Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

17 мая 2007
История Русской Православной Церкви за рубежом

Почти 90 лет врозь. Краткий обзор становления Русской Зарубежной Церкви.

Русская Православная Церковь за рубежом, объединяющая до полумиллиона верующих более чем в 30 странах мира, и до 1917 года имела некоторое количество приходов и обителей за рубежом.
 
После разгрома белого движения, когда из России эмигрировали более 2 миллионов человек, в числе которых были священнослужители, появилась необходимость не только строить новые храмы, но и упорядочить церковную жизнь.
 
Ноябрь 1920 года - Архиереи, покинувшие Россию, на Первом соборе в Югославии  образовали Высшее Русское Церковное Управление (ВРЦУ) за границей, которое положило начало РПЦЗ.
 
Каноническим основанием для этого послужил Указ св. Патриарха Тихона № 362 от 7(20 ноября) 1920 года, по которому части Церкви, оказавшиеся за линий фронта или за границей, не имеющие возможности контактировать с Центром , должны организовать свое собственное управление во главе со старшим архиереем, оказавшимся в этой части Церкви.
Так началась история РПЦЗ (иначе ее называют "карловацкой", или "синодальной", церковью).
 
21 ноября - 3 декабря 1921 года - В Сремских Карловцах на территории Югославии был учрежден Всезаграничный Русский Церковный Собор, выступивший против власти большевиков.
 
Тогда же было принято «Послание чадам Русской Православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим».
 
Это вызвало недовольство советской власти и от Патриарха Тихона потребовали роспуска ВРЦУ. Патриарх под давлением властей вынужден был издать указ о закрытии ВРЦУ заграницей.
 
31 августа 1922 года -  Образован Временный Священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), который  возглавил один из старейших и самых авторитетных иерархов того времени - митрополит Киевский и Галицкий Антоний Храповицкий (1863-1936).
 
Именно он набрал большинство голосов на выборах патриарха в 1917 году (но поскольку патриарх выбирался жеребьевкой, им стал митрополит Тихон - ссылка на биографию).
 
Представителей церкви, созданной русскими архиереями-эмигрантами во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) называют "зарубежниками" (до 1944 года сторонников этой церкви называли "карловаты", так как в это время Синод располагался в г. Сремски-Карловцы).
 
В конце 1920-х годов среди русской церковной эмиграции возникли свои противоречия.
 
29 августа 1927 года - Допущенный большевиками к управлению Российской Церковью митрополит Сергий (Страгородский) опубликовал Декларацию, в которой заявлял, что Церковь едина с советским богоборческим правительством и потребовал в ультимативной форме от всего эмигрантского духовенства письменной подписки о лояльности советской власти.
 
Почти все зарубежные иерархи и священники отказались дать подписку о лояльности, митрополит Сергий заявил о разрыве этого духовенства с Московской патриархией.
 
С этого момента Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) оказалась совершенно самостоятельной церковной структурой, осознающей себя как «временно самоуправляющаяся на соборных началах часть поместной Российской Церкви».
 
Середина 1930-х годов - В Западной Европе сложилась сохранившаяся до наших дней «расстановка сил» в русской церковной эмиграции: консервативная РПЦЗ (ее приходы находятся в основном в Швейцарии и Германии), либеральные «евлогиане» Константинопольского патриархата (Франция) и немногочисленные приходы Московского патриархата, появившиеся в основном после Второй мировой войны и сильно умножившиеся в последние десятилетия (больше всего их в Великобритании, но немало и в Германии).
 
1936 год - Скончался митрополит Антоний  и его преемником стал митрополит Анастасий.
 
1938 год - Состоялся Второй Всезарубежный Собор, который принял два послания: «К Русскому народу в Отечестве страждущему» и «К Русской пастве в рассеянии сущей».
 
Во время войны немцы с угрозами потребовали от митрополита Анастасия, который оставался в Югославии, написать послание к русскому народу о сотрудничестве с фашистской Германией.
Анастасий отверг эти требования, однако РПЦЗ поддержала Комитет освобождения народов России (КОНР), созданное генералом А.А. Власовым.
 
К концу войны митрополит Анастасий переехал в Вену, затем в Карлсбад и, наконец (после окончания войны) в Мюнхен. Здесь в 1945-1950 годах обосновался Центр русской церковной и общественной жизни. В 1950 году Заграничный Синод РПЦЗ переехал в Нью-Йорк.
 
1964 год -  митрополит Анастасий, за год до своей кончины, ушёл на покой и главой РПЦЗ был единогласно избран епископ Брисбенский (Австралия) преосвященный Филарет, который управлял РПЦЗ в течение 21 года.
 
1986 год - В связи с кончиной митрополита Филарета, первоиерархом РПЦЗ стал архиепископ Монреальский и Канадский Виталий (Устинов).
 
10 июля 2001 года -  Митрополит Виталий ушел на покой по состоянию здоровья.  Первоиерархом РПЦЗ стал архиепископ Троицкий и Сиракузский Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла).
 
Под его духовным началом находится около полумиллиона православных, проживающих более чем в 30 странах мира, в первую очередь в США, Австралии, Германии, Канаде и Франции. В юрисдикции РПЦЗ находятся 19 архиереев, около 600 священнослужителей, 16 епархий, 39 монастырей и скитов, 454 прихода.
 
В том же году от "зарубежников" отошли приходы, не согласные с избранием Лавра (Шкурлы). Усилило этот раскол то обстоятельство, что 90-летний митрополит Виталий (Устинов) - прежний первоиерарх, ушедший на покой по старости, - вдруг передумал и заявил о незаконности избрания митрополита Лавра.
 
Во главе РПЦЗ оказались два взаимно не признающих друг друга первоиерарха, последователи которых называли себя, соответственно, РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В).
 
Первые, безусловно, преобладают количественно и настроены на воссоединение; вторые - в меньшинстве и относятся к Московской патриархии непримиримо, как и их предшественники по церковной эмиграции.
 
После окончания советского периода, в условиях наступившей религиозной свободы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II несколько раз обращался к Русской зарубежной церкви с призывом начать процесс сближения, считая, что "отпали причины, которые лишали Зарубежную церковь возможности воссоединиться с Матерью-Церковью".
 
Май 2004 года - Состоялась первая встреча Алексия II с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром, на которой было принято решение добиться воссоединения двух частей Русской церкви.
 
 

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com