Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Культура / МУЗЕИ. КОЛЛЕКЦИИ. ВЫСТАВКИ / Новые музеи Нового времени. Тамара Пиотровская

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 

Новые музеи Нового времени

 

Россия - страна с долгой и бурной историей и богатой культурой. Важнейшим элементом культурной жизни России всегда были музеи. В стенах нескольких десятков крупных и нескольких сотнях небольших музеев сосредоточились бесценные сокровища, накопленные культурой за свою многовековую историю. Жизнь музеев в советский период не была чересчур комфортной, но стабильной. Культурное наследие охранялось законом, а культурные учреждения жили на полном государственном обеспечении. Зарплаты и тогда были невысокие, но фонды регулярно пополнялись, здания время от времени ремонтировались, и выставки периодически открывались.

После относительно комфортной жизни советского периода, годы перестройки стали настоящим испытанием не только для экономики, но и для всей сферы культуры. Резкое сокращение государственного финансирования, поставило на грань выживания даже ведущие российские музеи. Культурная общественность и культурные учреждения приспосабливались к новым условиям медленно и трудно. Но воздух свободы будил инициативы и питал надежды.

Президенты России и США Владимир Путин и Джордж Буш во время экскурсии по Государственному Русскому Музею, которую провел директор музея Владимир Гусев.

При всех трудностях музейной жизни, за последнее десятилетие в России появилось немалое количество новых музеев. На всем постсоветском пространстве развитие музейного дела стало одним из приоритетных направлений отечественной культуры. Точное количество новых музеев, появившихся в 90-е годы, неизвестно. Процесс музеестроения продолжается. По мнению специалистов, каждый год в России появляется от пятидесяти до ста новых музеев.

На фоне общего снижения жизненного уровня большей части российского населения и резкого сокращения количества потребителей культуры рождение новых музеев кажется явлением невероятным и парадоксальным. Жить не благодаря, а вопреки - чисто российский феномен.

Новые музеи , открывшиеся в постсоветский период, — стали своеобразным отражением происходящих в стране перемен, в них запечатлены настроения нового времени, новый взгляд на свою историю и культуру. Что же можно разглядеть в этом зеркале?

*
Художественные музеи

Вершину иерархической пирамиды в музейной среде занимают художественные музеи. Их количественный рост в 90-годы был невелик, поскольку ограничен наличием классического музейного материала. Тем не менее, приятные исключения были и здесь. Пополнение происходило, главным образом, методом «почкования». Новые музеи возникали на базе крупных музейных центров, таких, например, как Эрмитаж, ГРМ, Петергоф, чьи собственные выставочные помещения уже неспособны были вместить все накопленные ранее фонды. Пришедшие во власть на волне первых демократических выборов новые, либерально настроенные мэры городов, охотно поддерживали культурные инициативы музейщиков.

В этот период в ведение музеев были переданы многие дворцовые здания в СПб - дворец Меньшикова и часть зданий на Дворцовой площади были отданы Эрмитажу, дворец Строганова и Михайловский замок – Русскому музею, Шереметьевский дворец - Музею театрального и музыкального искусства. В рамках этого процесса возникли ряд новых прекрасных экспозиций, а в более позднее время - Музей Наград и Музей Геральдики в Стрельне (филиалы Эрмитажа). Активную политику экспансии за пределы собственных стен проводит музей - заповедник в Петергофе. За последние годы на территории заповедника появилась целая серия новых камерные музейчиков - Музей карт, Музей птиц, Музей яхт, Императорский Музей велосипедов, Музей фонтанного дела.

На фоне петербужцев действия московских властей в развитии музейного дела не столь однозначно удачны. Крупные музейные центры в основном остались в прежних границах. Зато зеленый свет получили художники, к искусству имеющие весьма косвенное отношение. Им отданы лучшие постройки в центре столицы. Стараниями московского мэра, пошлость салонного пошиба стала визитной карточкой Москвы. А вот действительно приличное детище мэра - Дом фотографии - пока полноценным музеем не назовешь из-за отсутствия достойного помещения. Настоящие же достижения – завершение реконструкции ГИМа, расширение территорий ГТГ, строительство Государственного музея современного искусства (не путать с частной галереей Зураба Церетели) – заслуга в большей степени федерального правительства. Но в сравнении с питерскими достижениями они выглядят более чем скромно.

В провинциальных городах России музеи данного типа создавались путем выделения художественных коллекций из недр местных краеведческих музеев или крупных областных художественных собраний. Так возникли художественные музеи в Тобольске, Кагалыме, Александрове, Муроме, Сургуте, Музей пейзажа в Плёсе.

Новым явлением в разделе художественных музеев стало появление музеев, так называемого, «неофициального» или «маргинального» искусства, не представленных в музейных собраниях прежних времен. Таковы – музей «Другое искусство» в РГГУ в Москве, созданный на основе коллекции Талочкина, Музеи «Наивного искусства» в Москве, Суздале и Пскове, Музей «Искусства аутсайдеров» в Москве.

Параллельно развивается процесс музеефикации частных или галерейных коллекций и, в отличие от государственных музеев, здесь он не затухает, а наоборот осваивает все новые территории.

Мемориальные музеи

Активный процесс образования новых музейных точек в эти годы происходил по разделу Мемориальных музеев памяти. Это связано с желанием восстановления справедливости по отношению к незаслуженно забытым или репрессированным деятелям культуры. В 90-гг. открылось сразу несколько музеев Марины Цветаевой – в Москве, в Тарусе, в Елагубе, в Новой Талице и в Александрове. В этом же ряду стоят музеи-квартиры М. Зощенко и М. Мейерхольда в Москве, В. Набокова и Л. Гумилева в СПб, В. Хлебникова в Астрахани, А. Тарковского в г. Юрьевце, Венедикта Ерофеева в Кировске. Новым явлением здесь стало появление мемориальных музеев в память о религиозных деятелях – Музей Павла Флоренского в Москве, Музей св. Иоанна Кронштадского в Кронштадте и Музей Игумении Таисии в Рыбинске. Однако этот тип музеев уже прошел свою активную стадию.

Музей Набокова (СПб) Дом-музей Л.В. Собинова Дом-музей Павла Бажова. Г. Екатеринбург Музей художника Валентина Серова
       
Музей семьи Цветаевых в Талицах Дом-музей В.В.Вересаева  г. Тула Музей Андрея Тарковского г. Юрьевец Музей-усадьба Батюшковых и А.И. Куприна в селе  Даниловском Вологодская обл.
Краеведческие музеи

Самую большую группу среди вновь образованных музеев составляют краеведческие музеи. Особенно интенсивно «новое краеведение» развивалось в провинции. На волне возрождения местного патриотизма и вновь обретенной относительной самостоятельности, в эти годы в регионах появилось множество музеев ориентированных на исследование местной истории и местных традиций.

Таковы:

  • «Историко-художественный музей Юрьевеца» (г. Юрьевец, Ивановская обл.,1999 г.)
  • «Музей уездного города» на Валдае (Новгородская обл.,1998 г.)
  • «Музей уездного города» в Чистополе (республика Татарстан);
  • «Музей истории края» в г. Белозерске (Вологодская обл., 1993 г.);
  • «Вожегодский историко-краеведческий музей» (п. Вожега, Вологодская обл., 1995 г.);
  • «Верховажский районный исторический музей» (Вологодская обл.);
  • Краеведческий музей Чагодощенского района (пос. Чагода, Вологодская обл., 1994 г.)
  • Краеведческий музей "Царева" (п. Царева, Вологодская обл., 1990 г.)
  • « Музей Мологского края» (г. Рыбинск, 1995 г.)
  • Историко-краеведческий музей при высшем профессиональном лицее № 7 (г. Фурманов, Ивановская обл., 2002 г.)
  • «Крутинский историко-краеведческий музей» (р.п. Крутинка, Омская обл., 1995 г.)
  • «Марьяновский историко-краеведческий музей» (р.п. Крутинка, Омская обл., 1989 г.)
  • «Оконешниковский краеведческий музей» ( р. п. Оконешниково, Омская обл., 1992 г.)
  • «Таврический районный краеведческий музей» ( р.п. Таврическое, Омская обл.,1990г.)
  • «Колосовский краеведческий музей » ( Омская область , 1994 г.)
  • «Большеуковский краеведческий музей » ( с . Большие Уки , Омская область , 1991 г.)
  • Районный краеведческий музей (р. п. Павлоградка, Омская обл., 2000 г.)
  • «Ямальский районный музей» (с. Яр-Сале , Тюменская обл., 1991 г.)
  • «Югорский городской музей» (Тюменская обл., 2001 г.);
  • «Покачинский краеведческий музей» (г. Покачи, Тюменская обл., 1994 г. )
  • «Калининский краеведческий музей» (с. Калинино, Тюменская обл., 1996 г.)
  • «Ярковский краеведческий музей» (с. Ярково, Тюменская обл., 1992 г.)
  • «Нижнетавдинский краеведческий музей» (п. Нижняя Тавда, Тюменская обл., 1991 г.)
  • «Мензелинский краеведческий музей» (г.Мензелинск, республика Татарстан, 1994 г.),
  • «Кунгурский краеведческий музей» (г. Кунгур, Пермская обл., 1998 г.)
  • Музей городского быта "Симбирск конца ХIХ - начала ХХ века" (г. Симбирск, 1999 г.
  • Музей "Торговля и ремесла Симбирска к. ХIХ – н. ХХ вв." (г. Симбирск, 2002 г.)
  • «Музей ямского быта» (г. Ижевск, республика Удмуртия, 2002 г.)
  • Открытие Краеведческого музея г. Железнодорожный – 2003
  • Основание Краеведческого музея с. Октябрьское - 1995
  • Открытие Городского историко-краеведческого музея ЗАТО г. Полярный – 1999
  • Основание Павинского муниципального музея – 1996 (Костромская обл.)
  • Открытие Павлоградского краеведческого музея - 2000
  • Открытие Калининского краеведческого музея – 1996

Сеть краеведческих музеев, часть из которых недавно вновь создана (Зубцов, Конаково Тверская обл.) и др.

Появление этих и других, не названных здесь региональных музеев, в чем-то сравнимо с культурной революцией. Только ориентированной не на разрушение, а на созидание. Ломать, и лучше всего до основания, у нас всегда получалось очень хорошо. А вот примеры нового строительства чего-либо – редкость, сопряженная с неимоверными, часто героическими трудностями. Поэтому очень хочется назвать как можно больше таких примеров, но в рамках статьи это сделать невозможно.

Многие из этих музеев создавались с нуля, но не на пустом месте. Основная часть их фондов складывалась еще до момента музеефикации стараниями местных краеведов. Нередко они вырастали из школьных или «народных» музеев.

Краеведческий музей г. Таруса Музей народного образования
       
Музей Дальнего Востока г. Хабаровск Этнографический музей в п. Варьеган Историко-краеведческий музей при лицее №7 г. Фурманов Ивановская обл.

Музеи нового типа

В последние годы в музейной среде все более отчетливо заявляет о себе тенденция к отысканию собственного, непохожего на другие, профиля. В 90-годы в разных регионах России появилось немало музеев нового типа. Активистов этого пути развития музеев не смущает отсутствие готовых фондов или исторического материала. Они смело идут на разрыв с утвердившимися традициями и сами изобретают основания для формирования музейных коллекций и собраний. Эти основания не беспочвенны, но и не лежат на поверхности. Они отыскиваются местными энтузиастами не только в историческом прошлом. Мифы, суеверия, народный фольклор, местные достопримечательности стали питательной почвой современного процесса всеобщей «музеефикации» страны.

В новейшей истории музеестроения участились случаи обыгрывания этимологии имени города. В 1991 году в городе Мышкин появился «Музей Мыши». Художественный «Музей петуха» открыт в городе Петушки, известном по повести В. Ерофеева "Москва-Петушки". В Тамбове успешно сыграли на ассоциациях с известным изречением «Тамбовский волк тебе товарищ», создав «Музей тамбовского волка». Город Ярославль, согласно древней легенде, был основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым на месте древнего языческого поселения Медвежий Угол. В память об этом в городе создали «Музей Медведя». А в Рыбинске планируют открыть «Музей Рыбы».

Музей мыши (г. Мышкин) Музей «Тамбовского волка» (г. Тамбов) Музей медведя (г. Ярославль) Музей мыши (г. Мышкин)

Изобретение собственных «брэндов», способных заинтересовать новые группы посетителей, привлечь туристов и расширить аудиторию становится частью работы музейных сотрудников. Город Мышкин является классическим примером использования любой местной достопримечательности для создания нетрадиционных музеев. Сегодня маленький городок с 5 тысячами населения является обладателем 10 музеев. Вслед за «Музеем Мыши» в городе появился Музей «Русские валенки». Не остался без внимания и факт рождения на территории Мышкинского уезда "отца русской водки" Петра Смирнова - теперь здесь есть и музей, этому посвященный.

Нередко темой новых музейных образований становятся местные производства и промышленные ресурсы. Участились случаи, когда местный бизнес не только активно поддерживает подобные начинания, но и выступает равноправным партнером музейщиков.

Известно, что Тула славилась своими самоварами. Во второй половине XIX века по производству самоваров Тула занимала одно из первых мест в России. В 1890 году в Туле и губернии действовало 77 фабрик. Традиция производства самоваров была продолжена в советское время. В 50-х годах произошло объединение всех самоварных предприятий Тулы в одно. Завод "Штамп" единственный в городе стал выпускать самовары. Коллекция самоваров, которая раньше располагалась на заводе, теперь получила собственное здание, находящееся в центре города, у стен Тульского Кремля. Так в 1990 году появился Музей "Тульские самовары", где можно полюбоваться на многообразие его форм, подивиться искусству мастеров, а заодно узнать секреты заварки и хранения чая, или поупражняться в сервировке чайного стола.

Вслед за ним в 1996 г. на базе Тульской кондитерской фабрики "Лакомка" был создан музей «Тульский пряник» с чайным залом и магазином для продажи свежеиспеченных сувениров . А в музее «Тульские древности» (1993 г.) ж елающие могут не только воочию увидеть процесс гончарного, кузнечного производства, но и сами принять в них участие.

Аналогичным образом стали возникать музеи и в других городах. В 1999 г. открылся «Музей кружев» в Мценске. Город Торжок гордится своим Музеем «Золотого шитья», а город Грязовец Вологодской области - «Музеем льна». Собственный «Музей мороженого» есть в Белгороде. Сразу два «Музея леса» - появились в городе Лесосибирск, Красноярского края и в селе Пречистое Ярославской области. Историко-этнографический комплекс "Торговля и ремёсла Симбирска конца XIX-начала ХХ веков", открытый в 2002 г., включает музеи - "Мелочная лавка" и "Столярная мастерская". Здесь посетителей учат делать поделки из дерева, плести лапти.

Открытие таких музеев не только возвращало интерес населения к истории края, города или села, но и способствовало возрождению местных промыслов и оживлению производств.

Музей валенок г. Мышкин Музей кукол и книги «Страна чудес» г. Екатеринбург Музей суеверий г. Углич Музей паровозов «Кукушек» г.Переяславль-Залесский

Негосударственные музеи

Как и во всем мире, в России музейный фонд перестал быть монопольно государственным. Помимо федеральных, региональных или муниципальных структур власти, инициаторами создания новых музеев выступают общественные организации, корпорации, частные лица. Точное количество негосударственных музеев России неизвестно.

Значительную часть их составляют, так называемые, «ведомственные» музеи , созданные при содействии новых владельцев этих «ведомств» - предпринимателей и акционеров. Таковы, например:

  • Музей "Русские валенки" на территории фабрики "Горизонт" (Москва);
  • Музей Бумаги при АО «Славянская бумага»  (Москва);
  • Музей Водки при фирме «Петр Смирнов и потомки» (в Москве);
  • Музей «Хлеб России» при фирме «Хлеб России»  (Москва);
  • «Музей сберегательного дела в России» при Сбербанке России;
  • Музей российского биржевого движения при ММВБ (Москва);
  • Музей истории кирпича появился на базе ЗАО НПО “Керамика”
  • Музей пива (Санкт Петербург) на территории завода им. Степана Разина в 1995 г.
  • Музей «Русское застолье», владельцем которого является «Группа предприятий «ОСТ»  

Нередки случаи, когда бизнес и государство объединяют усилия в создании музеев на паритетных началах.

Музей «Парфюмерного искусства» на базе коллекции фабрики "Новая Заря" (Москва) появился как результат сотрудничества фабрики «Красная Заря» и правительства Москвы. В Санкт Петербурге после приватизации Ломоносовского фарфорового завода бывший «ведомственный» «Музей фарфора» вошел в собрание Эрмитажа, но остался на территории завода. Владельцы завода подписали с Эрмитажем Соглашение о поддержке нового музея. Там же в Петербурге недавно открылся «Музей связи», учредителями которого выступили - Министерство связи и Фонд, аккумулировавший пожертвования телекомщиков.

Новым для современной России стало появление частных музеев. Рожденные новой политической ситуацией, они, возможно, более всех остальных являют собой пример раскрепощения процесса культурного строительства в России. Музеи этой группы свободны от догм, выбор тем и коллекционного материала здесь очень индивидуальны, а вектор интересов необычайно широк. География их распространения охватывает практически все регионы России. Многие успели завоевать широкую известность. Таковы:

  • «Музей старинных автомобилей и мотоциклов Ломакова» в Москве
  • В Москве же в центре технического обслуживания автомобилей появился недавно «Музей угона имени Юрия Деточкина».
  • «Музей граммофонов и фонографов Владимира Дерябкина» в СПб
  • «Музей Сновидений» в СПб, придуманный Виктором Мазиным
  • «Музей свадьбы» Ольги Морозовой в СПб
  • «Музей Мышеловок» Владимира Козина - есть и такой музей в Петербурге.
  • Первым в России, но не в мире, стал частный «Музей эротики» в СПб. Его основатель – главный врач Центра простатологии Российской академии естественных наук Игорь Князькин
  • Вдохновителем «Уральского музея эротики» стал местный мастер кузнечного дела Александр Андреевич Лысяков.
  • Частный «Музей дворянского быта» открылся в 2004 г. в Санкт Петербурге
  • В Екатеринбурге появились два частных музея - "Невьянская икона" Евгения Ройзмана (старообрядческие иконы XVII, XVIII, XIX веков) и «Музей камня» Владимира Пелепенко.
  • в Ярославле – «Музей старинных часов, колокольчиков и музыкальных инструментов Джорна Мостославского»
  • Там же в Ярославле в 2001 году Джорном Мостославским (?) был открыт второй музей «Фарфоровый домик». В нем собрано более 2,5 тысяч фарфоровых фигурок и скульптурных форм как отечественного, так и западного производства.
  • В Нижнем Новгороде славится «Музей русских самоваровXVIII - XIX веков», созданный бывшим спецназовцем Игорем Латашевым.
  • «Музей Палаты №6» создан в селе Троицкое-Антропово Чеховского района Агнессой Суповой, хранительницей больничных тайн Троицкого села. Все экспонаты в нем  — дело рук пациентов криминальных отделений, которые подразумевают обязательное принудительное лечение.
  • В Угличе семейной парой из Санкт-Петербурга был открыт чудесный домашний музей «Мифов и суеверий русского народа»
  • Есть в Угличе и свой «Музей-библиотека русской водки» Артура Соломонова
  • А недавно там же рядом с пристанью открылся еще один новый музей – «Музей кукол» Ольги Павлычевой, коллекция которого насчитывает более ста работ.
  • «Домашний музей быта» появился неподалеку от Ростовского Кремля.
  • Среди десяти музеев города Мышкин Ярославской области несколько частных, а самый молодой – «Музей семейных коллекций», создан художником и педагогом Сергеем Куровым  
  • В Москве есть «Музей истории велосипедного дела в России Андрея Митяева»
  • Сергей Темняткин — учитель из Кацкой волости, создал музей, организующий пространство вокруг себя: в школах бывшей Кацкой волости теперь изучают предмет — кацковедение, выходит газета — “Кацкая летопись” и т.д. и т.п.

Новые тенденции музейной практики

Во многих случаях новые музейные инициативы преобразили жизнь города и горожан. Классический пример – город Мышкин. В 1996 (год Мыши по восточному календарю) здесь состоялся первый международный Фестиваль Мыши. Со своей " мышиной " программой, со своим маскарадом, со своей валютой! Многочисленные российские и зарубежные гости приезжают в Мышкин в июле месяце, чтобы побывать на фестивале "Русские валенки" и увезти на память оригинальный подарок – валенки в авторском исполнении. Город превратился в привлекательный центр международного туризма, существенно пополнив городскую казну.  

Уходит в прошлое сакральный образ музея как "храма муз". Музейные экспозиции наполняются действием, в которое вовлекаются и вещи, и люди. Девизом нового движения стал лозунг "Руками - трогать!". Музей все более тяготеет к многофункциональности, объединяя под одной крышей клуб, театр, музейную гостиную, центр ремесел…. Этот процесс захватил уже значительную часть региональных музеев. Музыкальные вечера, литературные чтения, театрализованные постановки, семейные посиделки - всему находится место в новом музее.

Так, в "Музее колоколов" на Валдае многие экспонаты можно не только видеть, но и слышать. В зале установлено три звонницы, позволяющие устраивать настоящие концерты, и каждый желающий может сам попробовать голоса приглянувшихся ему колоколов. В "Музее кацкарей" в деревне Мартынова Мышкинского района посетителям после знакомства с обычаями, мифами и фольклором жителей Кацкой волости Мышкинского уезда предлагают попробовать угощение из русской печи. В "Музее тверского быта" после экскурсии по музею и осмотра выставки самоваров гостей приглашают на чаепитие в русских традициях. В музее "Симбирская фотография" сначала экскурсоводы расскажут об особенностях фотографического дела в России, познакомят с жизнью и творчеством симбирских фотографов, покажут старинные фотографии и вещи, связанные с фотоделом, а потом разрешат сфотографироваться на старинном фоне в костюме ХIХ века. А в Псковском музее "Приказные палаты" прямо в музейных залах можно посмотреть театрализованное представление "Прием в Приказных палатах Кремля".

Столичные музеи в этом плане оказались менее "подвижны", хотя первый прорыв совершил все-таки столичный музей – именно так сегодня воспринимается инициатива ГМИИ им. А.С. Пушкина, сумевшего в самые застойные времена заложить традицию "Декабрьских вечеров". Его примеру сегодня последовали многие, но он был первым, и остается непревзойденным по уровню художественной организации фестиваля в стенах музея.

"Второй раз на нашей памяти музей прорывает границы собственных стен (в первый раз это привело к появлению музеев-заповедников). … На наших глазах формируется своеобразная культура "единого окна" или "пользовательского интерфейса", в рамках которой потребитель хочет найти в одном месте (универсальном учреждении культуры) театр и филармонию, музей и парк аттракционов, библиотеку и дискотеку. … Кажется, вот-вот возникнет принципиально новая форма учреждения культуры, родственная, с точки зрения спектра возможностей, компьютеру и "мобильнику". Эта тенденция еще более усиливается моральным износом старых культурных институций, насквозь государственных, если не сказать казенных" (В. Глазычев).

Относительное благополучие столичных музеев пока еще позволяет им жить инерционными запасами. Качество экспозиционного материала остается их главным козырем. Однако, пустующие залы Третьяковки на Крымском валу при переполненных залах ЦДХ – тревожный звонок и плохая новость для репутации столичного музея.

Провинциальные музеи далеко не все имеют шедевры первого уровня. Их судьба зависит только от собственной инициативы, от умения находить или создавать собственные «козыри». Именно здесь сегодня происходят наиболее интересные инновационные процессы. И они же делают провинциальные музеи более привлекательными для инвестиционных вложений.

Хочется надеяться, что по мере расширения этого процесса произойдет и укрепление адаптационных ресурсов музеев к новым вызовами времени, что позволит им благополучно пережить еще одну волну реформирования, которая, подобно цунами, чревата новыми проблемами для всего культурного сообщества России.

По адресу http://www.museum.ru/ расположен открытый информационный ресурс “Все музеи России”, где рассказывается о лучших музейных сайтах и компакт-дисках, посвященных музейному делу, размещены научные доклады, проводятся конференции и форумы, выложены музейные карты, ссылки на сайты музеев мира.

Тамара Пиотровская

 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com