изборск был оккупирован нацистской Германией и административно подчинялся Рейхскомиссариату Остланд, а в январе 1945 года он был передан Псковской области РСФСР.

Участники молодежной школы-экспедиции увидели на Жеравьей горе сохранившуюся до наших дней Изборскую крепость XIV века.

Сейчас полным ходом идут восстановительные работы на ее стенах и башнях. Реконструирована (с воздвижением лестницы, перекрытий и кровли, с застеклением оконных проемов) лишь одна башня – «Луковка», которая используется как смотровая площадка. Остальные башни – «Талавская» («Плоскушка»), «Вышка», «Рябиновка», «Темнушка», «Колокольная» – представляют собой голые стены, поросшие по краям травой. Консервационные и реставрационные работы ведутся с 1962 года (архитектор Юрий Васильевич Сусленников).

К сожалению, не удалось зайти в расположенный внутри крепости Никольский собор – памятник архитектуры первой половины XIV века, к которому позже была пристроена колокольня. «Наместничь Двор», построенный после присоединения Изборска к Москве, Николький собор и Сергеева-Радонежскя церковь были средневековым городским центром Изборска.

Трудно переоценить идею организаторов школы-экспедиции совместить экскурсию по Изборску с познавательной лекцией Антона Анатольевича Горского – доктора исторических наук, профессора кафедры истории России до начала XIX века Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Невозможно придумать лучшее место для разговора об «истоках русской государственности», чему была посвящена лекция. Созвучие фамилии профессора с названием места, где он провел мастер-класс, кажется не совсем случайным.

«Настало время немного поговорить о событиях, к юбилею которых приурочено наше мероприятие, – так Антон Анатольевич начал свою лекцию. – 2012 год официально объявлен Годом истории в нашей стране, и на него приходится сразу несколько юбилеев, среди которых главный – 1150-летие зарождения российской государственности.

Участникам школы-экспедиции «Из Новгорода и Пскова в Киев: путем рождения Руси» Горский рассказал о событиях, которые послужили основанием для того, чтобы именно 2012 год считался годом 1150-летия российской государственности.

Свой рассказ профессор начал с упоминания русской древнейшей летописи «Повесть временных лет» начала XII века, говоря о событии, которое в массовом сознании определяется обычно как призвание варягов. Слово «варяг» обозначает «человека со стороны».

Речь идет о легендарном призвании племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году. Это событие традиционно считается отправной точкой русской государственности. Если обратиться к «Повести временных лет» и к предшествующему ей летописному своду конца XI века (текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи), то окажется, что древнейшим источником сведений об этом событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести».

Вот отрывок из нее в переводе Д.С. Лихачева: «В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»
Речь идет о том, что несколько общностей людей, а именно словене, кривичи и их неславянские соседи – чудь – решили «поискать себе князя» («Поищем себе князя», – сказали они) и обратились к народу, обозначенному как варяги. Но приглашая представителя варягов, они приглашают не простого человека, а того, кто по рождению имеет право на княжескую власть.

Каково место этого события в истории возникновения российской государственности? В разные периоды истории оно расценивалось по-разному. Примерно до конца XIX в. приглашение Рюрика расценивалось как ключевое событие. А поскольку Рюрик стал родоначальником династии Рюриковичей, которая правила на Руси до конца XVI века, то в XVIII–XIX вв. приглашение Рюрика осмыслялось как акт появления русского государства. То есть появление правящей династии отождествлялось с возникновением государства как такового.

«В Великом Новгороде мы видели с вами памятник "1000-летие России". Отсчет шел от 862 года, когда Рюрик пришел на княжение, – сказал Горский. – Тем не менее, споры в этот период развития исторической науки шли очень жаркие – споры по вопросу о том, кем были эти самые варяги, из которых  происходил Рюрик, по своей этнической природе.
В основном речь идет о скандинавских народах. Действительно многие историки XVIII–XIX веков полагали, что варяги – это жители Скандинавии, те, кого на Западе Европе называли норманнами – северными людьми, соседями с севера.  Основания для такого отождествления были, потому что IX-X века – это время, когда скандинавы, норманны нападают на близлежащие территории континентальной Европы. Это так называемое движение викингов – участников морских и речных походов-набегов на соседние территории европейских стран. И вполне естественно было предположить, что раз норманны и викинги действовали на Западе Европы, то под именем варягов именно они действовали и в Восточной Европе.

Но не все историки в XVIII-XIX веках разделяли точку зрения «норманистов» – последователей норманской теории происхождения Руси, утверждающих, что варяго-руссы были норманы, выходцы из Скандинавии. Некоторые  ученые – «антинорманисты», противники норманской теории возникновения Древнерусского государства, полагали, что варяги принадлежат к какому-то другому народу – не скандинавам. Кем тогда они являются?

Были разные версии. Самая популярная – что это были западные славяне с южного побережья Балтийского моря – вплоть до Лапландии и Дании. Были и другие точки зрения  – что это литовцы, финны, кельты и т.д. К концу XIX века дискуссия об этнической принадлежности варягов фактически исчерпала себя. Этому способствовало развитие археологии и науки о языке – лингвистики. Археологические исследования на территории Руси ясно доказали, что в Восточной Европе в IX-X веках присутствовали профессиональные воины скандинавского происхождения, потому что материал погребений совпадал с тем, что было известно из раскопок в самой  Скандинавии. Это совпадало с летописными данными, согласно которым иноземными дружинниками, профессиональными воинами, которые действовали в Восточной Европе, были варяги. Ясно было, что это находки присутствия самих варягов. Что касается лингвистики, то стало очевидным, что имена первых русских князей – Рюрика, его приемников Олега, Игоря и Ольги, как и имена ряда людей из их окружения – это скандинавские имена. Однако в XX веке дискуссия продолжилась, но совершенно по другому вопросу – спорили уже не о том, являются ли варяги скандинавами или нет, спор стал вестись о том, а была ли деятельность варягов, в том числе приход Рюрика, началом государственности на Руси.
С конца XIX века и, особенно в советскую эпоху, возникновение государства стали рассматривать как длительный процесс (длящийся чуть ли не века), для которого необходимы предпосылки в местном обществе. И был сделан вывод, что государство не может возникнуть единовременно. Приход какого-либо лица не может вести к образованию государства. В принципе это справедливый подход. Появление Рюрика, которое привело к княжеской династии, конечно, не было актом возникновения государства, а стало лишь эпизодом на длительном пути становления, формирования государственности.

У восточных славян, как и у южных, и западных славян, начиная с середины первого тысячелетия н.э. шли довольно динамичные процессы политического развития.

«Говоря о приглашении Рюрика некоторыми славянскими общностями, я упоминал словен, кривичей, полян, вятичей, древлян и других, - сказал профессор Горский. – Кем, чем являлись эти группировки с точки зрения политического развития? Наверное, большинству из вас приходит ассоциация со словом «племя», «союз племен». Признается, что структура восточно-славянского общества к моменту появления княжеской династии Рюриковичей была племенной. Но это, мягко говоря, не точно, а если говорить по сути, – совершенно не правильно. Ни в одном источнике эти группировки не названы племенами. Не были они племенами и с точки зрения современных представлений об этапах политического развития. Согласно современным данным такой дисциплины, как политическая антропология, со стадии племен не может образоваться государство. Между племенным устройством и государственным был период особого политического развития, когда появлялся вождь. Вождество – это автономная политическая единица, включающая в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя. И вот, с точки зрения политической антропологии, в восточно-славянских группировках, в том числе у словен и кривичей, начался процесс постепенного формирования государственности.

У восточных славян было несколько центров, где шли процессы государственного образования, а именно район Киева, где жили поляне, где потом появляется столица Руси, район Новгорода, где обитали словене. Можно назвать еще несколько – к северо-западу от Киева это земля древлян, это Волынь – юго-запад Руси, это земля северян – течение левого притока Десны. То есть процесс шел в сторону образования не оного государства, а нескольких восточно-славянских государств. И в этом не было бы ничего удивительного. У западных и южных славян образовалось по нескольку государств. У южных – Болгария, Сербия, Хорватия, у западных – Великая Моравия, Польша и Чехия. А у восточных славян, у которых территория была намного больше, образовалось одно государство. Это Русь. Обычно мы воспринимаем это как само собой разумеющееся. Тем более что впоследствии все восточные славяне были объединены в единое государство – в период Российской Империи, в период Советского Союза. Как раз та эпоха, когда появилась и развивалась историческая наука.

Тот факт, что все восточные славяне были объединены в одно государство, воспринимался как нечто естественное. Однако если мы взглянем на карту раннего Средневековья, то поймем, что это факт уникальный. И вот здесь возникает вопрос о том, благодаря чему или кому произошло объединение всех восточных славян в одно государство под единой политической властью. Нужно признать, что оно было произведено преемниками Рюрика. Власть самого Рюрика распространялась только на северную часть Восточно-европейской равнины. Центр его княжения был в Новгороде, на запад власть распространялась до Изборска, на восток – до Белого озера. Его преемник Олег в конце IX века захватывает Киев и переносит туда столицу, объединяя таким образом юг и север (район Новгорода, Ильменя, Волхова).

Сын Рюрика Игорь, который наследовал Олегу, княгиня Ольга, столь чтимая на Псковской земле, Святослав Игоревич  постепенно расширяют территорию, подвластную киевским князьям. В конце X века при святом Владимире завершается формирование территории государства, получившего название Русь. Таким образом, роль появления Рюрика и княжеской династии – это особая страница в истории Восточной Руси, это важное событие и в истории Восточной Европы, которое не сводится к рядовому эпизоду. Викинги и норманны приходили и до и после Рюрика, но их роль не сопоставима с ролью Рюрика, после которого в течение X и XI веков появлялись варяжские дружины, которые становились наемными войсками у князей. Важно, что 1150-летие русской государственности (это наиболее точное название), связанное с появлением Рюрика и его окружения, много предопределило в развитии восточных славян.

Затем Антон Анатольевич ответил на вопросы участников школы-экспедиции, в том числе на вопрос о руссах. «Это большой вопрос – для целой лекции. В литературе в раннем Средневековье не было слова «русы» или «руссы», было слово «Русь» и «русин». Это один из очень спорных вопросов, который сложно решить. Существует много версий, в том числе скандинавская версия (в «Повести временных лет» эти люди прямо назывались «русь» – от скандинавского глагола «грести»). Это популярная точка зрения, но не бесспорная. В Скандинавии не известен народ Русь. Нет отождествления варягов с русью – это вставка летописца начала XII века.

Вторая версия исходит из восточно-европейского происхождения слова «Русь», которое восходит к иранскому слову, означающему  «белый, светлый». Третья – это славянская гипотеза – от глагола со значением «течь», откуда происходит слово «русло». Вопрос остается предметом спора.

Также профессор Горский ответил на вопросы, мирным ли было появление варягов на Руси, почему пригласили именно Рюрика, можно ли отождествлять его с датским Рериком, который был крещен, и т.д.

В целом беседа получилась интересной, способствующей желанию разобраться в сложных вопросах самостоятельно.

Ирина Ахундова
Прислано автором 27 июля 2012 г.

Справка

Горский Антон Анатольевич
Ответственный редактор сборника «Средневековая Русь» (выходит с 1996 г.). Лауреат премии имени В.О.Ключевского Российской Академии наук («за выдающийся вклад в области отечественной истории и славяноведения») 2006 г. (за книгу «Русь: От славянского Расселения до Московского царства»). Член диссертационного Совета по отечественной истории исторического факультета МГУ. Автор около 200 работ по истории России эпохи Средневековья и раннего Нового времени.

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com