Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Новости

ПАЛОМНИКАМ И ТУРИСТАМ
НАШИ ВИДЕОПРОЕКТЫ
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 2-я
Святая Земля. Река Иордан. От устья до истоков. Часть 1-я
Святая Земля и Библия. Часть 3-я. Формирование образа Святой Земли в Библии
Святая Земля и Библия. Часть 2-я. Переводы Библии и археология
Святая Земля и Библия. Часть 1-я Предисловие
Рекомендуем
Новости сайта:
Новые материалы
Павел Густерин (Россия). Дмитрий Кантемир как союзник Петра I
Павел Густерин (Россия). Царь Петр и королева Анна
Павел Густерин (Россия). Взятие Берлина в 1760 году.
Документальный фильм «Святая Земля и Библия. Исцеления в Новом Завете» Павла и Ларисы Платоновых  принял участие в 3-й Международной конференции «Церковь и медицина: действенные ответы на вызовы времени» (30 сент. - 2 окт. 2020)
Павел Густерин (Россия). Памяти миротворца майора Бударина
Оксана Бабенко (Россия). О судьбе ИНИОН РАН
Павел Густерин (Россия). Советско-иракские отношения в контексте Версальской системы миропорядка
 
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь

Протоиерей Георгий Митрофанов. (Россия). «Мы жили без Христа целый век. Я хочу, чтобы это прекратилось»
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
Владимир Кружков (Россия). Русский посол в Вене Д.М. Голицын: дипломат-благотворитель 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Популярная рубрика

Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикации из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг.

Мы на Fasebook

Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

Новости

20 декабря 2007
Хозяйке Михайловского дворца великой княгине Елене Павловне посвящена юбилейная выставка

20 декабря в Михайловском дворце Русского музея открывается юбилейная выставка, посвященная личности и судьбе Великой княгини Елены Павловны (1806-1873), супруги великого князя Михаила Павловича, младшего сына императора Павла I.

А.П. Рокштуль. Портрет Великой Княгини Елены Павловны. Хозяйка Михайловского дворца
Ж. Кур. Портрет Великой Княгини Елены Павловны. Хозяйка Михайловского дворца
Л. Ноэль. С оригинала Ф. Виннергальтера Портрет Великой Княгини Елены Павловны. Хозяйка Михайловского дворца
На выставке представлены экспонаты из собрания Русского музея, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного архива Российской Федерации, Государственного Горного института.

Хозяйка Михайловского дворца (основное здание Русского музея) Великая княгиня Елена Павловна - вюртембергская принцесса Фредерика- Шарлотта-Мария, в Россию приехала на шестнадцатом году жизни и, приняв православие, получила новое имя - Елена. Немка по рождению, француженка по воспитанию, русская по духу. Россия стала для нее настоящей родиной, для благополучия которой Елена Павловна отдавала все свои силы и даже - средства. "В этом имени - целая эпоха", - писал современник о Великой княгине.

Елена Павловна была хозяйкой знаменитого салона в Михайловском дворце, который посещали самые выдающиеся люди того времени: литераторы, художники, музыканты, ученые, политики. Подобные салоны, которые имелись во многих аристократических домах Петербурга, играли важную роль в общественной жизни русского дворянства. Но, будучи женой второго лица в государстве, Елена Павловна не могла приглашать в Михайловский дворец всех, кого желала видеть. И тогда она нашла способ нарушить придворную иерархию, организовав в конце 1840-х годов свои знаменитые "четверги". От имени княжны Е. В. Львовой или гофмейстерины О.С. Одоевской приглашались все лица, которых великая княгиня хотела видеть и с которыми желала беседовать. Нередко на этих "четвергах" появлялся и сам Михаил Павлович.

После смерти Великого князя, количество роскошных балов во дворце сократилось, зато он стал "средоточием всего интеллигентного общества" Петербурга. И это способствовало укреплению авторитета Елены Павловны в придворных кругах. За этими приемами закрепилось название "les soirees morganatiques" - "морганатические вечера", где члены императорской фамилии встречались с лицами, официально ко двору не представленными. Подобные вечера оказались более притягательными, чем прежние пышные приемы "мадам Мишель". Здесь обсуждались планы освобождения крестьян и преобразования, реализованные в ходе реформ 1860-1870-х годов.

Стараниями Великой княгини появились Русское музыкальное общество, во главе которого стоял А.Г. Рубинштейн, и музыкальные классы, заложившие начало Петербургской Консерватории. При участии Елены Павловны были построены приюты, больницы и храмы. В Крымскую войну 1853-1856 годов она организовала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, члены которой спасли десятки тысяч русских воинов в Севастополе. Эта община стала прообразом общества Красного Креста. Елена Павловна покровительствовала знаменитой Максимилиановской больнице и, вследствие этого, у нее родилась идея о создании первого в мире института усовершенствования врачей. Уже после ее смерти эта идея была воплощена в виде Клинического института Великой княгини Елены Павловны, который ныне известен, как Медицинская академия последипломного образования. В истории России Великая княгиня Елена Павловна осталась под именем "Princesse La Liberte": своих крепостных крестьян она отпустила на волю уже за несколько лет до крестьянской реформы 1861 года.

Образованнейшая женщина, Великая княгиня принимала участие в работе Академии наук, Университета. Заботилась о творческих людях: материально поддерживала И.К.Айвазовского; благодаря ей , вышло в свет первое посмертное собрание сочинений Н.В. Гоголя. А в 1857 году Великая княгиня увидела в Риме выставленную для публики картину А.А. Иванова "Явление Христа народу" - художник был тогда уже безнадежно болен и стеснен в средствах. С помощью Елены Павловны знаменитая картина была привезена из Италии в Россию.

В экспозицию входят живописные и гравированные портреты изображающие Великую княгиню, портретные миниатюры из собрания Русского музея, два портрета из коллекции Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, изображения членов семьи Елены Павловны, виды Михайловского дворца, портреты исторических лиц из ее ближайшего окружения. Представлен скульптурный портрет Великой княгини работы немецкого скульптора И. Гальбига (исполненный с натуры в сентябре 1866 года во время пребывания Елены Павловны в Швейцарии на водах), который был подарен Русскому музею в конце XIX столетия принцессой Е. Г. Саксен-Альтенбургской, внучкой Великой княгини.

Свод документов из личного архива Великой княгини Елены Павловны (из собрания Государственного архива Российской Федерации), показывает разносторонность ее интересов. Особого внимания заслуживает собранная при участии Великой княгини "Коллекция вулканических пород окрестностей Неаполя" из собрания Государственного Горного института.
 
Выставка работает c 20 декабря 2007 по 20 января 2008.
 
 
»» Государственный Русский музей
Адрес: город Санкт-Петербург, Инженерная ул. д.4
Проезд: Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны: (812) 314-83-68, 595-42-48, 314-34-48
URL: www.rusmuseum.ru
EMail: info@rusmuseum.ru

<< Вернуться назад

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com