|
||||||||||||||||||||||||
Главная / Россия / Культура / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / " А снег всё падал…" Вита Шафронская |
||||||||||||||||||||||||
ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Авторский канал видео путешествий Павла и Ларисы Платоновых - Israel with Paul and Laura на английском языке
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Хранительница последнего очага Кима Филби
Павел Густерин (Россия). Особенности языковой подготовки на профильных факультетах российских вузов
Павел Густерин (Россия). Хронология российско-йеменских отношений
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Павел Платонов (Израиль, Иерусалим). К дню памяти протоиерея Василия Ермакова - 3 февраля 2021 года
Павел Густерин (Россия). Комментарии к «Записке Петра Великого о фортециях»
Юлия Бесстремянная (Россия). Православная музыка и живопись в современных изданиях: опыт Российской государственной библиотеки
Никита Кривошеин (Франция). «Дмитрий Сеземан и его двойной исход». К столетию русского Исхода. Беседа с Никитой Кривошеиным. Анна Кузнецова
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Судьба Радзивилловской (Кёнигсбергской) летописи
Павел Густерин (Россия). Был ли Александр Невский назван в честь Александра Македонского…
Павел Густерин (Россия). О генеалогическом единстве Русского мира на примере внуков Мстислава Удатного
Павел Густерин (Россия). Список мест, связанных с земной жизнью Иисуса Христа, с упоминанием произошедших событий
Павел Густерин (Россия). Обстоятельства совершения советскими войсками рейда по северным районам Афганистана в 1929
Юрий Кищук ( Россия). Время воздержания. И отчуждения?
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
Павел Густерин (Россия). Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном
Павел Густерин (Россия). Торговые отношения между СССР и арабскими странами в 1920–1930-х годах
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
Галина Бесстремянная (Россия). История православия в Японии и династия японских священнослужителей
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
Павел Густерин (Россия). Академик Мясников об Афанасии Никитине: пародия на науку
Оксана Бабенко (Россия). Надежда Васильевна Туманина - биограф великих русских композиторов
Александр Кан (Великобритания).
Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
Айдын Гударзи-Наджафов (Узбекистан). Жизнь без мифов. Великий князь Николай Константинович 1850-1918
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель Ксения Кривошеина. (Франция). Памятники чекистским палачам до сих пор украшают страну"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Жорж Нива (Франция). Четыре трети нашей жизни. «Сюрреалистический фильм» о русской эмиграции
Олег Гоков (Украина). Российская военная миссия 1877 года в Персию
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых"
Олег Гоков, Сергей Фалько (Украина). Военно-разведывательная миссия Н.Я. Шнеура и В.А. Бодиско по странам Европы, Северной Америки и Азии в 1880–1881 гг.
Оксана Бабенко (Россия). Тень православия в музыке: русское музыкальное общество и столичные консерватории во второй половине XIX века
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Светлана Баконина (Россия). Первый опыт духовного руководства русскими паломниками (из дневника священника, сопровождавшего богомольцев на Святую Землю в 1912 году)
Популярная рубрика
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Трагедия России: «запретные» темы истории XX века в церковной проповеди и публицистике" Полемика, отзывы
Проекты ПНПО "Россия в красках": Публикации из архивов:
Русское Александровское подворье близ храма Воскресения. Путь к Александровскому подворью. Извлечение из издания ИППО 1901 г. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме и окружающие его святыни
Палестина под властью христианских императоров. (326-636 г.г.) По Альфонсу Курэ. С.Петербург. 1894 год. X. Свв. Савва и Феодосий. XI. Св. Савва и император Анастасий. До 528 г.
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.
Мы на Fasebook
Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках" Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
|
" А снег всё падал…"
Совсем разбаловалась зима сегодня, но как же я люблю ее такую – по-ребячьи бесшабашную, щедрую!.. Так и представляется – сидит себе, краса Неба, на каком-нибудь заоблачном пригорке и, довольно посмеиваясь над собственной шалостью, разбрасывает, куда ни попадя (вот хочется так, что ты с ней поделаешь!), долгожданный снег… А он и рад стараться, обрадованный жалованной, наконец, «вольной».
Как ни посмотрю - мысленно торопливо оправдываясь «я чуть-чуть, мельком» - в окно и уже ни до работы, ни до отложенных «на сегодня» тем, какое там! Так бы и стоять, прислонившись к косяку, не обращая внимания на лёгкий сквозняк от изношенных рам, на пыль, незаметно спархивающую с выцветших гардин от малейшего движения… Так бы и стоять, любуясь – а лучше (ну, ее, эту работу!) одеться, выйти на улицу, чтоб успеть коснутся белой махры на ветках – сказкой наяву. И шептать тихонько: «продлись, продлись…».
Такое ощущение, что зима, душевно нагулявшись по заграницам, решила-таки вернуться в родные пенаты. Да только припозднилась: все громче – по утрам особенно - из жиденьких кустов раздается оживлённое птичье треньканье, на жестяные подоконники звонко скапывает тал, а на некоторых ветвях вот-вот лопнут обласканные осмелевшим солнцем почки…
А снег всё падает…
===========
Можно сколько угодно обращаться к небу, Богу, ангелу-Хранителю, в благодарности или непонимании происшедшего, под тяжестью утраты или в переживании счастья… Можно вести непрерывный внутренний диалог с самим собою, исподволь бросая взгляд на часы и отмечать, как же медленен (или стремителен) ход времени, а ты в нерешительности всё перетаптываешься с ноги на ногу вместо того, чтобы не откладывая, прямо сейчас, сделать маленький шаг вперед, досказать, доделать начатое однажды…
… Стою у того же косяка, склонив голову… В окне то же, что и всегда – Нововознесенская церковь, вся в темных подтеках от растаявшего за ночь снега. Моросит обещанный дождь, но после почти бессонной (что-то зачастили они) ночи я никак не могу избавиться от мысли, что сегодня он как никогда противен и зануден, и что ему наверняка никто не рад. Что за радость, когда холодными, бесстрастными мазками с души и с лица земли стираются последние приметы вчерашнего восторга.
Я злюсь, я не в себе: «будете проходить мимо, проходите мимо, поверьте – это лучшее, что вы можете сейчас для меня сделать». В окне то же, что и всегда – Нововознесенская церковь. Несколько минут назад какая-то … – не могу назвать ее ни женщиной, ни даже бабой - примостилась (до музея – рукой подать!) около церковной стены. И, оправившись, как ни в чём ни бывало, пошла дальше…
Я вижу такую «картинку» довольно часто, меняются только люди. Здесь, смоля сигаретами, любят, ничуть не стесняясь мата, громко «общаться» студенты и школьники; местные пьянчужки, не дойдя до дома, приваливаются к крепкому стволу клёна и добирают недостающие для полного отрыва градусы. На прошлой неделе молодая мамаша помогла своему малышу справить нужду, заботливо подержав чадушко под низким окошком звонницы. И повсюду, куда ни ступи - сор, сор… Жалкие картинки юного двадцать первого века!…
=========
Новое Вознесение… Сколько истории в названии – память как хлопотливая хозяюшка, к которой неожиданно нагрянули гости, тут же начинает копошиться, старательно выискивая немногие, отрывочные факты, связанные с этим сочетанием слов. //Прежде мне приходилось бывать в церкви Старого Вознесения - на крестинах моего крестника Алеши, и несколько раз на исповеди у доброго и участливого отца Владимира.// Но ни разу я не задалась вполне естественным вопросом: если есть Старое Вознесение, значит, где-то стоит и Новое? - как-то не до того было. А оно, оказывается, стоит себе скромно в уединении, ненавязчиво составляя церковное трезвучие Детского парка. Храма, окруженного жилыми и административными зданиями, почти не видно, и если идти от автобусной остановки наискосок, за бывшим Домом губернатора возвышается лишь темно-серый купол с крестом, обвешанным тонкими проводами.
============
Могли ли предположить наши далекие предки, возводившие тебя более пяти столетий назад, что останется на этом месте спустя века? Устоишь ли перед злой силой амбиций вновь народившихся поколений? Не постигнет ли тебя участь многих и многих твоих собратьев, разрушенных до основания вечным противостоянием войны и мира, веры и безверия? Не отречется ли от тебя жестокое беспамятное «племя младое», в мстительном порыве за ненужность своему настоящему и его ненадёжность?..
Мимо по несколько раз на дню проходят одни и те же люди. Ты, вросший в землю своими крепкими корнями-камнями, узнаёшь их издалека по знакомым походкам, одежде, движениям. Узнаёшь, и в приветственном шелесте незримо расступаясь перед каждым из них, склоняются ветви ближних деревьев, уловив легкое волнение, исходящее от тебя…
Многие по обыкновению так и пройдут мимо, не обратив на тебя ни малейшего внимания, или мазнут равнодушным взглядом по темным пятнам сколов в основании и на звоннице, по зелёному налёту плесени… «Какое там любование!..» - вздохнёшь ты понимающе и тяжело. Но когда (как же редко это бывает!) кто-нибудь вдруг останавливается перед тобою и неуверенным (будто пробуя прочность земли под собой) шагом подходит ближе, ещё ближе - ты уже готов обратиться к нему: «Смотри, прохожий, смотри, не бойся!.. То не ветви кленов или лип отбрасывают тени под порывами ветра, а ожившие тени былого суетятся в непрестанной кутерьме дел, забот или веселья... Окрест – т-сс!.. – всё явственней и чётче слышится разноголосье внезапно сошедшихся и перебивающих друг дружку фрагментов Прошлого, а Настоящее, любопытствуя, упрямо пробивается сквозь плотную пелену туч ленивыми и слабыми лучами едва пробудившегося к исходу февраля солнца…».
Помнишь, однажды перед тобой остановилась женщина с мальчиком лет семи? Она наклонилась к сыну, сказала что-то, потом перекрестилась. Он, внимательно глядя на мать, тоже перекрестился. С малого расстояния почти не виден крест, венчающий твою звонницу, поэтому мальчик немного отступил назад и запрокинул голову…
… Ты едва успел глубоко вдохнуть, как тут же пропал – безоглядно, отпустив долгие годы забвения и запустения, забыв обо всём на свете - в раскинувшейся бездне незамутнённой детской души... Как же ты был счастлив!.. Наверное, так бывает счастлив человек, когда к нему, многое познавшему и от многого отказавшемуся, уже и не чаявшему ни встреч, ни открытий, нежданно приходит кто-нибудь, негромкими словами, самим присутствием отогревая и постепенно заполняя огромное пространство отвыкшей от прямого общения души. Ещё немного и она очнется, и поймёт вдруг, что ей нужно многое рассказать той, почти не знакомой, но почему-то такой близкой душе. Ещё немного и памятливое сердце высвободится от тяжкого гнёта былых ошибок, зароков, и робко роняемые им в темноту ночей или предутреннюю тишину: «а, знаешь…», «доброй ночи…», «снова здравствуй…» - вот-вот начнут предварять или завершать молитву, которая обязательно вспомнится: на вдохе – первое слово, на выдохе – следующее. Вспомнится и сольётся с дыханием. Надолго ли, кто ответит? - мгновения иногда тоже смахивают на вечность…
Кому как не тебе знать об этом.
===========
«Построенная, вне всякого сомнения, вместе с церковью в 1467 г., она изумительно стройна по своим пропорциям, в которых ничего нельзя изменить к лучшему. Здесь нет ничего лишнего и всё логично до последней возможности…»*.
Как хотелось бы поставить знак равенства между этими строчками и сегодняшним днём, но как же страшно они «не совпадают». И повторяющиеся уродливые картинки Настоящего неизменно оказываются единственно и естественно лишними, «нелогичными». А фраза: «ничего нельзя изменить к лучшему» утрачивает свой изначальный оптимизм, обретая иной - горький и зловещий смысл…
Стою у того же косяка, скрестив руки на груди. Пытаюсь подобрать слова, чтобы предельно полно высказать себя, но ничего не получается. Провожаю долгим взглядом каждого прохожего: «Остановись, помедли…». Но они идут и идут куда-то, подгоняемые то ли непогодой, то ли делами, о которых почему-то нельзя позабыть хоть на несколько минут. Пытаюсь подобрать слова, чтобы оправдаться и за себя, и за них, но у меня, похоже, снова ничего не получается…
…И можно сколько угодно обращаться к небу, Богу, ангелу-Хранителю, в благодарности или непонимании происходящего, под тяжестью утраты или в переживании счастья… Можно вести непрерывный внутренний диалог с самим собою, исподволь бросая взгляд на часы и отмечать, как же медленен (или стремителен) ход времени, а ты в нерешительности перетаптываешься с ноги на ногу вместо того, чтобы не откладывая, прямо сейчас, сделать маленький шаг вперед, и – а вдруг получится? – досказать, пусть мысленно, или доделать незавершённое…
…Ведь иногда достаточно – ну, её, эту работу, дела и прочее! – одеться, выйти на улицу, где опять падает снег. И почему-то (в кои-то века!) никак не избавиться от ощущения, что тебя ждут – стоит только посмотреть в окно…
==========================
© Вита Шафронская
Россия, Псков
23 августа 2010
Материал прислан автором порталу "Россия в красках"
|
|||||||||||||||||||||||
© 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com |