Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Культура / МУЗЕИ. КОЛЛЕКЦИИ. ВЫСТАВКИ / Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. Елена Калмыкова

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей
 

Есть в Москве уникальный, единственный в своем роде, Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей. Он пока не входит в десятку наиболее посещаемых столичных музеев, но с каждым годом интерес к нему проявляют все большее число людей. Его аудитория - не праздная публика, ищущая развлечений. Здесь собираются потомки известных и малоизвестных широкой публике купеческих династий, сюда приходят те, кого интересует история дореволюционной России и те, кто сегодня делает историю новой России или кому еще предстоит ее создавать - школьники и студенты.

В этом музее царит особая атмосфера - атмосфера дома, в котором каждый гость не чужой. Его экспонатами являются не вещи, но люди, оставившие свой след в истории российской благотворительности и меценатства - их истории, их дела, их судьбы. Судьба человека - субстанция не материальная и она жива, пока живет память, пока есть хранители и живые носители этой памяти. Сотрудники этого музея неотъемлемая часть экспозиции, они не просто озвучивают историю, но одушевляют ее, расцвечивают эмоциями. Общение с ними составляет важную часть знакомства с музеем. Именно поэтому мы начинаем наш рассказ о музее разговором с его директором - Еленой Ивановной Калмыковой.

***

Корр. - Елена Ивановна, когда появился на карте Москвы ваш музей, каков его юридический статус?

В этом году музею исполнилось 10 лет. Он был создан как некоммерческая общественная организация. Мы не получаем средства от государства, сами платим за аренду, за коммунальные услуги и несем все расходы, связанные с деятельностью музея. У нас хорошие отношения с Управой, с властными структурами города, но живем не на бюджетные деньги, а на благотворительные взносы. Мы считаем, что музей меценатов и благотворителей должен существовать при поддержке современных меценатов и благотворителей, а если такой помощи не будет, если наше дело не будет интересно тем, кто сегодня продолжает традиции благотворительности и меценатства, значит музей не нужен вообще. Пока такая помощь, пусть она и невелика, у нас есть. Нам очень хочется, чтобы наш музей не только рассказывал о меценатах, но и сам был примером современной благотворительности и меценатства. Чтобы не только экспонатами, но и самим фактом своего существования, и атмосферой, и делами музей подтверждал плодотворность идеи меценатства и благотворительности.

Корр. - С чего начинался музей?

Он возник в 1992 году на волне большого интереса к этой теме. Тогда же было создано Общество купцов и промышленников, вокруг которого стали собираться потомки известных дореволюционных династий. Тогда же пришла идея устроить выставку о российских предпринимателях прошлого. Материалы той выставки и легли в основу музея. А у истоков этой идеи стояли Лев Николаевич Краснопевцев, продолжающий работать в музее, и Елена Владиславовна Веткова, его прежний директор.

С того времени у музея стали завязываться связи с потомками купеческих династий. Сначала они присматривались, а затем, видя работу музея, стали активно ему помогать. Они дарили музею фотографии, письма, документы, вещи, которые долгое время хранились в семьях. По сути все наше собрание (а это около 1500 экспонатов) составляют вещи из семейных архивов более 300 семей. И наши отношения с этими людьми продолжаются. Мы ездим к ним в гости, они приходят к нам. Здесь часто устраиваются вечера памяти, встречи, конференции. Вот и сегодня у нас состоится вечер памяти к 150-летнему юбилею со дня рождения бывшего городского Головы Николая Александровича Алексеева, на который придут его потомки, гости.

Корр. - Почему вы дали такое длинное название музею, а не назвали его просто "музей меценатов"?

Это было сделано намеренно и сознательно, потому что нельзя разрывать понятия "меценатства" и "предпринимательства". Это было бы похоже на, то, как если бы у дерева отрубить корни, оставив только крону. Только создав свое дело и поставив его на ноги, предприниматель мог заниматься благотворительностью или меценатством. Здесь важен весь процесс - и то, каким образом создавались первые капиталы, и как люди приходили к идее благотворительности, и что они успевали сделать в этой сфере…

Также невозможно разъединить понятия "меценатство" и "благотворительность". Например, Павел Третьяков действовал как меценат, передавая в дар Москве свою галерею. Но он же открыл богадельню для вдов и сирот художников, а на нашей Донской улице построил училище для глухонемых детей, выступив таким образом как благотворитель.

Поэтому мы начинаем экскурсию о меценатах с рассказа о том, как они начинали свой бизнес, и как пришли к благотворительности. Это важно для правильного понимания не только конкретного человека, но и явления благотворительности в целом.

Корр. - Какими мотивами они руководствовались чаще всего?

Мотивы были самые разные. В первую очередь - религиозные. "Богатство обязывает" - говорил Рябушинский. И это сознание, что если Бог дал тебе, то и ты должен помогать другим - было очень распространено в купеческой среде. И конечно сильным стимулом была любовь. Не было бы у нас Третьяковской галереи, если бы Павел Михайлович не любил живопись. Не стал бы Савва Мамонтов создавать Русскую частную оперу, если бы не увлекался театром. Немало хороших начинаний было сделано из эгоистических побуждений в лучшем их значении. Человек строил не только фабрику, но и рабочие поселки или школы для рабочих потому, что был заинтересован в кадрах. Есть примеры родительской благотворительности. Например, Василий Федорович Аршинов построил консерваторию в Саратове, потому что сын увлекался музыкой.

Свою роль играли и такие мотивы, как тщеславие, желание получить дворянство или орден. И хотя они были не главными, но почему-то именно подобные случаи больше всего привлекают внимание наших людей. Возможно потому, что у нас любят во всем искать только плохое. И правительство у нас плохое, и предприниматели у нас плохие, и народ у нас не очень…. Очернительство стало как бы частью нашего характера.

Несколько лет назад на одной из встреч в Московской Думе мы выступили с предложением о том, чтобы оставлять за школами или больницами, построенными не на бюджетные деньги, имена их меценатов и благотворителей. А на следующий день в МК вышла большая статья, где наше предложение просто высмеяли, дескать что же теперь у нас будут школы Березовского и больницы Гусинского?

Корр. - Вы сегодня знаете о меценатах прошлого, возможно, больше, чем кто-либо. Есть у вас свои герои и анти герои?

Меценаты это прежде всего люди, а они разные. Кто-то мне нравится больше, кто-то меньше. И в то же время, когда близко знакомишься с людьми, они становятся совсем как родные, а потому одинаково дорогими.

Корр. - Возможны ли сегодня открытия новых имен или все уже известны?

Мы знаем о предпринимателях прошлого еще очень мало. Если нам удается найти что-либо о человеке, которого раньше не знали, мы этому несказанно радуемся, потому что еще одна страница нашей истории будет заполнена. Например, все знают, что сестры Гнесины создали музыкальное училище в Москве, и мало кому было известно, что и землю, и дом им подарил А. Фон Шлиппе. Когда к нам из-за рубежа приехали его потомки, они были приятно удивлены, что память о нем сохраняется в нашем музее. И этот процесс познания, поиска и открытий продолжается.

Теперь, когда стало возможно говорить на эти темы, многие люди смогли написать воспоминания о себе, о родственниках, о своих семьях. Уже вышли воспоминания о предпринимателях Морозовых, об Ушаковых из СПб, о Красильщиковых, о Хлудовых. Готовятся к выходу и другие мемуары. С каждым годом мы сами и наши посетители узнают о своей истории чуть больше, чем прежде.

Корр. - Потомки прежних меценатов продолжают традиции своих предшественников?

Вы знаете, что у многих из них судьбы складывались порой очень трудно. Многие пострадали в годы репрессий только за свои фамилии. Не все из них сегодня богаты. Но они сохранили невероятный оптимизм, энергию и желание помогать другим. Когда-то у текстильной купеческой династии Армандов была школа, которой они патронировали. А сейчас Елена Давыдовна Арманд создала свою благотворительную организацию, что-то вроде общины, где она воспитывает беспризорных детей и детей олигофренов. Или вот другой пример. До революции семейство Ляминых содержали в Дмитрове детский приют. Современные Лямины сегодня помогают детскому дому, который находится в Дмитрове… И таких примеров немало.

Корр. - О чем вы мечтаете?

Мы не мечтаем, мы строим планы и работаем, чтобы они воплотились в конкретные дела. Очень хочется сделать в музее ремонт и открыть новый зал, где сможем представлять уже современных благотворителей и меценатов. Это важно не только для предпринимателей, но и для тех молодых людей, которые приходят к нам. А в основном это школьники, учащиеся профессиональных училищ, студенты. Хочется, чтобы они не просто запомнили какие-то факты, но и примерили на себя те истории, о которых мы им рассказываем. Чтобы поняли, если другие смогли, то смогут и они. Необходимо поднимать у них самооценку, чтобы уже сегодня они были подготовлены к будущей жизни. Иначе мы можем потерять это новое поколение.

Елена Калмыкова
 
Адрес музея:
119049 Москва, ул. Донская, д.9, стр.1
Работает с 13.00 - 18.00 по рабочим дням.
Групповые экскурсии необходимо заказывать заранее по телефону 237-53-49
 
 
Источник Меценат

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com