Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Культура / ИСКУССТВО ТЕАТРА И КИНО / "И дольше века длится бой..." Беседа с генеральным продюсером и кинорежиссером «Центра-Студии национального фильма XXI век» Сергеем Ивановичем Линниковым

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
 
«И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ БОЙ…»
Беседа с генеральным продюсером и кинорежиссером «Центра-Студии национального фильма XXI век» Сергеем Ивановичем Линниковым  

Корр.: Сергей Иванович, как складывался ваш творческий путь, и почему Вы решили связать свою жизнь с кинематографом?
 
С.Л.:В профессиональное кино я попал уже в зрелом возрасте, но первые шаги к кинематографу делал ещё в школе, показывал в старших классах учебные фильмы по школьному кинопроектору. Тогда я уже пытался сдать на категорию киномеханика, но мне её не дали, так как мне не было тогда 16 лет, а работать позволили. Мне, как и всем в то время, хотелось быть и лётчиком, и хирургом. 1961 год. Полет Гагарина в космос. Мне 7 лет, сами понимаете, нам бы всем в небо. В результате, я закончил МВТУ им. Баумана и стал служить в армии, инженером…. в институте авиационно-космической медицины. И в бытность служения там, так получилось, что ВГИК стал набирать из военнослужащих группу на режиссёрский факультет, и я поступил туда в 1987 году. У нас в мастерской научно-популярного кино преподавал Алексей Анатольевич Малечкин, теперь художественный руководитель нашей киностудии. Мастерская состояла из служилых людей, у которых за плечами был определённый жизненный опыт, высшее образование, уже сформировавшееся мировоззрение, и, безусловно, опыт работы в кино. Уровень преподавания во ВГИКе был высокий. Нас учили профессионалы с большой буквы, что не имя, то живая легенда кино. Бывало, идёшь по ВГИКу, а тебе навстречу С. Бондарчук, А. Ромашин, Б. Головня, М. Хуциев, последний, слава Богу, и поныне жив. Их уровень и масштаб тогда было видно за версту. Они по-другому жили, разговаривали. Сейчас всё проще, время других технологий. И это, к сожалению, отражается в жизни. А когда мы окончили институт, случилась перестройка. Все студии рухнули, киностудия Министерства Обороны тоже закрылась, и колоссальную территорию, которую она занимала, отняли под поликлинику. Мы в то время собирались делать учебные фильмы для авиации. Это оказалось никому не нужно. И вот тогда, чтобы выстоять в это сложное время, мы все объединились для создания уже своей киностудии. Как и любое искусство, кино – это борьба со смертью, наверное.
 
Корр.: Значит, Вы уже были готовы к независимому творчеству. Это был бесповоротный шаг в свое кино…
 
С.Л.: Да. Ведь любое кино – это о себе. Многие сейчас не стесняются об этом говорить, а раньше это считалось соцреализмом, другие веяния в искусстве были. Если ты хочешь создать что-то серьёзное, нужно это делать с полной самоотдачей, по-настоящему жить, страдать, переживать, так как без жертв ничего настоящего не бывает, – ни в искусстве, ни в науке, нигде. Многие спорят, что есть публицистика, документалистика и журналистика. А я считаю, что кино или есть или его нет, иного не дано. Документальный фильм или научно-популярный, или художественный может быть кинофильмом только тогда, когда его делают по законам искусства или с той степенью страдания, которая требуется от художника.
 
Корр.: Лет пятнадцать назад все же делались неутешительные прогнозы на документальное кино. Как Вам удалось создать «Центр-Студию национального фильма ХХI век», которая является на сегодняшний день одной из ведущих производителей неигровых фильмов?
 
С.Л.: Дело в том, что документальный кинематограф не умирал. На государственных киностудиях уже не возможно было плодотворно трудиться, так как они разваливались на глазах. А перестроечное время давало возможность создавать какие-то коммерческие и некоммерческие структуры, где можно было бы самостоятельно работать. Вот поэтому мы и создали такую студию, которая могла целенаправленно выпускать документальные фильмы. Ведь это наша профессия, если хотите… Изначально мы всё делали, не благодаря, а вопреки. В 1990-ые годы у нас некоторые делали большие деньги на том, что представляли в искажённом свете историю России. В ответ мы организовали запуск крупного историко-патриотического проекта, получившего название «Армия. Российская история XX столетия». Он стал базовым для киностудии и определил дальнейшее её развитие. Нам удалось снять глубокий полнометражный фильм о всех войнах, в которых Россия принимала участие в XX столетии. Эта картина «И дольше века длится бой…» была удостоена Гран-при первого открытого фестиваля военного кино им. Ю.Н.Озерова. Ведь Россия в XX веке воевала в совокупности 70 лет, и у нас нет ни одной семьи, где не было бы ветерана войны…
 
Корр.: Насколько я поняла, главное, и ведущее место  в вашей работе отводится  историко-патриотической  тематике?
 
С.Л.: Да. Мы не боимся такого слова, как патриотизм, хотя его сейчас, к сожалению, изрядно потрепали. Это наша гражданская позиция. За 7 лет вместе с ростом нашего основного проекта, мы сами выросли, и нас включили в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», разработанную Росвоенцентром. Гражданское воспитание, как выяснилось, не должно ограничиваться фильмами на военную тематику, нам пришлось расширить угол зрения и укрепиться на духовно-воспитательных позициях. В итоге появились несколько направлений в работе, касающихся православной тематики… Сейчас, отмечу, наблюдается ярко-выраженные изменения в лучшую сторону. Отрадно, что даже наш Президент, выступая, в своих посланиях всё чаще и чаще призывает деятелей культуры и образования воспитывать юных граждан в духе высоких духовно-нравственных ценностей, а не в прозападных традициях.
 
Корр.: У вас сформировалось сотрудничество с Московским Патриархатом?
 
С.Л.: Да, сначала мы тесно соприкоснулись с Синодальным отделом по взаимодействию с силовыми структурами, который возглавляет о. Дмитрий Смирнов и вот по какой причине. В Российской армии стало понятно, что на уровне так называемых воспитателей проблему духовно-нравственного воспитания воина без Церкви не решить. Снова вспомнили о полковых священниках, о национальных интересах. У Церкви есть стройная концепция взаимодействия с военными структурами, есть концепция собственного развития, поэтому об этой готовой базе духовно-нравственного воспитания вспомнили очень кстати. Потом получили благословение Святейшего Патриарха Алексия II на создание цикла документальных фильмов по «Золотому кольцу России» о формировании российской государственности.
 
Корр.: Какие работы Вы бы назвали наиболее значимыми, визитными карточками киностудии?
 
С.Л.: Такие фильмы были с самого начала. « И дольше века длится бой…» – наш первый фильм, являющийся прологом к сериалу, «На сопках Манчжурии» – о русско-японской войне. «Космические лоцманы» – об интересных людях, участвовавших в подготовке космонавтов к космическим полетам… Нельзя не отметить, что с нами работают режиссёры, в документальном кино очень известные. Фильм режиссера Бориса Лизнева о жизни русской глубинки «Вешки над рекой» в прошлом году в Серпухове на ХV Международном кинофоруме «Золотой Витязь» получил приз «Золотой Витязь». Режиссёр Борис Криницын по-новому заставляет увидеть войну. Его картина «Забытая война», созданная совместно со студией «Отечество», содержит редчайшую кинохронику, многолетним поиском которой занимались авторы фильма. Эта кинолента завоевала признание и была отмечена призами международных и российских кинофестивалей. В своё время распространили по всем частям флота нашу киноленту «Флот» – единственный полнометражный фильм, сделанный к 300-летнему юбилею Российского флота. Фильм «Иов многострадальный» о первом русском Патриархе Иове тоже нам очень дорог… Он участвовал в Международном фестивале православного кино и СМИ «Покров» в Киеве, во Франции, в Авиньоне получил Гран-при фестиваля «Четыре элемента».
 
Корр.: Кстати, а что Вас побудило к созданию картины «Иов Многострадальный», и как проходила работа над фильмом?
 
С.Л.: Случилось это так… В Старице, в городе, который любил царь Иоанн Грозный, при возрождении Свято-Успенского мужского монастыря были обнаружены останки местночтимой святой схимонахини Пелагии. Отдали эти останки на экспертизу, и выяснилось, что они принадлежат родственнице Патриарха Иова, либо его старшей сестре, либо матери, по этому поводу ещё ведутся споры. Но что Пелагия была его духовной матерью, занималась его воспитанием, было очевидно… Нас пригласили сделать репортажную съёмку про обретение мощей, ну а вскоре после этого у Александра Александровича Заикина, Председателя правления банка «Солидарность» родилась идея создать картину про нашего Первого Патриарха Иова… Мы, узнали, что в Старице – потрясающем месте, настоящем кладезе исторических событий и фактов – родился и принял монашеский сан первый русский Патриарх. Сам монастырь, в котором он подвизался, на момент наших съёмок находился практически в руинах. В годы советской власти там находился музей, музыкальная школа. На территории монастыря стоит полуразрушенный Успенский собор – копия московского. Нам, документалистам, православным людям, интересующимся историей нашего государства, стало интересно. Такая тема! И таким образом, материала оказалось довольно для того, чтобы снимать уже полноценный фильм. И вот тогда мы и обратились за благословением к Святейшему Патриарху Алексию II. Святейший посмотрел материал, который мы отсняли, и решил, что это интересно. Более того, он сам сделал вступление к нашему фильму. Монастырь постепенно отреставрировали, подняли стены, которые буквально растащили по кирпичам в годы советской власти местные жители. На Урале отлили колокола, ну а первый колокол нашли вообще в реке с помощью водолазов, потом его повесили на звоннице. На данный момент в монастыре двенадцать колоколов на центральной звоннице и ещё сделали две звонницы. Теперь там проводят концерты колокольного звона. Сейчас это красивейший монастырь, значимый для истории России, да и у местных жителей отношение к нему постепенно меняется, приходит понимание того, что необходимо вкладывать свою лепту в его возрождение …
 
Корр.: 2 июля этого года исполнилось 400 лет со дня преставления Патриарха Иова. Ваш фильм оказался своевременной работой для такого всероссийского православного торжества… Проходят ли презентации ваших фильмов на телевидении?
 
С.Л.: Продвижение фильмов такой определенной тематики – достаточно сложное дело. Хотя фильмы «Центра-студии национального фильма XXI век» получили высокие оценки учёных людей с позиции исторической науки, положительные отзывы и рекомендации для обязательного показа на ТВ и распространения в вузах, однако на центральных каналах своя политика и правила, которые нам трудно принять. Нужны жареные факты, сенсации, обязательно втаптывание в грязь. Вдвойне печально, когда сталкиваешься с равнодушием и нежеланием людей, имеющих широкие возможности показать наши фильмы, помочь их распространить. Тем не менее, чаще телеканалы «Звезда» и «Спас», реже государственные телеканалы «Россия», «Культура» соглашаются выпустить на экран нашу кинопродукцию.
 
Корр.: Каков, по-вашему, на сегодняшний день уровень выпускаемой кино и видео продукции?
 
С.Л.: Уровень фильмов оставляет желать лучшего. Хотя и есть серьёзные производители, серьёзные режиссёры, но в последнее время наблюдается наряду с хорошей тенденцией и настораживающая. Я бы вот на что обратил внимание. Дело в том, что сейчас у нас проходит масса фестивалей. Есть фестивали определённого уровня, например, как «Золотой Витязь», «Кинотавр», «Екатеринбург» и так далее. Словом, сложившиеся фестивали с высоким статусом, в которых есть чёткий критерий отбора и которые знакомят зрителя с настоящими шедеврами кинематографа. Но есть и фестивали, растущие как грибы, разных уровней, которые берут всё из народа, часто самодеятельное, дебютное. С одной стороны, это хорошо, так как человеку предоставляется возможность самовыражения, но с другой стороны, на качестве кинематографа это сильно отражается. Мне довелось как-то слышать на одном из фестивалей разговор участников. Один говорил другому: «Мы вдвоём в этом году сделали 18 фильмов». Но это, простите, смешно. «Слепили» фильмы, эти талантливые ребята, иначе и сказать нельзя.
 
Корр.: А каков на сегодняшний день творческий и технический потенциал вашей студии?
 
С.Л.: У нас непрофессионалов нет. Опять же фестивали в этом плане помогают найти молодых и талантливых людей. И когда им предлагаешь сотрудничество, как правило, они откликаются, так как  производственная база у нас своя. У нас великолепный начальник производства, бухгалтер, в своё время работавшая директором картин на Центрнаучфильме Лидия Демещенко, редактор – Наталья Квантковская, которая начинала работать ассистентом режиссёра на Центрнаучфильме и многие другие. Мы с ними десятилетия работаем, и живём интересной, насыщенной жизнью. Наша студия для нас является практически вторым домом, если не первым. Отмечу так же, что многие монтажёры приходили к нам учиться, совершенствовались, а сейчас работают на телевизионных каналах.
 
Корр.: Над какими творческими проектами Вы работаете сейчас?
 
С.Л.: Продолжается успешно начатая нами работа над проектами «Армия. Российская история 20-го столетия», «Золотое кольцо – колыбель русской государственности» о российских городах и «Русские субмарины». В данный момент делаем картины о писателе В.П. Крапивине и известном русском фотографе – химике, первооткрывателе уникального трёхцветного метода создания цветной фотографии С.М. Прокудине-Горском. Большая коллекция его фотографий, около трех тысяч, хранится в библиотеке Конгресса США, и сейчас они стали широкодоступными, и пришли к нам. Будем делать работы о наших писателях, о наследии С.П. Королёва, о ракетно-космической корпорации «Энергия». Мы уже вступили в фазу подготовительного периода. Если Бог даст, осуществим замечательный проект «По Волге-матушке», основной артерии жизни нашей страны…
 
Корр.: Каковы ваши основные принципы, которые Вы реализуете в работе, в жизни?
 
С.Л.: Для меня был и остаётся основным принцип жить по совести. Так воспитали меня родители. В любой религии человека призывают быть терпимым, честным и  справедливым, а основной эталон – жить по совести. Если бы все следовали этому совершенно простому правилу, было бы и легче, и интереснее жить. Один батюшка как-то сказал: « Если бы все жили по заповедям и по правилам, то на земле был бы рай». По совести – это состояние сродни исповеди, а исповедь – это поступок, который не может быть полон формализма и автоматического привыкания без глубокого духовного осмысления. Так и в жизни. Для меня собственная оценка правды и лжи коренится в главном определяющем постулате, – честно подходить к своей профессии, к своим родителям, детям, что очень важно, чтобы не было стыдно потом. Сейчас мы что видим в искусстве? Отсутствие темы патриотизма, героики, нравственности. У нас нет на экране положительных героев, точнее в документальном кино они  есть, а в игровом нет(!). Нет там обычного человека, нет человеческих драм, есть убийцы, воры, взяточники и тому подобное. Вот это слепок нашего общества. Но это не так! Тысячу километров от Москвы проедешь и столкнешься с совершенно другой жизнью, – какие люди, какие лица! В Старице, например, буквально через дом или писатель, или поэт, или коллекционер. Может быть, не все там ходят в храм, но они живут, творят, насыщают свою жизнь культурными и духовными ценностями. Сейчас открылось много воскресных школ при храмах и монастырях, православных учебных заведениях, появились кружки, осуществляются поездки, паломничества по святым местам, то есть происходит восстановление института православия в нашей культуре, что весьма отрадно. Правда, пройдёт не одно десятилетие, пока мы начнём думать как православные христиане, а пока мы находимся в переходном периоде, то есть одной ногой в язычестве, другой в православии. Тут крестимся, а там не протянем руку помощи ближнему, родную мать не навестим. Пока эти хорошие благочестивые традиции ушли, и нам необходимо их как можно быстрее восстановить. И те фильмы, которые мы создаём, это тоже наш ответ обществу. Мы душой понимаем, что необходимо интересного человека на экран выводить, нужен положительный пример, нужно Церковь показывать. Но как её показывать? Это тоже проблема. Если всё время под колокольный звон, под истово крестящихся старушек, купола и тому подобное, не пойдёт человек в церковь. Поверьте, сухой фильм смотреть не будут, он не греет, не зовёт. Для чего этот фильм создан? Как летопись? Ну что ж, может быть. Интересного батюшку необходимо показывать как человека, как героя, мне так кажется. Если какой-то приход отличается от другого и там есть удивительные подвижники благочестия, то о них можно рассказывать. Мне говорят нельзя монаха показывать, его личную жизнь. Он пришёл в монастырь, порвал все свои фотографии, и успешно подвизается в беспрерывном подвиге молитвы, а другой монах нам с удовольствием рассказывает о своих переживаниях, о тех духовных вещах, которые понял. И я считаю, что от этого монаха будет не меньше пользы, чем от того, кто совершает непрестанную молитву. В любом случае Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Матф.11:12).
 
Беседу вела Алла Борисова

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com