Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Россия / Культура / ИСКУССТВО ТЕАТРА И КИНО / Реквием адмиралу. Виктор Грановский. Рецензия на недвано вышедший фильм "Адмирал"

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
Никита Кривошеин (Франция). Неперемолотые эмигранты
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
 
 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел осенний номер № 56 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность
Реквием адмиралу
 
Фильм «Адмирал» многое должен сказать русскому сердцу. И сказать новое. Вопреки всем художественным огрехам и за счёт сильной актёрской игры показ фильма породил широкий интерес и симпатии к личности Александра Васильевича Колчака. Но желает ли Россия подлинно знать, кто был её Верховный Правитель и чем жертвовал ради неё. Стоило выйти на экраны фильму, где Колчак и белые, без оговоров, изображены героями, как загустел шум: да зачем переписывать вновь – ту историю!?
 
Белым вообще не повезло в российском лихолетье отошедшего века. Они сделали многое. Ещё больше пытались сделать. Политически и исторически дело их, видимо, следовало считать проигранным. Но белые никогда не сомневались в честности избранного ими обречённого пути.
 
В фильме «Адмирал», впервые за долгое время, один из самых выдающихся возглавителей Белого движения показан как борец за правое дело. При этом не значит, что в фильме досконально сохранены все исторические детали. Замечания историков к обнаруженным недоглядам, конечно, правомерны. Но художественный фильм на историческую тему главной целью полагает достоверно угаданную передачу образа эпохи и её трудников. А средства – могут быть разные. «Андрей Рублёв» Тарковского не детальное историческое исследование. Но в этой картине – духовный облик народа, и под игом не утратившего богозданных черт.
 
Кино «Адмирал» взывает обратиться к исторической правде и опамятоваться. Настоящее покаяние – это ведь осуждение, а прежде того, честное называние своих грехов, всех какие помнишь. Это не самобичевание – а Богом заповеданный исход к духовному обновлению. Но русская нация не желает совершать этот исход. Коли уж тяготеем мы всячески оправдываться в беззакониях семидесятилетней давности, – ещё хуже: вбивать их в гранитную плиту своих заслуг, – это знак так и не минувшего духовного опустошения. Ведь гораздо проще, и необременительно для духа, объяснить все наши провалы – чужими происками, а собственные грехи – многими силами постараться пригладить и обелить.
 
Потому так легко выполняются все укорительные упражнения с личной драмой адмирала. Сегодня она всем хорошо известна. Удивительно только, до чего поспешны оказались на осуждение Колчака, с его беззаконной любовью, «консервативно-православные» моралисты. Но ощущение – что во всех осуждениях такого рода, при всей их библейской справедливости, звучит одно только чувство превосходства «незапятнанных» осуждающих, и нет чуткости к человеку, болезнующему грехом. А ведь в фильме выражено: Колчак сопротивлялся любовному чувству. В чём правда и историческая, и чисто человеческая. Фильм не героизирует грех Колчака. Но – так было. Эта жестокая любовная история – случилась. Для военной среды старой России, особенно для морского офицерства, строжайше берегшего традиционный уклад, поступок Колчака выглядел вопиющим. Но и сам отверженный муж флотоводец Тимирёв нашёл в себе силы простить друга.
 
И всё же, мы можем видеть и судить по делам Верховного Правителя, что для него как политика оставался руководящим христианский критерий. И за то, чтобы он оставался таковым для граждан России, Колчак и боролся, до своего расстрельного часа. Господень Крест действительно был написан на знамени Колчака. Церковь в лице пастырей-новомучеников благословила Верховного Правителя и поминала его за богослужениями. И мы вправе считать болярина Александра последним законным главою Великой России.
 
Режиссёр Андрей Кравчук показует зрителю своих героев на фоне необратимого крушения Отечества. «Катастрофы глобальной, которая коснулась, в отличие от нынешнего экономического кризиса, когда все беспокоятся за свои деньги, вклады и за то, что будет завтра, – всего: устоев, человеческих отношений, мировоззрения, традиций»., отменив закон Боежственный и человеческий, и тех, кто противостал беззаконником хотя бы как человек, - вели
 
Революция до самой глубины прокалила всё русское сознание. Это каление не изжито до сих пор. Посткоммунистический катарсис в России не наступил. Потому столь много в стране симпатизирующих красным, и столь мало – белым. Или иначе: почивших белых с нарочитой наивностью (или с лукавством?) «примиряют» с красными – либо с их здравствующими потомками.
 
Наше революционное самопогубление, в духе мирочувствия Достоевского, можно бы назвать – реализованное «право не бесчестье».  Уравнять тех, кто позволил себе войти в это право, оттолкнувши закон Божеский и человеческий, и тех, кто противостал беззаконникам хотя бы «человечески, слишком человечески», – было бы нравственным ослеплением. Ибо исторический спор белых и красных – это не спор «двух правд». Это кровью и подвигом поделённый спор правды и кривды.         
 
кандидат философских наук
15 августа 2009 г.
 
Материал прислан автором порталу "Россия в красках"

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com