Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

18 июля 2008
На Святой Земле почтили память Председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) великой княгини Елисаветы Федоровны

18 июля 2008 года в русском православном храме св. Марии Магдалины состоялась Божественная литургия памяти 90-летия убиения великой княгини Елисаветы Федоровны и ее келейницы Варвары.

Русский храм св. равновапостольной Марии Магдалины в Гефсимании
Русский храм св. равновапостольной Марии Магдалины в Гефсимании
 
Сегодня исполнилось 90 лет со дня мученической кончины в колодце Алапаевской шахты Председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), основательницы Марфо-Мариинской Обители в Москве великой княгини Елисаветы Федоровны и ее келейницы инокини Варвары, которые были канонизированы Русской Православной Церковью. Мощи новомучениц покоятся на Святой Земле - в русском храме св. Марии Магдалины в Гефсимании, на освящение которого великая княгиня приезжала с супругом великим князем Сергеем Александровичем в 1888 году.
 
Рака с мощами преподобномученицы инокини Варвары
Рака с мощами преподобномученицы инокини Варвары
Рака с мощацми преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны
Рака с мощацми преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны
 
Этот особенный для истории русского духовного присутствия на Святой Земле день был отмечен с особой торжественностью: в Иерусалиме в храме св. Марии Магдалины в Гефсимании около мощей новомучениц была отслужена Божественная Литургия, на которой молилось множество людей из разных уголков земли.
 
 
Верующие прикладываются к мощам преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны
Верующие прикладываются к мощам преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны

На Божественной литургии молились настоятельницы русских монастырей в Иерусалиме: игумения Георгия из Горненского русского монастыря, игумения Моисея из Елеонского Спасо-Вознесенского монастыря, игумения Елисавета из Гефсиманского монастыря.
 
Храмовые иконы украшены цветами
Храмовые иконы украшены цветами
 
 
Празднично украшенная икона преподобномучениц Елисаветы Фодоровны и инокини Варвары
Празднично украшенная икона преподобномучениц
 
Императорское Православное Палестинское Общество представляли начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев), член Совета ИППО, и председатель Иерусалимского отделения ИППО П.В. Платонов.
 
Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары почтили своим присутствием на Божественной литургии заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по науке, культуре и образованию С.Е. Щеблыгин, президент Фонда св. Андрея Первозванного и член правления Фонда В.В.Клименко.
 
 
Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон, (справо налево президент Фонда св. Андрея Первозванного С.Е.Щеблыгин, член его правления В.В.Клименко, (слева направо)  собственный корреспондент телеканала «Россия» на Ближнем Востоке Сергей Пашков, председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества П.В.Платонов
Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (в центре),
(справо налево) президент Фонда св. Андрея Первозванного С.Е.Щеблыгин, член  правления Фонда В.В.Клименко,
председатель Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества П.В.Платонов, 
собственный корреспондент телеканала «Россия» на Ближнем Востоке Сергей Пашков
 
В общей молитве участвовали многочисленные верующие со Святой Земли и паломники из разных уголков мира.
 
Собственный корреспондент телеканала «Россия»  Сергей Пашков помог увидеть это событие миллионам российских телезрителей.
 
Преподобномученица великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара
 
Рерберг Федор Иванович (1865-1938). Портрет великой княгини Елисаветы Федоровны. Портрет до 1905 года. Холст, масло. На портрете предположительно изображена в театральном костюме Марии Антуанетты с белыми лилиями в руках
 
Портрет великой княгини Елисаветы Федоровны.
На портрете предположительно изображена в театральном костюме Марии Антуанетты
с белыми лилиями в руках
Художник Рерберг Федор Иванович (1865-1938).
Портрет до 1905 года. Холст, масло.
 
Великая княгиня Елисавета Федоровна родилась 20 октября 1864 года. Она была дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. 3 июня 1884 года она стала супругой великого князя Сергея Александровича. 
 
По воспоминаниям современников, прекрасная наружность Елисаветы вполне соответствовала ее духовным качествам. В Ильинском, подмосковном имении великого князя на Москве-реке, Елисавета Федоровна вела простую деревенскую жизнь, много помогала окрестным крестьянам. Для них супруги построили больницу, в которой часто совершалось и крещение новорожденных, причем восприемниками бывали Сергей Александрович и Елисавета Федоровна.
 
В октябре 1888 года великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елисавета Федоровна по поручению императора Александра III побывали в Палестине на освящении великолепного храма святой Марии Магдалины, построенного в Гефсимании.
 
Вернувшись со Святой Земли, полная неизгладимых впечатлений, Елисавета Федоровна решила перейти в Православие, несмотря на непонимание родственников.
 
В субботу, под Вербное воскресенье, 13 апреля 1891 года, совершился переход великой княгини Елисаветы в Православие. Теперь она с полным правом могла сказать своему супругу, да и каждому православному русскому человеку, словами моавитянки Руфи: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом» (Руфь. 1, 16).
 
Переходя в Православие, великая княгиня не захотела расстаться со своим именем, а только избрала себе новую небесную покровительницу - святую праведную Елисавету, мать Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, память которой Православная Церковь празднует 5 сентября.
 
 
Великий князь Сергий Александрович и великая княгиня Елисавета Федоровна (внизу их автографы). Фотография К.Бергамаско. Отпечаток на альбуминовой бумаге, картон, чернила  
 
Великий князь Сергий Александрович и
великая княгиня Елисавета Федоровна.
Внизу их автографы.
Фотография К.Бергамаско.
Отпечаток на альбуминовой бумаге,
картон, чернила
В 1891 году великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором в Москву. Здесь во всей широте развернулась благотворительная деятельность Елисаветы Федоровны. Жители Москвы очень скоро оценили ее доброту, и великая княгиня снискала у них искреннюю любовь. Во время русско-японской войны 1904-1905 годов Елисавета Федоровна, уже имевшая большой опыт благотворительности, немедленно начала активную деятельность в помощь фронту.
 
5 февраля 1905 года в Кремле террорист Иван Каляев бросил в великого князя Сергея Александровича бомбу, разорвавшую его на части. Пережив страшное потрясение, Елисавета Федоровна еще глубже ушла в молитву, с еще большим усердием предалась благотворительности.
 
Унаследовав от своего покойного супруга председательство в Императорском Православном Палестинском обществе, Елисавета Федоровна проявляла особую заботу о русских паломниках, направлявшихся в Святую Землю.
 
По инициативе Елисаветы Федоровны в Италии, в Бари, был приобретен большой участок земли, где было начато строительство храма и подворья.
 
Вскоре в Москве она основала Марфо-Мариинскую Обитель милосердия, которая начала свою деятельность 10 февраля 1909 года. Обительская больница пользовалась в Москве такой репутацией, что сюда направляли иногда самых тяжелых больных из других больниц и госпиталей. И настоятельница изумляла московских докторов своим самоотверженным уходом за больными и поразительными результатами.
 
После большевистского переворота на неоднократные предложения дипломатов иностранных держав покинуть Россию в это смутное и опасное время она отвечала, что хотя и предвидит наступление страшных времен, но разделит судьбу принявшей ее страны, не оставит сестер обители и молит Бога даровать ей силы испить чашу страданий.
 
На третий день Пасхи 1918 года (день празднования Иверской иконе Божией Матери) Святейший Патриарх Тихон посетил Марфо-Мариинскую обитель, где служил молебен, а затем оставался до четырех часов дня, беседуя с настоятельницей, которая испытывала душевное томление, предчувствуя что-то страшное.
 
Через полчаса после отъезда Святейшего Патриарха к обители подъехала машина с комиссаром и красноармейцами, и Елисавете Федоровне было приказано немедленно ехать с ними. Ее арестовали и увезли из Москвы. С настоятельницей поехали две сестры - келейница Варвара Яковлева и Екатерина Янышева.
 
В Перми ссыльная игуменья и ее спутницы Варвара и Екатерина были помещены в женском монастыре, где к ним отнеслись с искренним участием. Великим утешением для них была возможность посещать богослужения в монастырской церкви.
 
Великая княгиня Елисавета Федоровна в монашеском облачении. 1910-е
Великая княгиня Елисавета Федоровна
 в монашеском облачении
1910-е
20 мая 1918 года узниц привезли в Алапаевск. Они были помещены в школе на окраине города. Сначала они могли ходить в церковь, работать в огороде, гулять в поле, но с 21 июня все это было им запрещено, и условия их жизни резко ухудшились.
 
Примерно в это же время Елисавету Федоровну разлучили с ее спутницами. Их стращали муками, которые предстоит вынести Елисавете Федоровне. Однако Варвара Яковлева отвечала, что готова своей кровью подписаться: она желает разделить судьбу своей настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Инокиня Варвара осталась до конца верной своей матушке и вместе с ней добровольно пошла на страдания и смерть.
 
5 июля, когда Православная Церковь празднует память преподобного Сергия Радонежского (день ангела покойного супруга Елисаветы Федоровны великого князя Сергея Александровича), Елисавету Федоровну с инокиней Варварой Яковлевой разбудили ночью и повезли по дороге в направлении деревни Синячихи. Вместе с ними на нескольких повозках везли членов императорской фамилии: великого князя Сергея Михайловича с секретарем Федором Ремезом, сыновей великого князя Константина Константиновича Иоанна, Константина и Игоря, а также князя Владимира Палея. Примерно в 18 километрах от Алапаевска, недалеко от дороги, находился заброшенный рудник, одну из шахт которого палачи избрали для осуществления своего зверского замысла. Шахта имела в глубину около шестидесяти метров, бревенчатые стены ее полусгнили, внизу стояла вода.
 
Избивая прикладами невинных жертв, палачи стали сбрасывать их в шахту, обрекая на медленную ужасную смерть. Оказавшийся вблизи шахты местный крестьянин видел это.
 
Первой столкнули в зияющий провал великую княгиню Елисавету. Осенняя себя крестным знамением, она громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!» Остальных мучеников, кроме великого князя Сергея Михайловича, боровшегося с палачами и убитого выстрелом в голову, также столкнули в шахту живыми.
 
Когда сбросили всех, палачи стали бросать в шахту ручные гранаты. Однако как показали последующие раскопки, кроме Федора Ремеза, остальные мученики умирали, по-видимому, медленной смертью от жажды, ранений и голода.
 
Великая княгиня инокиня Елисавета упала не на дно шахты, а на выступ, находившийся на глубине около 15 метров. С нею рядом при раскопках нашли князя Иоанна с перевязанной головой – мученица Елисавета, сама сильно израненная, сделала ему в темноте перевязку из своего апостольника.
 
Крестьянин, случайный свидетель, слышал, как из глубины шахты раздалась Херувимская песнь. Ее пели новые мученики.
 
Когда тело мученицы было обнаружено, оказалось, что пальцы ее правой руки были сложены для крестного знамения. Так же были сложены пальцы и у инокини Варвары и князя Иоанна.
 
На груди Елисаветы Федоровны была найдена икона Спасителя. На оборотной стороне иконы была надпись «Вербная суббота, 13 апреля 1891 г.». Это дата перехода великой княгини Елисаветы Федоровны в Православие. Икону она с молитвой прижимала к себе во время страшных предсмертных часов.
 
Тела мучеников были омыты, одеты в белые одежды и положены в деревянные гробы. Вечером 5 октября 1918 года многочисленным духовенством было отслужено заупокойное всенощное бдение. На следующий день был совершен крестный ход из Свято-Троицкого собора к кладбищенской церкви, где была отслужена панихида. Под пение «Святый Боже...» гробы перенесли в собор. Там после заупокойной литургии прошло отпевание мучеников.
 
В связи с приближением красногвардейских вооруженных отрядов тела мучеников были перевезены в Читу и установлены в женском Покровском монастыре. Перевез гробы новомучениц отец Серафим – игумен Серафимо-Алексеевского скита Пермской епархии, друг и духовник Великой княгини Елисаветы Федоровны, получивший разрешение везти гробы от адмирала Колчака и генерала Дихтерикса. 
 
В монастыре гробы вскрывали. Тело мученицы великой княгини инокини Елисаветы не было тронуто тлением. Монахини омыли тела мучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары и облачили в монашеские одеяния. В Чите гробы мучеников пребывали в течение 6 месяцев. В апреле 1920 года тела их были доставлены в Пекин и были встречены начальником Русской Духовной Миссии архиепископом Иннокентием. 
 
Сестра и брат Елисаветы Федоровны, узнав, где находятся останки погибших, пожелали, чтобы нетленные тела великой княгини Елисаветы и инокини Варвары были перевезены в Иерусалим и похоронены у храма святой Марии Магдалины, на освящении которого в 1888 года присутствовала Елисавета Федоровна. В ноябре 1920 года переправили из Пекина в Тяньцзинь, оттуда пароходом в Шанхай, из Шанхая в Порт-Саид, куда прибыли в январе 1921 года. При гробах неотлучно находились игумен Серафим и два его послушника. Принцесса Виктория с супругом о дочерью прибыли в Порт Саид, чтобы встретить гроб с телом своей любимой сестры и родственницы. Последний этап по спасению мощей был организован принцессой Викторией Батенбергской. Она всецело доверяла игумену Серафиму и поручила доставить гробы в Иерусалим в храм св. равноапостольной Марии Магдалины. По прибытии гробов в Иерусалим, они были встречены русским и греческим духовенством, английскими властями, местными жителями и русскими паломниками, которых революция застала в Иерусалиме. 
 
Желание было исполнено, и гробы были установлены в усыпальнице храма святой Марии Магдалины. Благолепное погребение тел мучениц совершил Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Дамиан в сослужении многочисленного духовенства.
 
Светлым прекрасным видением прошла великая княгиня преподобномученица Елисавета по земле Российской. Отказавшись от своего блестящего положения, преодолев вероисповедные и национальные преграды, она, немка-протестантка по рождению и воспитанию, приняла Православие, создала русскую православную монашескую обитель, совершила множество подвигов милосердия и завершила земную жизнь добровольной мученической смертью, до конца оставшись верной своему христианскому долгу.
 

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com