Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

12 января 2006, 03:00
Рождество на Святой Земле

Председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, секретарь православного научно-просветительского общества «Россия в красках» в Иерусалиме Павел Платонов рассказал корреспонденту Церковного Вестника о том, как празднуют Рождество Христово на Святой Земле.

Базилика Рождества Христова в Вифлееме в Рождественскую ночь 7 января 2006 г.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме в Рождественскую ночь 7 января 2006 г.
 
— Расскажите, пожалуйста, есть ли сегодня какие-то препятствия в праздновании Рождества Христова в Израиле?

— Я бы не сказал, что есть какие-то препятствия. Никакого запрета на совершение христианских богослужений нет. Израиль — демократическое государство без антихристианских настроений. Это все апокрифы — про запреты. Праздники израильские, конечно, не совпадают с христианскими торжествами. Тем не менее, когда я работал в гостиничной сети, то отмечал такую вещь: если работники — христиане и наступает воскресенье или какой-нибудь христианский праздник, то им платят за работу 150%, как евреям в шабат.

— Легко ли приобрести в Иерусалиме рождественские подарки?

— Очень легко. Просто подарки продаются в той части города, где живет арабское население. Хотя и в здешних русских магазинах появляются роскошные новогодние наборы, игрушки. Для людей с советским сознанием Новый год  — один из главных праздников.

— Как празднуют православные христиане Рождество в Израиле?

— У арабских православных общин существует традиция праздновать Рождество в Вифлееме или в его окрестностях — Бейт-Сахуре, Бейт-Джале. Репатрианты, которые исповедуют православие, тоже стараются посетить святой град Вифлеем в эти праздничные дни, помолиться в церкви, сопереживая этому великому евангельскому событию.
 
Праздничное шествие вифлеемской молодежи на Рождество. Вифлеем 7 января 2006 г.
Праздничное шествие вифлеемской молодежи на Рождество. Вифлеем 7 января 2006 г.
 

— Вы отмечаете этот праздник по обычаю дома, в семейном кругу?

— Согласно дореволюционной традиции, для православных христиан Рождество — это семейный праздник. Мы украшаем елку, готовим вкусные блюда к праздничному столу... С каждым новым годом в Израиле все больше елочек. И стоят они до 18 января, а у некоторых — до конца января.

Репатрианты, конечно же, стараются посмотреть в новогодние дни российские телеканалы. На Новый год за скромным постным столом православные обычно смотрят выступление В.В. Путина. Всем интересно, что он скажет россиянам. Ведь все русскоязычные — сердцем в России.

В рождественские дни мы посещаем родных и друзей. Появилась и традиция устраивать детские утренники. Игумения Горненского женского монастыря матушка Георгия приглашает детей в монастырь на елку. Они поют там колядки и получают подарки. В Яффе, в монастыре апостола Петра, у отца Пимена прихожан особенно много. Там открылась воскресная школа. И будет, конечно, детский утренник.
 
Рождественская елка в Горненском монастыре в Иерусалиме.
 

— На Рождество вы обязательно стараетесь попасть в Вифлеем?

— Я не то чтобы стараюсь, я по  обязанности охраняю греческого митрополита от наших благочестивых паломников, чтобы они не унесли его вместе с Чашей. В Вифлеем на Рождество приезжают десятки групп со всей России и СНГ.

А мы — пятеро самых крепких прихожан — обеспечиваем порядок на богослужении. Ведь благочестивое стремление — это одно, но часто в людях живет потребительское постсоветское желание получить благодать немедленно, оттесняя ближних. К сожалению, паломники часто показывают именно такое «советское» благочестие. Надо сказать, что Вифлеемская пещера очень мала. Не все желающие могут там поместиться одновременно, и охранники вынуждены их сдерживать. Разные бывают паломники...
 
Ночное Богослужение на Рождество в базилике Рождества Христова в Вифлеем 7 января 2006 г.
Ночное Богослужение на Рождество
 в базилике Рождества Христова в Вифлееме 7 января 2006 г.
 

— Растет ли поток паломников в последние годы?

— Да, поток увеличивается. Это связано с изменением политической ситуации вообще. Приезжают многочисленные туристы — теперь на Святой Земле безопасно. Нет никаких серьезных препятствий и на пути в Вифлеем. Израильский блокпост открыт. Полиция следит за порядком. Обычно после Вифлеема все группы посещают Поле Пастушков, лавру Саввы Освященного и лавру Феодосия Великого.
 
Русские паломники на поле пастушков. Рождественский сочельник 6 янв.2006 г
Русские паломники на поле пастушков. Рождественский сочельник 6 янв.2006 г
 
 
Русские паломники в Лавре св.Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Рождественский сочельник. 6 янв.2006 г.
Русские паломники в Лавре св.Саввы Освященного в Иудейской пустыне.
Рождественский сочельник. 6 янв.2006 г.
 
 
Монастырь св.Феодосия Великого в окрестностях Вифлеема.
Монастырь св.Феодосия Великого в окрестностях Вифлеема.
 

— У вас такая замечательная возможность молиться в Рождественскую ночь в Вифлееме! Как вы вообще чувствуете себя там?

— Для меня Вифлеем — это прежде всего город величайшего исторического христианского значения. Все в нем наполнено радостью Рождества Спасителя! Вифлеем всегда вызывает благодатные чувства.  Радуюсь, когда бываю у Вифлеемской Звезды, на месте Рождества Христова.  Меня переполняет радость, когда я наблюдаю паломников, которые имеют редкую возможность — может быть, один раз в своей жизни — попасть сюда и увидеть святыню всего человечества.

Я всегда напоминаю им об этой памяти, которую потом нужно бережно хранить в сердце всю жизнь.

Но, хотя Вифлеем и святой город, здесь никогда не прекращается пляска иродового зла. Богоборческие силы показывают свое уродливое обличье в террористических актах, намереваясь помешать благочестивому стремлению христиан посетить святыню. Но паломники все равно не забывают свои святые традиции.
 
Вифлеемская Звезда
Вифлеемская Звезда
 

— Именно паломничество повлияло на ваш выбор профессии?

— Я не выбирал. Это так Господь сподобил по послушанию, по благословению. Когда мы создавали паломническую службу «Россия в красках» в Иерусалиме, никто и не думал о том, что с начала этого года количество паломников достигнет двух тысяч. Наша паломническая служба официально зарегистрирована в Министерстве юстиции Израиля. А 3 ноября состоялось чрезвычайно важное событие — воссоздание Иерусалимского отделения Императорского православного Палестинского общества — благотворительной организации, которая 120 лет занималась содержанием более чем 100 школ на Святой Земле, странноприимных домов, подворий, вела большую издательскую деятельность и способствовала субсидированию паломничества на Святую Землю.

— Чем отличается нынешнее Палестинское общество от созданного по указу императора Александра III в 1882 году?
— Тем, что ныне на Ближнем Востоке существует государство Израиль. С высоким уровнем жизни, с колоссальной динамикой развития  — и с тяжелейшим конфликтом с арабами. Традиционные культурные, исторические ценности России, русское присутствие на Святой Земле говорят не о духовной экспансии, не о решении каких-то имущественных вопросов, а именно о благотворительной и миротворческой миссии. Императорское общество не прекращало свою деятельность даже в советское время, будучи загнано в учреждение Российской академии наук, а позднее в здание МИДа.

— Есть ли разница между западным и православным паломничеством?

— Паломничество на Святую Землю ранее называлось поклонничеством. Это глубокая христианская традиция несправедливо забыта. Западный паломник приезжал за пальмовой ветвью на праздник Входа Господня в Иерусалим в неделю Ваий. Русский паломник стремился на Святую Землю к святыням. Для него Святая Земля была иконографическим образом пребывания Спасителя. И он сопереживал евангельские события у каждой святыни, молился и старался пройти путь Христов своими стопами.  Поклонничество было массовым. Тогда в каждом храме в России существовала так называемая «вербная кружка». Средства шли на поддержание школ, больниц, миссионерских и благотворительных заведений на Святой Земле.

— Кто сегодня оказывает духовную поддержку православным репатриантам?

— Мы чувствуем духовную поддержку Иерусалимского Патриархата, встречаемся с Блаженнейшим Феофилом III, Патриархом Иерусалимским и всея Палестины, с архиереями Иерусалимской Церкви, так как являемся ее чадами. Посещаем храмы Русской духовной миссии, где слушаем Божественную литургию на родном языке.

— Есть ли какие-то духовные проблемы у православных в Израиле?

— Проблемы — как и везде, наверное, — с духовно опытными пастырями. Мы уже сталкивались с тем, что молодой богослов без жизненного опыта стремился авторитарными методами добиться авторитета у паствы. Нет настоящего духовного окормления, нет пастыря, который бы взращивал свою паству так, как ухаживают за цветами, к примеру: чтобы один не загрустил, чтобы другой не завял, а третьего не затоптали... Грекам больше повезло. До недавнего времени у них был жертвенный такой старец Серафим в монастыре святого Саввы Освященного... На святой Земле духовного окормления не найдешь! Святая Земля дает благодать. И благодать этот духовный вакум как раз и покрывает. Человек утешается пребыванием у евангельских святынь.

— Духовная литература продается в Израиле?

— В Иерусалиме православных книжных лавок нет, как и православных сайтов. Хотя ввоз духовной литературы не запрещен. Израиль следит только за активным прозелитизмом. За распространением литературы среди детей, например. Запрещена антисемитская и фашистская литература. Надеюсь, что наше общество наладит и издательскую деятельность на Святой Земле. Православный сайт «Россия в красках» уже создан.

— Как решают свои духовные проблемы репатрианты, исповедующие православие?

— Тот, кто ищет, всегда находит! Я вот нашел со временем и поддержку, и благословение. По благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского 2 ноября 2005 года состоялась международная научно-общественная конференция «Иерусалим. Русские духовные традиции». Это событие вызвало яркий отклик со стороны как российских, так и израильских общественных сил. В конференции принимали участие Российская академия наук, МГУ им. М.В Ломоносова, Санкт-Петербургский университет, Еврейский университет в Иерусалиме, Хайфский университет, МИД России, музей древнерусского искусства им. А.Рублева, ведущие ученые, искусствоведы и археологи. Одним из главных организаторов конференции выступило Императорское православное Палестинское общество в Иерусалиме. Заседание открылось молебном в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме. Живое участие в работе конференции принимали митрополит Вострский Тимофей, Н.Н. Лисовой, С.В. Гнутова, Г.М. Прохоров, О.Б. Озеров, М.В. Рождественская и другие. Собранием русских учредителей было создано Вифлеемское отделение Императорского православного Палестинского общества. К марту 2006 года будет выпущена книга по итогам этой международной конференции. Нельзя не подчеркнуть, что это была первая серьезная акция Палестинского общества после 1917 года.
 
Участники и гости конференции
Участники и гости международной конференции
"Иерусалим в русской духовной традиции"
 

— Считается, что на Рождество может исполниться самое заветное желание. У вас оно есть?

— У нас одно желание: «Аще и во гроб снизшел еси, Бессмертне, но адову разрушил еси силу». Православные христиане, проживающие на Святой Земле, ощущают себя свидетелями Светлого Христового Воскресения. Родился Спаситель и, самое главное, воскрес! Вот это радость! — Зайти в храм и увидеть ее.
 
Беседовала Светлана Цёмка
 
 

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com