Россия в красках
 Россия   Святая Земля   Европа   Русское Зарубежье   История России   Архивы   Журнал   О нас 
  Новости  |  Ссылки  |  Гостевая книга  |  Карта сайта  |     
Главная / Журнал / Зима 2004-2005. № 1 / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. Беседа с протоиерем Георгием Митрофановым на тему: "Влияние финансовых и политических кругов мира запада на революцию в России 1917 года.

 
Рекомендуем
Новости сайта:
Дата в истории
Новые материалы
 
 
Ксения Кривошеина (Франция). Возвращение матери Марии (Скобцовой) в Крым
 
 
Ксения Лученко (Россия). Никому не нужный царь
 
 
 
 
Павел Густерин (Россия). Россиянка в Ширазе: 190 лет спустя…
 
 
 
 
 
 
Кирилл Александров (Россия). Почему белые не спасли царскую семью
 
 
 
Протоиерей Андрей Кордочкин (Испания). Увековечить память русских моряков на испанской Менорке
Павел Густерин (Россия). Дело генерала Слащева
Юрий Кищук (Россия). Дар радости
Ирина Ахундова (Россия). Креститель Руси
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Мы подходим к мощам со страхом шаманиста
Борис Колымагин (Россия). Тепло церковного зарубежья
Нина Кривошеина (Франция). Четыре трети нашей жизни. Воспоминания
Павел Густерин (Россия). О поручике Ржевском замолвите слово
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия).  От Петербургской империи — к Московскому каганату"
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). Приплетать волю Божию к убийству человека – кощунство! 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). "Не ищите в кино правды о святых" 
Протоиерей Георгий Митрофанов (Россия). «Мы упустили созидание нашей Церкви»
Алла Новикова-Строганова. (Россия).  Отцовский завет Ф.М. Достоевского. (В год 195-летия великого русского православного писателя)
Ксения Кривошеина (Франция).  Шум ленинградского прошлого 
Алла Новикова-Строганова (Россия). Насквозь русский. (К 185-летию Н. С. Лескова)
Юрий Кищук (Россия). Сверхзвуковая скорость
Алла Новикова-Строганова (Россия). «У любви есть слова». (В год 195-летия А.А. Фета)
Екатерина Матвеева (Россия). Наше историческое наследие
Игорь Лукаш (Болгария). Память о святом Федоре Ушакове в Варне

Павел Густерин (Россия). Советский разведчик Карим Хакимов
Олег Озеров (Россия). Гибель «Красного паши»
Павел Густерин (Россия). О заселении сербами Новороссии
Юрий Кищук (Россия). Невидимые люди
Павел Густерин (Россия). Политика Ивана III на Востоке
   Новая рубрика! 
Электронный журнал "Россия в красках"
Вышел летний номер № 55 журнала "Россия в красках"
Архив номеров 
Проекты ПНПО "Россия в красках":
Публикация из архивов:
Раритетный сборник стихов из архивов "России в красках". С. Пономарев. Из Палестинских впечатлений 1873-74 гг. 
Славьте Христа добрыми делами!

Рекомендуем:
Иерусалимское отделение Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО)
Россия и Христианский Восток: история, наука, культура





Почтовый ящик интернет-портала "Россия в красках"
Наш сайт о паломничестве на Святую Землю
Православный поклонник на Святой Земле. Святая Земля и паломничество: история и современность

ПРАВОСЛАВНОЕ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО  "РОССИЯ В КРАСКАХ" В ИЕРУСАЛИМЕ. ЗИМА 2005 г.

С преподавателем Санкт-Петербургских духовных школ, членом Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви протоиереем Георгием Митрофановым беседовал редактор интернет-проекта "Россия в красках" Павел Платонов. 15 мая 2004 года. Санкт-Петербург.

 «ВЛИЯНИЕ ФИНАНСОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ  КРУГОВ МИРА ЗАПАДА НА РЕВОЛЮЦИЮ В РОССИИ 1917 ГОДА»

     Каково было отношений правительств в Европе, а также влиятельных политических и финансовых кругов к революции в России 1917-го года?

     Нужно сказать, что среди русских революционных партий, партий радикальных, гораздо более массовой и более известной, нежели партия большевиков и вообще из партий социал-демократов, был партия эсеров. Естественно к этому времени в Европе существовал, во всяком случае, в таком обывательском сознании стереотип России как «страны деспотичной» и если уж многие представители русской интеллигенции в революционерах видели идеалистов, борющихся «за народное благо». Помните, наверное, рассказ у Леонида Андреева (1), когда старый исправник-полицейский идёт поздно посреди ночи арестовывать террориста и думает о том, что «вот, он старый циник изолгавшийся идет арестовывать идеалиста юного». Естественно, что и в Европе существовал определенный ореол вокруг русских революционеров. Тем более о них имели обыватели слабое представление и конечно террор рассматривался может как неправильный, но неизбежный в условиях «российского деспотизма», как казалось тогда европейским обывателям способом борьбы за «улучшение жизни».

     Что касается каких-то политических и финансовых влияний на русское революционное движение, то здесь сложно сказать. Но можно отметить, что прослежены, например пути финансирования японцами революционеров в 1905-м году, прослеживаются пути финансовыми кругами  революционеров и в 1905 году и в последующее время. Ведь всегда таки вполне понятная вещь – восприятие России, в которой евреям живется хуже, чем скажем в Германии или в Австрии, большой процент евреев среди революционеров. Именно 50 % проходивших по политическим делам – были евреи, при 6 % населения, поэтому ощущение того, что революционное движение являлось ещё движением за еврейское равноправие и вызывало в еврейских финансовых кругах ощущение того, что его надо поддерживать. Но я бы не стал говорить о том, что вот эта поддержка была определяющей. Несмотря на определенные симпатии либеральных политических кругов Европы, ни Америки даже, а именно Европы, Америка тогда была очень изоляционистской, революционерам они какого-то серьезного влияния и финансовой помощи не оказывали, хотя финансовая помощь была. Но нужно помнить, что для самих революционеров очень важными источниками финансирования были как меценаты из числа русской буржуазии, так и вот это надо иметь ввиду настоящий «рэкет», который использовали революционеры, особенно на окраинах – в Прибалтике и в Закавказье по отношению к богатым людям. Там доходило до того, что когда богатых людей шантажировали, угрожали какими-то неприятностями, взрывами, похищениями членов их семей для того, чтобы получить деньги и кроме того совершались настоящие криминальные действия. Но бывало, что существовал такой порядок – «политически мотивированный грабеж» или «экспроприация».   Этим занимались как эсеры, так и большевики и анархисты. При этом показательно то, что вот эти революционеры-радикалы входили в постоянные контакты с криминальным миром, а тогда ещё не было «организованной преступности» как в последующие десятилетия, но, тем не менее, «криминализация» революционеров происходила. Вообще нужно иметь ввиду, что не следует представлять себе террористов начала 20-го века по аналогии скажем с террористами даже с «народовольцами». Идеалистов там практически уже нет. Там, вот повесть Савинкова  «Конь бледный» (2) прекрасное обличение терроризма. Люди не способные жить, наделенные неутомимым честолюбием, идущие в террор, для того, чтобы превратить своё «одноразовое самоубийство» в «многоразовое» и утверждать себя постоянно, бравируя готовностью умереть. Кроме того, связь с криминальным миром, огромное количество людей «низкообразовательного уровня», «низкого происхождения», там доминирует уже простонародье. И вот эта постоянная необходимость жить нелегально на партийные средства, которые добываются таким вот образом, приводило к тому, что очень часто трудно уже было отделить террориста-боевика от боевика криминального. Поэтому нужно иметь ввиду, что тут не столько помощь запада, сколько внутренние проблемы России, в частности «самофинансирование», которое они осуществляли путем «эксов», вымогательств или просто получением помощи, играя на вот этом стереотипе революционера.

     Что можно сказать о роли Германии в помощи русским революционерам?

     Что касается о роли Германии, то здесь накоплено много данных, вопрос хорошо изучен, то, что об этом думали благодаря Парвусу немцы ещё в  самом начале войны с 1915 года.

     Нельзя ли сказать несколько слов о личности Парвуса (3)?

     Ну, о нём существуют книги. О Парвусе достаточно выразительно, ярко и подробно написал Солженицын   «в Августе 1914-го» в «Красном колесе», поэтому вот туда стоит обратиться за информацией. Но перед нами очень интересный тип вот в каком отношении – человек, который сочетает в своей жизни революционную деятельность, более того, придерживаясь определенного рода идеям, с умением обделывать свои политические и коммерческие дела, контактирует с правительством Германии, Турции, которыми уже никакими либеральными не назовешь. Вот очень показательно. Нужно избавляться от стереотипа революционера как идеалиста. Революционер – это, прежде всего прагматик и большевизм является наиболее выразительным примером вот этой моральной деградации – превращение революционера-идеалиста в революционера-прагматика, а значит ещё и палача.

     И всё-таки возвращаясь к вопросу какова же роль правительства Германии в революционных событиях в России?

     Но, прежде всего это связано с поддержкой партии большевиков. Потому что, собственно говоря, февральская революция произошла неожиданно для всех, в том числе и для Ленина. Подавляющее большинство большевиков находилось либо в тюрьмах, в ссылках, либо в эмиграции и они никакого влияния первоначально не оказывали на развитие февральской революции. Партия была крошечная. И не случайно, оказавшись в Петрограде в первые дни февральской революции большевики, такие, например как Шляпников (4), Сталин (5), тот же самый, Каменев (6) – они считали, что нужно просто подобно меньшевикам следовать в узкое руководство Петроградского Совета, поддерживать в некотором роде Временное Правительство и т.д. Приехавший Ленин (7), никого не представлявший – всю эту политику перечеркнул и заявил о том, что «надо готовиться к свержению Временного Правительства и захвату власти пролетариата». Он удивил этим всех, в том числе и Сталина с Каменевым. Плеханов (8) сравнивал его «Апрельские тезисы» с «записками сумасшедшего» и всё бы это осталось блефом и химерой, если бы не колоссальная помощь Германии. Связана она была, прежде всего, с тем, что вот эта такая пацифистская, (а она на самом деле никакой пацифистской не была) проповедь Ленина тезисом «о превращении войны империалистической в войну в гражданскую» получила благодаря финансам Германии возможность тиражироваться огромным количеством многотысячными, сотенотысячными тиражами в газетах «Правда» и других.

     Примерно ведь около десятка газет в одном Петрограде тиражировалось и в огромных количествах?

     Да, да. Причём  речь шла о том, что всё это шло «в массы». В «массы», уставшие от войны, «в массы», которые в годы войны привыкли к пролитию крови. Ведь у России была неадекватно огромная армия - 15-ти миллионная. Половина этой армии находилась на фронтах, половина в тылу. А это армию никогда не оздоровляет. Такого рода «вооруженное ничего не делание». Люди лишь ожидали того момента, который им позволит выплеснуть свои какие-то страсти негативные – усталость от войны и желание завладеть чужим имуществом, которое они преодолевали в себе. И вот в результате происходит вот что: рушиться Монархия, а при неравенстве политического сознания народа – крушение Монархии означало исчезновение государства вообще и всё теперь можно. А что можно? Вот Ленин и формулирует это «мир - народам, земля – крестьянам», «экспроприация экспроприаторов», или попросту «грабь – награбленное»! И огромное количество людей в условиях того, что государства попросту нет и в условиях того, что Временное Правительство разрушает традиционно жесткую дисциплину армии, начитавшись вот этих самых «газет» - срываются с фронта целыми частями, уничтожая всё на своём пути, грабя, насилуя, убивая.

     Т.е. идя путем настоящего мародерства?

     А как вот этим покинувшим фронт солдатам, как им ехать, куда им деваться, как им кормиться? Только с помощью грабежа. Они устремляются к себе в деревни заниматься «черным переделом». Ведь что сделало Временное Правительство!?  Оно собиралось, организовав Учредительное Собрание провести агарную реформу. «Время военное, уже сейчас нужно явочным порядком делить землю». Вот либо воевать ещё достаточно долго, хотя если бы не развал армии, начавшийся в 1917-и году, то к концу 1917-го года война бы уже была закончена, безусловно, победой России и союзников. Вот продолжать войну или же бросив фронт и  тебя могут осудить на смертную казнь, как на фронте, так и в тылу, ехать к себе и «грабить награбленное». Впредь когда этот тезис «грабь награбленное» проникал в душу людей с оружием в руках, проливавшим уже кровь, бежавшим с фронта – он давал очень пышные всходы.

     Чего достиг Ленин с самого начала? Огромная армия стала «резервуаром» его сторонников. Это ведь была не армия большевиков. Это была армия людей, покинувших фронт, совершавших по ходу движения из фронта преступления – грабежи, насилия, подчас и убийства. Т.е. эти люди стали, почему сторонниками большевиков? Любое сохранение прежней власти, даже Временного Правительства, предполагало для них дать ответ за свои преступления, и только свержение этой власти, которую они предали – гарантировало им спасение от возмездия. Ленин повязал всех «круговой порукой». Вот и это было очень важно и конечно это было бы невозможно – он начал с ничего – с пропаганды. В чём ужас большевизма? Об это Патриарх Тихон (9)  по сути дела писал в своём послании октября 1918-го года.  Большевики разнуздали в русских людях самые низменные страсти. Всё то, что веками подавлялось и чему противопоставлялись какие-то идеалы, всё это было выплеснуто на поверхность, а традиционные ценности нет. Нет ближних, есть «братья по классу» и «классовые враги». «Не крадешь, безусловно», когда грабишь помещика или капиталиста, а «восстанавливаешь справедливость».

     Грабеж обрел легитимность?

     «Восстановление справедливости», а при «уравнительных настроениях», которые были характерны для нашего крестьянства теперь уже вооруженного, покинувшего армию – это была такая уже очень большая «приманка». Так что вообщем по сути дела Ленин показал то, что такая примитивная, совершенно безответственная пропаганда может по сути дела разрушать страну и привести к власти вот такого же рода людей, о которых после событий октября говорили как о людях «способных, дерзнувших взять на себя бремя власти». Они не бремя власти на себя взяли, они проявили поразительную безответственность, обещав народу мир и не дав народу мира, обещав народу земли и отняв у народа земли. Они по сути дела не просто народ обманули, а продемонстрировали на самом деле также и то, как легко в политике безответственными обещаниями подвигать народ на самые страшные преступления. И здесь я думаю, не было бы немецких денег – не было бы и такой широкомасштабной пропаганды, потому что Ленин победил с помощью пропаганды. Это потом уже стали образовываться вооруженные отряды. А немцы исходили из этого – пропаганда Ленина приведет к деморализации страны, к развалу армии. Это и произошло.

     По ходу нашего разговора у меня вытекает следующий вопрос, он уже совершенно импровизированный: не встречались ли Вам документы по теме участия евреев в правительстве Кайзеровской Германии, ведь известно, что представители этой национальности доминировали среди большевиков?

     Вы знаете, я бы дальше сказал, что среди меньшевиков даже было больше евреев. Но среди правительства Кайзеровской Германии как раз евреев не было, если и были то, не чистокровные, во многих поколениях уже крещенные нет. А после того как в 1918 году образовалась Веймарская республика вот там их стало больше и то, что поражает в Германии? Одной из проблем нашей страны было то, что у нас очень мало было социалистов-патриотов. Вот в Германии произошло чудо – когда социал-демократическое правительство Ф.Шейдемана (10) пошло на союз с монархистом фельдмаршалом Гинденбургом (11), чтобы задушить большевизм и они, вот какой здоровый инстинкт немцев союз социалист-патриотов подвигнул их и второй такой же союз монархистов в совместный союз для спасения Германии от большевизма. К сожалению, мы знаем историю выступления генерала Корнилова (12), который изначально выполнял указания Керенского  (13) о введении военного положения в Петрограде для того, чтобы покончить с большевиками и в последний момент Керенский предпочел союз с большевиками как с революционерами-социалистами, нежели с Корниловым, хотя Корнилов хочу отметить был очень противоречащий себе, он был республиканцем по убеждениям и даже монархистом не был. Вот у нас, к сожалению этого, не получилось, а то, что среди социал-демократов умеренных в Германии могли быть евреи, а среди правительства Шейдемана я не знаю.

     Присутствие евреев во власти в Германии всё-таки подтолкнуло к такому политическому союзу между Германией и большевиками?

     Нет. Правительство Германии было озабочено только одним – как бы вывести поскорее из войны Россию. Германия изначально не хотела воевать на два фронта, и ничего у неё не получилось. Идея была только одна – вывести Россию из войны любой ценой и здесь Парвус (Гельфанд) – еврей, служащий имперскому правительству Германии использует большевиков советских, русских, в значительной степени евреев для своих целей. Они могли быть и турками, хоть чукчами – это было не важно. А как раз социал-демократическое правительство Германии в котором евреи присутствовали в большей степени, чем в правительстве имперской Германии могло с Кайзеровскими генералами бороться с радикалами и Слава Богу. Я не думаю, что здесь еврейская тема имеет значение в плане помощи Германии. Они могли помогать кому угодно. Другой вопрос – а почему среди революционеров было так много евреев? И вот здесь можно было вспомнить П.А.Столыпина (14), который настаивал на отмене этих оскорбляющих человеческое достоинство еврейских ограничений, которые не имели никакого значения, которые только толкали евреев в революцию. Был подготовлен проект и когда он был представлен Императору, это ведь был очень больной вопрос, а законы у нас после 1905-го года принимались каким образом: сначала Дума принимала, потом Государственный Совет, потом Император. Но он изначально пришел к императору с этим вопросом. Император подумал и сказал, что нет. Он не может подписать, он чувствует, что совесть ему не позволяет расписаться, а совесть его никогда не обманывала. Итак, проект не поступил даже в Государственную Думу, потому что заведомо Император отказался его подписывать. Это была ошибка, безусловно. Вот почему когда в Англии еврей поднимается наверх, то получается Б.Дизраэли (15) - созидатель Британской империи, а в России, поднявшийся наверх еврей Троцкий (16) - разрушает страну. Так что это не только еврейская, но ещё и русская проблема. Почему евреи сыграли такую антипатриотическую роль в истории России? Виноваты в этом не только евреи, но и русские, в том числе и правительство и Столыпин, например это понимал больше многих.

     То, что не дали провести законопроект об уравнении прав сыграло большую роль в этой проблеме?

     Это одна из причин. Ведь понимаете у нас ведь были разные евреи в политике. Например среди кадетов было немало евреев, а в большинстве своем это были крещенные евреи, но мы видим,  как кадетская партия последовательно проводила вообщем в плане политическом патриотическую линию, а в годы гражданской войны кадетская партия – была оплотом всех белогвардейских правительств. Мы находим подчас евреев среди и министров белогвардейских правительств, говоря о правительстве Юденича, например в правительстве Колчака. Т.е. евреи евреям рознь. А вот этот сборник, который появился в эмиграции, помните группой евреев написанный Ландау (17) и ещё «Россия и евреи» (18), ну вот Солженицын  в «200 лет вместе» (19) об этом как раз пишет. Шульгин (20) на него обратил внимание. Вот нам пример патриотически-мыслящих, либеральных или даже консервативных евреев.

     Ну, вот здесь как раз можно и привести примеры и других евреев, что применили свой талант не в революцию, а в последующее уже мирное строительство государства Израиль, таких как Элиэйзер Бен Иуда (21), Иосиф Трумпельдор (22) – герой Русско-Японской войны 1905-1906 гг.

     Помните генерала Штейфона (23)? Русский корпус у него был. Вот это замечательная фигура. Это будет Вам интересно и для 2-й мировой войны. Он - сын еврея, крещенный, закончил военное училище, воевал в Русской Армии, закончил в 1920-м году генерал-майором. Был комендантом Галлиполийского лагеря (в Болгарии) – правой рукой Кутепова (24). Чистокровный еврей. А потом в эмиграции он в РОВС-е (25) (в 1924-м году генерал Врангель  (26) преобразовал Русскую армию в Русский Общий Воинский Союз) и он возглавил командование, а Вы знаете, что в Югославии был создан Русский Корпус из эмигрантов и он возглавил этот самый корпус. Воевал, потом ему дали вообще немецкую форму, хотя они старались в русской ходить и он стал генерал-лейтенантом Вермахта (27), а потом вдруг кто-то обратил внимание генерал-лейтенант Вермахта, а ведь еврей. Не знаю, что именно там получилось, но у него, как и у многих русских воевавших на стороне Германии, а у Власова было много друзей среди вот этих будущих заговорщиков и они раскопали документ согласно которому,  Вы помните, что  Гитлера (28) лейтенант-еврей представил в своё время к железному кресту. Гитлер этого не забыл и когда он стал направлять свою политику, то это подготовило его к изданию закона, согласно которому «все евреи, которые были награждены железным крестом числились “почетными арийцами” и не подлежали никаким ограничениям». Тогда друзья Штейфона взяли этот документ, взяли старые документы, из которых следовало, что Георгиевский орден офицерский приравнивался к железному кресту, а Штейфон был кавалером офицерского Георгиевского ордена. Всё это приложили и это же Вам не НКВД (29) – Гестапо (30), там методы были совершенно зверские, но другие. Как говорил один из руководителей НТС (31) – Редлих Роман Николаевич (32) «в Гестапо 50 % давало показания признательные, в НКВД 90% с лишним». И всё Штейфона оставили в покое. Так получился «почетный ариец» Штейфон – генерал-лейтенант Вермахта!

     Ну, вот бы вроде бы обсудили сложные вопросы финансовой и политической помощи мира запада и частности Германии революционерам в России, но теперь подходим к заключенному в 1918-м году Брест-Литовскому миру, между Германией и Советской Россией.

     Нужно сказать, что не только в немецкой армии заключение мира с большевиками считалось позорным преступлением, но и в немецких политических кругах очень скоро, а это именно политические круги настаивали на мирном договоре стали понимать опасность большевизма и вообщем и в целом. Если бы у Германии ещё бы оставались силы, то немецкие войска безусловно могли, если бы они заняли Москву и Петроград, то большевиком бы они быстро ликвидировали, потому что большевизм мог перекинуться, а это и произошло - он перекинулся как заразная болезнь на территорию Германии и Ленин это очень хорошо понимал, поэтому Ленин готов был пойти на любые условия немцев лишь бы только остановить наступление Германской армии и Германской армии наступать по такому широчайшему фронту было невозможно.  Поэтому, отправляя Троцкого на подписание Брест-Литовского договора (33), кстати, из воспоминаний одного из немецких участников подписания этого договора: «к нам приехал поезд и вот мы видим выходят: Троцкий, Иоффе (34), Бриллиант (35), Радек (36)» а кто ещё приехал из самозванцев? Хоть правительство и рабоче-крестьянское, но оно не из России. И вот когда Троцкий увидел условия немцев, даже Троцкий возмутился. И Троцкий не стал подписывать, он заявил, что советская сторона прекращает переговоры и уехал. Немецкие войска переходят в наступление. Ленин тут панически испугался и вот это миф о 23 февраля Вам известен?

     О создании Красной Армии?

     На самом деле Красная Армия была создана не в это время. 23 февраля – это условная дата (37). Что такое представляла из себя Красная Армия? Поначалу большевикам было очень легко, они следовали постулатам Маркса, «что буржуазная армия меняется всеобщим вооружением народа» и вот представьте себе «масса» солдат, покинувших фронт, которым записывание в Красную гвардию, давало мандат, имевший право грабить всех и каждого, паёк и они вскоре создали довольно таки большую армию, которая с легкостью терроризировала обывателя, но как только эта «армия» была брошена навстречу немцам, наступавшим к Петрограду, на линии – Нарва – Псков они были разгромлены. Командовал этими красногвардейскими отрядами Дыбенко (38), который бежал и был отдан под военный трибунал и исключен из партии после этого разгрома, а немцы двигались дальше, тогда Ленин убедился, как пойти ещё более жёсткие условия, лишь как бы только остановить продвижение немцев. Но у немцев самих сил нет. Огромные территории – один из главных факторов стратегической неуязвимости России. Огромные территории в которых увязает любая армия, а вот издыхающая Германия, для сравнения в России карточной системы не было в течении всей 1-й мировой войны, а у немцев она была практически с  самого начала. Настолько был потенциал Германии по сравнению с русским ограничен. И вот тут охватить такую территорию они не могли и поэтому согласились, правда, получив ещё большие территории – вся практически Прибалтика, вся Белоруссия, вся Украина до Донбасса включительно, огромные репарации продовольствием, полезными ископаемыми, деньгами. Но Ленин по-своему тоже мыслил перспективно, он понимал, что Германия всё равно падет под ударами союзников и без России, он понимал, что он многие свои обязательства выполнять не будет. Ему главное было не допустить немцев дальше, чтобы не ликвидировали его режим. Они бы это сделали и Спаси их Господи за это. Не случайно многие обыватели ждали немцев как избавление после того хаоса, который начался при большевиках. И он пошёл на этот договор, в котором собирался «надуть» всех и него это вообщем получилось.

     Т.е. Ленин боялся приближения Германских войск к Петрограду?

     Да. И потому что ему не Родины было жалко, а своего режима, потому что на самом деле «ленинский режим» потому и установился, что ему никто не сопротивлялся. Он был готов предавать всех и вся и его тезис «об отношении с западом» - «капиталисты нам подадут веревку, на которой мы их повесим».
Вот тезис Ленина.

     Как развивались отношения Германии и Советской России после подписания мирного договора Брест-Литовского?

     Германия она уже была не свободна в своей внешней политике, хотя на уровне, например простых офицеров немцы испытывали потребность помогать именно белым. Когда отряд генерала Дроздовского (39) шел из Румынии через всю Украину, то им приходилось воевать либо с красными, либо с петлюровцами, но не с немцами. А немцы, которые пропускали их через свои посты им говорили о том, что «им очень стыдно за своё правительство, которое пошло на мирный договор с большевиками». Более того, на территории Прибалтики, Северо-запада, немцы помогали в оснащении добровольческого Северо-западного Корпуса, как рассказывал, потом генерал Родзянко (40) и в частности его обеспечивал вооружением будущий маршал, тогда майор фон Клейст. (41) Ну а потом  Германия должна была уходить с занятых территорий, она и уходила постепенно.

     Что дал Брест-Литовск для немцев и России?

     Приход немцев на эти территории предполагал порядок, прекращение этих ночных грабежей, расправ над обывателем.
     Немцы получили передышку в Брест-Литовске, но по Версалю (42) платили колоссальные репарации союзникам, исчисляемые более 200 млрд.марок.
     Обидно, что Россия ничего не получила по Версалю.

     Россия ведь юридически была подписана договором с союзниками 1914-го года и собственно говоря, Ленин нарушал этот договор получается. Здесь дальше в принципе можно в двух словах углубиться в советско-германские отношения, которые велись секретно и начались практически с 1919-го года, а после заключения Рапальского соглашения (43) успешно развивались в военном сотрудничество. Достаточно ярко эта тема освещается в книге Горлова С.А. «Совершенно секретно; Москва-Берлин, 1920-1933гг». (44) Там в частности подробно рассказывается и о секретном заводе в Филях под Москвой, организованной немецкой кампанией «Юнкерс», производившей уже цельнометаллические самолеты с количеством работников 1200 человек и многие другие интересные вещи, но, переходя к другой теме, хотелось бы спросить, а известны ли какие-либо факты о разграблении национальных богатств России в первые годы советской власти, разграбление Эрмитажа, патриаршей ризницы?

     Но продавать всё стали непосредственно уже в эти годы. А Вы читали книгу П.Н.Кнышевского и О.Ю.Васильевой (45) «Красные конкистадоры». Вот её надо читать. Она довольно давно вышла. Кнышевский уже умер, а Васильева сейчас занимается церковной историей.

     А не могли бы Вы сказать несколько слов о периоде перехода советской России к НЭПу (46), приходе на российский рынок частных фирм. В частности в Вашей книге «История Русской Православной Церкви 1900-1927гг.», Вы упоминаете большевистского деятеля Красина (47), мне также попадались о нём материалы в интернете. Ну, например, есть такой факт, Вы, наверное, знаете как большевики «раскручивали» МХАТ (48) с помощью Красина?

     Красин занимался партийным бизнесом ещё до революции и партийный бизнес на самом деле никогда не прекращался, когда партийные деньги вкладывали в западные банки, работали в западных банках. И вот он был главным человеком, который ведал этим партийным бизнесом ещё с дореволюционных времён и делал это сам. Были «профессиональные революционеры», которые ничего не делали, а были те, кто грабил банки, а кто-то играл на бирже на партийные деньги.

     Большевики переходят к НЭПу, индустриализируя страну, пытаясь впоследствии создать военизированное государство коммунистическое с соответственно перестроенной промышленность?

     Переход к НЭПу – это была такая просто верно почувствованная линия – граница, просто поняли, что если продолжать военный коммунизм, то народ просто всё сметёт. К НЭПу переходят после Кронштадского восстания и когда уже тамбовщина запылала, а все остальные были загнаны в Сибирь до 120 тыс. крестьян в 1922-м году. 1921-1922гг - поволжье. Но для всех них это была временная мера. «Выпустить пар». Они эти самым сами признавали, что военный коммунизм – это вынужденная мера. Ничего подобного. Это была попытка реализовать постулаты манифеста сразу, непосредственно и получилось нечто вроде Кампучии, но в Кампучии это было легче реализовывать – народу мало, а мотыг много – всем голову поразбивали полмиллионому населению, а остальные шесть миллионов перепугались. А здесь это было не в такой форме, но в принципе военный коммунизм показывает, что попытка реализации коммунистических постулатов – заменить рыночные отношения распределительными – это погружение в варварство. Несмотря на то, что НЭП активизировал экономику, мы в конце 20-х годов вернулись только на уровень 1913-го года, а надо учесть, что многие отрасли промышленности, как химическая в годы войны увеличила в 2-3 раза свой уровень и если бы не политика военного коммунизма, то Россия ещё бы быстрее рванула экономически, как это всё время и бывало в странах победительницах. Так, что НЭП – временная мера, чисто прагматически принятая, чтобы не рухнуть и вернуться к имеющим место нормальным рыночным отношениям. Это и было сделано. Но вообщем и целом никто не видел в этом долгосрочной перспективы, потому что тоталитаризм – он свободу нигде не допускает, а НЭП предполагал свободу, хотя и ограниченную в экономической сфере. Значит это временная мера.

     Здесь возникает интересная линия – ведь с самого начала своего правления большевики начинают террор по отношению к своим гражданам, грабят церкви, кощунственно ведут кампанию по вскрытию церковных мощей, инспирируют голод, а параллельно к 1922-му году параллельно ведут секретные переговоры с миром запада о сотрудничестве.

     Здесь было две политики: с одной стороны – подготовка к «мировой революции», с другой стороны – попытка торговать с западом. У меня есть телеграмма Троцкого, что «нужно быстрее церковные ценности продавать, потому что если начнется революция, а это ещё было в 1922-м году, то так выгодно уже не продашь». Т.е. западу продать то, что потом у него же «экспроприировать».

     Еще начиная с генуэзской конференции 1921года, запад пытался пересмотреть вопрос долгов России. Шли финансовые потоки из разных государств, нужно было определять международные финансовые отношения и как большевики подошли к этим вопросам, они ведь подгоняли всеобщее разграбление России под генуэзскую конференцию. Ленин спешил, подгоняя изъятие ценностей?

     По отношению к западу, политика была двуличной. Использовать запад и разрушать запад одновременно. То мирное существование – это ложь. «Мы будем с вами мирно существовать, пока будем не в состоянии вас уничтожить». Прекрасно это воспринимали в Германии, когда готовили революцию прекрасно поняв, что ничего не получится. Дали отбой, но в Гамбург не успели сообщить и там началось восстание – это стиль советской политики – лживой насквозь.

 К этой теме как раз показателен тот факт, когда испортились отношения между советским и германским правительством в 1923-м году, когда шли неоднократные попытки коммунистических переворотов и мятежей, при заверении внешнем о «мирном существовании».

     Документы то вот о чём говорят, например, идёт голод, большая часть ценностей, изъятая у Церкви голодающим не пошла. Голодающих спасла американская организация «Ара». Они сразу поняли американцы, что нужно на местах распределять, нельзя просто туда посылать продовольствие, оно не дойдёт до голодающих. Был даже случай, как двух американце съели в саратовской губернии, когда они поехали развозить продукты. Продукты взяли, а их съели. А в это де самое время какой-нибудь «товарищ из Коминтерна»  направляется в Гохран и ему выдается под расписку чемодан драгоценных камней и это всё везется туда (на запад). Вот почему как грибы начинают вырастать коммунистические партии везде.

     У Горлова я встречал интереснейшие факты, когда под видом дипломатической почты вези уже напечатанные листовки с воззванием к той или иной социалистической республике.

     А правительство как правило суррогатное уже готовиться.

     В Германии у которой Францией после Версаля оккупирован рурский угольный бассейн, идут постоянные попытки революционных коммунистических переворотов, не всё спокойно в Верхней Силезии, которую оккупировала Польша, идущая в тандеме с Францией возникают реваншистские настроения?

     Конечно если бы традиционна Россия участвовала бы в этом государственном процессе, она бы не дала так принизить Германию и было бы всем лучше. Поэтому большевики несут колоссальную ответственность за приход к власти в Германии фашистов за II мировую войну.

15 мая 2004 г. Санкт-Петербург
 
 

Примечания

 
 
 

5. Сталин И.В. Биография в библиотеке "Хронос". 

6. Каменев Л.Б. биография в бимблиотеке "Хронос". 

7. Ленин (Ульянов) В.И. Биография в библиотеке "Хронос". 

8. Плеханов Г.В. Биография в библиотеке "Хронос". 

9.  Акты Святейшего Патриарха Тихона. Обращение к Совету Народных комиссаров. 25.10 (07.11) 1918

10. Горлов С.А. "Совершенно секретно: Альянс Москва-Берлин. 1920-1933 гг. Часть 1-я. Зарождение военного квазиальянса Москва-Берлин (1918-1922) гг.

11. Гинденбург фон Пауль. (Hindenburg) (1847 - 1934). Военный, генерал-фельдмаршал, главнокомандующим немецкой армии в 1916 - 1917 гг., политический и государственный деятель Германии. Биография в библиотеке "Хронос". 

12. Корнилов Л.Г. Биография в библиотеке "Хронос". 

13. Керенский А.Ф. Биография в библиотеке "Хронос". 

14. Столыпин Петр Аркадьевич. Биография в библиотеке "Хронос". 

15. Дизраэли (Disraeli) Бенджамин, граф Биконсфилд (Beaconsfield) (1804-1881), премьер-министр Великобритании в 1868 и 1874-80, лидер Консервативной партии; писатель. В 1852, 1858-59, 1866-68 министр финансов. «Биография в библиотеке Хронос». 

16. Троцкий Л.Д. Биография в библиотеке "Хронос". 

17. Ландау Г.А. «Революционные идеи в еврейской общественности».

18. Ландау Г.А., Левин И.О., Линский Д.О., Мандель В.С. «Россия и евреи». Берлин. 1923.

19. Солженицын А.И. «200 лет вместе». Часть 2. Глава 17. В Эмиграции между двумя мировыми войнами. Стр.181. 

20. Шульгин В.В. Журналист, монархист, один из лидеров фракции националистов в IV Государственной думе. Член Прогрессивного блока думских фракций, созданного в 1915 г. «Биография в библиотеке Хронос».

21. «Иуда Бэн Элиэйзер. Возрождение иврита». Журнал израильской культуры «Ариэль».  

22. Трумпельдор И. «По тропам еврейской истории». Рут Самуэлс. 

23. Штейфон Борис Александрович, р.1881 в Харькове. Из мещан. Харьковское реальное училище, Чугуевское училище 1902, академия Генштаба 1911. Георгиевский кавалер. Полковник, штаб-офицер для поручений штаба Кавказского фронта. С 5 апр.1918 в Харьковском центре добровольческой армии (утв. 2 фев.1919), летом 1918 начальник штаба Южной армии. Осенью 1918 начальник штаба 3-й пехотной дивизии, затем в нач.1919 командир Белозерского и Архангельского полков, начальник штаба Полтавского отряда, с дек.1919 начальник штаба 7-й пехотной дивизии. Участник Бредового похода. Эвакуирован. 30 мая 1920 возратился в Русскую Армию в штабе 3-й армии и в отделе генерал-квартирмейстера штаба Главнокомандующего до эвакуации Крыма. Генерал-майор (с 1920). Эвакуирован на судне "Сцегед". Галлиполиец, комендант города и лагеря Русской Армии. Генерал-лейтенант. В эмиграции в Югославии, начальник штаба и командир Русского Корпуса. Умер 30 апрю1945 в Загребе. (Волков С.В. "Белое движение. Энциклопедия гражданской войны".) Д.Ковалевский. «Во имя Родины». «Наша страна». Еженедельный русский монархический сборник. 

24. Кутепов Александр Павлович, р.16 сен.1882 года в Череповце. Из дворян Новгородской губерни, сын лесничего. Архангельская гимназия, Санкт-Петербургское пехотное юнкерское училище 1904. Полковник, командующий л.-гв. Преображенским полком. Георгиевский кавалер. В Добровольческой армии и ВСЮР (Вооруженные Силы Юга России) с ноября 1917; командир 3-й офицерской (гвардейской) роты, с декабря 1917 командующий войсками Таганрогского направления. Участник 1-го Кубанского ("Ледяного") похода, командир 3-й роты 1-го Офицерского полка, Корниловского полка, с начала апреля 1918 командир Корниловского ударного полка, затем командир бригады, начальник 1-й пехотной дивизии, с 12 ноября 1918 генерал-майор, с декабря 1918 Черноморский военный губернатор, с 13 января 1919 командир 1-го армейского корпуса, с 23 июня 1919 генерал-лейтенант, с декабря 1919-Добровольческого корпуса. В Русской Армии командир 1-го армейского корпуса, с августа 1920 командующий 1-й армией. Генерал от инфантерии (3 декабря 1920). В Галлиполи командир 1-го армейского корпуса. В эмиграции во Франции. С 1928 начальник РОВС (Русский Обще-Воинский Союз). Убит 26 января 1930 при попытке похищения в Париже. (Волков С.В. "Белое движение". Энциклопедия гражданской войны".) Биография в библиотеке "Хронос". 

25. РОВС - Русский Обще-Воинский Союз. Образован 1 сентября 1924 года путем преобразования из Русской Армии, образованной в Крыму из отошедших туда соеждинений ВСЮР (Вооруженных Сил Юга России) под командованием генерала барона Врангеля 28 апреля 1920 года. С 1924 генерал-лейтенант барон П.Н. Врангель главнокомандующий РОВС, начальник штаба генерал кавалерии П.Н.Шатилов, начальник снабжения генерал-майор И.П.Ставицкий (с 15 августа 1920 г.). Волков С.В. "Белое движение. Энциклопедия гражданской войны". Санкт-Петербург 2002 г.

26. Барон Врангель Петр Николаевич, р. 15 августа 1878 года в Ростове. Из дворян Санкт-Петербургской губерни, сын директора страхового общества в Ростове. Ростовское реальное училище, Горный институт 1901, академия Генштаба 1910. Офицер л.-гв.Конного полка. Генерал-майор, командующий сводным конным корпусом. В Добровольческой Армии с 25 августа 1918; с 28 августа 1918 командир бригады 1-й конной дивизии, с 31 октября 1918 начальник 1-й конной дивизии, с 15 ноября 1918 года командир 1-го конного корпуса, с 27 декабря 1918 командующий Добровольческой армией, с 10 января 1919 командующий Кавказской Добровольческой армией, с 26 ноября по 21 декабря 1919 командующий Добровольческой аримей. Эвакуирован в феврале 1920 из Севастополя на судне "Посадник". С 22 марта 1920 Главнокомандующий ВСЮР (Вооруженных Сил Юга России) и Русской Армии. Генерал-лейтенант (с 22 ноября 1918). В эмиграции, с 1924 начальник образованного из Русской Армии РОВС. С сентября 1927 в Бельгии. Умер 25 апреля в Брюсселе. Волков С.В. "Белое движение. Энциклопедия гражданской войны". Биография в библиотеке "Хронос". 

27. (Wehrmacht, от Wehr - оружие, оборона и Macht - сила), вооруженные силы нацистской Германии в 1935-45 гг. «Энциклопедия 3-го рейха». 

28. Гитлер А. 1) Биография в "Энциклопедии 3-го рейха".  2) Биография Гитлера в библиотеке "Хронос". 

29. НКВД - Народный Комиссариат Внутренних Дел. "Система карательных органов". Библиотека "Хронос". 

 
31. НТС- Национально-Трудовой Союз. (солидаристы). К наиболее активным ныне зарубежно-русским политическим организациям относится Национально-Трудовой Союз Нового Поколения - Солидаристы (Н.Т.С.Н.П.).
     Формальное основание Союза относится к съезду представителей в июне 1930 г. в Белграде - Югославия.
     Общей задачей Н.Т.С., как сказано в "Календаре-Памятке Борьбы", является свержение большевистской диктатуры и установление национально-трудового строя, строя свободы, солидарности и справедливости.
     На Родине - продолжать изыскания все новых и новых путей борьбы для осуществления Национальной Революции, одновременно пополняя свои ряды и укрепляясь организационно.
     В Зарубежье - быть крепким тылом для борющихся на Родине, служа для них моральным и организационным оплотом, резервом бойцов и источником снабжения.
     В Иностранном мире - раскрывать идею солидаризма, позволяющую поднять в мире новый флаг борьбы, вокруг которого могут объединиться все свободолюбивые, антитоталитарные, демократические и творческие силы всех народов.
     Считая, что одного лишь голого отрицания коммунизма недостаточно, Н.Т.С. выставил взамен положительную теорию - солидаризм, построенный не на борьбе классов, а на сотрудничестве всех граждан страны. Хотя эта программа в течение десятилетий и подвергалась некоторым изменениям, ее основные положения оставались неизменными.
     Н.Т.С. отличается от многих современных эмигрантских течений прежде всего тем, что он против идеи освобождения от коммунизма извне - путем иностранного вооруженного вмешательства. Он считает, что эта задача должна быть выполнена самим русским народом изнутри, при помощи революции. Принимая время от времени иностранную деловую и финансовую помощь частного и общественного порядка, организация, как утверждает "Календарь", никогда ни на йоту не уступала своей независимости.
     Организация Н.Т.С., насчитывающая уже 35 лет, оказалась наиболее жизненной. Некоторые из ее активнейших членов сегодня - дети тех русских эмигрантов, которые в 1930 г. в Белграде ее и основали. Она не проявляет ни старения, ни усталости, ни выдыхания. Нынешний ее Председатель В. Д. Поремский, равно как и его предшественник - Виктор Байдалаков - один из основателей организации.
     Ныне центр управленя Н.Т.С. находится в З. Германии, в Франкфурте.
     Для осуществления поставленных задач Союз пользуется Радио-станциями: 1. - Свободная Россия - в Зап. Германии; 2. - с Формозы и 3. - из Южной Кореи; изданиями: 1. - еженедельник "Посев", 2. - для членов Организации - газета "За Россию", 3. - журналы "Грани" и "Встречи", и др. печат. органами, как напр., издав. в Мельбурне (Австралия) газ. "Единение", и отдельными изданиями для пересылки в СССР.
Кадесников Н.З. "Краткий очерк истории Росии XX века". Издание Свято-Сергиевской Гимназии. Нью-Йорк, США, 1967г 
 
32. Редлих Роман Николаевич. Родился в 1911 году в Москве, в семье обрусевшего немца. В 1929 году окончил среднюю школу, работал слесарем на железной дороге, затем младшим научным сотрудником в госинституте психологии, педологии и психотехники (ГИППП). В 1933 году вместе с семьей эмигрировал в Германию. В 1940 году окончил Берлинский университет со степенью доктора философии. Его учителями были выдающиеся русские философы С. Л. Франк и Б. П. Вышеславцев. В 1940 году вступил в НТСНП (позже НТС). В 1942-43 годах занимался пропагандистской работой в лагерях советских военнопленных. В 1943-44 годах создавал ячейки НТС на оккупированных территориях. С июля 1944 года находился в розыске гестапо “за антинемецкую деятельность”. Скрывался под именем “капитан Воробьев”. В 1946 году был избран в Совет НТС. Неоднократно избирался в Исполнительное бюро НТС. Занимался литературной, научной и педагогической деятельностью. В 1947-55 годах возглавлял группу по изучению положения в СССР, курсы по подготовке членов НТС. В 1955-58 годах вел радиопередачи НТС с Дальнего Востока на Россию (Тайбей, Манила, Сеул). Автор философских работ «Сталинщина как духовный феномен»(1971), «Советское общество»(1972), «Солидарность и свобода»(1984). Автор многих статей в журналах «Посев», «Грани», «Наши дни», «Мыслители» и радиопередач радиостанции «Свободная Россия». С 1992 года преподает курс философии в Гуманитарном университете Натальи Нестеровой (Москва). Проживает в Германии. Разговор с Романом Рейдлихом. "Смена" 27 марта 1993 года. "Человек без гражданства". Смоленская духовная семинария. 
 
 
34. Иоффе Адольф Абрамович (1883-1927) - видный советский дипломат. В социал-демократическом движении принимал участие с конца 90-х годов. На VI съезде РСДРП(б) вместе с межрайонцами был принят в партию большевиков и избран в ЦК. В Октябрьские дни 1917 г.- член Петроградского Военно-революционного комитета. Во время брестских переговоров входил в состав советской мирной делегации. С апреля по ноябрь 1918 г. - полпред РСФСР в Берлине. В последующие годы также на дипломатической работе. В 1925-1927 гр. примыкал к троцкистской оппозиции. Использованы материалы из кн.:  Ф.Ф. Раскольников На боевых постах. М. 1964. Биография в библиотеке "Хронос". 
 
 
 
37. Пустословный и помпезный бахвалёж был всегда характерен  для советской власти, тем более про Красную армию, начиная с памятного мифа 23 февраля, которую почему-то до сих пор считают днем рождения Красной армии – традиционным мужским днем, а в современной России – «днем защитника Отечества». На самом деле 23 февраля 1918 года во время наступления немцев на Псково-Нарвском направлении, отряд под командованием матроса Дыбенко бывшего в это время у большевиков наркомом по морским делам, в прошлом мятежного матроса с броненосца «Император Павел I» одного из организаторов восстания на корабле в 1915 году, оставил Нарву, за что Дыбенко был освобожден от поста наркома и судим революционным трибуналом, посчитавшим, что к решению поставленной задачи "он, не будучи военным специалистом, совершенно не был подготовлен", и оправдавшим его. Павел Платонов. "Нам песня строить и жить помогала". Глава "Мы раздували пожар мировой".
 
39. Дроздовский Михаил Гордеевич, родился в Киеве 7 октября 1881. Из дворян, сын генерала. Киевский кадетский корпус 1899, Павловское военное училище 1901, академия Генштаба 1908. Офицер л.-гв.Волынского полка. Полковник, начальник 14-й пехотной дивизии. В начале 1918 сформировал отряд добровольцев на Румынском фронте (1-я отдельная бригада русских добровольцев), с которым 26 февраля 1918 выступил на Дон и 27 мая 1918 сединился с Доровольческой армией. В Добровольческой армии начальник 3-й дивизии. Генерал-майор (12 ноября 1918). Ранен 31 октября 1918 под Ставрополем. Умер от ран 1 января 1919 в Ростове. Волков С.В. "Белое движение. Энциклопедия гражданской войны". Биография в библиотеке "Хронос". 
 
40. Родзянко Александр Павлович, родился 13 августа 1879. пажеский корпус 1899. Полковник Кавалергардского полка, командир полка Офицерской кавалерийстской школы, командующий 1-й бригадой и вр.и.д. командира 17-й кавалерийской дивизии. В Северо-Западной армии; с 20 ноября 1918 в Отдельном Псковском добровольческом корпусе Северной Армии, командир формируемых русских частей в Риге, с 23 ноября 1918 генерал-майор, с марта 1919 начальник Южной группы, с 25 мая 1919 командир Северного корпуса, с 19 июня 1919 командующий северно-Западной армией; октябрь-23 ноб.1919 помощник Главнокомандующего Северо-Западной армией генерала Юденича. Генерал-лейтенант (к августу 1919). В эмиграции на Восточном побережье США, на ноябрь 1951 представитель полкового объединения в США, к февралю 1954 председатель отдела Союза Пажей. Умер 6 мая 1970 в Нью-Йорке. Волков С.В. "Белое движение. Энциклопедия гражданской войны". Биография в библиотеке "Хронос". 
 
41. Клейст, Пауль Людвиг Эвальд фон (Kleist), (1881-1954), генерал-фельдмаршал вооруженных сил Германии. Родился 8 августа 1881 в Браунфельсе в старинной аристократической семье, близкой к семейству Гинденбургов. В 1932-35 командовал кавалерийской дивизией. 1 августа 1936 ему было присвоено звание генерала кавалерии, и он был назначен командующим 8-м военным округом (Бреслау). Временно был отстранен от службы, но в августе 1939 вновь назначен командующим 22-м армейским корпусом. В 1940 командовал танковой группировкой на Западном фронте. В 1941 воевал на Балканах, участвовал во взятии Белграда. Во время вторжения в СССР фон Клейст командовал 1-й танковой армией, принимавшей участие в боях под Ростовом и на Сев. Кавказе. В составе его войск находились подразделения, целиком состоявшие из азербайджанцев, калмыков, осетин и других народностей Кавказа. 31 января 1943 за успехи в Русской кампании фон Клейст был удостоен звания генерал-фельдмаршала. В конце 2-й мировой войны фон Клейст попал в плен в Югославии. В 1948 он был передан англичанами Советскому Союзу. В октябре 1954 умер в лагере для военнопленных во Владимире. Энциклопедия 3-го рейха. Составлена Сергеем Воропаевым. 

42. Версальский договор. 28 июня 1919 г. был подписан мирный договор между странами Антанты и Германией.
     Вместе с договорами, подписанными странами Антанты с Австрией, Болгарией, Венгрией и Турцией (Сен-Жерменский от 10 августа 1920 г., Нейиский от 27 ноября 1919 г., Трианонский от 4 июня 1920 г. и Севрский от 10 августа 1920 г., Лозанский, подписанный двумя актами - от 30 января и от 24 июля 1923 г.), договор с Германией составляет так называемую Версальскую систему послевоенного устройства мира. Версальская система имела антисоветскую направленность. Она отражала стремление западных держав задушить революционное движение и поставить в подчиненное положение побежденные страны. Версальская система не привела к ослаблению, смягчению основных противоречий, вызвавших начало первой мировой войны, что в конечном счете привело к возникновению второй мировой.
Извлечение исторических источников в библиотеке "Хронос". 
 
43. Рапалльский договор. Заключен 16 апреля 1922 года во время Генуэзской конференции в городе Рапалло (Италия). Означал прорыв в международной дипломатической изоляции Советской России. Со стороны РСФСР подписан Г. В. Чичериным. Договор предусматривал немедленное восстановление в полном объеме дипломатических отношений между РСФСР и Германией. Стороны взаимно отказывались от претензий на возмещение военных расходов и невоенных убытков и договаривались о порядке урегулирования разногласий между собой. Германия признавала национализацию германской государственной и частной собственности в РСФСР и отказывалась от претензий, вытекающих "из мероприятий РСФСР или ее органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств". Обе стороны признали принцип наибольшего благоприятствования в качестве основы их правовых и экономических отношений, обязывались содействовать развитию их торгово-экономических связей. Германсоке правителсьвто заявляло о своей готовности оказать немецким фирмам помощь в деле развития деловых связей с советскими организациями. Договор был заключен без указания срока. По соглашению, подписанному 5 ноября 1922 года в Берлине, он был распространен на другие советские республики. Сокращенный вариант договора в библиотеке "Хронос". 
 
 
 
 
 

[версия для печати]
 
  © 2004 – 2015 Educational Orthodox Society «Russia in colors» in Jerusalem
Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: ricolor1@gmail.com