Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

17 марта 2009
"Русский стиль" Иван Билибина и Бориса Зворыкина можно сравнить на совместной выставке

В библиотеке "Русское зарубежье" открылась выставка книжной графики двух художников. Одного – прославленного. Это Иван Билибин. Другого – Бориса Зворыкина - почти позабытого. Между тем, оба художника успешно развивали так называемый "русский стиль".

Одна из иллюстраций Ивана Билибина к русским народным сказкам

В начале ХХ века многие увлеклись "русской темой". Когда натурализм передвижников стал казаться изжитым явлением, деятели культуры увлеклись стариной – расписными прялками и братинами, древними резными теремами, былинами и летописными сводами в потертых кожаных переплетах с застежками. Не обошли эти веяния и художников. Иван Билибин и Борис Зворыкин - одни из самых ярких представителей этого явления.

У московского издательства "Игра слов" есть серия "Шедевры мировой иллюстрации". В этой серии вышли книги, проиллюстрированные Билибиным и Зворыкиным в эмиграции. Этот материал, сообщает управляющий издательства Михаил Столяров, и представлен на выставке:

- Мы специально подготовили эти иллюстрации в таком выставочном варианте, с увеличением, на хорошей бумаге. Также здесь есть раскрытые развороты, где можно посмотреть, как это выглядит в книге.

- Если вспомнить биографии двух художников, то у них очень много совпадений - и в биографиях, и в творчестве. Тем не менее, имя Билибина прославлено, а Зворыкин почти никому не известен. Почему так получилось?

- Зворыкин в основном работал в области оформления книг. Кроме того, в отличие от Билибина, который был человеком более светским, входил во всевозможные объединения, такие как "Мир искусства", Зворыкин был более закрытой фигурой. Нам, например, даже не удалось найти его фотографии. А Билибин делал замечательные декорации к спектаклям, был таким роковым красивым мужчиной, что даже Кустодиев написал его портрет, который висит в Третьяковке. В этом различие. Хотя оба – гении книжной иллюстрации.
 
Иван Билибин. Иллюстрация к русским народным сказкам

- Не могло ли отразиться на безвестности Зворыкина то, что Билибин из эмиграции в Советский Союз вернулся, а Зворыкин так и остался во Франции?

- Конечно. В советское время Зворыкин считался врагом народа, и все, что делалось в эмиграции, нужно было замалчивать. А Билибин, вернувшись, получил как бы вторую жизнь. Он сделал несколько книг уже в советской России и был прощен. Тем не менее, период его эмигрантского творчества все-таки замалчивался. И до сегодняшнего дня так и не изданы книги, которые он делал в эмиграции. Первую книгу мы сейчас издали в нашем издательстве, это "Русские народные сказки".

- У книги вид, скажем так, не очень современный. Это факсимиле?

- Нет, это новая обложка, разработанная нашим художником. Она просто сделана в лучших традициях книгоиздания: под полукожаный переплет с мраморной бумагой, чтобы было видно, что это не простая книга, а дань книжному искусству.

- Какие сказки входят в этот сборник?

Сказки как широко известные, такие как "Царевна-лягушка", так и, например, сказка "Соль", которую мало кто знает. А к ней великолепные иллюстрации, например, царь, который так замечательно кушает! Эта иллюстрация вошла фактически во все альбомы Билибина, она широко известна в мире. Но парадокс в том, что в нашей стране именно как книжная иллюстрация она никогда не издавалась. Эту тему билибинского творчества периода эмиграции мы начали и будем продолжать. Мы считаем, что лучшие свои книги он сделал в эмиграции.

- Ну а какие работы Зворыкина вы показываете?

Мы издали все три книги Зворыкина, которые он сделал в эмиграции: "Русские народные сказки", "Сказки Пушкина" и "Борис Годунов".

- Во многом Билибин и Зворыкин похожи, во всяком случае, по части графики. А в чем вы находите отличие?

- Мне кажется, что они совсем разные.

- Да? А многие путают.

- В какой-то момент они работали в похожей манере, но для Билибина это был промежуточный этап. От декоративно-цветной иллюстрации он пошел в сторону черно-белой, это видно по его зрелым работам. А Зворыкин пошел в сторону средневековой миниатюры. Его работы кажутся сейчас такими наивно-пышными, безумно декорированными, великолепными, практически как средневековые миниатюры в манускриптах. Поэтому мне кажется, что они совсем разные.

Между тем есть одно почти мистическое совпадение. Оба художника ушли из жизни в 1942 году. Билибин – в блокадном Ленинграде. Зворыкин – в оккупированном немцами Париже.
 

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com